Темы статей
Выбрать темы

Профсоюзы ХХІ века: основные задачи по защите интересов работников

Редакция НиБУ
Статья

Профсоюзы ХХІ века: основные задачи по защите интересов работников

 

 

В истории нашего государства профсоюзам может быть посвящена отдельная страница: появившись в начале ХХ века как оплот «борьбы пролетариата против капиталистической эксплуатации» и в последующем пройдя 70-летний путь развития в ранге «проводников политики коммунистической партии», последние несколько лет профсоюзное движение переходит на новые идейные принципы. Каковы задачи профсоюзов ХХІ века?

Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Профсоюз на предприятии: полномочия и гарантии

Профсоюзы, похоже, только недавно стали осознавать, что их роль во взаимоотношениях работника и работодателя с некоторых пор существенно изменилась. Дело в том, что, начиная с 1917 г. и вплоть до распада СССР, профсоюзы были лишены прав, считавшихся традиционными во всем мире (запрет на требования о повышении заработной платы рабочих, организация забастовок и пр.). Развеять в сознании работников представление о профсоюзе как о правой руке работодателя, а не как о соратнике самого работника, до сих пор крайне непросто. К слову, социологические опросы, которые проводятся с 1991 г., демонстрируют, что за прошедшие более чем 20 лет уровень доверия к профсоюзам со стороны работников существенным образом не изменился. Видимо, начать следует с изменения представления самих профсоюзов о своей роли в защите прав работников.

Приведем те нормативные акты, к которым данным организациям приходится прибегать в своей деятельности в первую очередь.

 

№ п/п

Нормативно-правовой акт

Вопросы деятельности профсоюзов

1

2

3

1

Конституция Украины (ч. 3 ст. 36)

Граждане имеют право участвовать в профессиональных союзах с целью защиты своих трудовых и социально-экономических прав и интересов. Профессиональные союзы являются общественными организациями, которые объединяют граждан, связанных общими интересами по роду их профессиональной деятельности. Профсоюзы создаются без предварительного разрешения на основании свободного выбора их членов. Все профсоюзы имеют равные права. Ограничения в отношении членства в профессиональных союзах устанавливаются исключительно Конституцией и законами Украины

2

Закон Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях» от 15.09.99 г. № 1045-XIV

Законом закреплены права профсоюзных организаций (в частности, на представительство и защиту прав и интересов членов профсоюзов, ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений, защиту прав граждан на труд и осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, обеспечение занятости населения, социальной защиты и обеспечение достаточного жизненного уровня граждан, в сфере социального страхования, в управлении предприятиями и при изменении форм собственности, при разрешении трудовых споров, при проведении забастовок и других массовых мероприятий и др.), урегулирован порядок их создания и ведения деятельности

3

Кодекс законов о труде

Определен статус профсоюзов (ст. 246), названы их полномочия (ст. 247) и урегулированы:
 — участие профсоюзов при заключении коллективного договора (ст. 12);
 — полномочия профсоюза при определении испытательного срока (ст. 27);
 — случаи, когда расторжение трудового договора допускается исключительно при условии предварительного согласования данного вопроса с профсоюзом (ст. 43), порядок расторжения трудового договора с руководителем по требованию профсоюза (ст. 45);
 — необходимость согласования с профсоюзом правил внутреннего трудового распорядка либо графиков сменности, установления пяти- либо шестидневной рабочей недели (ст. 52, ст. 69), введения суммированного учета рабочего времени (ст. 61), установления перечня работ, на которых из-за условий производства перерыв установить нельзя, а потому работникам предоставляется возможность приема еды в течение рабочего времени (ст. 66), определении второго выходного дня дополнительно к воскресенью при пятидневной рабочей неделе (ст. 67), приказа о переносе выходных и рабочих дней согласно рекомендациям Кабмина (ст. 67), графиков очередности предоставления отпусков, переноса ежегодного отпуска по инициативе работодателя (ст. 79), введения, изменения и пересмотра норм труда (ст. 86), отнесения выполняемых работ к определенным тарифным разрядам и присвоения квалификационных разрядов работникам в соответствии с тарифно-квалификационным справочником (ст. 96), установления коллективной (бригадной) материальной ответственности (ст. 1352), сроков и перерывов для кормления ребенка (ст. 183);
 — если на предприятии не заключен коллективный договор, то с профсоюзом также согласовываются формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, ставки, схемы должностных окладов, условия введения и размеры надбавок, доплат, премий, вознараждений и других поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат (ст. 97);
 — если коллективный договор не заключен либо в заключенном коллективном договоре не оговорены сроки выплаты заработной платы (в предусмотренных законодательством рамках), а также размер заработной платы за первую половину месяца, названные вопросы согласовываются с профсоюзом (ст. 115);
 — обязанность получить разрешение от профсоюза при проведении сверхурочных работ (ст. 64), привлечении рабоников к работе в выходные дни (ст. 71);
 — совместное представление профсоюзом и работодателем правил внутреннего трудового распорядка для утверждения трудовым коллективом (ст. 142);
 — с профсоюзом может также согласовываться применение поощрений к работникам (ст. 144)

4

Закон Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 01.07.93 г. № 3356-XII

Предусмотрен порядок заключения коллективных договоров.
Профсоюз выступает одной из сторон колдоговора и ведет переговоры от имени наемных сотрудников (ст. 4)

5

Закон Украины «О социальном диалоге в Украине» от 23.12.2010 г. № 2862-VI

Предусмотрены условия, при которых профсоюзы и их объединения могут участвовать в заключении генерального, отраслевых соглашений, коллективных договоров

6

Закон Украины «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» от 03.03.98 г. № 137/98-ВР

Урегулирован порядок решения коллективных трудовых споров, в том числе порядок принятия решения об объявлении забастовки. Так, согласно ст. 19 решение об объявлении забастовки на предприятии принимается по представлению выборного органа первичной профсоюзной организации (профсоюзного представителя) либо другой организации наемных работников, уполномоченной представлять интересы наемных работников, общим собранием (конференцией) наемных работников путем голосования и считается принятым, если за него проголосовало большинство наемных работников либо две трети делегатов конференции. Решение об объявлении забастовки оформляется протоколом

7

Закон Украины «О профессиональном развитии работников» от 12.01.2012 г. № 4312-VI

Профсоюзы осуществляют контроль за соблюдением требований нормативно-правовых актов в сфере профессионального развития работников, совместно с органами государственной власти принимают участие в мониторинге рынка труда и в прогнозировании его развития, формировании государственного заказа на подготовку специалистов (ч. 1 ст. 5).
По общему правилу, категории работников, подлежащих аттестации, и периодичность ее проведения определяются коллективным договором. На предприятиях, где колдоговора нет, указанные вопросы решаются работодателем по согласованию с профсоюзом (ч. 2 ст. 11). При этом аттестационная комиссия формируется из высококвалифицированных специалистов и представителя выборного органа первичной профсоюзной организации (ч. 5 ст. 11)

8

Закон Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 г.
№ 5067-VI (вступит в силу с 01.01.2013 г.)

Субъекты хозяйствования — работодатели, нанимающие работников для последующего выполнения ими работы в Украине у другого работодателя, направляют работников для выполнения таких работ при условии, что это предусмотрено коллективным договором такого работодателя, и при наличии согласия профсоюза (ч. 1 ст. 39).
Работодатели обязаны принимать меры для избежания массового высвобождения работников, в том числе путем проведения консультаций с профсоюзами (ч. 3 ст. 50).
Профсоюзы имеют право вносить органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, работодателям и их объединениям обязательные для рассмотрения предложения по усовершенствованию механизма обеспечения занятости населения (ч. 3 ст. 51)

9

Генсоглашение по регулированию основных принципов и норм реализации социально-экономической политики и трудовых отношений в Украине на 2010 — 2012 годы от 09.11.2010 г.

Сторона профсоюзов взяла на себя ряд обязательств, в частности: осуществлять общественный контроль за исполнением законов, других нормативно-правовых актов по вопросам труда и занятости; предоставлять членам профсоюза бесплатную правовую помощь, консультации по вопросам занятости, в случае необходимости представлять их права и интересы в органах государственной власти и судах; содействовать соблюдению трудовой дисциплины на предприятиях, в организациях и в учреждениях, пребывающих в сфере управления (действия) Сторон Соглашения.
Со своей стороны представители работодателей обязались предоставлять по запросу профсоюзов информацию об осуществлении на конкретных предприятиях мер по надлежащей организации социально-бытового обеспечения работников (организация горячего питания, работа санитарно-бытовых помещений), проведению в соответствии с законодательством медицинских осмотров работников и т. п.

 

Остановимся на наиболее значимых полномочиях профсоюзов несколько детальнее.

