О письме ГНСУ от 09.08.2012 г. № 320/0/71-12/15-1217
Письмо Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики от 10.09.2012 г. № 04-39/10-990
В Комитет Верховной Рады Украины по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики поступают обращения коммерческих банков, страховых организаций, объединений коммерческих банков и страховых организаций по поводу письма ГНС Украины от 09.08.2012 г. № 320/0/71-12/15-1217, подписанного руководителем департамента ГНС.
Этим письмом введена норма, которая вносит изменения в применение пункта 153.8 статьи 153 Кодекса относительно порядка переноса отрицательного значения финансового результата от операций с отдельными видами ценных бумаг, полученных в отчетном налоговом периоде (году), на уменьшение финансового результата от таких операций в следующих отчетных налоговых периодах.
Предложено учитывать убыток от операций с ценными бумагами при определении финансового результата от таких операций в следующих налоговых периодах только в размере 25 процентов суммы, образовавшейся по состоянию на 1 января 2012 года.
Комитет считает, что разъяснение налоговой службы, приведенное в указанном письме, не соответствует нормам Налогового кодекса, в частности пункту 153.8 статьи 153 Кодекса .
Порядок определения финансовых результатов от операций с отдельными видами ценных бумаг как операций особого вида деятельности, изложенный в пункте 153.8 статьи 153 Кодекса, предусматривает, что в случае получения отрицательного финансового результата (убытка) от проведения таких операций по итогам отчетного налогового года убыток не учитывается при определении объекта налогообложения плательщика налога, а переносится на уменьшение финансового результата от операций с ценными бумагами в следующих отчетных периодах.
Прибыль, полученная от операций с ценными бумагами, включается в доходную часть налоговой декларации плательщика налога, является составной частью доходов, учитываемых при определении объекта налогообложения.
Порядок уменьшения финансового результата (отрицательное значение учитывается в следующих отчетных налоговых периодах до полного его погашения и получения положительного финансового результата (прибыли)) применяется аналогично порядку, предусмотренному в статье 150 Кодекса.
В изменениях к Налоговому кодексу, принятых Законом Украины от 24 мая 2012 года № 4834, введен особый порядок применения статьи 150 Кодекса в период 2012 — 2015 гг., который предусматривает ограничение размера отрицательного значения объекта налогообложения, полученного по состоянию на 1 января 2012 года, который учитывается в расходах, при определении налоговых обязательств плательщика налога в следующих отчетных налоговых периодах.
Ограничение размера отрицательного значения объекта налогообложения для учета в следующих отчетных периодах при применении статьи 150 Кодекса не предусматривалось Законом № 4834 при применении пункта 153.8 статьи 153 Кодекса для определения прибыли от операций с ценными бумагами и никоим образом не ограничивало право плательщика налога учитывать полную сумму отрицательного показателя финансовых результатов от операций с ценными бумагами в следующих налоговых периодах, поскольку это разные по экономическим содержанию и значению показатели при определении налоговых обязательств .
Комитет считает, что ГНС Украины должна пересмотреть свою позицию, изложенную в письме от 09.08.2012 г. № 320/0/71-12/15-1217 .
Председатель Комитета В. Хомутынник
комментарий редакции
Убытки по ЦБ:
Комитет ВР не поддержал ГНСУ
Перед нами реакция профильного Комитета ВР на мнение ГНСУ по поводу правил переноса ценнобумажных убытков в 2012 и следующих годах (изложено в письме от 09.08.12 г. № 320/0/71-12/15-1217). Остается лишь поприветствовать выводы Комитета, которые полностью совпадают с нашей позицией, подробно изложенной в редакционном комментарии к названному письму (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 71, с. 13).
Напомним также, что в нем приводился целый ряд аргументов по поводу несоответствия нормам НКУ идеи налоговиков о реструктуризации ценнобумажных убытков. Мы, в частности, отмечали: «…совершенно очевидно, что ценнобумажные убытки не являются отрицательным значением объекта налогообложения, о котором идет речь в процитированной норме. Этого уже достаточно для вывода о незаконности позиции налоговиков». Действительно, Комитету ВР показалось этого достаточно и он остановился именно на данном моменте (который, действительно, является наиболее принципиальным, хотя и не единственным аргументом).
Симптоматично, что в сегодняшнем номере на с. 7 публикуется информационное письмо ВАСУ, в котором наконец ставится точка по несколько иному (но близкому по своему содержанию) «делу». Речь о масштабных судебных спорах по поводу доналоговокодексных убытков (в данном случае — не ценнобумажных). Приятно, что ВАСУ правильно разобрался в сути вопроса. Однако остаются претензии в отношении скорости реакции. Посмотрим, сколько времени займет у ГНСУ пересмотр позиции по делу «о ценнобумажных убытках».
Дмитрий Винокуров