Путевой лист: как решить вопрос с медосмотрами?
На предприятии в штате нет медработника. Как решить вопрос с проставлением отметки о прохождении водителем медосмотра в путевом листе? Кроме того, иногда водители уезжают на несколько дней в командировки и возможности в проставлении ежедневных отметок о медосмотре нет. Какими могут быть последствия?
(г. Днепропетровск)
Начнем с того, что со вступлением в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по устранению чрезмерного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок» от 05.07.2011 г. № 3565-VI с 14.08.2011 г. из Закона об автотранспорте исключены все упоминания о путевом листе. Как следствие, представители ГАИ не могут требовать от водителя предъявить путевой лист и штрафовать в случае его отсутствия.
Однако в силу целого ряда причин вопрос о правильном оформлении путевого листа не утрачивает своей актуальности:
во-первых, из законодательства не исчезло требование об обязательном прохождении водителями предсменных и ежесменных медосмотров, отметка о чем проставляется в путевом листе;
во-вторых, ГНСУ даже после упомянутых выше изменений, произошедших в действующим законодательстве, настаивает не только на необходимости наличия путевого листа, но и на обязательности его составления по форме № 3 (см. письмо ГНСУ от 28.02.2012 г. № 3535/6/15-1415 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 36-37)*.
* Не можем не отметить некоторые позитивные подвижки в позиции главного налогового ведомства: ГНСУ обратилась к Государственной службе статистики с вопросом о необходимости и обязательности путевых листов (см. письма ГНСУ от 10.04.2012 г. № 5271/5/15-1416, от 13.04.2012 г. № 6542/6/15-1415). Госслужба статистики, в свою очередь, указывает на то, что не считает использование путевого листа обязательным, а также упоминает, что приказ, которым утверждена его форма, в ближайшее время должен быть отменен (см. письма от 27.03.2012 г. № 05/2-8/26, от 04.05.2012 г. № 05/2-7/33).
В результате имеем ситуацию, при которой путевой лист, с одной стороны, не является обязательным для использования, но, с другой стороны, без него, как и прежде, нельзя обойтись, в частности в целях подтверждения проведения предрейсового медосмотра и списания ГСМ (см. статью «Путевые листы: для учетной сферы остаются обязательными» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 90, с. 42, а также статью «Приобретение и использование ГСМ: порядок отражения в учете» на с. 4 сегодняшнего номера).
Вместе с тем, по нашему мнению, в налоговых целях использование путевых листов в настоящее время должно восприниматься не как незыблемое требование, а всего лишь как один из возможных способов выполнения предписаний законодательства относительно признания расходов, учитываемых для определения объекта налогообложения, исключительно на основании первичных документов, подтверждающих осуществление плательщиком налога расходов, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета. Другой из возможных способов: согласно п. 2.7 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина Украины от 24.05.95 г. № 88, форму таких первичных документов предприятие может разработать самостоятельно .
В том случае, когда автомобиль предоставляется для использования в служебных целях больше чем на сутки, использование «самодельных» путевых листов вместо «бланков типовых и специализированных форм, утвержденных соответствующим органом государственной власти», могло бы стать приемлемым выходом. К сожалению, налоговики пойти навстречу налогоплательщикам в рассматриваемом вопросе не готовы: они продолжают настаивать на том, что основанием для учета расходов на приобретение горюче-смазочных материалов, по их мнению, может быть только традиционный путевой лист, оформленный согласно требованиям соответствующей ведомственной инструкции, а применение любых других форм путевых листов для учета работы служебных легковых автомобилей не допускается (см. письмо ГНСУ от 28.02.2012 г. № 3535/6/15-1415).
Столь категоричные заявления ГНСУ, высказанные в упомянутом письме, на наш взгляд, не имеют под собой достаточных оснований, поскольку подзаконные нормативно-правовые акты Госкомстата, регулирующие порядок применения путевых листов, вступают в противоречие с Законом об автотранспорте и Правилами дорожного движения как актами более высокой юридической силы, в связи с чем приниматься во внимание вообще не должны. НКУ, в свою очередь, о конкретной форме первичного документа (любого, в том числе и того, посредством которого будут подтверждаться расходы на ГСМ) ничего не говорит, отсылая при этом к правилам ведения бухгалтерского учета. Это, на наш взгляд, дает зеленый свет для применения какой угодно формы путевого листа, лишь бы она отвечала общим требованиям к первичному документу , сформулированным в ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.
Следует сказать, что требование о необходимости прохождения пред- и послерейсовых медосмотров установлено в отношении как водителей-автоперевозчиков, так и водителей любого другого предприятия (ст. 45 Закона о дорожном движении). За выпуск транспортных средств без отметок в путевом листе о прохождении ежесменного медосмотра на должностных лиц предприятия может быть наложен штраф от 40 до 50 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, т. е. от 680 до 850 грн., а при повторном в течение года нарушении — от 50 до 80 ннмдг, т. е. от 850 до 1360 грн. (ст. 128 КоАП). Оказание услуг по перевозке пассажиров или грузов без прохождения водителем ежесменного медосмотра может повлечь за собой штраф от 30 до 40 ннмдг, т. е. от 510 до 680 грн. (ст. 1331 КоАП).
На практике у субъектов хозяйствования часто возникает вопрос о возможных формах организации медосмотров водителей. В Положении о медосмотре водителей, в частности, предусмотрено, что ежесменный предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся врачами либо средними медицинскими работниками, которые осуществляют медицинский контроль обслуживания водителей предприятий, учреждений, организаций (п. 1.9). Медицинские работники имеют право проводить указанные медицинские осмотры после периодического (1 раз в три года) обучения методам их проведения в Украинском медицинском центре безопасности дорожного движения и его филиалах.
Чтобы выполнить требование о прохождении ежесменных медосмотров, предприятие может либо включить в свой штат лицо, у которого есть Свидетельство о праве проведения предрейсовых (послерейсовых) медосмотров*, либо заключить договор о предоставлении услуг по проведению пред- и послерейсовых медосмотров с медучреждением либо субъектом хозяйствования, имеющим лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике.
* Правда, не так давно Госкомпредпринимательства, сославшись на Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV, высказался в пользу того, что данный документ, имеющий разрешительный характер, но не соответствующий требованиям указанного Закона, не должен требоваться (см. письмо от 26.09.2011 г. № 7503).
Что касается требования о прохождении медосмотра в ситуации, когда водитель, к примеру, едет на несколько дней в командировку, то в этом случае достаточным будет прохождение медосмотра перед выездом в командировку, поскольку само понятие «рейс» понимается как движение транспортного средства от начального до конечного пункта маршрута (ст. 1 Закона об автотранспорте). Такой вывод подтверждают и судебные инстанции (см., например, постановления Червоноградского городского суда Львовской области от 01.06.2011 г. по делу № 2-а-863/11, Бахмачского районного суда Черниговской области от 14.06.2010 г. по делу № 2-а-104, Червоноармейского районного суда Житомирской области от 20.09.2012 г. по делу № 2-а-32/12 и др.).
Елена Уварова, юрист
Игорь Хмелевский, экономист-аналитик