Темы статей
Выбрать темы

Замена автошин: порядок отражения в учете

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Замена автошин: порядок отражения в учете

 

Предприятие в ходе подготовки принадлежащего ему легкового автомобиля к осенне-зимнему сезону приняло решение поменять летние автошины, которыми в настоящий момент укомплектован автомобиль, на зимние. При этом зимние шины приобретены отдельно. Летние шины ввиду их непригодности для дальнейшего использования планируется списать. В каком порядке такие операции отражаются в налоговом и бухгалтерском учете предприятия?

(г. Ужгород)

 

Начнем с того, что операции по замене на дорожном транспортном средстве шин не относятся к его реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшения (см. п. 3.19 Положения № 102). В то же время эти операции не включены и в перечень операций, относящихся к техническому обслуживанию, — они не указаны в приложениях А, Б и В к Положению № 102. Однако данные перечни не являются исчерпывающими, а значит, при определенных обстоятельствах могут быть дополнены операциями по замене шин.

Так, например, сезонная замена шин, на наш взгляд, вполне может быть отнесена к техническому обслуживанию автомобиля как операция по поддержанию его работоспособности в изменившихся дорожных условиях (см. п. 1.3 Положения № 102).

Что касается замены автошин, не связанной с подготовкой автомобиля к сезону, то здесь нужно исходить из норм эксплуатационного пробега шин и порядка их корректировки в зависимости от условий эксплуатации, закрепленных в Нормах № 420 (см. п. 3.20 Положения № 102).

После установки на транспортное средство автомобильные шины должны выработать определенный ресурс, установленный Нормами № 488. Вместе с тем то, что фактический пробег шин достигает установленных норм (эти нормы определяются в километрах), — не обязательное и не единственное условие их списания. У шин и до достижения предельного пробега могут проявиться производственные или эксплуатационные дефекты, которые не подлежат ремонту или ремонт которых экономически нецелесообразен. При выявлении этих дефектов шины списываются независимо от их пробега.

Если пробег шин достигает установленных норм, но при этом они находятся в удовлетворительном состоянии (т. е. нет неустранимых повреждений и остаточная высота протектора находится в пределах установленных норм), то такие шины допускается использовать до определенного уровня износа (пп. 3.2, 7.2 Норм № 488).

Приобретение шин с целью замены. Если шины выработали свой ресурс, установленный соответствующими нормами, и не пригодны для дальнейшего использования по назначению или по своим физическим характеристикам не пригодны для дальнейшего использования до достижения нормативного ресурса эксплуатации, они подлежат списанию (п. 3.2 Норм № 488). На их смену должны прийти новые шины.

Здесь возможны два варианта учета:

Вариант I. Если предприятие приобретает новые шины, то оно относит их к составу запасов и учитывает на субсчете 207 «Запасные части». При передаче шин со склада для установки на автомобиль их стоимость списывают на расходы отчетного периода как расходы, связанные с поддержанием объекта основных средств в рабочем состоянии (п. 15 П(С)БУ 7), и в дальнейшем ведут аналитический учет по местам их хранения и в разрезе материально ответственных лиц.

Вариант II. Согласно данному варианту шины учитываются на субсчете 207 «Запасные части» до момента их списания ввиду непригодности, и только затем стоимость шин попадет в расходы, а не в момент установки на автомобиль. Сторонники этого варианта считают, что согласно Инструкции № 291 на субсчете 207 ведется учет, в частности, автомобильных шин в запасе и обороте. Из этого следует, что для учета шин в запасе (на складе) и обороте (на автомобиле в эксплуатации) к субсчету 207 должны открываться отдельные субсчета третьего и четвертого порядка или аналитические счета, например, соответственно 2071 и 2072.

Нам ближе первый вариант, хотя второй вариант осторожнее.

Дело в том, что, по мнению налоговиков (см. консультацию, размещенную в разделе 110.07.20 ЕБНЗ*), замену старых шин, которые прошли установленный нормами километраж, можно считать техническим обслуживанием транспортного средства. В связи с этим затраты на приобретение таких шин в налоговом учете можно относить к расходам на содержание основных средств.

* Хотя эта консультация в настоящий момент утратила силу, мнение налоговиков, скорее всего, останется таким же.

Если же возникает необходимость замены шин, не прошедших норму пробега вследствие их повреждения, то такая замена, с точки зрения сотрудников налогового ведомства, более подходит под текущий ремонт транспортного средства. Соответственно затраты на приобретение данных шин отражаются по ремонтным правилам.

Вывод налоговиков следующий. Стоимость приобретенных предприятием шин ни в момент оприходования, ни в момент передачи со склада для установки на автомобиль в налоговом учете не отражается. И только когда станет известно, что шины, установленные на автомобиль, выработали свой ресурс, определенный Нормами № 488, затраты на их приобретение попадут в расходы и в зависимости от направления использования транспортного средства будут учитываться в составе:

— либо общепроизводственных расходов (п.п. «г» п.п. 138.8.5 НКУ),

— либо административных расходов (п.п. «в» п.п. 138.10.2 НКУ),

— либо расходов на сбыт (п.п. «д» п.п. 138.10.3 НКУ).

А вот затраты на приобретение шин, которые в процессе эксплуатации получили повреждения и стали непригодными для дальнейшего использования до достижения нормативного пробега, должны, по мнению специалистов налоговой службы, отражаться как ремонт транспортного средства.

То есть сумма понесенных затрат в пределах 10 % ремонтного лимита попадет в налоговые расходы (п. 146.12 НКУ). При этом:

— затраты на приобретение шин для автомобиля общепроизводственного назначения, попадающие в производственную себестоимость, включаются в налоговые расходы одновременно с признанием дохода от реализации произведенной продукции;

— затраты на приобретение шин для автомобиля административного или сбытового назначения включаются в налоговые расходы в периоде их осуществления.

Расходы, превышающие указанный 10 % лимит, увеличивают первоначальную стоимость транспортного средства (п. 146.11 НКУ).

Предлагаемый налоговиками подход как раз соответствует бухучетному варианту II отражения затрат на замену шин. Хотя нам, повторим, больше импонирует вариант I, когда стоимость шин относится к расходам уже в момент их установки на автомобиль.

Что касается НДС, то хозяйственная направленность операции по замене шин дает право предприятию учесть суммы «входного» НДС по ним в составе налогового кредита на основании ст. 198 НКУ.

Однако имейте в виду: если вы хотите заменить еще не износившиеся шины (т. е. до достижения нормативного пробега), например, в связи с интенсивностью использования, то не исключено, что такую причину налоговики не сочтут «уважительной» для их списания и в части НДС потребуют на «недобегавшую» сумму начислить налоговые обязательства по ставке 20 % без корректировки ранее отраженного налогового кредита.

Сезонная замена шин. Выше мы сказали, что сезонную замену шин можно отнести к техническому обслуживанию автомобиля. В связи с этим затраты на приобретение зимних шин при подготовке автомобиля к зиме предприятие в налоговом учете отнесет к расходам и отразит в зависимости от направления использования этого транспортного средства в составе:

— либо общепроизводственных расходов (абзац «г» п.п. 138.8.5 НКУ),

— либо административных расходов (абзац «в» п.п. 138.10.2 НКУ),

— либо расходов на сбыт (абзац «д» п.п. 138.10.3 НКУ).

Однако произойдет это не сразу при покупке зимней резины, а:

— либо на дату передачи ее со склада для установки на автомобиль (если выбран вариант I учета автошин) (с учетом распределения общепроизводственных расходов),

— либо на дату списания ее в связи с непригодностью (если выбран вариант II учета автошин) (с учетом распределения общепроизводственных расходов).

В бухгалтерском учете — это также расходы отчетного периода с отнесением к нужной категории (общепроизводственные, административные или сбытовые).

Дальнейшая судьба летних шин будет зависеть от степени их изношенности. Шины, пригодные для дальнейшей эксплуатации, должны быть возвращены на склад, чтобы дождаться весны (т. е. следующего сезонного техобслуживания), а непригодные должны быть списаны в вышеуказанном порядке.

Возврат летних шин на склад не вызывает необходимости проведения каких-либо корректировок в налоговом учете.

В бухгалтерском учете такой возврат будет отражен так:

— если применяется вариант I учета автошин — только в аналитическом учете;

— если используется вариант II учета автошин — путем осуществления бухгалтерской записи:
Дт 2071 — Кт 2072.

Работы по замене шин. При отсутствии на предприятии технической службы операция по замене шин может проводиться в специальной мастерской или на СТО.

Стоимость этих работ в налоговом учете включается в расходы предприятия и в зависимости от направления использования транспортного средства учитывается в составе:

— либо общепроизводственных расходов (абзац «г» п.п. 138.8.5 НКУ),

— либо административных расходов (абзац «в» п.п. 138.10.2 НКУ),

— либо расходов на сбыт (абзац «д» п.п. 138.10.3 НКУ).

Суммы НДС, уплаченные в составе указанных работ их исполнителю, увеличивают налоговый кредит предприятия на основании ст. 198 НКУ.

В бухгалтерском учете такие затраты попадают в состав расходов отчетного периода и также учитываются в зависимости от направления использования автомобиля.

Пример. Предприятие приобрело комплект зимних шин стоимостью 3360 грн. (без НДС — 2800 грн.; НДС 20 % — 560 грн.) для замены летних шин на автомобиле, используемом аппаратом управления.

Замена шин произведена на СТО. Стоимость услуг по замене шин — 150 грн. (без НДС — 125 грн.; НДС 20 % — 25 грн.).

Летние шины ввиду их непригодности для дальнейшего использования (выработали ресурс, установленный Нормами № 488) подлежат списанию. Их стоимость — 1200 грн.

Стоимость услуг специализированного предприятия по утилизации шин — 120 грн. (без НДС — 100 грн.; НДС 20 % — 20 грн.).

Предположим, что предприятие применяет вариант I учета автошин, т. е. затраты на их приобретение относит к расходам при передаче со склада для установки на автомобиль.

В налоговом и бухгалтерском учете предприятия данные операции отражаются следующими

 


записями:

Учет расходов на замену шин

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

2

3

4

5

6

7

Приобретение шин

1

Перечислена поставщику предоплата за комплект зимних шин

371

311

3360

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе суммы предоплаты

641/НДС

644

560

3

Оприходованы приобретенные зимние шины

207

631

2800

4

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС при оприходовании зимних шин

644

631

560

5

Произведен зачет задолженностей

631

371

3360

Замена шин

1

Переданы со склада зимние шины для установки на автомобиль вместо летних

92*

207*

2800

2800*

* Если бы предприятие применяло вариант II учета автошин, то в данной ситуации бухгалтерская запись была бы такой: Дт 2072 — Кт 2071. Соответственно в состав налоговых расходов стоимость приобретенных зимних шин попала бы лишь после того, как они «выбегали» свою норму.

2

Предоставлены СТО услуги по замене шин

92

631

125

125

3

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе стоимости услуг по замене шин

641/НДС

631

25

4

Оплачены услуги СТО по замене шин

631

311

150

5

Отнесены на финансовый результат:

— стоимость зимних шин

791

92

2800

— стоимость услуг по замене шин

791

92

125

Списание шин

1

Возвращены на склад летние шины

—*

—*

* Если бы предприятие применяло вариант II учета автошин, то в данной ситуации бухгалтерская запись была бы такой: Дт 2071 — Кт 2072 на сумму 1200 грн. (стоимость летних шин).

2

Списаны летние шины

—*

—*

—*

* Если бы предприятие применяло вариант II учета автошин, то в данной ситуации бухгалтерская запись была бы такой: Дт 92 — Кт 2071 на сумму 1200 грн. (стоимость летних шин). Соответственно стоимость летних шин в сумме 1200 грн. была бы учтена в составе налоговых расходов именно в этот момент. Однако поскольку предприятие применяет вариант I, стоимость летних шин была учтена им в составе налоговых расходов еще в момент передачи их со склада для установки на автомобиль.

3

Перечислена предоплата специализированному предприятию за услуги по утилизации летних шин

371

311

120

4

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе суммы предоплаты

641/НДС

644

20

5

Предоставлены услуги по утилизации шин (подписан акт предоставленных услуг)

92

631

100

100

6

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС

644

631

20

7

Произведен зачет предоплаты

631

371

120

8

Отнесена на финансовый результат стоимость услуг по утилизации шин

791

92

100

 

Наталья Белова, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше