Темы статей
Выбрать темы

Приобретен автомобиль: надо ли подавать форму № 20-ОПП?

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Приобретен автомобиль: надо ли подавать форму № 20-ОПП?

 

Предприятие приобрело транспортное средство. Обязано ли оно в связи с этим подать форму № 20-ОПП в налоговый орган?

(г. Днепропетровск)

 

Как известно, налоговые органы свои требования о необходимости предоставления каждым налогоплательщиком уведомления обо «всех объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением», обосновывают ссылкой на п. 63.3 НКУ и на р. VIIІ Порядка № 1588. Названными нормами на налогоплательщиков действительно возложена обязанность не только становиться на учет в налоговых органах по своему местонахождению (основное место учета) и по месту расположения подразделений, движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения и объектов, которые связаны с налогообложением либо через которые осуществляется деятельность (неосновное место учета), но и обязанность уведомлять обо всех таких объектах путем подачи формы № 20-ОПП.

При этом уведомлять надо не только о наличии такого объекта, но и о его состоянии. Налоговики на местах в своих разъяснениях указывают на то, что это могут быть как офисы, производственные помещения и т. п., так и любое движимое имущество, в том числе объекты, используемые для выездной деятельности (например, выездная торговля на автомобиле). Уверенности в правильности такой позиции им придает и предложенный ГНСУ Справочник типов объектов налогообложения (см. на сайте ГНСУ: www.sts.gov.ua в рубрике «Головна/Довідники/Типи об’єктів оподаткування»), в который среди прочего вошли «Автомобиль» (под кодом 20), «Автоприцеп» (под кодом 26), «Автотранспорт» (под кодом 34), «Трейлер» (под кодом 35), «Автофургон» (под кодом 36).

Иначе говоря, в понимании самих налоговиков основной целью введения формы № 20-ОПП является получение от налогоплательщиков информации обо всех имеющихся у них объектах имущества, их местонахождении, перемещении и состоянии, в котором они фактически находятся (строятся/готовятся к вводу в эксплуатацию; эксплуатируются; временно не эксплуатируются; сдаются в аренду; арендуются; смена местонахождения; не пригоден к эксплуатации; объект отчужден/возвращен собственнику; изменение назначения/перепрофилирование). Напомним: исключение налоговые органы готовы сделать только в отношении таких объектов налогообложения, как «товары, доход (прибыль), обороты по реализации товаров (работ, услуг), операции по поставке товаров (работ, услуг), информация о которых отражается в соответствующей налоговой отчетности (декларации по налогу на прибыль, по НДС, налоговом расчете по ф. № 1-ДФ и т. д.)» (см. раздел 040.07 Единой базы налоговых знаний).

По нашему мнению, обязанность предоставления уведомления по форме № 20-ОПП может касаться исключительно того имущества, которое выступает непосредственным объектом налогообложения
(а не любых операций с ними). Поэтому в случае приобретения автомобиля вопрос о необходимости предоставления уведомления по форме № 20-ОПП может ставиться лишь в ситуации, когда у юрлица-покупателя в связи с этим возникает обязанность первой регистрации в Украине транспортного средства и, следовательно, уплаты транспортного сбора. При любом ином развитии событий, даже если в последующем автомобиль будет использоваться для выездной торговли, обязанности уведомлять о его приобретении либо о формах его эксплуатации нет.

Буквальное прочтение п. 8.4. Порядка № 1588 указывает на то, что подобное уведомление должно быть подано в орган государственной налоговой службы по месту стоянки автомобиля в течение 10 рабочих дней со дня его регистрации. При этом если место стоянки автомобиля находится по налоговому адресу юрлица, то уведомление подается в налоговый орган такого налогоплательщика. Если же, к примеру, место стоянки автомобиля определено в другой административно-территориальной единице (например, по месту нахождения филиала либо представительства), юрлицо, предварительно став в такой административно-территориальной единице на налоговый учет по неосновному месту, должно подать уведомление в налоговый орган по неосновному месту учета.

Впрочем, даже в ситуации приобретения автомобиля, требующего прохождения первой регистрации в Украине, необходимость подачи уведомления по форме № 20-ОПП не выглядит столь очевидной, как это хотелось бы налоговым органам. По сути, сам по себе автомобиль, если его рассматривать безотносительно факта первой регистрации транспортного средства, не является основанием для возникновения налоговых обязательств. С ним связана лишь разовая обязанность, обусловленная не столько транспортным средством как объектом налогообложения, сколько операцией его приобретения. Но:

во-первых, налоговый орган утратит какой-либо интерес к такому транспортному средству сразу после уплаты транспортного сбора за него (на налоговые обязательства собственника транспортного средства никак не влияет то или иное состояние объекта из перечня, предложенного в самой форме № 20-ОПП);

во-вторых, налоговый орган получает информацию об операции приобретения транспортного средства, являющегося объектом обложения транспортным сбором, путем предоставления ему специальной формы налоговой отчетности. Так, в соответствии с п. 239.2 НКУ на плательщиков транспортного сбора — юрлиц возложена обязанность по предоставлению в десятидневный срок после первой регистрации в Украине транспортного средства соответствующему налоговому органу по своему местонахождению и по месту регистрации транспортного средства Расчета суммы сбора за первую регистрацию транспортных средств по форме, утвержденной приказом № 994 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 41, с. 25). Следует также понимать, что после того, как обязанность по уплате транспортного сбора выполнена, автомобиль по сути утрачивает статус объекта налогообложения. Он занимает место в ряду других основных средств предприятия.

Подведем итог. В отличие от налоговых органов, склонных подводить под обязанность предоставления формы № 20-ОПП достаточно широкий круг ситуаций, в том числе приобретение либо получение в пользование транспортного средства, считаем, что предоставление формы № 20-ОПП должно быть непосредственно связано с теми объектами, в отношении которых возникает обязанность по подаче налоговой отчетности и уплате налоговых обязательств (например, эксплуатация газового котла, приобретение земельного участка и т. п.). Подавать сведения о любых объектах, находящихся на тех или иных правовых основаниях (право собственности, аренда и прочее) у налогоплательщика, необходимости нет (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 95, с. 42). В случае приобретения автомобиля, в связи с которым возникает обязанность по уплате транспортного сбора, уведомление налогового органа осуществляется по специальной форме — в виде Расчета суммы сбора за первую регистрацию транспортных средств. Этим обязанности налогоплательщика должны быть исчерпаны.

Напоследок напомним: уведомление по форме № 20-ОПП не является налоговой отчетностью (см. также постановление Полтавского окружного админсуда от 18.07.2012 г. по делу № 2а-1670/3686/12), а потому применить штраф за непредоставление формы № 20-ОПП как за непредоставление налоговой декларации налоговики не могут.

Несмотря на то что необходимость предоставления уведомления по форме № 20-ОПП предусмотрена в рамках требований об учете налогоплательщиков (глава 6 раздела ІІ НКУ), содержащиеся в ней сведения не относятся к данным, на основании которых налогоплательщики берутся на учет либо вносятся изменения в их учетные данные (в последнем случае подается регистрационное заявление по форме № 1-ОПП либо по форме № 5-ОПП с отметкой «Зміни»). Это дает основания говорить о том, что и штраф, предусмотренный ст. 117 НКУ, к налогоплательщику также применен быть не может (хотя сами налоговые органы настаивают на обратном).

На должностных лиц предприятия штраф за неподачу ф. № 20-ОПП может быть наложен лишь в том случае, если налоговый орган выпишет предписание об устранении требований законодательства, допущенных путем непредоставления ф. № 20-ОПП, а предприятие в установленный срок ф. № 20-ОПП все равно не подаст. Тогда возникнет угроза применения штрафа по ст. 1633 КоАП в размере от 5 до 10 не облагаемых минимумов доходов граждан (от 85 до 170 грн.).

 

Елена Уварова, юрист

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше