Темы статей
Выбрать темы

Автомобиль для собственных нужд: обязателен ли техосмотр?

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Автомобиль для собственных нужд: обязателен ли техосмотр?

 

Предприятие использует легковой автомобиль для своих собственных нужд: перевозки директора, бухгалтера в банк, налоговую инспекцию и т. п. Услуги по перевозке пассажиров либо грузов предприятие не оказывает. Должен ли такой автомобиль проходить обязательный техконтроль?

(г. Макеевка)

 

Для ответа на этот вопрос обратимся к тексту нормативных актов. Так, согласно ст. 35 Закона о дорожном движении обязательному техконтролю (далее — ОТК) не подлежат, в частности:

легковые автомобили всех типов, марок и моделей, прицепы (полуприцепы) к ним (кроме такси и автомобилей, используемых для перевозки пассажиров либо грузов с целью получения прибыли), мотоциклы, мопеды, мотоколяски и другие приравненные к ним транспортные средства — независимо от срока эксплуатации;

легковые автомобили, которые используются для перевозки пассажиров либо грузов с целью получения прибыли , грузовые автомобили независимо от формы собственности грузоподъемностью до 3,5 тонны, прицепы к ним — со сроком эксплуатации до двух лет.

Итак, если речь о легковом автомобиле со сроком эксплуатации более двух лет, актуальным становится вопрос о целях использования такого автомобиля: если он используется с целью получения прибыли, техконтроль проходить нужно обязательно; если без таковой — техконтроль можно не осуществлять, что не лишает возможности пройти его в добровольном порядке. Осталось определиться с тем, можно ли автомобиль, используемый субъектом хозяйствования для собственных нужд (а не в рамках договорных отношений с третьими лицами), считать не предназначенным для получения прибыли?

Понимая, что этот вопрос для многих субъектов хозяйствования станет краеугольным, в Порядок проведения обязательного технического контроля, утвержденный постановлением Кабмина от 30.01.2012 г. № 137, было включено определение транспортного средства, которое используется с целью получения прибыли (п.п. 15 п. 1). Таковым было предложено считать транспортное средство, которое эксплуатируется юридическими лицами и физлицами-предпринимателями во время осуществления хозяйственной деятельности с целью получения прибыли, физическими лицами во время выполнения гражданско-правовых соглашений с целью получения прибыли, за исключением транспортных средств, которые эксплуатируются на условиях лизинга.

К сожалению, предложенное определение развеять сомнения хозяйствующих субъектов не смогло, оставив без пояснений, что следует считать в таком контексте хозяйственной деятельностью с целью получения прибыли и выполнением гражданско-правовых договоров с той же целью.

На данный момент, несмотря на то что ст. 35 Закона о дорожном движении в новой редакции действует уже больше года, МВД своей позиции по поводу понимания ее текста не высказало.

Наиболее осторожные владельцы транспортных средств исходят из необходимости прохождения техконтроля любым хозяйствующим субъектом, указывая на то, что использование авто в рамках хоздеятельности (даже если речь не идет об услуге по перевозке, а исключительно об использовании для собственных нужд) уже достаточное основание считать любую перевозку осуществляемой с целью получения прибыли. К примеру, субъекты страховой деятельности, которых обсуждаемые изменения в части техконтроля транспортных средств также затронули*, предложили свое понимание обсуждаемой нормы. В их понимании критериями, по которым определяется обязательность прохождения ОТК, являются:

— тип транспортного средства (А, В, С, D, E, F);

— срок эксплуатации транспортного средства;

— цель использования (с целью получения прибыли, использования как такси, перевозки опасных грузов).

* Законы «О страховании» и «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» были дополнены нормами, которые предусматривают, что договоры обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств, подлежащие ОТК в соответствии с Законом Украины «О дорожном движении», заключаются страховщиками при условии прохождения указанными транспортными средствами ОТК, если они согласно протоколу проверки технического состояния признаны технически исправными (ч. 2 ст. 18 Закона Украины «О страховании»).

При этом, как отмечается в разъяснении, неофициально распространенном среди субъектов автострахования: «В соответствии со ст. 42 Хозяйственного кодекса Украины предпринимательство — это самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность, которая осуществляется субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли. То есть любая предпринимательская деятельность субъектов хозяйствования (независимо от формы собственности) осуществляется с целью получения прибыли. Таким образом, ОТК подлежат транспортные средства юридических лиц, в Уставе которых указано, что они созданы с целью получения прибыли, и физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности (независимо от сферы деятельности)».

Но есть и другая, более либеральная, точка зрения, сторонники которой настаивают на том, что любое использование легкового авто в хозяйственной деятельности предприятия, не предполагающее обслуживание третьих лиц в рамках договора перевозки, не должно требовать прохождения обязательного техконтроля в отношении такого транспортного средства. Для обоснования используется, в частности, ссылка на саму цель принятия Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по устранению чрезмерного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок» от 05.07.2011 г. № 3565-VI: значительно сузить круг тех случаев, когда есть необходимость в прохождении ОТК. Более того, в первоначальном тексте проекта Закона вместо указания на цель получения прибыли субъект законодательной инициативы использовал оговорку о некоммерческих перевозках (в последующем замена произошла исключительно в целях уточнения терминологии, чтобы избежать неясности в понимании вводимой нормы, чего, к сожалению, законодатель так и не добился). Как известно, Закон об автотранспорте, в свою очередь, делит перевозки на осуществляемые с коммерческой целью (т. е. в рамках договора об оказании услуг перевозки) и перевозки за собственный счет субъекта хозяйствования (т. е. для его внутрихозяйственных нужд).

На наш взгляд, именно такое прочтение нормы о прохождении ОТК, разграничивающее использование транспортного средства юрлица либо физлица-предпринимателя на два возможных вида — для собственных нужд и для осуществления перевозок на договорных условиях (т. е. с целью получения прибыли), соответствует замыслу законодателя.

Впрочем, субъекты хозяйствования, хоть и не оказывающие услуги по перевозке пассажиров либо грузов, но прошедшие техконтроль из опасений, что придется использовать приведенные аргументы в споре с представителем ГАИ, который может закончиться наложением штрафа на водителя в размере от 20 до 25 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 340 до 425 грн.), затраты, понесенные на такой техконтроль, смогут отразить в составе налоговых расходов, даже если на самом деле автомобиль ОТК не подлежал.

 

 Елена Уварова, юрист

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше