Темы статей
Выбрать темы

Почта редакции. Получение представительством финансирования из-за рубежа от нерезидента

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Получение представительством финансирования из-за рубежа от нерезидента

 

Постоянное представительство получает финансирование из-за рубежа от нерезидента. Нужно ли такие поступления постоянному представительству включать в налоговом учете в состав «налоговых» доходов?

(г. Киев)

 

Сразу отметим, что на аналогичный вопрос в разделе 110.29.03 ЕБНЗ налоговики ответили утвердительно, разъясняя, что суммы денежных средств, полученные от нерезидента для содержания постоянного представительства, включаются в налоговом учете представительства в состав прочих «налоговых» доходов . В подкрепление такой своей позиции контролирующие органы ссылаются на нормы п. 160.8 НКУ, предусматривающего, что суммы прибылей нерезидентов, осуществляющих свою деятельность на территории Украины через постоянное представительство, облагаются налогом в общем порядке; при этом такое постоянное представительство приравнивается с целью налогообложения к плательщику налога, осуществляющему свою деятельность независимо от такого нерезидента. Следовательно, апеллируя к «независимости» деятельности постоянного представительства от деятельности самого нерезидента, налоговики говорят о необходимости включения поступающего представительству от нерезидента финансирования в состав «налоговых» доходов (в состав прочих доходов согласно п.п. 135.5.15 НКУ).

Причем занятую позицию налоговиков можно назвать устойчивой. Ведь такого же мнения в этом вопросе (с аналогичной аргументацией) контролирующие органы придерживались и прежде, указывая на необходимость включения представительством в налоговом учете в состав доходов денежных поступлений от нерезидента и в «докодексный» период (см., например, п. 3 письма ГНАУ от 27.06.2003 г. № 10205/7/15-1317, п. 1 письма ГНАУ от 12.01.2009 г. № 326/7/16-1517). Правда, тогда основанием для увеличения доходов налоговики называли п.п. 4.1.6 Закона о налоге на прибыль, расценивая такие поступления безвозвратной финансовой помощью или же называя их платой за услуги, которые постоянное представительство якобы предоставляет нерезиденту.

В действительности же позиция налоговиков не столько однозначна. Ведь независимость постоянного представительства от нерезидента (о которой идет речь в п. 160.8 НКУ), по сути, сводится исключительно к «учетной» независимости. То есть из норм этого пункта следует лишь то, что постоянное представительство должно вести отдельный от нерезидента-юрлица учет своей деятельности с целью определения прибыли, подлежащей налогообложению. Однако в то же время нельзя забывать, что постоянное представительство самостоятельным лицом не является, поэтому движение денежных средств в данном случае фактически происходит в рамках одного юридического лица и суммы средств, поступающие представительству, остаются собственностью нерезидента, а значит, в доходы представительства включаться не должны.

Тем не менее, судебная практика по данному вопросу (сложившаяся под «докодексный» период) весьма противоречива: известны разные судебные решения, когда при рассмотрении подобных споров суды подчас вставали как на сторону постоянных представительств (см., например, постановление Львовского окружного административного суда от 20.07.2010 г. по делу № 2а-3656/10/1370), так и налоговых органов (см., например, постановление Днепропетровского окружного административного суда от 18.04.2011 г. по делу № 2а-8476/10/0470). Так, например, в решениях, «защищающих» представительства («против» отражения доходов), суды исходили из того, что представительство не является самостоятельным субъектом и действует без статуса юридического лица, от имени нерезидента. Поэтому средства, поступающие представительству от основного предприятия, остаются собственностью нерезидента (основного предприятия-юрлица), базы налогообложения в таком случае не возникает и, стало быть, доходы у представительства возникать не должны. Вместе с тем в решениях противоположного характера («за» отражение доходов, как того требовали налоговые органы) суды, в частности, соглашались с учетом таких поступлений в качестве «безвозвратной финансовой помощи». Причем оговорка из «старого» п.п. 4.1.6 Закона о налоге на прибыль (о невключении в налоговом учете в состав доходов предоставления (получения) финансовой помощи между налогоплательщиком и его обособленными подразделениями), на сегодняшний день, заметим, перекочевавшая в п.п. 135.5.4 НКУ, как отмечали суды, на отношения представительства с нерезидентом распространяться не может, поскольку она «работает» только в случае, если основное предприятие вместе с обособленным подразделением являются «украинскими» резидентами и плательщиками налога на прибыль в Украине. В данном же случае — разъясняли суды — нужно исходить из того, что операции осуществляются между двумя плательщиками налогов, один из которых (нерезидент) зарегистрирован юридическим лицом в иностранном государстве, а другой является отдельным субъектом хозяйствования, расположенным на территории Украины, который обязан уплачивать в такой стране налог на прибыль и, стало быть, в связи с этим должен включить сумму поступлений в доход. Хотя, на наш взгляд, такие приведенные доводы судов на этот счет все же весьма формальны и выглядят неубедительными.

Вместе с тем, что касается дальнейшего расходования представительством поступивших денежных средств, то стоимость товаров (работ, услуг), приобретенных за счет средств, полученных от нерезидента, постоянное представительство, полагаем, вправе включить в «налоговые» расходы (в случае приобретения основных средств — сформировать по ним «налоговую» первоначальную стоимость) на общих основаниях. Такое право представительству дает все тот же п. 160.8 НКУ, говорящий о ведении налогового учета представительством в общеустановленном порядке. Стало быть, представительство нерезидента имеет полное право отразить в налоговом учете (по правилам пп. 138.4, 138.5, ст. 145 — 146 НКУ) «налоговые» расходы в общем порядке (при условии, конечно, что приобретаемые ценности будут использоваться постоянным представительством в хозяйственной деятельности).

В таком случае не исключаем, что, например, подход — невключение представительством денежных средств от нерезидента в «налоговые» доходы и отражение при этом впоследствии представительством профинансированных «налоговых» расходов — будет неодобрительно встречен налоговиками. Поэтому тем постоянным представительствам, которые, не желая спорить с проверяющими, все же решат прислушаться к их мнению, отразив доход, остается порекомендовать, чтобы отраженные по результатам отчетного налогового периода «налоговые» доходы как можно больше компенсировались «налоговыми» расходами (см. пример).

 

Получение финансирования от нерезидента

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
$/грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

2

3

4

5

6

7

1

Получено финансирование от нерезидента ($10000;
курс НБУ— 7,993 грн./$)

312

6831)

$10000

79930 грн.

799302)

2

Отражена продажа поступившей иностранной валюты:

— перечислена иностранная валюта для продажи (курс НБУ— 7,993 грн./$)

334

312

$10000

79930 грн.

— зачислены денежные средства (гривни) от продажи иностранной валюты (по курсу МВРУ 8,00 грн./$, за вычетом комиссионного вознаграждения банка 0,5 %) [($10000 х 8,00 грн./$ - $10000 х 8,00 грн./$х 0,5 %)]

311

377

79600

 

— отражена сумма комиссионного вознаграждения банка в связи с продажей валюты

92

685

400

400

685

377

— при продаже валюты отражена положительная разница между разницей в курсах (курсом МВРУ и НБУ на дату продажи) [$10000 х (8,00 грн./$ - 7,993 грн./$)]

377

711

70

703)

— отражен зачет обязательств по продаже валюты4)

377

334

79930

3

Отражено расходование представительством поступивших денежных средств

3.1

Начислена и выплачена заработная плата «украинским» работникам представительства:

— начислена заработная плата работникам представительства

92, 93

66

30000

30000

— начислен ЕСВ (установленный процент — 37,26 %)5)

92, 93

651

11178

11178

— удержан ЕСВ (3,6 %)5)

661

651

1080

— уплачен ЕСВ в части начислений

651

311

11178

— уплачен ЕСВ в части удержаний

651

311

1080

— удержан НДФЛ
(сумма 4300 грн., условно)

661

641

4300

— уплачен НДФЛ

641

311

4300

— выплачена заработная плата работникам представительства

661

311

24620

3.2

Приобретены материалы, товары и прочие ТМЦ (на сумму 24000 грн., в том числе НДС — 4000 грн., условно)

20, 28

631

20000

6)

641

631

4000

631

311

24000

3.3

Оплачены административные расходы представительства (14422 грн., в том числе НДС — 2000 грн., условно)

92

63, 68

12422

12422

641

63, 68

2000

63, 68

311

14422

1)В случае получения представительством от нерезидента целевых средств, для использования по целевому назначению, предусмотренному утвержденной нерезидентом сметой расходов, поступившие средства могут отражаться представительством с использованием счета 48 «Целевое финансирование» (проводка Дт 312 — Кт 48).
2)Как разъясняют налоговики, сумму поступившего от нерезидента финансирования представительство должно включить в состав «налоговых» доходов.
3)Хотя, например, руководствуясь письмом ГНАУ от 25.12.2009 г. № 22853/7/22-5017, есть шанс считать возникшую разницу в курсах, доходом, полученным от вспомогательной или подготовительной деятельности, не подлежащим налогообложению, подробнее об этом см. в статье на с. 18.
4)Подробнее о продаже валюты см. также статью «Продажа и покупка иностранной валюты: учет по-новому» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 17.
5) См. также письмо ПФУ от 18.02.2011 г. № 3117/03-20.
6)
Попадут в налоговом учете представительства в «налоговые» расходы по правилам пп. 138.4 — 138.5 НКУ.

 

В этом смысле интерес также представляет письмо ГНСУ от 31.07.2012 г. № 13604/6/15-1415 (с. 47), в котором, правда, рассматривалась несколько иная ситуация, когда согласно договорным отношениям (заключенному контракту) плату за проданные представительством товары (услуги) покупатель товаров (услуг) — резидент изначально перечисляет непосредственно нерезиденту, который затем, в свою очередь, «возвращает» (перечисляет) ее постоянному представительству. В таком случае, как разъяснялось в письме, учитывая, что стоимость реализованных товаров (услуг) подлежит налогообложению (включению в состав доходов представительства), поступающие представительству от нерезидента денежные средства не подлежат повторному включению в доходы представительства (в том числе как безвозвратная финансовая помощь). Для такого «повторного» необложения, как отмечалось в письме, необходимо наличие трехстороннего контракта, оговаривающего такой порядок расчетов покупателя с постоянным представительством через счет нерезидента в иностранном банке. Таким образом, налоговики, как видим, высказываются за отсутствие доходов у постоянного представительства только в этом случае.

 

Людмила Солошенко, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше