Предприниматель зарегистрирован в одном городе, а открывает магазин в другом: организационные нюансы
Сегодня поговорим об организационных особенностях открытия нового магазина, если предприниматель зарегистрирован в одном городе, а хочет открыть магазин в другом населенном пункте.
Речь пойдет о получении разрешительных документов, торгового патента, лицензии или копии лицензии; о внесении изменений в Свидетельство единоналожника, если магазин открывает единоналожник. Кроме того, рассмотрим, как в такой ситуации вести Книги УД (УДР) и регистрировать РРО.
Рассмотрим также проблемы, которые возникнут у предпринимателя с наемными работниками, проживающими в городе, где открыт магазин, а регистрировать и расторгать трудовые договоры с ними придется в городе, где проживает предприниматель.
Теперь обо всем этом по порядку.
Анна КАЛИНОВСКАЯ, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»
Документы статьи
НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
КУоАП — Кодекс об административных правонарушениях от 12.07.84 г. № 8073-X.
БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.
Закон о лицензировании — Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.
Закон № 481 — Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.
Закон № 2806 — Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV.
Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.
Закон № 4004 — Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» от 24.02.94 г. № 4004-XII.
Порядок совершения нотариальных действий — Порядок совершения нотариальных действий нотариусами Украины, утвержденный приказом Минюста от 22.02.2012 г. № 296/5.
Порядок регистрации РРО — Порядок регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.
Порядок № 260 — Порядок регистрации трудового договора между работником и физическим лицом, использующим наемный труд, утвержденный приказом Минтруда от 08.06.2001 г. № 260.
Порядок № 1025 — приказ ГНАУ «Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов, которую ведут физические лица — предприниматели, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, и Порядка ее ведения» от 24.12.2010 г. № 1025.
Постановление № 9 — постановление Пленума Верховного Суда Украины «О практике рассмотрения судами трудовых споров» от 06.11.92 г. № 9.
Порядок № 1675 — Порядок выдачи свидетельства плательщика единого налога, утвержденный приказом Минфина от 20.12.2011 г. № 1675.
Порядок № 150 — Порядок выдачи Государственной инспекцией техногенной безопасности разрешения на начало работы предприятий и аренду помещений, утвержденный постановлением КМУ от 14.02.2001 г. № 150.
Перерегистрация в налоговой и Пенсионном фонде не нужна
Чтобы открыть новую торговую точку (магазин в другом городе), предпринимателю не нужно проходить перерегистрацию в налоговой инспекции или в Пенсионном фонде по месту открытия второго магазина. Регистрация в этих органах осуществляется только по месту жительства предпринимателя, поэтому если оно не изменяется, то и перерегистрация не нужна.
Однако существует ряд особенностей, связанных с оформлением некоторых документов и уплатой налогов. О них и пойдет речь далее.
Разрешительные документы
Открывая магазин в другом городе, предпринимателю необходимо получить:
— разрешение органа государственного пожарного надзора;
— разрешение СЭС.
За разрешительными документами можно обратиться в единый разрешительный центр, который:
— есть в каждом регионе;
— передает документы необходимым органам и следит за своевременностью их рассмотрения;
— обеспечивает выдачу разрешительных документов.
«Пожарное» разрешение. Выдача разрешения органами государственного пожарного надзора осуществляется в соответствии с Порядком № 150.
Предприниматель может получить пожарное разрешение:
— в районном управлении пожарной охраны по местонахождению второго магазина
или
— в едином разрешительном центре региона, в котором расположен его новый магазин.
Разрешение выдается при отсутствии фактов нарушения правил пожарной безопасности без ограничения срока его действия.
Кроме того, предприниматель как собственник или арендатор помещения под магазин может начать деятельность по так называемому декларативному принципу (статья 1 Закона № 2806 и пункт 111 Порядка № 150), предоставив декларацию соответствия объекта (объектов) требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности по форме согласно приложению 3 к Порядку № 150. Указанная декларация должна быть предоставлена в орган государственного пожарного надзора не позже чем за 10 дней до начала работы магазина.
Разрешение СЭС. Для начала работы магазина предпринимателю также необходимо получить разрешение СЭС (статья 15 Закона № 4004).
Согласование с органами СЭС осуществляется в форме санитарно-эпидемиологической экспертизы и получения положительного заключения. Без положительного заключения запрещаются использование и функционирование объектов.
