Темы статей
Выбрать темы

Школа правовых знаний. Банкротство по-новому, или Что ожидает должников и их кредиторов в 2013 году?

Редакция НиБУ
Статья

Банкротство по-новому, или Что ожидает должников и их кредиторов в 2013 году?

 

 

С 18 января 2013 года в новой редакции заработает Закон о банкротстве. Изменения достаточно масштабные, но, поскольку указанная дата уже не за горами, начнем с наиболее важных и принципиальных нововведений.

Ольга ВИНИЧЕНКО, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»

 

Документы статьи

Закон о банкротстве — Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника и признании его банкротом» от 14.05.92 г. № 2343-ХII.

Закон № 4212 Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника и признании его банкротом» от 22.12.2011 г. № 4212-VI.

Закон № 5405 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по выполнению хозяйственных обязательств» от 02.10.2012 г. № 5405-VI (см. на с. 7 этого номера).

 

Процедуры банкротства

Даже беглое знакомство с новой редакцией Закона о банкротстве позволяет заметить, что все основные судебные процедуры банкротства — распоряжение имуществом, санация, ликвидация и институт мирового соглашения — сохранились (ч. 1 ст. 7 Закона № 4212).

При этом предусмотрено три порядка производства по делу о банкротстве (ч. 3 ст. 7 Закона № 4212):

1. Общий порядок , предусматривающий переход от распоряжения имуществом к одной из трех других процедур (санации, ликвидации либо мировому соглашению).

2. Специальный — с возможностью объединения распоряжения имуществом с санацией.

3. Упрощенный порядок , в рамках которого осуществляется переход к ликвидации без распоряжения имуществом и санации.

Выбор того или иного порядка зависит от категории должника, вида его деятельности и наличия у него имущества.

 

Кого могут признать банкротом

Признать банкротом могут исключительно субъектов хозяйственной деятельности — юридических лиц либо физических лиц — предпринимателей. Ни обычные граждане, задолжавшие банкам и прочим кредиторам, ни предприниматели по своим «общегражданским» долгам, ни неприбыльные организации (как это изначально было предложено в проекте Закона) признаны банкротами быть не могут.

Как и раньше, сумма долга, чтобы появились основания говорить о возможности инициирования процедуры санации либо банкротства, должна:

— иметь денежный характер;

— составлять не менее 300 минимальных заработных плат (в размере, действующем на момент обращения в хозсуд); при расчете суммы долга для определения того, является ли она достаточной для возбуждения дела о банкротстве, не учитываются неустойка (штраф, пеня) и другие финансовые санкции, в том числе по отношению к налогам и сборам;

— существовать на протяжении не менее трех месяцев после наступления срока погашения денежного обязательства;

— подтверждаться вступившим в силу судебным решением и постановлением об открытии исполнительного производства .

Сумма и состав денежного долга определяются на момент подачи в хозяйственный суд заявления о возбуждении дела о банкротстве.

А вот такой институт, как банкротство отсутствующего должника, исчезнет из отечественного законодательства как явление.

 

Основные стадии и сроки банкротства

Кроме цели повысить так называемый индекс взыскания, принимая Закон № 4212, законодатель ставил также перед собой задачу сократить сроки процедуры банкротства.

В самом общем виде процедура банкротства может быть представлена в виде таких стадий:

1) вынесение определения о принятии заявления о возбуждении дела о банкротстве — в течение 5 дней со дня получения соответствующего заявления без возможности продления указанного срока (ч. 1 ст. 12 Закона № 4212);

2) проведение подготовительного заседания — не позднее 14-го дня со дня вынесения определения о принятии заявления о возбуждении дела о банкротстве с возможностью продления с 14 до 30 дней (ч. 2 ст. 12 Закона № 4212);

3) проведение предварительного заседания — в течение 2 месяцев 10 дней со дня проведения подготовительного заседания, а в случае большого количества кредиторов — не позднее 3 месяцев (ч. 1 ст. 25 Закона № 4212);

4) проведение процедуры распоряжения имуществом — 115 дней со дня вынесения определения о возбуждении дела о банкротстве с возможностью продления еще на два месяца (ч. 2 ст. 22 Закона № 4212);

5) процедура санации (может вводиться по ходатайству комитета кредиторов) — 6 месяцев, но допускается продление еще на 12 месяцев (ч. 1 ст. 28 Закона № 4212);

6) процедура ликвидации — 12 месяцев без возможности продления указанного срока (ч. 1 ст. 37 Закона № 4212).

 

Досудебное оздоровление

Впрочем, до возбуждения дела о банкротстве может и не дойти. Одна из новелл, горячо обсуждаемых экспертами по вопросам банкротства накануне вступления в силу новой редакции Закона, — досудебная санация (ст. 6 Закона № 4212). Дело в том, что теперь:

— еще до возбуждения дела о банкротстве должник либо кредитор могут инициировать процедуру досудебной санации;

— условием проведения указанной процедуры является одновременное наличие письменного согласия должника и письменного согласия кредиторов, объем требований которых превышает 50 % кредиторской задолженности должника согласно данным бухучета, но, в любом случае, при согласии всех обеспеченных кредиторов (т. е. кредиторов, чьи требования обеспечены залогом);

— возможность проведения досудебной санации можно предусмотреть хозяйственным договором;

— план досудебной санации, одобренный кредиторами, должен быть утвержден хозяйственным судом (на рассмотрение соответствующего заявления у суда есть один месяц со дня его подачи);

— если предложенный план досудебной санации утвержден судом, вводится процедура санации сроком до 12 месяцев. В течение этого срока действует мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Кроме того, дело о банкротстве в течение срока моратория возбуждено быть не может.

Как предусмотрено ч. 10 ст. 6 Закона № 4212, Положение о порядке проведения санации до возбуждения производства по делу о банкротстве должен утвердить ВХСУ. Правда, на сегодня в первом чтении уже принят закон, которым предусмотрена передача указанного полномочия от ВХСУ специально уполномоченному органу по вопросам банкротства.

В отличие от общей процедуры санации досудебная санация не скована обязательными требованиями. Ее план может содержать условия, предусмотренные для процедуры судебной санации, но их включение отнесено на усмотрение собрания кредиторов (ч. 3 ст. 6 Закона № 4212).

Выявление кредиторов в этой процедуре возлагается на должника, который определяет их в соответствии с данными бухгалтерского учета и направляет кредиторам письменные уведомления о проведении собрания. Объявление о проведении собрания также публикуется им на веб-сайте государственного органа по вопросам банкротства и Высшего хозяйственного суда Украины.

 

Возбуждение дела о банкротстве

Условия, которые должны соблюдаться для возбуждения дела о банкротстве, мы уже называли выше: наличие денежного долга в размере не менее 300 минзарплат, подтвержденного решением суда и постановлением госисполнителя. Как видим, иной исполнительный документ, кроме постановления госисполнителя, не подойдет.

Суд, получив заявление с просьбой открыть производство по делу о банкротстве, сразу производство по делу не открывает (авторы изменений, вносимых в Закон о банкротстве, объясняют это нежеланием создавать ситуацию, при которой страдает добросовестный субъект хозяйствования, в отношении которого подано безосновательное заявление о банкротстве). Определение о принятии заявления о возбуждении дела о банкротстве либо об отказе в таком возбуждении выносится в течение 5 дней со дня получения соответствующего заявления. Размер и состав требований кредиторов как условие для возбуждения дела о банкротстве определяется на момент обращения в суд.

Информация о возбуждении дела о банкротстве подлежит официальному обнародованию. Сам Закон № 4212 предусматривает в качестве надлежащего способа такого обнародования размещение соответствующего объявления о возбуждении дела о банкротстве на официальном веб-сайте Высшего хозяйственного суда Украины (ч. 10 ст. 16). Аналогичным образом планируется уведомлять общественность о введении процедуры санации должника, в том числе досудебной санации, о банкротстве должника и открытии ликвидационной процедуры. Правда, согласно п. 1 Раздела Х «Заключительные и переходные положения» Закона № 4212 указанный порядок официального обнародования будет применяться только с 18.01.2014 г. До этой даты для опубликования по-прежнему следует использовать газеты «Голос України» либо «Урядовий кур’єр». Впрочем, сегодня все громче озвучивается мысль о необходимости перенести указанную перспективу на более близкое время, оговорив вступление в силу одновременно с другими изменениями, т. е. с 18.01.2013 г.

