Темы статей
Выбрать темы

О применении РРО при предоставлении туристических услуг

Редакция НиБУ
Письмо от 23.08.2012 г. №

О применении РРО при предоставлении туристических услуг

Письмо Государственной налоговой службы Украины от 23.08.2012 г.

 

Законом Украины от 06 июля 1995 года № 265 «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее — Закон № 265) определены правовые принципы применения регистраторов расчетных операций (далее — РРО) в сфере торговли, общественного питания и услуг.

Статьей 3 Закона № 265 определено, что субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и др.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, обязаны:

— проводить расчетные операции на полную сумму покупки (предоставления услуги) через зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы РРО с распечатыванием соответствующих расчетных документов, подтверждающих выполнение расчетных операций;

— выдавать лицу, которое получает или возвращает товар, получает услугу или отказывается от нее, расчетный документ установленной формы на полную сумму проведенной операции;

— применять регистраторы расчетных операций, которые включены в Государственный реестр регистраторов расчетных операций, с соблюдением установленного порядка их применения.

Кроме того, в Государственном реестре регистраторов расчетных операций, утвержденном приказом ГНС Украины от 14.05.2012 № 406 и обнародованном на официальном сайте ГНС Украины, имеются РРО, позволяющие при необходимости учитывать товар (услуги) по нескольким налоговым ставкам, в том числе и туристического сбора.

Учитывая изложенное, при осуществлении расчета за предоставление туристической услуги следует проводить расчет на полную сумму стоимости услуги, в которую входит и туристический сбор.

 

И. о. Председателя А. Головач



комментарий редакции

Турсбор в чеке РРО: показывать или нет?

Как известно, обязанность по взиманию туристического сбора возложена на налоговых агентов, перечисленных в п.п. 268.5.1 НКУ, среди которых названы как администрации гостиниц, кемпингов, мотелей, общежитий для приезжих и другие заведения гостиничного типа, так и субъекты хозяйствования, не имеющие отношения к гостиничному бизнесу (санаторно-курортные заведения; квартирно-посреднические организации; юридические лица и физические лица — предприниматели, уполномоченные местным советом взимать указанный сбор на договорных условиях). Все они взимают сбор при предоставлении услуг, связанных с временным проживанием (ночлегом), и указывают сумму уплаченного сбора отдельной строкой в счете (квитанции) на проживание (см. п.п. 268.6.1 НКУ).

Остальные нюансы взимания турсбора были подробно освещены в письме ГНАУ от 29.04.2011 г. № 12291/7/15-0717 («Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 41), которое сегодня следует применять с поправками, внесенными в НКУ известными законами № 3609 и № 4834 (о них мы рассказывали в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 65, с. 42 и 2012, № 55, с. 33 соответственно).

Комментируемое сегодня письмо главного налогового ведомства разъясняет принципы применения РРО при взимании туристического сбора. В нем совершенно справедливо указывается, что главенствующим в этом вопросе является Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

В связи с этим всем налоговым агентам в первую очередь следовало бы учесть, что благодаря п. 1 ст. 9 указанного Закона освобождены от использования РРО предприятия, учреждения, организации всех форм собственности (кроме предприятий торговли и общественного питания) при предоставлении ими услуг в случае проведения расчетов в кассах этих предприятий, учреждений и организаций с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных в установленном порядке.

Очевидно, что основная нагрузка по взиманию турсбора ложится все-таки на субъектов гостиничного бизнеса, но и они в ряде случаев могут воспользоваться данным освобождением (дополнительную информацию см. в статье «РРО при предоставлении гостиничных услуг» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 43) и тем самым обойти вопрос отражения турсбора в чеке РРО. Подавляющее большинство других налоговых агентов могут поступить так же.

Если по тем или иным причинам избежать использования РРО налоговому агенту не удастся, то указанный вопрос (как отразить сумму туристического сбора в чеке РРО?) неизбежно встанет перед ним. Отвечая в свое время на этот вопрос, налоговики пришли к однозначному выводу (см. соответствующую консультацию в ЕБНЗ под кодом 410.03), что сумма уплаченного турсбора отражается исключительно отдельной строкой в счете (квитанции) на проживание, как того требует п.п. 268.6.1 НКУ, и не указывается* в кассовом чеке.

