Расходы туроператора на страхование и оплату банковской гарантии
Туроператор уплачивает банку комиссионное вознаграждение за банковскую гарантию (одно из условий осуществления туроператорской деятельности), а также перечисляет страховой компании страховые платежи по заключенному договору добровольного страхования ответственности туроператора. Можно ли такие суммы туроператору включить в налоговом учете в состав «налоговых» расходов?
(г. Одесса)
Как известно, одним из требований, выдвигаемых к осуществлению лицензируемой туроператорской деятельности, является необходимость подтверждения туроператором финансового обеспечения своей гражданской ответственности (за убытки, которые могут быть нанесены туристам в случае возникновения обстоятельств его неплатежеспособности или вследствие возбуждения процесса банкротства) гарантией банка или другого кредитного учреждения (ст. 15 Закона Украины «О туризме» от 15.09.95 г. № 324/95-ВР, далее — Закон о туризме, разд. 5 Лицензионных условий осуществления туроператорской и турагентской деятельности, утвержденных приказом Госкомпредпринимательства и Министерства культуры и туризма в Украине от 11.09.2007 г. № 111/55, далее — Лицензионные условия № 111/55).
Поскольку получение банковской гарантии в данном случае является обязательным, то сумму комиссионного вознаграждения банку за банковскую гарантию предприятие-туроператор имеет право отнести в налоговом учете в состав «налоговых» расходов как расходы, связанные с ведением хозяйственной деятельности (ст. 138 НКУ) — в частности, включить в состав административных «налоговых» расходов (п.п. «є» п.п. 138.10.2 НКУ) как расходы на оплату услуг банков (в периоде признания таких расходов согласно правилам бухгалтерского учета, Дт 92 — Кт 685). Соответственно в декларации по налогу на прибыль такая сумма отразится в «административной» строке 06.1.
Что касается расходов на страхование, то прежде укажем на консультацию, размещенную в разделе 110.07.12 ЕБНЗ, в которой налоговики, цитируя нормы «страхового» п.п. 140.1.6 НКУ, разъясняли, что расходы на любое страхование ответственности перед третьими лицами в состав расходов налогоплательщика-страхователя при определении объекта налогообложения не учитываются (исключением, пожалуй, в данном случае является страхование гражданской ответственности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, возможность отражения «налоговых» расходов по которому прямо предусмотрена этим подпунктом). Поэтому с учетом такой «запрещающей» позиции контролирующих органов отнести расходы на страхование ответственности в состав «налоговых» расходов вряд ли получится*.
Другое дело, если заключаются договора на страхование коммерческих рисков. Тогда расходы на страхование финансовых, кредитных и прочих рисков налогоплательщика, связанных с осуществлением им хозяйственной деятельности (в пределах обычной цены страхового тарифа соответствующего вида страхования, действующего на момент заключения такого страхового договора) налогоплательщик согласно п.п. 140.1.6 НКУ имеет право отнести в налоговом учете в состав «налоговых» расходов (подробнее о расходах на страхование см. также статью «Расходы на страхование: общие принципы» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 16).
И еще один момент, заслуживающий внимания в данном случае. Если предприятие, предположим, перечисляет комиссионное вознаграждение банку за банковскую гарантию либо страховую сумму по договору страхования рисков за продолжительный период времени либо же, к примеру, сразу за весь период действия гарантии/договора страхования (Дт 39 — Кт 685, 65), то (с учетом п. 138.5 НКУ и п. 8 П(С)БУ 16) в бухгалтерском и налоговом учете такие суммы попадают в расходы путем распределения уплаченной суммы (Дт 92 — Кт 39) между соответствующими отчетными (налоговыми) периодами (на что обращают внимание и налоговики в консультациях, размещенных в разделе 110.07.12 ЕБНЗ и в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2011, № 48, с. 19).
Людмила Солошенко, экономист-аналитик
*Для сравнения заметим, что, например, в договорах обязательного (медицинского и от несчастных случаев) страхования туристов (ст. 16 Закона о туризме и п. 7.1 Лицензионных условий № 111/55) туроператор, как правило, выступает «на посреднических началах», действуя на основании заключенного со страховой компанией агентского соглашения и выступая при этом перед туристами ее агентом. Поэтому при такой посреднической схеме вопроса об отражении расходов по страхованию у туроператора не возникает — страховые суммы проходят через туроператора, как через посредника, транзитом и ни в доходы, ни в расходы туроператора в налоговом учете не включаются (подробнее о туристической деятельности см. тематический номер газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 22).