Момент официального обнародования объявления о возбуждении дела о банкротстве, среди прочего, будет иметь значение в тех случаях, когда кредитор уже обратился к должнику с требованием о выплате задолженности в исковой форме. В такой ситуации судебное производство по поданным искам приостанавливается. После этого у кредитора (если он имеет статус конкурсного) есть 30 дней, чтобы заявить свои требования в процедуре о банкротстве. Если со своими требованиями к должнику в рамках процедуры банкротства такой кредитор не обращается, то по истечении 30-дневного срока суд возобновляет исковое производство и отказывает в удовлетворении иска (отказ означает, что с аналогичным исковым требованием этот же кредитор уже обратиться в суд не сможет). Если же требования были заявлены и рассмотрены в рамках процедуры банкротства, исковое производство подлежит закрытию. Если же вдруг так случится, что производство по делу о банкротстве будет прекращено либо в возбуждении дела о банкротстве будет отказано, исковое производство может быть возобновлено, а иск рассмотрен по сути.

С момента возбуждения дела о банкротстве вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов (ст. 19 Закона № 4212). В то же время действие моратория не распространяется на:

— требования текущих кредиторов;

— выплату заработной платы и начисленных на нее страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное и другое социальное страхование;

— возмещение вреда, причиненного здоровью и жизни граждан;

— выплату авторского вознаграждения, алиментов;

— требования по исполнительным документам неимущественного характера, обязывающим должника совершить определенные действия либо воздержаться от их совершения.

 

Статус кредиторов

Закон № 4212 предлагает деление кредиторов на следующие группы:

конкурсные кредиторы, задолженность перед которыми возникла до открытия производства по делу о банкротстве, если такая задолженность не обеспечена залогом;

текущие кредиторы, задолженность перед которыми возникла уже после возбуждения дела о банкротстве;

обеспеченные кредиторы, задолженность перед которыми обеспечена залогом имущества должника либо имущественного поручителя.

Закон № 4212 предусматривает тот же 30-дневный срок на подачу заявления конкурсным кредитором, который отсчитывается со дня официального опубликования объявления о возбуждении дела о банкротстве. Причем, если раньше кредиторы, требования которых возникли до возбуждения дела о банкротстве, но не заявившие их в предусмотренный срок, лишались права на возврат долга (их требования считались погашенными), то согласно новому порядку, который заработает с 18.01.2013 г., такие кредиторы хотя и не будут считаться конкурсными, но они смогут заявлять свои требования на любой стадии производства. Правда, такие требования будут удовлетворяться в последнюю, т. е. шестую, очередь (ч. 4 ст. 23 Закона № 4212).

Обратим внимание еще на одну новеллу. Действующая редакция Закона о банкротстве предоставляет кредитору, требования которого обеспечены залогом, статус конкурсного кредитора и право войти в состав комитета кредиторов. Согласно Закону № 4212 кредиторы, требования которых обеспечены залогом (исключительно залогом, а не каким-либо иным видом обеспечения обязательств), к конкурсным не относятся и участвуют в комитете кредиторов исключительно с правом совещательного голоса. В то же время имущество, являющееся предметом обеспечения, в ликвидационную массу не включается и используется исключительно для удовлетворения требований кредитора по обязательствам, которые оно обеспечивает.

После того как план санации утвержден комитетом кредиторов (за него должно проголосовать больше половины конкурсных кредиторов), он подлежит согласованию с обеспеченными кредиторами. В ситуации, когда кто-то из обеспеченных кредиторов (один, несколько либо все) возражает против согласования плана санации, другие кредиторы могут принять одно из таких решений:

— о выделении части обеспечивающего имущества, продаже его на аукционе и удовлетворении требований такого кредитора (кредиторов) за счет полученных от продажи средств;

— о выкупе долга согласно сведениям реестра требований кредиторов.