* Слово «не указывается» здесь, похоже, надо понимать как «не указывается отдельной строкой», поскольку турсбор как часть уплаченных постояльцем средств за услуги проживания (ночлега) вместе с суммой НДС, начисленной на такие услуги (если налоговый агент — плательщик НДС), все же должен входить в общий итог кассового чека .

Примерно то же самое, но другими словами, говорится в сегодняшнем письме: при осуществлении расчета за предоставление туристической услуги расчет следует проводить на полную сумму стоимости услуги, в которую входит и туристический сбор, т. е. опять же без выделения его отдельной строкой в чеке.

Казалось бы, такая рекомендация ГНСУ только упрощает жизнь налоговым агентам, использующим РРО. Между тем следует иметь в виду, что:

во-первых, согласно п.п. 268.4.1 НКУ базой взимания туристического сбора является стоимость всего периода проживания (ночевки), за вычетом налога на добавленную стоимость

и

во-вторых, в соответствии с п. 188.1 НКУ база обложения НДС операций по поставке товаров/услуг определяется исходя из их договорной (контрактной) стоимости, но не ниже обычных цен, с учетом общегосударственных налогов и сборов, а туристический сбор относится, как установлено п.п. 10.2.3 этого Кодекса, к местным сборам.

В силу этого взимание турсбора (допустим, что его ставка, установленная местным советом, составляет 1 %) со стоимости услуги по временному проживанию (цена которой, к примеру, 300 грн. без НДС) должно происходить так:

— сумма турсбора равна 3 грн. (300 грн. х 1 % : 100 %);

— сумма НДС равна 60 грн. (300 грн. х 20 % : 100 %);

— при этом общая стоимость услуги составляет 363 грн. (300 + 60 + 3).

Если воспользоваться советом из сегодняшнего письма налоговиков и турсбор «спрятать» в стоимости услуги по проживанию (принять ее равной 303 грн.), то получится, что сумма НДС (60 грн.) в таком случае не будет составлять 20 % от стоимости услуги.

При этом необходимо иметь в виду, что согласно п. 3.2 Положения о форме и содержании расчетных документов, утвержденного приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614, для субъектов хозяйствования, зарегистрированных плательщиками НДС, одним из обязательных реквизитов кассового чека является указание отдельной строкой буквенного обозначения ставки НДС (например, «А»), размера ставки НДС в процентах (например, «А» = 20 %) и общей суммы НДС по всем товарам (услугам) в чеке (в нашем примере — 60 грн.). Однако 60 грн. составляет не 20 % от 303 грн., а 19,8 %, следовательно, чек, пробитый таким образом, может быть не признан расчетным документом со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями для продавца (информацию о применяемых ныне штрафных санкциях по РРО см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 66, с. 11).

Чтобы избежать этого, существует два пути:

(1) воспользоваться моделью РРО из Государственного реестра регистраторов расчетных операций (последний из них, который действует в настоящее время, утвержден приказом ГНСУ от 23.08.2012 г. № 772), позволяющей при необходимости учитывать товар (услуги) по нескольким налоговым ставкам, в том числе и туристического сбора (см., например, поз. 185 из указанного Реестра, которая годится для гостиниц, или поз. 3, 4, 6, 9, 16 и пр., которые разрешены к применению в сфере услуг в целом). Однако если субъект хозяйствования сейчас использует какую-то другую модель, ему совсем не обязательно досрочно снимать ее с регистрации и приобретать одну из вышеперечисленных (он всегда успеет сделать это, после того как налоговики сами укажут ему на несоответствие). Для такого налогового агента предназначен второй путь;

(2) показать в чеке турсбор по другой ставке НДС, скажем, «Д» — «Операции, освобожденные от налогообложения». Тогда база для исчисления НДС будет определена правильно и придраться к такому расчетному документу налоговики уже не смогут.

 

Игорь Хмелевский

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше