Как отчитываться по спецводосбору до конца 2012 года при использовании воды на санитарно-гигиенические нужды?
Субъект хозяйствования в текущем году использует воду исключительно на санитарно-гигиенические нужды. Необходимо ли ему в таком случае подавать декларацию спецводосбора за оставшиеся до конца 2012 года отчетные периоды?
(г. Харьков)
В соответствии с п.п. 324.4.1 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ) сбор за специальное использование воды не взимается за воду, используемую для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения (совокупности людей, находящихся на данной территории в тот или иной период времени независимо от характера и продолжительности проживания, в пределах жилого фонда и приусадебных участков), в том числе для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и плательщиков единого налога.
При этом согласно п. 323.2 этого Кодекса в целях взимания этого сбора под термином «санитарно-гигиенические нужды» понимают использование воды в туалетных, душевых, ванных комнатах и умывальниках, а также использование для содержания помещений в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии.
Вместе с тем действовавшей до 01.07.2012 г. редакцией п.п. 324.4.1 НКУ спецводосбор разрешалось не уплачивать лишь за воду, используемую для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения, что приводило к возникновению обязанности по уплате указанного сбора субъектами хозяйствования в том случае, если питьевые и санитарно-гигиенические нужды их работников удовлетворялись на рабочих местах, причем иного водопотребления (производственного, промышленного и т. п.) такие субъекты хозяйствования не осуществляли. Этот вывод в свое время подтверждался разъяснением в ЕБНЗ под кодом 270.01.
Очевидно, что в результате указанных изменений налогового законодательства определенное количество плательщиков сбора за специальное водопользование перестали быть таковыми с III квартала 2012 года. Еще раз подчеркнем, что к их числу относятся лишь те субъекты хозяйствования, которые с 1 июля текущего года используют воду только на санитарно-гигиенические нужды. Если объемы воды были использованы в том числе на другие цели, чем собственные питьевые и санитарно-гигиенические нужды, то такие водопользователи продолжают уплачивать сбор на общих основаниях за весь объем фактически использованной воды. Об этом сказано в письме ГНСУ от 01.08.2012 г. № 20820/7/15-2117 («Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 67, с. 3).
Кроме того, в указанном письме изложен следующий порядок подачи отчетности по спецводосбору в случае, если в течение года субъект хозяйствования освобождается от его уплаты: поскольку налоговая декларация сбора, форма которой утверждена приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1009, заполняется нарастающим итогом с начала года, то, несмотря на то что в течение года у субъекта хозяйствования исчез объект налогообложения из-за использования им воды только для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд, все равно подавать отчетность необходимо до конца 2012 года.
Между тем, в разъяснении налоговиков из ЕБНЗ под кодом 270.07 (см. на с. 47) высказывается более либеральное мнение, в соответствии с которым начиная с ІІІ квартала 2012 года субъекты хозяйствования, не являющиеся плательщиками спецводосбора по изложенным выше основаниям, могут не подавать налоговую декларацию сбора за следующие отчетные периоды при условии уведомления об этом соответствующего налогового органа по месту налоговой регистрации и подачи заявления об отсутствии у них в следующих отчетных периодах объектов исчисления сбора.
Считаем, что хотя процедура подачи такого заявления в отношении спецводосбора действующим законодательством не предусмотрена, к указанному разъяснению стоит прислушаться, поскольку определенное рациональное зерно в нем все же имеется. А для большей уверенности в правомерности своих действий можно получить индивидуальную налоговую консультацию из местной ГНИ в порядке, установленном ст. 52 НКУ. Следствием применения такой консультации будет то, что налогоплательщика, действовавшего в соответствии с ней, нельзя привлечь к ответственности, в частности, на основании того, что в будущем ее изменят или отменят (см. п. 53.1 НКУ).
Игорь Хмелевский, экономист-аналитик