 

Участие в заключении колдоговора и контроле за его исполнением

Первичные профсоюзные организации являются стороной коллективного договора (ст. 12 КЗоТ). Они имеют право: вести переговоры по заключению коллективного договора; заключать коллективные договоры от имени наемных работников в порядке, предусмотренном Законом о колдоговорах и Законом о социальном диалоге; осуществлять контроль за исполнением требований колдогвоора.

Определенные особенности при заключении коллективного договора предусмотрены в той ситуации, если на предприятии действует несколько первичных профсоюзных организаций. В этом случае они должны образовать объединенный представительский орган для заключения коллективного договора на принципах пропорционального представительства (в соответствии с количеством членов каждой первичной профсоюзной организации), при этом каждая первичная профсоюзная организация должна определиться относительно своих конкретных обязательств по коллективному договору и ответственности за их невыполнение. Если первичная профсоюзная организация отказывается от участия в объединенном представительском органе, то она лишается права представлять интересы наемных работников при подписании коллективного договора.

Возможна также ситуация, когда в объединенном представительском органе не могут достичь согласия по коллективному договору, в этом случае общее собрание трудового коллектива принимает наиболее приемлемый проект коллективного договора и поручает профсоюзу, разработавшему этот проект, провести на его основе переговоры и заключить утвержденный коллективный договор от имени трудового коллектива.

Если на предприятии нет профсоюза, то в переговорах участвуют представители работников, которые избираются трудовым коллективом.

 

Снижение заработной платы: может ли профсоюз препятствовать?

Уменьшение размера выплат наемным работникам может производиться путем: 1) уменьшения оклада (тарифной ставки, должностного оклада) работника, и/или 2) уменьшения размера надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат.

При ответе на вопрос о том, может ли профсоюз попрепятствовать подобным действиям со стороны работодателя, многое будет зависеть от того, по каким основаниям проводится уменьшение выплат работникам (подробно см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 81, с. 19). Просто на свое усмотрение снизить выплаты работникам либо иным образом существенно изменить условия труда работодатель, безусловно, не может. Более того, не может он этого сделать, даже заручившись согласием профсоюза на проведение подобных мер.

Возможны несколько вариантов развития событий:

1. Работодатель получает согласие всего трудового коллектива (если изменения коснутся всех) либо конкретного работника (если речь идет об оплате труда либо о иных существенных условиях труда только отдельного работника) на осуществление подобных изменений. При этом работодатель, даже с согласия коллектива, не может ухудшить положение работников по сравнению с предоставленными им законом гарантиями (снизить зарплату ниже минимальной при условии выполнения нормы труда, установить рабочее время более 40 часов в неделю и т. д.).

2. Работодатель идет на изменение существенных условий труда, не обращаясь за согласием всех работников, которых такое изменение коснется (тем более, что на более-менее больших предприятиях это малореализуемо). В этом случае он должен, во-первых, обосновать необходимость принимаемых мер изменениями в организации производства и труда, во-вторых, предупредить работников, которых такие изменения коснутся, за два месяца до их введения.

И в первом, и во втором случае у работодателя вознекнет необходимость внесения изменений в коллективный договор, а потому в этом процессе будет в обязательном порядке участовать профсоюз. Исключением будет лишь ситуация, когда изменения касаются лишь отдельного работника либо нескольких работников (к примеру, работник переходит на работу на дому, в связи с чем по договоренности сторон меняются условия оплаты его труда). Такие изменения не влекут необходимости их отражения в колдоговоре, а значит, и согласие профсоюза для них не потребуется.

 

Участие профсоюзов в разрешении трудовых споров

Профсоюзы имеют право представлять интересы работников при рассмотрении индивидуальных и коллективных трудовых споров (конфликтов) в порядке, установленном законодательством (ст. 26 Закона о профсоюзах).

По желанию работника при рассмотрении индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам может участвовать представитель профсоюзного органа , который выступает от его имени (ч. 1 ст. 226 КЗоТ).

Для участия представителя профсоюзного органа в качестве представителя работника при рассмотрении индивидуального трудового спора в суде работник должен предоставить ему такие полномочия путем предварительной выдачи ему доверенности либо непосредственно в судебном заседании по устному заявлению, которое фиксируется в журнале судебного заседания (ст. 42 Гражданского процессуального кодекса Украины).

Порядок предоставления профсоюзу полномочий представлять интересы работников при рассмотрении коллективных трудовых споров (конфликтов), как и сам порядок разрешения этих споров, определен Законом Украины «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» от 03.03.98 г. № 137/98-ВР.

 

Роль профсоюзов при расторжении трудового договора

Роль профсоюза при увольнении заключается в защите интересов работника. Для этого КЗоТ предусматривает случаи, когда расторжение трудового договора по инициативе собственника или уполномоченного им органа возможно только с согласия выборного органа первичной профсоюзной организации (профсоюзного представителя).

Так, согласно ст. 43 КЗоТ предварительное согласие профсоюза, членом которого является работник, обязательно должно быть получено собственником или уполномоченным им органом при расторжении трудового договора с работником в случаях:

1) изменения в организации производства и труда, в том числе реорганизации, банкротства или перепрофилирования предприятия, учреждения, организации, сокращения численности или штата работников (п. 1 ст. 40 КЗоТ);

2) выявления несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе в результате недостаточной квалификации или состояния здоровья, которые препятствуют продолжению данной работы, а также в случае отмены допуска к государственной тайне, если выполнение возложенных на работника обязанностей требует доступа к государственной тайне (п. 2 ст. 40 КЗоТ);

3) систематического невыполнения работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику раньше применялись меры дисциплинарного или общественного взыскания (п. 3 ст. 40 КЗоТ);

4) прогула (в том числе отсутствия на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин (п. 4 ст. 40 КЗоТ);

5) неявки на работу в течение более чем четырех месяцев подряд в результате временной нетрудоспособности, не считая отпуска по беременности и родам, если законодательством не установлен более продолжительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании (п. 5 ст. 40 КЗоТ);

6) появления на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения (п. 7 ст. 40 КЗоТ);

7) виновных действий работника, который непосредственно обслуживает денежные, товарные либо культурные ценности, если эти действия дают основания для утраты доверия к нему со стороны собственника или уполномоченного им органа (п. 2 ст. 41 КЗоТ);

8) совершения работником, который выполняет воспитательные функции, аморального проступка, не совместимого с продолжением данной работы (п. 3 ст. 41 КЗоТ).

Кроме того, согласие профсоюза необходимо работодателю при расторжении трудового договора (контракта) с руководителем предприятия, учреждения, организации, если он нарушает Закон о профсоюзах, законодательство о труде, уклоняется от участия в переговорах по поводу заключения или изменения коллективного договора, не выполняет обязанностей по коллективному договору, допускает другие нарушения законодательства о коллективных договорах (п. 9 ст. 38 Закона о профсоюзах).

В перечисленных выше случаях работодатель должен подать в профсоюз обоснованное письменное представление о расторжении трудового договора с работником, являющимся членом данного профсоюза. После этого у профсоюза есть пятнадцать дней для его рассмотрения (ч. 2 ст. 43 КЗоТ), которое должно происходить в присутствии работника, на которого было подано представление об увольнении (ч. 3 ст. 43 КЗоТ). Рассмотрение представления в отсутствие работника допускается только по его письменному заявлению. По желанию работника от его имени может выступать другое лицо, в том числе адвокат. Если работник или его представитель не явился на заседание, рассмотрение заявления откладывается в рамках пятнадцатидневного срока. В случае повторной неявки работника (его представителя) без уважительных причин представление может рассматриваться в его отсутствие (ч. 3 ст. 43 КЗоТ). При отсутствии на предприятии профсоюза увольнение происходит без получения согласия профсоюза (п. 6 ч. 1 ст. 431 КЗоТ).

Профсоюз сообщает собственнику или уполномоченному им органу о принятом решении в письменной форме в трехдневный срок после его принятия. В случае пропуска этого срока считается, что профсоюз дал согласие на расторжение трудового договора. Если работник одновременно является членом нескольких профсоюзов, действующих на предприятии, в учреждении, организации, согласие на его увольнение дает выборный орган той профсоюзной организации, к которой обратился собственник или уполномоченный им орган.

Решение профсоюза об отказе в предоставлении согласия на расторжение трудового договора должно быть обоснованным. В случае если в решении нет обоснования отказа в предоставлении согласия на расторжение трудового договора, работодатель имеет право уволить работника без согласия профсоюзного органа.

Согласие профсоюза на увольнение не имеет юридического значения, если не соблюдены требования об участии в заседании этого органа более половины его членов, либо согласие давалось по обращению должностного лица, которое не наделено правом приема на работу и увольнения и не имело соответствующего поручения правомочного лица, или по инициативе самого профсоюзного органа либо согласие мотивировано другими основаниями, чем те, которые указывались в представлении собственника или уполномоченного им органа, а потом и в приказе об увольнении (абз. третий п. 15 постановления № 9). Вопрос о предоставлении согласия на увольнение работника по инициативе собственника или уполномоченного им органа могут решать и профсоюзные органы структурных подразделений (цехов, управлений, отделов и т. д.), если им такое право делегировано профсоюзным органом предприятия (абз. четвертый п. 15 постановления № 9).

Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее чем через месяц со дня получения согласия профсоюза (профсоюзного представителя). При этом следует также помнить о соблюдении сроков для применения дисциплинарных взысканий, установленных ст. 148 КЗоТ.

Если расторжение трудового договора с работником проведено без обращения к профсоюзу, при возникновении судебного спора суд запрашивает согласие профсоюза и после его получения либо отказа в предоставлении согласия на увольнение работника рассматривает спор по сути. Не будет противоречить закону, если к профсоюзному органу в этом случае обратится собственник или уполномоченный им орган либо судья при подготовке дела к судебному рассмотрению. Аналогичным образом решается спор о восстановлении на работе, если согласие профсоюза на увольнение признано не имеющим юридического значения. Если в этих случаях профсоюз откажет в предоставлении согласия на увольнение работника, суд должен восстановить его на работе (абз. пятый п. 15 постановления № 9).

КЗоТ предусматривает также те случаи, когда работник может быть уволен по инициативе собственника или уполномоченного им органа без предварительного согласия профсоюза (ст. 431 КЗоТ).

 

Общественный контроль

Профсоюзы осуществляют общественный контроль за выплатой заработной платы, соблюдением законодательства о труде и об охране труда, созданием безопасных и безвредных условий труда, надлежащих производственных и санитарно-бытовых условий, обеспечением работников спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной и коллективной защиты. В случае наличия угрозы жизни или здоровью работников профсоюз имеет право требовать от работодателя немедленного прекращения работ на время, необходимое для устранения угрозы жизни или здоровью работников, на рабочих местах, производственных участках, в цехах и других структурных подразделениях или на предприятии в целом.

Профсоюзы имеют право принимать участие в расследовании причин несчастных случаев и профзаболеваний на производстве, давать свои заключения о них, проводить независимую экспертизу объектов производственного назначения (на любой стадии — проектирования, строительства или эксплуатации), а также условий труда на предмет их соответствия требованиям нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда.

При установлении нарушений уполномоченные представители профсоюзов имеют право вносить работодателям, органам исполнительной власти и органам местного самоуправления представления об устранении нарушений законодательства о труде и в месячный срок получить от них аргументированные ответы, при этом рассмотрение этих представлений является обязательным.

Профсоюзы осуществляют общественный контроль за реализацией прав членов профсоюза в сфере здравоохранения, медико-социальной помощи, принимают участие в деятельности экспертных, консультативных и наблюдательных советов при органах и заведениях здравоохранения, в развитии массовой физической культуры, спорта, туризма, создании и поддержке спортивных обществ и туристических организаций.

Кроме того, профсоюз может выявлять случаи, когда при заключении гражданско-правового договора имеют место фактические трудовые отношения.

 

Защита прав работников при ликвидации и реорганизации

Работодатель должен заблаговременно информировать профсоюз о предстоящих мероприятиях (ликвидация, реорганизация предприятия, изменение формы собственности, частичная остановка производства и т. п.), если они влекут за собой сокращение численности или штата работников, ухудшение условий труда, а также предоставляет профсоюзу информацию о причинах последующих увольнений, количестве и категориях работников, которых это может касаться, о сроках проведения увольнений. Кроме этого, работодатель должен не позже трех месяцев со времени принятия решения об этом провести консультации с профсоюзами о мерах по предотвращению увольнений или сведению их количества к минимуму, о смягчении неблагоприятных последствий предстоящих увольнений и т. п., при этом профсоюзы имеют право вносить предложения соответствующим органам о перенесении сроков или временном прекращении или отмене мероприятий, связанных с высвобождением работников.

Мы назвали лишь наиболее существенные из закрепленных за профсоюзами направлений деятельности. Дополнить картину сможет следующая статья этого номера.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше