Темы статей
Выбрать темы

Предприятие продолжает использовать самортизированный автомобиль: можно ли учесть расходы на его ремонт и заправку ГСМ?

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Предприятие продолжает использовать самортизированный автомобиль: можно ли учесть расходы на его ремонт и заправку ГСМ?

 

Предприятие продолжает эксплуатировать автомобиль, который уже полностью самортизирован в учете (по объекту числится нулевая остаточная стоимость). Можно ли учитывать расходы на его ремонт и заправку ГСМ, включать такие суммы в налоговом учете в состав «налоговых» расходов?

(г. Симферополь)

 

О том, что основные средства, которые полностью самортизированы в учете, однако по-прежнему соответствуют критериям актива (основных средств), могут продолжать эксплуатироваться и использоваться предприятием в хозяйственной деятельности, подробно шла речь в статье «Если основные средства полностью самортизированы» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 87). Вкратце напомним, что в отношении таких «нулевых» объектов предприятие может по своему усмотрению поступить одним из следующих способов: либо провести их переоценку (дооценить до справедливой стоимости), либо же, не желая их переоценивать, в дальнейшем вести по ним лишь количественный учет.

Однако в любом случае независимо от того, по какому пути решит пойти предприятие, расходы, связанные с эксплуатацией такого автомобиля (расходы на его заправку ГСМ и ремонт), являются для предприятия связанными с хозяйственной деятельностью и подлежат соответствующему отражению в учете (попутно, пожалуй, отметим, что зависимости между отражением эксплуатационных расходов и начислением по автотранспорту амортизации законодательством, в том числе «налоговым» — НКУ, не установлено; в качестве примера можно привести опять же арендный вариант, когда расходы на эксплуатацию взятого в аренду автотранспорта отражает в учете именно арендатор, несмотря на то что такой автомобиль продолжает амортизироваться в учете арендодателя).

При этом учет эксплуатационных расходов в данном случае подчиняется общим правилам. То есть, продолжая эксплуатировать в хозяйственной деятельности уже самортизированный автотранспорт, расходы на его заправку ГСМ предприятие списывает на расходы деятельности и в зависимости от того, в каких целях используется автомобиль, относит в состав производственных, общепроизводственных, административных расходов и расходов на сбыт (Дт 23, 91, 92, 93 — Кт 203). При этом в налоговом учете стоимость ГСМ относится на «налоговые» расходы по правилам пп. 138.4, 138.5 НКУ. Поскольку соблюдается условие — «приобретение для использования в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности» — суммы НДС, входящие в стоимость приобретаемых ГСМ, предприятие имеет право отнести в налоговый кредит (ст. 198 НКУ).

Поскольку эксплуатируемый автотранспорт (достигший нулевой остаточной стоимости) по-прежнему является объектом основных средств, то расходы на его ремонты и улучшения также подлежат отражению в учете. Так, в частности, в налоговом учете на него распространяются «ремонтные» нормы пп. 146.11 — 146.12 НКУ. Это означает, что, ремонтируя или улучшая такой автотранспорт, предприятие, следуя общеустановленным правилам, может отразить расходы на его ремонты и улучшения в налоговом учете (т. е. в пределах 10 % «ремонтного» лимита — включить в «налоговые» расходы, а в сумме, превышающей 10 % «ремонтный» лимит, — отнести на увеличение стоимости основных средств с их последующей амортизацией; о ремонтных расходах см. также статью «Ремонт ОС: применяем 10 % «ремонтный» лимит» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 73). Кстати, о возможности отражения в налоговом учете (в порядке, установленном пп. 146.11 — 146.12 НКУ) расходов на проведение ремонтов и улучшений полностью самортизированных основных средств говорили и налоговики (см., например, консультацию из раздела 110.09.01 ЕБНЗ). И хотя срок действия такой консультации на сегодняшний день в ЕБНЗ ограничен периодом «до 01.07.2012 г.», по всей видимости, содержащихся в ней выводов налоговики будут придерживаться и в дальнейшем.

В бухгалтерском учете в таком случае действуют «ремонтные» правила пп. 14 — 15 П(С)БУ 7,
согласно которым важное значение, в первую очередь, имеет характер проводимых ремонтных мероприятий, в связи с чем на расходы списываются лишь затраты на ремонты ОС «по их поддержанию в рабочем состоянии», в то время как расходы «на улучшения» основных средств, приводящие к увеличению будущих экономических выгод (на модернизацию, реконструкцию, дооборудование и т. п.), относятся на увеличение первоначальной стоимости объекта, т. е. капитализируются и в дальнейшем подлежат амортизации.

 

Людмила Солошенко, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше