Развал-схождение колес автомобиля: куда относить расходы
Как следует отразить в учете оплату работ по регулированию установки колес автомобиля — как расходы на техобслуживание или как расходы на ремонт?
(г. Днепродзержинск)
Напомним, что в соответствии с Правилами № 792 и п. 1.3 Положения № 102 ремонт — это комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей. В то же время в определении техобслуживания указанные документы расходятся. Если Положение № 102 определяет целью техобслуживания поддержание работоспособности или исправности изделия во время использования по назначению, хранения и транспортировки, то Правила № 792 — удовлетворение требованиям, установленным эксплуатационной или сервисной документацией транспортного средства, как условие обеспечения соответствия его эксплуатационных характеристик требованиям производителя и нормативных документов.
Недавно свою позицию по этому поводу высказало профильное ведомство. В письме Министерства инфраструктуры Украины от 03.02.2012 г. № 1075/25/10-12 говорится, что выполненные работы относятся либо к техническому обслуживанию, либо к ремонту на основании перечней и порядка выполнения работ, регламентированных разработчиком (производителем) дорожных транспортных средств и их составляющих и/или по записям, разработанным в инструкциях по эксплуатации и/или в сервисных книгах, а также в нормативных документах.
Из данного определения можно заключить, что Мининфраструктуры, вероятно, склоняется к определению техобслуживания, данному в Правилах № 792, однако ввиду недостаточной ясности считаем целесообразным ориентироваться на Положение № 102.
Работы по регулированию (развал-схождение) вполне подпадают под п. 4 приложения Б к Положению № 102: «Проверить осмотром задний (средний) мост: правильность установки (без перекоса), состояние и крепление редуктора и колесных передач, состояние и правильность установки балки передней оси, углы установки передних колес. При необходимости выполнить регулировочные работы». В п. 3.10 Положения № 102 указано, что в приложении Б приводится перечень работ, относящихся ко второму техническому обслуживанию.
Таким образом, расходы на оплату работ по регулированию (развал-схождение) следует считать расходами на техобслуживание. В соответствии с направлением использования автомобиля они включаются в состав себестоимости товаров (работ, услуг), административных расходов или расходов на сбыт. При включении в себестоимость данные расходы отражаются в учете в периоде получения связанного с ними дохода (п. 138.4 НКУ), а в остальных случаях — в периоде осуществления (п. 138.5 НКУ).
Максим Нестеренко, экономист-аналитик