Если в декларации не полностью указано название налогового органа
При заполнении декларации по НДС неточно указано название налогового органа (из-за проведения реформы налогоплательщиком не было учтено изменение названия — не добавлена ссылка на область). Могут ли признать такую декларацию недействительной?
(г. Днепропетровск)
Вопрос, очевидно, возник в связи с тем, что название органа государственной налоговой службы, в который подается отчетность, в налоговой декларации согласно п. 48.3 НКУ является одним из ее обязательных реквизитов. А это, в свою очередь, может обернуться для налогоплательщика последствиями из п. 49.11 НКУ, устанавливающими, что в случае подачи налогоплательщиком налоговой декларации, заполненной с нарушением норм п. 48.3 и п. 48.4 НКУ, декларация у налогоплательщика может быть не принята (не признана налоговой декларацией, п. 48.7 НКУ). Правда, для этого налоговый орган должен следовать строго определенной процедуре «непризнания».
Так, как устанавливает п. 49.11 НКУ, в случае подачи налогоплательщиком в орган государственной налоговой службы налоговой декларации, заполненной с нарушением требований п. 48.3 и п. 48.4 НКУ, налоговый орган обязан направить такому налогоплательщику письменное уведомление об отказе в приеме его налоговой декларации (с указанием причин такого отказа) в следующие сроки:
— в случае подачи налогоплательщиком налоговой декларации почтой или средствами электронной связи — в течение 5 рабочих дней со дня ее получения;
— при подаче такой налоговой декларации лично налогоплательщиком или его представителем — в течение 3 рабочих дней со дня ее получения (о процедуре «непризнания» см. также ответ на с. 11).
Как правило, в случае подачи отчетности в электронном виде такое уведомление-отказ обычно содержит приходящая налогоплательщику вторая квитанция (п. 7.6 разд. III Инструкции № 233, п. 4.14 Методрекомендаций № 516), ведь на момент ее составления правильность заполнения обязательных реквизитов в поданной декларации уже должна быть проверена налоговым органом (п.п. 4.13.6 Методрекомендаций № 516).
Так что, прежде всего «непризнание» декларации налоговым органом должно отвечать описанной процедуре (с направлением налогоплательщику уведомления об отказе в приеме декларации с указанием причин отказа в отведенный 5(3)-дневный срок). Иначе если такие условия «непризнания» не соблюдаются, то уже сами действия контролирующих органов, не выполнивших установленные правила (например, приславших уведомление позже отведенного срока или, предположим, без указания причин и т. п.), можно расценивать как неправомерные.
Вместе с тем, если, допустим, такой порядок «непризнания» будет контролирующими органами соблюден и налогоплательщиком таки будет получено уведомление (квитанция) об отказе, то, получив уведомление-отказ в приеме декларации, налогоплательщик имеет право (п. 49.12 НКУ):
— подать новую декларацию и уплатить штраф — в случае нарушения сроков ее подачи (если же, предположим, получив уведомление, подать новую декларацию налогоплательщик успевает до окончания предельных сроков подачи, то штраф в таком случае уплачивать не придется — что возможно, к примеру, если изначально первая «неверная» декларация подавалась заблаговременно — скажем, в первых числах месяца, следующего за отчетным, чтобы до предельного срока подачи истекали отведенные «на отказ» 5(3) рабочих дней);
— обжаловать решение налогового органа в порядке, предусмотренном ст. 56 НКУ (в частности, с соблюдением сроков обжалования, т. е. отведенных на подачу жалобы при административном обжаловании 10 календарных дней, следующих за днем получения налогоплательщиком уведомления налогового органа, либо соблюдением сроков давности — при судебном обжаловании). О том, что отказ в принятии декларации может быть, в частности, обжалован налогоплательщиками в судебном порядке (может быть предметом рассмотрения в административных судах), обращалось внимание и в информационном письме ВАСУ от 15.06.2012 г. № 1503/12/13-12. При этом подчеркивалось, что отказывать налогоплательщику суды не вправе, даже если налогоплательщиком были несколько иначе (не достаточно корректно) сформулированы касающиеся неприема декларации исковые требования. А вот образец заполнения жалобы на полученное, например, «штрафующее» налоговое уведомление-решение, если налогоплательщик, предположим, сперва решивший повременить с обжалованием, в дальнейшем решит обжаловать его, см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 44, с. 15.
Другое дело, что в данном случае нельзя не признать, что допущенная налогоплательщиком неточность сама по себе все же малосущественна (кстати, примечательно, что порой виной тому оказывается само «не поспевающее за реформами» программное обеспечение, в базе данных которого название налогового органа все еще не обновлено, на фоне чего «непризнание» декларации, поступившей от налогоплательщика и заполнившего «с его помощью» декларацию, выглядит весьма курьезно). Поэтому, понимая всю пикантность ситуации, судебная практика в подобных вопросах, ввиду несущественности нарушений, стоит на стороне налогоплательщика. Так, например, в постановлении Днепропетровского административного суда от 02.08.2012 г. по делу № 2а/0470/6068/12 (о непризнании налоговым органом налоговой отчетности из-за отсутствия в ней рядом с кодом ГНИ наименования налогового органа, в который она предоставлялась) суд установил, что составленная налогоплательщиком налоговая отчетность (даже с указанием исключительно кода ГНИ) позволяла налоговому органу четко идентифицировать налогоплательщика и налоговый орган, в который она подается. А потому в данном случае отсутствие наименования налогового органа не может расцениваться как нарушение формы и содержания деклараций, в связи с чем действия налоговиков по непризнанию налоговой отчетности были признаны судом неправомерными.
Или рассматривая, например, похожее дело (о непризнании декларации из-за неуказания в ней строк, к которым подавались приложения) ВАСУ, также подходя к вопросу системно, в определении от 22.08.2012 г. № К-37964/10 справедливо отмечал, что основанием для отказа налогового органа признать налоговую отчетность как налоговую декларацию должны быть такие дефекты ее заполнения, которые влияют на администрирование налога органом государственной налоговой службы. Поданная же налогоплательщиком декларация не ведет к невозможности или усложнению проверки указанных в ней данных налоговым органом, поэтому не может повлечь за собой последствия в виде непризнания декларации документом налоговой отчетности, и действия налогового органа по ее непризнанию незаконны. Так что суды, как видим, в данном случае подходят к ситуации взвешенно.
Людмила Солошенко, экономист-аналитик