В настоящее время отсутствует нормативный документ, регламентирующий порядок получения заключений о соответствии объекта санитарным нормам.
На практике органы СЭС подходят к решению данного вопроса двумя путями:
1) выдают заключение о соответствии объектов санитарным нормам в виде писем, составленных в произвольной форме (в ответ на письменное обращение предпринимателей о получении такого заключения, составленного также в произвольной форме),
или
2) используют в своей работе нормы и правила утратившего силу, но дающего хоть какое-нибудь представление о порядке подготовки заключений Положения о порядке выдачи выводов о соответствии объекта санитарным нормам.
Торговый патент
Единоналожники освобождены от уплаты сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности (подпункт 5 пункта 297.1 НКУ). Следовательно, единоналожникам не нужно приобретать торговый патент.
А вот общесистемщикам торговый патент на торговлю в магазине приобретать нужно (подпункт 14.1.211, подпункт «а» подпункта 267.1.1 НКУ).
Чтобы получить патент, предприниматель должен подать заявление установленной формы в налоговый орган по местонахождению второго магазина (подпункт 267.5.1 НКУ).
Налоговый орган выдает патент в течение 3 дней со дня получения заявления.
Ставку сбора (размер платы за патент) устанавливают местные органы власти в расчете на месяц в зависимости от местонахождения пункта продажи и ассортимента продаваемых товаров.
Сдавать отчеты по сбору на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности не нужно. Но! Нужно вносить плату за патент ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, предшествующего отчетному, в местный бюджет по местонахождению самого магазина (подпункт «б» подпункта 267.5.2 НКУ).
За отсутствие патента налоговики могут наказать предпринимателя по статье 125 НКУ. Штраф применяется в двойном размере стоимости патента (а точнее — суммы сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности) за весь период деятельности без патента, но не менее чем двойная стоимость патента за 1 месяц. Такой штраф применяется в случае торговли за наличные без патента.
Лицензии
Вопрос о необходимости переоформления лицензии в случае открытия предпринимателем второй торговой точки в другом городе решается следующим образом:
— лицензия, выданная центральным органом исполнительной власти (министерства и иные органы), действительна на всей территории Украины, поэтому переоформлять ее не нужно. Следовательно, если на торговлю в одном городе предприниматель получил такую лицензию, то на торговлю в другом городе он может получить копию этой лицензии, удостоверенную органом лицензирования. Удостоверенная органом лицензирования копия лицензии выдается физическому лицу — предпринимателю на каждое место осуществления хозяйственной деятельности (статья 14 Закона о лицензировании). За выдачу копии лицензии взимается плата в размере 17 грн.;
— лицензия, выданная местным органом исполнительной власти или специально уполномоченным органом исполкома, действительна только на территории соответствующей административно-территориальной единицы (в основном области). Поэтому, чтобы осуществлять деятельность в других областях, нужно дополнительно получить такую же лицензию в соответствующей области.
Перечень видов деятельности, которые подлежат лицензированию, установлен Законом о лицензировании.
Кроме того, если в магазине планируется реализовывать алкогольные напитки и табачные изделия, то на розничную торговлю такими товарами нужно получить соответствующие лицензии: отдельно на розничную торговлю алкоголем и отдельно на розничную торговлю табаком. Особенности лицензирования в этом случае регулирует Закон № 481. А если предприниматель будет торговать столовым вином и/или пивом, то лицензия ему не нужна. Потому что действие Закона № 481 не распространяется на торговлю столовым вином и пивом.
Изменения в Свидетельство единоналожника
Напоминаем, что право работать на едином налоге имеют предприниматели, которые в установленном порядке получили Свидетельство плательщика единого налога.
«Место осуществления хозяйственной деятельности» является одним из обязательных реквизитов Свидетельства (пункт 299.11 НКУ и пункт 1 Порядка № 1675).
В ранее выданное Свидетельство налоговый орган может внести изменения в день подачи единоналожником соответствующего заявления (пункт 299.12 НКУ и пункт 6 Порядка № 1675).
Сроки подачи заявления в налоговый орган для внесения изменений в Свидетельство зависят от группы, в которой работает единоналожник, и установлены пунктами 298.5 и 298.6 НКУ. Единоналожники групп 1 и 2 подают такое заявление не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором добавилось еще одно место осуществления хоздеятельности, в нашем случае — другой город (пункт 298.5 НКУ). Единоналожники группы 3 подают такое заявление вместе с налоговой декларацией за налоговый (отчетный) период, в котором произошло такое изменение (пункт 298.6 НКУ).
Действующим законодательством указание в Свидетельстве нескольких мест осуществления хоздеятельности не предусмотрено, но и запрета на указание нескольких мест тоже нет.
В то же время за невнесение в Свидетельство еще одного или нескольких мест никаких штрафов и наказаний, например в виде аннулирования Свидетельства, не предусмотрено. Потому что среди причин для аннулирования Свидетельства, предусмотренных пунктом 299.15 НКУ, нет такой, как невнесение и/или несвоевременное внесение изменений в него. Поэтому невнесение в Свидетельство еще одного места осуществления хоздеятельности (нового города, в котором открыт второй магазин), ничем предпринимателю не грозит.
Однако во избежание недоразумений с налоговыми органами в случае открытия магазина в другом городе мы рекомендуем обязательно внести в Свидетельство новое место осуществления торговой деятельности путем подачи соответствующего заявления в налоговый орган:
— лучше в сроки, указанные в пунктах 298.5 или 298.6 НКУ;
— а если срок, указанный выше, уже истек, то в любой ближайший срок для подачи такого заявления.
Также следует знать, что если магазин открыл предприниматель-единоналожник, то в магазине необходимо иметь копию Свидетельства единоналожника, и тем более желательно, чтобы адрес второго магазина был в нем указан (во избежание недоразумений и дополнительных проблем с налоговыми органами по месту расположения второго магазина).
Уголок покупателя в новом магазине
В новом магазине обязательно нужно разместить Уголок покупателя.
Уголок покупателя должен содержать:
— наименование собственника;
— Книгу отзывов и предложений;
— адреса и номера телефонов органов, обеспечивающих защиту прав потребителей;
а также, если есть:
— торговый патент;
— лицензию (копию лицензии).
Размещать в Уголке покупателя другие документы никакой необходимости нет.
А такие документы, как порядок занятия торговой деятельностью, Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XIV, санитарные нормы, ветеринарные нормы и т. п., должны быть в наличии на торговой точке (не обязательно в Уголке) и предоставляться работником торговли по требованию покупателя.
Книги УД (УДР)
Общесистемщики. Предприниматели-общесистемщики должны вести Книгу УДР. Ее форма утверждена приказом № 1025.
Обратите внимание! Предприниматель должен вести:
— одну Книгу УДР — для себя, ее нужно прошнуровать, пронумеровать и зарегистрировать в налоговой инспекции по месту регистрации предпринимателя;
— плюс по одной Книге УДР на каждого работника, получающего от покупателей или заказчиков оплату наличными за товары. Причем книги УДР работников тоже нужно прошнуровать, пронумеровать и зарегистрировать в налоговой инспекции по месту регистрации предпринимателя.
Кратко напомним нюанс, связанный с отражением дохода и наличием наемных работников у предпринимателя, которые в рассматриваемом случае находятся в другом городе.
Что касается доходов предпринимателя, то в книге УДР самого предпринимателя записывается сумма средств, полученная предпринимателем в течение дня от покупателей. При этом после каждого факта продажи доход отражать не нужно, т. е. никаких расшифровок, от кого и за что получен доход, не требуется, — достаточно указать итоговую сумму дохода за день. Если у предпринимателя есть наемные работники, которые осуществляют операции за наличные, то он должен раз в месяц (в последний день месяца) записывать в «доходную» графу 3 своей Книги сумму дохода из книг таких работников, независимо от того, как часто они сдают ему выручку (пункт 3.7 Порядка № 1025). То есть по телефону или другим удобным способом предпринимателю необходимо узнать у своих наемных работников полученную ими сумму дохода и отразить ее в графе 3 своей Книги УДР. Итоги по данной графе Книги УДР предпринимателя следует подводить в конце каждого месяца, квартала и в конце года (пункт 3.3 Порядка № 1025).
Единоналожники. С 01.01.2012 г. для единоналожников существует две формы Книги. Но вести нужно лишь одну из них — в зависимости от того, в какой группе работает предприниматель:
— Книгу УД — для единоналожников групп 1, 2 и 3 — неплательщиков НДС;
— Книгу УДР — для единоналожников группы 3 — плательщиков НДС.
При этом совершенно не важно, сколько торговых точек открыл предприниматель. Даже если их несколько, Книга УД (УДР) у него все равно должна быть одна (в ней отражаются доходы (и расходы) по всем торговым точкам одновременно).
Книга УД (УДР) должна быть прошнурована, пронумерована и зарегистрирована в налоговом органе по месту учета предпринимателя (т. е. по его месту жительства).
Заводить на работников отдельную Книгу УД (УДР) не нужно. В своей Книге предприниматель должен по окончании каждого дня отразить общую сумму дохода, с учетом средств, полученных всеми реализаторами.
Книга должна находиться непосредственно у самого предпринимателя. В случае проверки в магазине, который работает в другом городе (а на такой проверке обязательно должен присутствовать предприниматель лично), он приедет и привезет с собой эту Книгу.
РРО и платежные терминалы
Общесистемщики. ФЛП-общесистемщики, которые осуществляют расчетные операции в наличной и/или безналичной форме (с помощью платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.), в случае продажи товаров в сфере торговли обязаны применять РРО (статья 3 Закона об РРО).
В случае открытия магазина в другом городе сначала предприниматель должен зарегистрировать РРО в налоговом органе по своему месту жительства. Такая регистрация РРО занимает два дня с момента подачи в налоговый орган письменного заявления и приложений к нему, предусмотренных пунктом 2.3 Порядка регистрации РРО. По окончании регистрации предприниматель получит регистрационное удостоверение на РРО.
А затем РРО необходимо дополнительно поставить на учет в налоговой инспекции по месту его фактического использования (пункт 2.2 Порядка регистрации РРО). Для этого достаточно посетить налоговый орган по месту фактического использования РРО, имея при себе регистрационное удостоверение на РРО (пункт 2.8 Порядка регистрации РРО). Взятие РРО на учет осуществляется бесплатно.
Платежные терминалы. С 31.12.2011 г. все предприниматели, на которых возложена обязанность применять РРО и которые работают в населенных пунктах с численностью населения свыше 25 тыс. чел., должны иметь платежные терминалы. С 01.01.2012 г. за невыполнение указанной обязанности органы по защите прав потребителей могут наказать предпринимателя штрафом от 17 до 170 грн. (статья 155 КУоАП).
Единоналожники. Согласно статье 9 Закона об РРО ФЛП — плательщики единого налога при продаже товаров имеют право не применять РРО и РК, по этой причине требование иметь платежные терминалы их не касается.
Наемные работники
Далее рассмотрим проблемы, которые связаны с открытием магазина в другом городе и наймом работников для него. Одна из них касается их приема на работу, а другая — увольнения.
Прием на работу. Открывая магазин в другом городе, предприниматель обязательно столкнется с необходимостью нанимать работников (продавцов, кладовщиков и т. п.) среди местных жителей.
Здесь лишь остановимся на проблеме, которая возникнет у предпринимателя в связи с регистрацией трудового договора между предпринимателем и наемным работником.
Трудовой договор регистрируется в центре занятости по месту проживания предпринимателя.
Регистрация трудового договора производится в недельный срок с момента фактического допуска работника к работе. При этом фактическим допуском считается выполнение работы работником по распоряжению или с ведома работодателя (пункт 7 постановления № 9).
В соответствии с Порядком № 260 регистрация трудового договора может проводиться либо в присутствии наемного работника, либо без него. Если регистрация производится без наемного работника, то в центр занятости помимо прочих документов необходимо предоставить подписанный сторонами трудовой договор в трех экземплярах с нотариально удостоверенной подписью работника. Но! На практике нотариусы отказываются удостоверять подпись работника на трудовом договоре, ссылаясь на Порядок совершения нотариальных действий, которым они руководствуются в своей работе. В результате единственной возможностью предпринимателя зарегистрировать трудовой договор в центре занятости является наличие самого работника. То есть предприниматель должен понимать, что в случае открытия второго магазина в другом городе ему придется возить наемных работников в центр занятости в своем городе для регистрации трудовых договоров с ними.
Кроме того, после регистрации трудового договора центр занятости должен проинформировать Пенсионный фонд о проведении государственной регистрации трудового договора между предпринимателем и работником не позднее следующего рабочего дня после ее проведения. Вместе с тем на практике Пенсионный фонд просит работодателей-предпринимателей предоставлять копии трудовых договоров, заключенных с наемными работниками и зарегистрированных в центре занятости. Правда, эта ситуация касается всех без исключения предпринимателей, которые регистрируют трудовые договоры в центрах занятости, а не только тех, кто открывает магазин в другом городе.
Увольнение. Проблема увольнения работника опять же будет связана с возможностью или невозможностью привезти уволенного работника в центр занятости по месту проживания предпринимателя.
В абзаце втором пункта 9 Порядка № 260 установлена возможность снятия трудового договора с регистрации предпринимателем (его уполномоченным лицом) в одностороннем порядке (в отсутствие уволенного работника), при условии подачи в центр занятости следующих документов:
1) экземпляра трудового договора предпринимателя;
2) заявления о снятии трудового договора с регистрации с указанием даты увольнения с работы работника и оснований расторжения указанного договора;
3) копий документов, подтверждающих:
— направление работнику уведомления о намерении расторгнуть с ним трудовой договор (заказным письмом с уведомлением о вручении). Если вручить почтовое отправление невозможно — подаются копии подтверждающих документов;
— проведение предусмотренного законодательством окончательного расчета с работником или копию платежной ведомости с указанием суммы депонированной заработной платы работника.
То есть, если предстоит увольнение «с проблемами», работодатель должен:
— направить работнику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении извещение о намерении расторгнуть с ним трудовой договор, дате такого расторжения и дате похода в центр занятости для снятия трудового договора с регистрации, а также о необходимости получить окончательный расчет в день увольнения. В результате у предпринимателя будет на руках уведомление о том, что работник письмо получил, а значит, оповещен о необходимости прийти в центр занятости для снятия трудового договора с регистрации и дате такого похода;
— рассчитать и начислить все причитающиеся к выплате увольняемому работнику суммы;
— в день увольнения снять с текущего счета в банке денежные средства для выплаты причитающихся работнику сумм и перечислить НДФЛ и ЕСВ, удержанный с таких сумм, ЕСВ, начисленный на такие суммы. Если в течение 3 рабочих дней работник не появится на работе, денежные средства, которые должны были быть выплачены работнику, депонируются (возвращаются обратно в банк), а в платежной ведомости указывается депонированная сумма.
После того как все необходимые документы, перечисленные выше, будут собраны, работодатель (его уполномоченное лицо) может обращаться в центр занятости для снятия трудового договора с регистрации без работника. Отметим, что на практике в некоторых центрах занятости настаивают на наличии работника при снятии трудового договора с регистрации, указывая на то, что срок, в течение которого расторгнутый договор должен быть снят с регистрации, законодательно не установлен и они готовы подождать, пока уволенный работник одумается и согласится прийти в центр занятости. Вместе с тем при выполнении предпринимателем требований абзаца второго пункта 9 Порядка № 260 они обязаны снимать трудовые договоры с регистрации в отсутствие работника. Об этом, в частности, говорится в решении ВСУ «О восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, взыскании компенсации за неиспользованные ежегодные отпуска» от 08.06.2011 г. № 6-50815св10. Расторжение трудового договора без наемного работника должно быть проведено в указанные выше сроки — в течение 3 рабочих дней со дня обращения.
Работник, который отсутствовал во время снятия с регистрации трудового договора, может впоследствии обратиться в центр занятости для проставления в его экземпляре трудового договора отметки о снятии такого договора с регистрации. Такая отметка проставляется ответственным лицом центра занятости в течение трех рабочих дней со дня такого обращения. Если для работника данное место работы было основным, запись в трудовой книжке о его увольнении заверяется должностным лицом центра занятости в указанном выше порядке.
Куда платить НДФЛ за наемных работников и подавать ф. № 1ДФ
Согласно подпункту 168.4.1 НКУ НДФЛ зачисляется в бюджет согласно БКУ.
В соответствии с частью 2 статьи 65 БКУ НДФЛ платится (перечисляется) налоговым агентом — физическим лицом в соответствующий местный бюджет по месту регистрации такого физического лица в налоговых органах.
Как видим, если работник числится в штате предпринимателя, то предприниматель платит НДФЛ с его зарплаты в местный бюджет по месту своей регистрации. При этом не имеет значения, где зарегистрировано место жительства работника (его прописка).
Форму № 1ДФ предприниматель также подает в налоговый орган по месту своей регистрации.