 

Признание договоров недействительными

Закон № 4212 предоставляет суду право признавать недействительными договоры, заключенные должником после возбуждения производства по делу о банкротстве либо в течение года, предшествовавшего возбуждению такого дела (ст. 20 Закона № 4212). Инициатором признания договора недействительным может выступать либо арбитражный управляющий, либо конкурсный кредитор по таким основаниям:

должник бесплатно осуществил отчуждение имущества, принял на себя обязательства без соответствующих имущественных действий другой стороны, отказался от собственных имущественных требований;

должник выполнил имущественные обязательства ранее установленного срока;

должник до возбуждения дела о банкротстве взял на себя обязательства, в результате чего он стал неплатежеспособным или выполнение его денежных обязательств перед другими кредиторами полностью или частично стало невозможным;

должник осуществил отчуждение или приобрел имущество по ценам соответственно ниже или выше рыночных, при условии, что в момент принятия обязательства или вследствие его выполнения имущества должника было (стало) недостаточно для удовлетворения требований кредиторов;

должник оплатил кредитору или принял имущество в счет исполнения денежных требований в день, когда сумма требований кредиторов должнику превышала стоимость имущества;

должник принял на себя залоговые обязательства для обеспечения выполнения денежных требований.

Последствия принятия такого судебного решения будут следующими: кредитор возвращает полученное от должника имущества и может требовать либо погашения своего долга в первую очередь, либо выполнения обязательства должником в натуре после прекращения производства по делу о банкротстве.

 

Санация в рамках процедуры банкротства

В процедуру санации должника Законом № 4212 включено несколько процедур восстановления платежеспособности должника, не предусмотренных действующей редакцией Закона о банкротстве:

1) выполнение обязательств должника собственником имущества (ст. 31 Закона № 4212);

2) увеличение уставного капитала (ст. 32 Закона № 4212);

3) продажа имущества должника как целостного имущественного комплекса (ст. 33 Закона № 4212);

4) отчуждение имущества должника путем замещения активов (ст. 34 Закона № 4212). Предполагается выделение целостного имущественного комплекса должника или его части с пропорциональной частью обязательств текущих кредиторов в новое хозяйственное общество. Размер уставного капитала созданного общества определяется как разница между стоимостью имущественных активов должника и стоимостью долгов перед кредиторами.

Несоответствие балансовой стоимости активов их возможной оценке при продаже, а также невозможность реализации ряда активов (земли сельхозпредприятий, жилищного фонда коммунальных предприятий, другого законодательно запрещенного для продажи имущества) может спровоцировать угрозу злоупотребления со стороны должника. Для удовлетворения требований конкурсных кредиторов могут быть оставлены имущественные активы, продажа которых не будет осуществлена.

Отдельный порядок должен быть утвержден Кабинетом Министров Украины, принятие которого предусматривает Закон № 4212.

Новшеством Закона № 4212 является досрочное прекращение процедуры санации в случае невыполнения условий плана санации или текущих обязательств должника, в связи с чем хозяйственный суд признает должника банкротом и открывает ликвидационную процедуру (ч. 12 ст. 28).

 

Банкротство должников из госсектора

Законом № 4212 предусмотрены особенности осуществления процедуры банкротства для государственных предприятий и предприятий, в уставном капитале которых часть государственного имущества превышает 50 процентов. В деле о банкротстве такого предприятия обязательным является участие представителя государственного органа, уполномоченного управлять государственным имуществом (ст. 96). Министерство юстиции приказом от 01.10.2012 г. № 1446/5 утвердило порядок организации аукционов в производстве по делам о банкротстве в отношении имущества государственных предприятий и предприятий, в уставном капитале которых доля государственной собственности превышает 50 % (вступит в силу одновременно с Законом № 4212 — 18.01.2013 г.).

 

Арбитражные управляющие

Наиболее неожиданными для самих арбитражных управляющих оказались нормы, заменяющие выдачу лицензии на свидетельство о праве осуществления деятельности арбитражного управляющего. Это связано с тем, что теперь арбитражный управляющий не считается субъектом предпринимательской деятельности (это, в частности, означает невозможность пребывания арбитражных управляющих на упрощенной системе налогообложения). Ему предоставлен налоговый статус лица, осуществляющего независимую профессиональную деятельность.

Со дня вступления в силу Закона № 4212 будут продолжать действовать ранее выданные лицензии. Но в течение шести месяцев, начиная с 18.01.2013 г., арбитражному управляющему необходимо обратиться в государственный орган по вопросам банкротства с заявлением о замене лицензии на свидетельство нового образца (пункт 6 Заключительных и переходных положений Закона № 4212). Замена производится бесплатно. Если по каким-либо причинам в установленный срок заявление не будет подано, получить свидетельство можно будет только после прохождения обучения и сдачи экзамена.

Законом № 4212 вводится обязательное страхование профессиональных рисков на сумму не менее 300 минзарплат.

Как предусматривает новая редакция Закона № 4212, оплата денежного вознаграждения арбитражному управляющему осуществляется за счет имеющихся у должника средств, полученных в результате хозяйственной деятельности должника, или средств, полученных от продажи имущества (имущественных прав) должника. Внесенные изменения защищают права арбитражного управляющего, так как оплата денежного вознаграждения арбитражному управляющему осуществляется путем ее авансирования заявителем (кредитором или должником) в установленном размере на депозитный счет нотариуса и выплачивается арбитражному управляющему за каждый месяц выполнения полномочий. Кроме того, кредиторы могут создать отдельный фонд для авансирования денежного вознаграждения и возмещения расходов арбитражного управляющего.

Законом № 4212 определены минимальные и максимальные ставки ежемесячного денежного вознаграждения арбитражного управляющего:

для распорядителя имущества — от двух минзарплат (но не менее среднемесячной заработной платы руководителя должника за последние 12 месяцев) до пяти минзарплат;

для санатора — основное денежное вознаграждение от двух среднемесячных зарплат руководителя должника за последние 12 месяцев до десяти минзарплат. Дополнительное вознаграждение определяется в размере 5 % стоимости взысканных в пользу должника активов и 3 % суммы удовлетворенных требований конкурсных кредиторов;

для ликвидатора — от двух среднемесячных зарплат руководителя за последние 12 месяцев должника до десяти минзарплат.

Среди прочих изменений, коснувшихся работы арбитражных управляющих, следует отметить внедрение автоматизированного распределения дел между арбитражными управляющими на основании данных соответствующего реестра.

 

Судебный сбор

Нормы, устанавливающие уплату судебного сбора при подаче соответствующих заявлений в рамках процедуры банкротства, были также введены Законом № 4212, однако, в отличие от остального текста, в силу вступили с дня, следующего за днем официального опубликования (т. е. с 19.01.2012 г.), и остаются действующими:

 

Вид заявления

Судебный сбор

Об утверждении плана санации до возбуждения производства по делу о банкротстве

1 минзарплата

О возбуждении дела о банкротстве

5 минзарплат

О денежных требованиях кредиторов после объявления о возбуждении дела о банкротстве, сообщения о признании должника банкротом

1 минзарплата

О признании сделок недействительными и опровержении имущественных действий должника в рамках производства по делу о банкротстве

1 минзарплата

О расторжении мирового соглашения или признании его недействительным

1 минзарплата

Апелляционные и кассационные жалобы по делу о банкротстве

0,5 минзарплаты

 

Переходное банкротство

Предусмотренный Законом № 4212 порядок банкротства будет применяться:

1) при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено начиная с 18.01.2013 г.;

2) в отношении процедуры продажи имущества, которая будет осуществляться после 18.01.2013 г., даже если дело о банкротстве возбуждалось до этой даты;

3) в отношении ликвидационной процедуры, даже если дело о банкротстве возбуждалось до 18.01.2013 г., при условии, что на указанную дату хозяйственным судом не принято постановление о признании должника банкротом и об открытии ликвидационной процедуры.

Указанные переходные вопросы не были урегулированы изначально законодателем в тексте Закона № 4212, а потому соответствующие положения были включены в Закон № 5405.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше