Шпаргалка для заполнения Реестра НН
Продолжаем пополнять справочные материалы плательщика НДС, и предлагаем еще одну шпаргалку с компактным изложением информации, которая касается заполнения Реестра выданных и полученных налоговых накладных в разрезе конкретных операций.
Наши читатели уже имеют в своей копилке шпаргалку по заполнению налоговых накладных// «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 35, с. 10. Правда, с тех пор законодатели уже успели дополнить НН новым обязательным реквизитом // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 67, с. 34 и № 69, с. 2.
Наталия ЯНОВСКАЯ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Документы статьи
НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
Порядок № 1002 — Порядок ведения реестра выданных и полученных налоговых накладных, утвержденный приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1002.
Порядок № 1379 — Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом МФУ от 01.11.2011 г. № 1379.
Условные обозначения
НДС — налог на добавленную стоимость.
НК — налоговый кредит.
НО — налоговые обязательства.
НН — налоговая накладная.
РК — расчет корректировки, приложение 2 к НН.
ОС — основные средства.
РКО — расчетно-кассовое обслуживание.
ЕБНЗ — Единая база налоговый знаний — информационный ресурс, который размещен на сайте ГНСУ (http://sts.gov.ua/ebpz/), где представлена в форме вопросов-ответов позиция ГНСУ по различным направлениям налогового законодательства.
Реестр — Реестр выданных и полученных налоговых накладных, форма которого утверждена приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1002.
Таблица 1
Раздел I Реестра: примеры заполнения
Экспорт |
В графе 3 указывают номер «экспортной» таможенной декларации (п. 9.3 Порядка № 1002), а не НН. Последние шесть знаков порядкового номера таможенной декларации МД-2 из графы 7 (см. письмо ГНАУ от 26.01.2011 г. № 2049/7/16-1117). В графе 4 — сокращенное обозначение «ВМД». В графе 5 — наименование и страну покупателя-нерезидента. В графе 6 вместо ИНН покупателя проставляется отметка «0» — ноль. В графах 7 и 12 показывают объемы экспорта (таможенная стоимость экспортированных товаров по курсу НБУ на дату составления таможенной декларации). Графы 8 — 11 при экспорте не заполняются. |
Непроизводственное использование ТМЦ и ликвидация ОС |
В графе 4 указывается вид документа — «ПН05» (НН, выписанная при ликвидации ОС по самостоятельному решению налогоплательщика) или «ПН04» (НН, выписанная на поставку в пределах баланса для непроизводственного использования). В графе 5 — наименование (Ф.И.О. физлица-предпринимателя) плательщика, осуществляющего ликвидацию ОС по самостоятельному решению или непроизводственное использование. В графе 6 в одной из консультаций налоговиков, размещенных в ЕБНЗ, в такой ситуации рекомендовано в графе 6 поставить ноль. Остальные графы заполняются в общем порядке. |
Порча, списание товаров свыше норм естественной убыли |
В графе 1 указывается порядковый номер записи в Реестре. В графе 2 — дата выписки НН. В графе 3 — порядковый номер НН, который должен соответствовать номеру из графы 1. В графе 4 — указывается вид документа — «ПН13». В графе 5 указывается наименование (Ф.И.О. физлица-предпринимателя) В графе 6 — ставится ноль. Остальные графы заполняются в общем порядке. |
Условная поставка перед аннулированием плательщика НДС |
В графе 1 указывается порядковый номер записи в Реестре. В графе 2 — дата выписки НН. В графе 3 — порядковый номер НН, который должен соответствовать номеру из графы 1. В графе 4 — указывается вид документа — «ПН10». В графе 5 указывается наименование (Ф.И.О. — для физлица-предпринимателя) В графе 6 — ставится ИНН продавца (см. ЕБНЗ, раздел 130.23). Остальные графы заполняются в общем порядке. |
Превышение обычной цены над фактической |
В графе 1 записывается порядковый номер записи в Реестре (эта запись следует за той, где отражена первая НН с фактической ценой, оригинал которой выдается покупателю). В графе 2 — дата выписки НН. В графе 3 — порядковый номер НН, который должен соответствовать номеру из графы 1. В графе 4 — указывается вид документа — «ПН01». В графе 5 указывается наименование (Ф.И.О. — для физлица-предпринимателя) В графе 6 — ставится ИНН продавца (см. ЕБНЗ, раздел 130.23). Остальные графы заполняются в общем порядке. |
Бесплатная поставка (НН с обычной ценой) |
В графе 1 — записывается порядковый номер записи в Реестре (эта запись следует за той, где отражена первая НН с нулевой ценой, оригинал которой выдается покупателю, если он плательщик НДС). В графе 2 — дата выписки НН. В графе 3 — порядковый номер НН, который должен соответствовать номеру из графы 1. В графе 4 — указывается вид документа — «ПН12». В графе 5 указывается наименование (Ф.И.О. — для физлица-предпринимателя) плательщика-продавца. В графе 6 — ставится ИНН продавца. Остальные графы заполняются в общем порядке. |
Необъектные поставки: услуги для нерезидента, проценты банка, РКО и др. |
Поскольку по необъектным поставкам НН не выписывается, то в Реестре такие операции отражаются на основании документов бухгалтерского учета. В графе 4 раздела I Реестра при этом проставляется сокращенное обозначение «БО» (см. п.п. 8.4 Порядка № 1002). Кроме того, заполнение раздела I Реестра в случае осуществления «необъектных» операций имеет такие особенности. В графе 1 записывается порядковый номер записи в Реестре. В графах 2, 3 — соответствующие реквизиты бухучетного документа. В графе 5 — наименование (Ф.И.О. физлица-предпринимателя) покупателя (см. ЕБНЗ, раздел 130.23). В графе 6 налоговики рекомендуют поставить ноль (см. ЕБНЗ, раздел 130.23). В графах 7, 11 — общая сумма поставки товаров (услуг), которые не являются объектом налогообложения. Операции по реорганизации не являются объектом налогообложения, НН на них не выписывается, но в Реестре они отражаются на основании документов бухучета |
Продажи неплательщикам НДС |
В шапке такой НН (в зависимости от ситуации) указывается идентифицирующий ее тип причины: 02 — поставка неплательщику НДС. 03 — натуральная выплата в счет оплаты труда физическим лицам. 11 — НН, выписанная по ежедневным итогам операций (о них см. ниже). При отражении НН с типом причины (02 и 03) в разделе I Реестра: — в графу 4 «вид документа» предстоит поместить соответствующее сокращенное обозначение («ПН02», «ПН03». см. п.п. 9.4 Порядка № 1002); — в графе 5 исходя из рекомендаций налоговиков (см. раздел 130.23 ЕБНЗ) делают запись «Поставка неплатнику податку» или «Натуральна виплата в рахунок оплати праці фізичним особам» и т. п. Таким образом считаем, что не будет ошибкой, если в этой графе будет указано название (Ф.И.О) покупателя; — в графе 6 следует проставить отметку «0». |
Итоговые налоговые накладные в Реестре |
Это один из вариантов продажи неплательщикам. В графе 1 записывается порядковый номер, который соответствует порядковому номеру записи в Реестре. В графе 2 ставится дата выписки НН. В графу 3 переносится номер из графы 1. В графе 4 ставится отметка «ПН11». В графу 5 вносятся слова «Щоденний підсумок операцій». В графе 6 делается отметка «0». В графах 7 — 12 указываются стоимостные показатели по поставке товаров. |
Корректировка налоговых обязательств (возвраты товаров, предоплат) |
РК (с сокращенным обозначением «РК» в графе «вид документа») стороны заносят в Реестр в том же порядке (т. е. по тем же графам), что и ранее отраженное на основании первоначальной НН налоговое обязательство, но только со знаком «-» (пп. 9.8, 11.8 Порядка № 1002). |
Получение услуг от нерезидента, облагаемых НДС |
В графе 4 отражают вид документа — «ПН14». В графе 5 — название плательщика — получателя услуг. В графе 6 — ИНН плательщика — получателя услуг (см. ЕБНЗ, раздел 130.23). |
Предоставление нерезиденту услуг с местом их поставки на таможенной территории Украины |
В графу 4 записывается вид документа — «ПН02» (НН, выписанная в связи с поставкой неплательщику налога). В графе 5 указывается наименование/страна получателя услуг — нерезидента. В графе 6 проставляется отметка «0». В графах 7 — 9 указывается информация о поставке услуг (общая сумма, включая НДС; база налогообложения; сумма НДС). |
Документы, включаемые в уточняющие расчеты. |
В Реестре также отражаются документы, данные которых при исправлении ошибок включались в уточняющие расчеты. В таких случаях при отражении в Реестре вида документа (графа 4 раздела I) к его сокращенному обозначению добавляется буква «У» — например, «ПНУ», «ВМДУ», «ТКУ» (пп. 9.4, 11.4 Порядка № 1002). Впоследствии, подводя в конце месяца в Реестре итоги, информация из документов с буквой «У» будет учитываться при подведении итогов по уточняющим расчетам. Итог по суммам, указанным в таких документах, дополнительно приводится в разделе I Реестра в строке «З них включено до уточнюючих розрахунків за звітний (податковий) період» по соответствующим графам. Причем налоговики в ЕБНЗ (раздел 130.23) разъясняют, что количество таких дополнительных итоговых строк должно равняться количеству НН, которые включаются в уточняющие расчет за отчетный период. На наш взгляд, вполне достаточно указать общую сумму за период, ведь каждая такая НН помечается буквой «У». |
Таблица 2
Раздел II Реестра: примеры заполнения
Импорт (в том числе бесплатный) |
В графах 3 — 5 отражаются реквизиты «импортной» таможенной декларации (соответственно дата оформления, последние шесть знаков порядкового номера таможенной декларации и условное обозначение вида документа — «ВМД»). В графе 6 указываются страна и наименование нерезидента (п.п. 11.5 Порядка № 1002). В графе 7 приводится условный ИНН «300000000000» (п.п. 11.6 Порядка № 1002), а если приобретаемые у нерезидента товары/услуги не предназначены для использования в хозяйственной деятельности или приобретены с целью использования в поставках услуг за пределами Украины или услуг, место поставки которых определяется в соответствии с НКУ за пределами Украины, — условный ИНН «200000000000». |
Освобожденные от налогообложения операции |
Объемы освобожденных товаров/услуг отражаются в разделе II Реестра в зависимости от направления использования таких товаров/услуг: — если освобожденные товары/услуги приобретаются для использования в операциях, облагаемых по ставке 20 % или 0 %, то их стоимость отражается в графе 9; — если освобожденные товары/услуги приобретаются для использования в освобожденных операциях или операциях, которые не являются объектом налогообложения, то их стоимость отражается в графе 11; — если освобожденные товары/услуги приобретаются для использования не в хозяйственной деятельности, то их стоимость отражается в графе 13; — если освобожденные товары/услуги приобретаются для использования в операциях по поставке услуг, место поставки которых за пределами таможенной территории Украины, то их стоимость отражается в графе 15. Согласно абзацу третьему п. 11.9 Порядка № 1002 в случае приобретения у плательщика НДС товаров/услуг и ОС, освобожденных от налогообложения и не являющихся объектом налогообложения, а также приобретения у лица — неплательщика НДС, в графах 10, 12, 14 и 16 делается отметка «Ǿ» (означающая ноль, как разъяснялось в письме ГНАУ от 26.01.2011 г. № 2049/7/16-1117). |
Необъектные операции (в т.ч. необъектные услуги, купленные у нерезидентов) |
В графе 1 записывается порядковый номер, соответствующий порядковому номеру записи в Реестре, и проставляется в графе 4. В графах 2, 3 — соответствующие даты получения и выписки документа. В графе 5 — «БО». В графе 6 — наименование поставщика (фамилия, имя, отчество — для физлица). В графе 7 — отметка «0». В графах 9, 11, 13 и 15 — стоимость приобретенных товаров (услуг) в зависимости от дальнейшего их использования. В графах 10, 12, 14 и 16 согласно п.п. 11.9 Порядка № 1002 ставится отметка «Ǿ» (означающая ноль). По мнению налоговиков (см. раздел 130.23 ЕБНЗ), не надо отражать ни в реестре, ни в декларации проценты, полученные от банка за депозит. Хотя полученные/выплаченные банком проценты за кредит, услуги банка за расчетно-кассовое обслуживание налоговики требуют отражать в Реестре. Также, по мнению налоговиков, не надо отражать в Реестре услуги, купленные у нерезидентов, место поставки которых за пределами территории Украины. На наш взгляд, такие покупки надо отражать в Реестре. |
Услуги банка за РКО |
Показывать в Реестре услуги банка за расчетно-кассовое обслуживание (РКО) надо, даже несмотря на то что данные операции не являются объектом обложения НДС и на них НН не выписывается. Это следует из п. 6 Порядка № 1002. Так же говорят и налоговики в письме ГНАУ от 25.10.2011 г. № 4261/6/15-3415-04. Причем там они указывают, что если нет ежемесячного акта, то отражать в Реестре расчетно-кассовое обслуживание следует по каждой выписке банка на сумму расходов по РКО. Заметим, что налоговики в указанном письме предлагают в разделе II Реестра по графе 5 «вид документа» отражать не облагаемые НДС услуги под общим сокращенным обозначением «НП» — документ, удостоверяющий приобретение товаров (услуг) на территории Украины у лиц, не зарегистрированных плательщиками НДС. На наш взгляд, отражать необлагаемые услуги банка под общим сокращением НП не вполне корректно, ведь банки зачастую являются зарегистрированными плательщиками НДС и, наряду с необлагаемыми товарами (услугами) предоставляют товары (услуги), облагаемые НДС. Будет правильнее в разделе II Реестра в графе 5 «вид документа» указать «БО», как это было показано в предыдущем подразделе. |
Покупки у неплательщиков НДС |
Учет приобретенных товаров (услуг) в таком случае ведется на основании документов, удостоверяющих их поставку (п. 10.4 Порядка № 1002). Такими документами могут быть товарные накладные, акты предоставленных услуг, платежные документы и т. п. Тем не менее все они в разделе II Реестра по графе 5 «вид документа» отражаются под общим сокращенным обозначением «НП». В графе 7 отражается условный ИНН «400000000000», а в графах 10, 12, 14 и 16 проставляется отметка «Ǿ» (означающая «ноль»). Отражать операции с неплательщиками в разделе II Реестра нужно даже по предоплате (см. письмо ГНСУ от 25.10.2011 г. № 4261/6/15-3415-04//«Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 93). |
Бесплатное получение товара/услуг |
Если получатель бесплатного товара/услуг — плательщик НДС, то даритель должен передать ему НН с нулевой ценой, которую налоговики хотят видеть и в разд. II Реестра покупателя, где в графе 8 и в соответствующих графах 9 — 16 указывается ноль (см. раздел 130.23 ЕБНЗ). |
Налоговая накладная с распределяемым «входным» НДС (ст. 199) |
Согласно п. 11.10 Порядка № 1002: — сперва полученные «распределяемые» налоговые накладные отражаются в Реестре в обычном порядке (т. е. как обычные накладные, дающие право на налоговый кредит); — а по окончании отчетного периода (в конце месяца), осуществив по ним распределение «входного» НДС (и пометив при этом «распределяемые» налоговые накладные добавленной буквой «Р», т. е. как «ПНР» в графе 5 «вид документа»), последним днем периода делается одна «корректирующая» запись, уточняющая сумму ранее отраженного налогового кредита с соответственно надлежащим уменьшением сумм (со знаком «-») в графах 9, 10 и одновременным их увеличением (со знаком «+») в графах 11, 12 Реестра. На наш взгляд, при корректировке сумм налогового кредита по операциям, не облагаемым НДС (поставка услуг за пределами таможенной территории Украины и услуг, место поставки которых определено согласно пп. 186.2, 186.3 ст. 186 НКУ за пределами таможенной территории Украины), должна осуществляться запись: со знаком (-) в графах 9, 10 и одновременно со знаком (+) в графах 15, 16 Реестра. По большому счету, зная коэффициент распределения (ЧВ) уже на момент получения НН, плательщик может распределить НДС по соответствующим графам Реестра сразу, а не дожидаться конца месяца. Отметим, что, судя по консультации из ЕБНЗ (раздел 130.23), налоговики не против проводить распределение в Реестре по соответствующим графам согласно уже известной доле сразу по получении НН: в гр. 9 и 10 отражается часть НН, соответствующая налогооблагаемой доле, а в гр. 11 и 12 — необлагаемой. Однако этот момент все-таки лучше согласовать с местной налоговой, ведь п. 11.10 Порядка № 1002 все-таки говорит об ином отражении распределения. Кроме того, дополнительная корректировочная запись в реестре добавится у плательщиков, которые осуществляют облагаемые и необлагаемые операции, в конце года — в последнем отчетном периоде. Ведь они согласно правилам ст. 199 НКУ должны пересчитать НК, отраженный в течение года по общим операциям (для облагаемой и необлагаемой деятельности) по новому ЧВ. Такой перерасчет отражается в приложении Д7 к декларации и в стр. 16.4 самой декларации. Получается, в декабре в разделе II Реестра будет заполнено две строки по распределению НК: одна по итогам декабря/IVквартала на основании «старого» ЧВ для текущего года, а вторая — по итогам всего года — на основании «нового» ЧВ для следующего года. При этом графы 1 — 7 налоговики рекомендуют заполнять следующим образом (раздел 130.23 ЕБНЗ): в графе 1 — порядковый номер записи, в графах 2, 3, 4 — соответствующие реквизиты документа (дата/номер), в графе 5 — «БО», в графах 6, 7 плательщик указывает свое наименование и ИНН, а корректировки сумм НДС с соответствующими знаками показывают в графах 10, 12, 16, а вот графы 9, 11, 15 — не заполняются. |
Услуги, полученные от нерезидента |
НН, выписанная по этой операции плательщиком самостоятельно, отражается в Реестре дважды — сначала в разделе I в периоде возникновения налоговых обязательств, а в следующем периоде — в разделе II с учетом некоторых особенностей (см. п. 11 Порядка № 1002), а именно: — в графе 1 проставляется номер записи НН, который переносится на эту НН; — в графе 2 указывается дата НН; — в графы 3 и 4 переносятся соответствующие реквизиты НН; — в графе 5 указывается вид документа — «ПН14» (налоговая накладная); — в графе 6 проставляются страна нерезидента и его наименование (фамилия, имя, отчество — в графе 7 отражается условный ИНН «300000000000». Если услуги, приобретенные у нерезидента, не предназначаются для использования в хоздеятельности или приобретены для поставки услуг за пределами таможенной территории Украины либо для поставки услуг, место поставки которых определяется в соответствии с п. 186.3 ст. 186 НКУ, в данной графе отражается условный ИНН «200000000000»; — в графе 8 указывается общая сумма, включая НДС; — в графах 9, 11, 13 и 15 указывается стоимость услуг без НДС; — в графах 10, 12, 14 и 16 проставляется сумма НДС по услугам, определенная исходя из их стоимости, указанной в графах 9, 11, 13 и 15 соответственно. Сумма НДС, указанная в графах 12, 14 и 16, в налоговый кредит не включается. По мнению налоговиков (см. раздел 130.23 ЕБНЗ), не надо отражать ни в реестре, ни в декларации услуги, приобретаемые у нерезидента с местом поставки за пределами таможенной территории Украины в соответствии с ст. 186 НКУ. Однако, по нашему мнению, исходя из требований п. 6 Порядка № 1002, такие необъектные услуги должны отражаться и в соответствующих графах II Реестра, при этом в графе 5 фиксируется вид документа — БО (документ бухгалтерского учета). |
Чеки РРО в Реестре |
Отразить НК можно по кассовым чекам с фискальным номером и ИНН продавца на сумму (без НДС) не более 200 грн. в день (п. 201.11 НКУ). Если же суммарно за день величина «входного» НДС по таким чекам окажется больше 40 грн., то сумму превышения в налоговый кредит налогоплательщик включить не сможет. Тут следует учитывать позицию ГНСУ, изложенную в письме от 22.04.2011 г. № 7680/6/16-1515-20 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 45, из которого следует, что по чеку РРО, например, на общую сумму 360 грн. (в том числе НДС — 60 грн.) нельзя поставить в налоговый кредит вообще ни копейки. Если чек на сумму до 240 грн. в день, то он в разделе II Реестра отразится следующим образом: — в графе 1 проставляется номер записи чека, указанный номер переносится на чек РРО; — в графе 2 указывается дата получения чека (в большинстве случаев — это дата утверждения авансового отчета); — в графы 3 и 4 переносятся соответствующие реквизиты чека; — в графе 5 указывается вид документа — «ЧК»; — в графах 6 и 7 — соответственно наименование (Ф.И.О предпринимателя) поставщика и его ИНН, который должен быть на чеке РРО; — в графе 8 указывается общая сумма, включая НДС; — в графе 9 — стоимость покупки без НДС; — в графе 10 проставляется сумма НДС. Если же чек на сумму более 240 гривень, то все графы до 9-й заполняются аналогично, а далее: графы 9 и 10 не заполняются, а заполняются графы 13 и 14 Реестра на сумму покупки без НДС и сумму НДС соответственно (см. ЕБНЗ, раздел 130.23). При этом налоговики хотят видеть такой «дорогой» чек в стр. 14.1 декларации по НДС. Каждый чек отражается отдельно, нельзя отражать чеки общим итогом за месяц (см. ЕБНЗ, раздел 130.23). А вот если в одном чеке есть покупки, как облагаемые НДС, так и не являющиеся объектом налогообложения, то налоговики не против того, чтобы отразить этот чек одной строкой в Реестре. |
Транспортные билеты: две строки в Реестре |
В стоимость транспортного билета входит сбор на обязательное страхование от несчастных случаев на транспорте, который не включается в базу обложения НДС. Учитывая этот факт, налоговики предлагают общую стоимость транспортного билета разносить по двум строкам. Первая строка заполняется в обычном порядке исходя из налогооблагаемой части билета, при этом в графе 5 указывается отметка «ТК», в графе 9 указывается часть стоимости транспортного билета (без суммы страховки), которая подлежит обложению НДС, в графе 10 — НДС от этой части. Во второй строке в графе 5 ставится отметка «0», в графе 9 — сумма страховки, в графе 10 — «0». |
Корректировка (уменьшение) налогового кредита по РК |
В графе 1 проставляется номер записи РК, указанный номер переносится на РК. В графе 2 указывается дата получения РК. В графы 3 и 4 переносятся соответствующие реквизиты РК. В графе 5 указывается вид документа — «РК». В графах 6 и 7 — соответственно наименование (Ф.И.О. предпринимателя) поставщика и его ИНН. В графе 8 указывается общая сумма, включая НДС со знаком «-». В графе 9 — стоимость покупки без НДС со знаком «-» В графе 10 проставляется сумма НДС со знаком «-». |
Жалоба на поставщика |
Согласно консультации налоговиков (см. ЕБНЗ в разделе 130.23), если плательщик налога вместе с декларацией по НДС подает заявление с жалобой на поставщика с целью включения сумм НДС в состав налогового кредита, то в графе 5 раздела ІІ Реестра делается отметка «ЗП» (п.п. 11.4 Порядка № 1002), а в графах 6, 7 указываются реквизиты поставщика (наименование, индивидуальный налоговый номер), на которого подается жалоба, а другие графы заполняются без существенных особенностей. |
Документы, включаемые в уточняющие расчеты |
В таких случаях при отражении в Реестре вида документа (графа 5 раздела II) к его сокращенному обозначению добавляется буква «У» — например, «ПНУ», «ВМДУ», «ТКУ» (пп. 9.4, 11.4 Порядка № 1002). Впоследствии, подводя в конце месяца в Реестре итоги, информация из документов с буквой «У» будет учитываться при подведении итогов по уточняющим расчетам. Итог по суммам, указанным в таких документах, дополнительно приводится в разделе II Реестра в строке «З них включено до уточнюючих розрахунків за звітний період» по соответствующим графам. Причем налоговики в ЕБНЗ (раздел 130.23) разъясняют, что количество таких дополнительных итоговых строк должно равняться количеству НН, которые включаются в уточняющий расчет за отчетный период. На наш взгляд, вполне достаточно указать общую сумму за период, ведь каждая такая НН помечается буквой «У». |