Продажа легкового автомобиля: можно ли восстановить налоговый кредит по НДС?
Предприятие продает легковой автомобиль, купленный в 2010 году (налоговый кредит при приобретении согласно действовавшему на тот момент п.п. 7.4.2 Закона об НДС не показывался). Можно ли в таком случае при продаже автомобиля восстановить налоговый кредит исходя из недоамортизированной стоимости?
(г. Днепропетровск)
Как известно, до 01.01.2011 г. (вступления в силу НДС-раздела V НКУ) действовали правила абзаца второго п.п. 7.4.2 Закона об НДС, ограничивающие формирование налогового кредита по «входному» НДС при покупке легкового автотранспорта. Так, согласно этому подпункту сумма «входного» НДС при приобретении легкового автомобиля (зачисляемого налогоплательщиком в состав основных фондов, кроме таксомоторов) в налоговый кредит не включалась. Вместе с тем налоговики в то же время соглашались с возможностью частичного восстановления налогового кредита в случае последующей продажи налогоплательщиком такого легкового автотранспорта. В свое время в письме ГНАУ от 05.11.2008 г. № 22622/7/16-1517-21 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 6 на этот счет разъяснялось, что при продаже легкового автомобиля налогоплательщиком в состав налогового кредита может быть отнесена часть суммы «входного» НДС, соответствующая недоамортизированной стоимости реализуемого транспортного средства, однако не выше уровня обычной цены, сложившейся на момент продажи.
С переходом на НКУ консультацию аналогичного содержания можно встретить и в разделе 130.18 ЕБНЗ. Правда, теперь в ней контролирующие органы, ссылаясь на нормы «ограничивающего» п. 198.6 НКУ, уже говорят о возможности восстановления налогового кредита при условии, что с момента выписки налоговой накладной, полученной при покупке транспортного средства, прошло не более 365 дней. Иначе, как разъясняют налоговики, право на восстановление налогового кредита у налогоплательщика отсутствует. Тем самым с учетом таких разъяснений и выдвигаемого контролирующими органами «годичного» ограничения возможность восстановить налоговый кредит, по сути, предоставлялась налогоплательщикам, купившим легковой автотранспорт в 2010 году, в случае его продажи лишь в течение «следующего» 2011 года.
Как пояснялось при этом в другой консультации из раздела 130.23 ЕБНЗ, в разделе II Реестра выданных и полученных налоговых накладных такое «восстановление» налогового кредита отражается (на основании полученной при приобретении налоговой накладной) следующим образом:
— в графе 8 — приводится общая сумма покупки (стоимость автомобиля с НДС);
— в графе 9 — отражается недоамортизированная стоимость легкового автомобиля (без НДС);
— в графе 10 — сумма НДС, приходящаяся на такую недоамортизированную стоимость (т. е. сумма налогового кредита, подлежащая восстановлению);
— в графе 13 — соответственно стоимость (без НДС), соответствующая сумме начисленной по такому автомобилю амортизации;
— в графе 14 — сумма НДС, соответствующая сумме такой начисленной амортизации.
Правда, при этом также подчеркивалось, что право на восстановление налогового кредита после истечения 365 дней с даты выписки налоговой накладной у налогоплательщика отсутствует. И хотя с таким мнением контролирующих органов трудно согласиться (ведь в действительности положения п. 198.6 НКУ к ситуации не имеют никакого отношения, а право на восстановление налогового кредита, возникающее в данном случае, собственно, на момент продажи легкового автотранспорта, должно сохраняться за налогоплательщиком без какого-либо временного ограничения), очевидно, занятой в этом вопросе позиции налоговики будут придерживаться и в дальнейшем. В сложившейся ситуации налогоплательщикам, не желающим вступать в споры с контролирующими органами, следует иметь в виду, что сумма «входного» НДС, не включенная в «докодексный» период в налоговый кредит при приобретении, однако вошедшая в бухгалтерском учете в состав первоначальной стоимости легкового автомобиля (и соответственно амортизируемая в составе такой стоимости, ставшей впоследствии при переходе на НКУ «налоговой» стоимостью такого объекта основных средств по данным «первоапрельской», проводимой по состоянию на 1 апреля 2011 года в соответствии с п. 6 подразд. 4 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ, инвентаризации) и в связи с этим соответственно «сидящая» в балансовой (остаточной) стоимости реализуемого транспортного средства, будет учтена при определении финансового результата от его продажи (п. 146.13 НКУ).
Кстати, с возможностью восстановления налогового кредита контролирующие органы, например, соглашаются и в похожей ситуации — в случае продажи (и тем самым участия «в облагаемых операциях») основных средств, ранее купленных для необлагаемой деятельности (право на налоговый кредит по которым у налогоплательщика соответственно при приобретении также отсутствовало, см. письмо ГНСУ от 23.09.2011 г. № 1303/7/15-3417-27 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 94). Правда, в этом случае для его «восстановления» налоговики выдвигают «другое» условие — чтобы с момента приобретения основных средств прошло не более 1095 дней. Хотя, на наш взгляд, этот срок к рассматриваемой ситуации также не имеет никакого отношения (ведь в данном случае у налогоплательщика происходит изменение обстоятельств — принимается решение о продаже, а не, скажем, исправляются ошибки), поэтому возможность восстановления налогового кредита в действительности не должна ограничиваться какими-либо временными рамками.
Ну а налогоплательщикам, не соглашающимся с таким ущемляющим мнением налоговиков (консультацией из раздела 130.18 ЕБНЗ), решившим все же восстанавливать налоговый кредит при продаже легкового автотранспорта, следует учесть, что в расчете «налогового» результата от продажи (по правилам п. 146.13 НКУ) должна принимать участие балансовая стоимость автомобиля, уже уменьшенная на сумму восстановленного налогового кредита по НДС.
Людмила Солошенко, экономист-аналитик