Темы статей
Выбрать темы

Об отнесении поощрения работников к мероприятиям или средствам по охране труда

Редакция НиБУ
Письмо от 02.07.2012 г. № 5435/0/8.2-05/6/12

Об отнесении поощрения работников к мероприятиям или средствам по охране труда

Письмо Государственной службы горного надзора и промышленной безопасности Украины от 02.07.2012 г. № 5435/0/8.2-05/6/12

 

Государственная служба горного надзора и промышленной безопасности Украины рассмотрела письмо <…> и в рамках компетенции сообщает.

Охрану труда законодатель определяет как систему правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на сохранение жизни, здоровья и трудоспособности человека в процессе трудовой деятельности.

Расходы на охрану труда должны быть направлены работодателем на надлежащее функционирование системы управления охраной труда на предприятии и обеспечение работникам социальных гарантий в области охраны труда.

Работодатель обязан расходовать на охрану труда суммы не ниже минимально допустимого уровня, установленного статьей 19 Закона Украины «Об охране труда» (далее — Закон).

Так, согласно части третьей статьи 19 Закона для предприятий независимо от форм собственности или физических лиц, использующих наемный труд, расходы на охрану труда должны составлять не менее 0,5 процента фонда оплаты труда за предыдущий год.

В соответствии с частью первой статьи 25 Закона к работникам могут применяться любые поощрения за активное участие и инициативу в осуществлении мероприятий по повышению уровня безопасности и улучшение условий труда.

Виды поощрений определяются коллективным договором, соглашением.

Отдельно подчеркиваем, что Перечень мероприятий и средств по охране труда, расходы на осуществление и приобретение которых включаются в расходы, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 27.06.2003 № 994, не содержит пункта, который бы предусматривал такое мероприятие по охране труда, как поощрение работников за их активное участие и инициативу в осуществлении мероприятий по повышению уровня безопасности и улучшения условий труда.

Учитывая изложенное выше, применение работодателем поощрений к работникам за их активное участие и инициативу в осуществлении мероприятий по повышению уровня безопасности и улучшению условий труда является определенной системой стимулирования и мотивации работников к соблюдению ими требований нормативно-правовых актов по охране труда, предусмотренных статьей 14 Закона.

В связи с этим такое поощрение работников не является мероприятием или средством по охране труда.

 

Первый заместитель Председателя В. Шайтан



комментарий редакции

По мнению Госгорпромнадзора, поощрение работников за участие в повышении безопасности не относится к мероприятиям по охране труда

В комментируемом письме чиновники заявили, что выплата поощрений работникам за активное участие и инициативу в осуществлении мероприятий по повышению уровня безопасности и улучшения условий труда (ст. 25 Закона об охране труда) не относится к мероприятиям по охране труда. Как результат: такие суммы не учитываются при исчислении обязательного минимума расходов по охране труда, установленного ст. 19 Закона об охране труда. Напоминаем, что он составляет 0,5 % фонда оплаты труда за предыдущий год (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 57, с. 7). По нашему мнению, такой подход противоречит законодательству, и далее поясним почему.

1 . Первое, на чем стоит заострить внимание: в определении названного критерия принимают участие любые расходы на охрану труда, которой, как известно, признается система правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на сохранение жизни, здоровья и работоспособности человека в процессе трудовой деятельности (ст. 1 Закона об охране труда). При этом содержание данного определения позволяет утверждать, что охраной труда могут считаться в том числе и инициативные действия работников по повышению уровня безопасности и улучшению условий труда. В связи с этим суммы выплаты им соответствующих поощрений должны учитываться при исчислении минимального объема расходов на охрану труда согласно ст. 19 Закона об охране труда.

В свете изложенного аргументы Госгорпромнадзора выглядят довольно слабо. Дело в том, что роль Перечня № 994 ограничена выделением из общей суммы расходов на охрану труда тех, которые учитываются в уменьшении объекта налогообложения согласно абз. «є» п.п. 138.8.5 НКУ. Таким образом, состав расходов на охрану труда в понимании ст. 19 Закона об охране труда намного шире (он ограничивается лишь содержанием определения охраны труда в ст. 1 этого Закона), нежели тот, что предусмотрен Перечнем № 994.

2 . Госгорпромнадзор не вправе разъяснять вопросы налогообложения, однако вывод комментируемого письма косвенно затрагивает и их. Как известно, в налоговом учете допускается отражение лишь тех расходов на охрану труда, которые предусмотрены в Перечне № 994. При этом, по мнению Госгорпромнадзора, данный документ не называет выплат поощрений работникам за активное участие и инициативу в осуществлении мероприятий по повышению уровня безопасности и улучшению охраны труда.

Однако это не совсем так . Дело в том, что Перечень № 994 содержит лишь общие формулировки без указания конкретных мероприятий. К примеру, п. 3 Перечня говорит об оформлении стендов, оснащении кабинетов, выставок, приобретении плакатов, макетов, фильмов и т. п. по вопросам охраны труда. При этом если реализация подобных мероприятий была обусловлена инициативными действиями работников, то выплата им соответствующих поощрений может учитываться в уменьшении объекта налогообложения. Таким образом, суммы поощрений согласно ст. 25 Закона об охране труда в каждом конкретном случае следует рассматривать сквозь призму Перечня № 994 и, при выявлении соответствия, направлять их в состав налоговых расходов. Однако же, если такого соответствия не будет, то расходы отразить не получится.

Что касается квалификации расходов на выплату поощрений по экономическому содержанию, то их необходимо относить к расходам на оплату труда, что подтверждается п.п. 2.3.2 Инструкции № 5.

 

Виталий Смердов

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше