Подразделения предприятия: структурные и обособленные
Пока технический прогресс не изобретет, а рынок не сделает доступной для каждого субъекта хозяйствования машину, позволяющую телепортироваться в любую точку пусть не Вселенной и даже не земного шара, а хотя бы в пределах территории одного государства, вопрос о порядке создания и условиях работы подразделений юрлица не утратит своей актуальности.
Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»
Подразделения юрлица: какими они бывают
Начнем с того, что отечественное законодательство хоть и достаточно активно оперирует терминами «обособленное» и «структурное» подразделение, «филиал» и «представительство», их понятия по-прежнему вызывают споры на практике. Особенно когда речь заходит о понимании обособленного подразделения для целей НКУ.
Напомним, изначально НКУ включил в перечень используемых в его тексте понятий обособленное подразделение (п.п. 14.1.30), ограничившись указанием на употребление данного термина в значении, которое определено ГКУ. Проблема лишь в том, что ГКУ как такового определения понятию «обособленное подразделение» не дает, но раскрывает правовой статус филиалов и представительств, к чему мы еще обязательно вернемся.
Следующим шагом законодателя стало уточнение понятия обособленного подразделения при принятии Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по усовершенствованию некоторых налоговых норм» от 24.05.2012 г. № 4834-VI («Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 54). С недавних пор оно звучит так: «обособленные подразделения — в значении, определенном Гражданским кодексом Украины и Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей». Для раздела IV этого Кодекса — в определении Хозяйственного кодекса Украины» (п.п. 14.1.30 НКУ).
Какие цели преследовал законодатель, проводя подобным образом разграничение понятий обособленного подразделения, сложно даже предположить. Ведь по сути все три указанных акта — ГКУ, ХКУ и Закон № 755 (см. табл. 1) — регулируют одну и ту же сферу правоотношений, связанную с деятельностью хозяйствующих субъектов, и исходят из единого понимания того, какие подразделения следует считать обособленными. Не может, скажем, быть такого, что в целях ГКУ подразделение будет считаться обособленным, а в целях ХКУ — нет.
Таблица 1
Нормативный акт | Правовое регулирование деятельности подразделений юрлица |
1 | 2 |
Гражданский кодекс Украины | Филиалом является обособленное подразделение юрлица, находящееся вне его местонахождения и осуществляющее все либо часть его функций |
Хозяйственный кодекс Украины | Субъекты хозяйствования имеют право открывать свои филиалы, представительства, другие обособленные подразделения без создания юрлица (ч. 6 ст. 55). |
Закон № 755 | Обособленное подразделение юридического лица — это филиал, другое подразделение юрлица, которое находится вне его местонахождения и производит продукцию, выполняет работы либо операции, предоставляет услуги от имени юрлица, либо представительство, которое осуществляет представительство и защиту интересов юридического лица (ч. 1 ст. 1). |
Приведенные законодательные положения, регулирующие порядок создания и условия деятельности подразделений юрлица, следует читать в комплексе. Из них видно, что кроме возможности создания обособленных подразделений, у предприятий есть право создавать производственные структурные подразделения (производства, цеха, отделения, участки, бригады, бюро, лаборатории и т. п.), а также функциональные структурные подразделения аппарата управления (управления, отделы, бюро, службы и т. п.).
Общим признаком для обособленных и структурных подразделений является то, что и первые и вторые, имея статус некой отдельной структуры, не могут выступать самостоятельными хозяйствующими субъектами (иначе говоря, нести обязательства по договору, выступать субъектом налоговой либо административно-хозяйственной ответственности, участвовать в судебных разбирательствах при возникновении таковых будет все равно юрлицо). Они остаются частью юридического лица. Но если структурные подразделения (например, дирекция, бухгалтерия, отдел маркетинга, рекламный отдел и т. п.) выделяются в отдельный его элемент лишь организационно и подобное деление имеет значение только для внутренних целей юрлица, то обособленные получают определенные юридические правомочия, что позволяет им выступать от имени юрлица в отношениях с третьими лицами.
Функции, права и обязанности и структурных, и обособленных подразделений предприятия определяются положениями о них, которые утверждаются в порядке, предусмотренном уставом предприятия или другими учредительными документами.
В целом, можно выделить следующие признаки обособленных и структурных подразделений (табл. 2):
Таблица 2
Признак | Обособленное подразделение | Структурное подразделение |
1 | 2 | 3 |
Местонахождение | Всегда располагается отдельно от юрлица, т. е. имеет свой адрес местонахождения | Может располагаться как по отдельному адресу, так и по адресу головного предприятия |
Примечание. Отличие, как видим, заключается в том, что обособленное подразделение всегда располагается вне местонахождения головного предприятия. Допустимы самые разные варианты — от расположения филиала в соседнем офисе, здании по отношению к местонахождению головного предприятия до создания обособленного подразделения в другом районе, городе, области, государстве. | ||
Возможность вступать в правоотношения от имени юрлица | Может вступать в правоотношения с третьими лицами в пределах полномочий, предоставленных головным предприятием. Подтверждением их наличия будет доверенность, выдаваемая юрлицом руководителю подразделения | Не обладает полномочиями выступать в отношениях с третьими лицами от имени юрлица |
Примечание. На отношения, в которых обособленное подразделение выступает от имени юрлица, распространяются нормы о представительстве. Чтобы определить, имел ли право руководитель филиала на совершение того или иного действия, в частности на заключение договора, суды проверяют содержание устава предприятия, положения о филиале (представительстве) и выданной такому руководителю доверенности (см. постановление Киевского апелляционного хозсуда от 15.11.2006 г. № 8/215, постановления ВХСУ от 21.04.2008 г. № 4/2771-27/370, от 06.04.2010 г. № 07/194-09, от 15.05.2008 г. № 2-26/3726-2007). | ||
Наличие у руководителя подразделения доверенности, дающей право совершать действия от имени юрлица | Руководители обособленных подразделений действуют на основании доверенности юридического лица, которая дает возможность осуществлять представительство юрлица перед другими лицами, вступать с ними во взаимоотношения от имени и в интересах юридического лица | Такая доверенность не выдается |
Примечание. Доверенность, выдаваемая руководителю обособленного подразделения, обязательного нотариального удостоверения не требует. | ||
Выполняемые функции | Не ограничены: это могут быть любые функции, которыми наделено само головное предприятие | Ограничены каким-то определенным направлением — производственная функция, торговая, управленческая |
Примечание. Максимально «функциональными» выступают филиалы. В связи с этим в юридической литературе подчеркивается, что полномочия филиала являются более широкими и включают в себя изготовление продукции, выполнение работ либо предоставление услуг от имени юрлица, а также представительство и защиту его прав и интересов (абз. первый ч. 1 ст. 1 Закона № 755). | ||
В свою очередь, полномочия представительства ограничиваются только представительством и защитой прав и интересов юрлица. | ||
Наличие банковского счета | Могут открыть отдельный банковский счет для обслуживания своей деятельности. Наличие такого счета с юридической точки зрения не является обязательным признаком обособленного подразделения | Не могут иметь отдельного банковского счета |
Имущественная обособленность | Имеют отдельно выделенное имущество с возможностью самостоятельной реализации в отношении него тех прав, которые были делегированы руководителю обособленного подразделения | Отсутствует. Закрепление того или иного имущества за определенными структурными подразделениями может осуществляться исключительно в целях инвентаризации, т. е. иметь лишь внутреннее значение. При этом какими-либо полномочиями по распоряжению таким имуществом структурное подразделение не наделяется |
Примечание. Филиал не становится собственником выделенного ему имущества, поскольку не имеет статуса юрлица. Однако он наделен полномочием самостоятельно таким имуществом распоряжаться. Все действия, совершенные филиалом по отношению к переданному ему имуществу, создают юридические последствия для головного предприятия. | ||
Для выделения филиалу имущества необходимо составление акта передачи имущества, являющегося внутренним документом головной организации. Этот документ необходим, прежде всего, в целях контроля со стороны руководства головной организации за руководителем филиала, а также для отражения в бухгалтерском учете состоявшейся передачи имущества. Наименование акта может быть любым, например, акт передачи имущества филиалу. | ||
Включение сведений в Единый госреестр | Сведения об обособленном подразделении в обязательном порядке включаются в Единый госреестр | Сведения о структурном подразделении не включаются в Единый госреестр |
Примечание. Достаточно распространенным является мнение о том, что предприятие в силу того, что ХКУ признает за ним право самостоятельно определять внутреннюю организацию и структуру, вольно на свое усмотрение решать вопрос о придании тому или иному подразделению статуса обособленного. Считаем, что акцент должен быть сделан несколько иной: если юрлицо наделяет свое подразделение правомочием выступать от имени такого предприятия в отношениях с третьими лицами, распоряжаться определенным имуществом, самостоятельно решать вопрос о совершении тех или иных сделок и т. п., воспользоваться указанными полномочиями подразделение сможет только в том случае, если сведения о нем будут включены в Единый госреестр. |
Названный перечень признаков, отличающих обособленные подразделения от структурных, можно дополнить и таким признаком (скорее, производным от них), как наличие статуса налогоплательщика. Как известно, обособленное подразделение можеть выступать плательщиком отдельных налогов и сборов, в отличие от структурного, которое ни при каких условиях получить статус налогоплательщика не может.
Отметим, что вопреки звучащим из уст отдельных экспертов утверждениям о том, что закрепленный в ГКУ перечень обособленных подразделений, состоящий лишь из филиалов и представительств, следует считать исчерпывающим, сам ГКУ на такую исключительность не указывает. Как мы видим из приведенного выше текста ХКУ (см. табл. 1), кроме филиалов и представительств у предприятия могут быть и другие виды обособленных подразделений (к примеру, отделения). И оснований считать, что в этой части ХКУ вступает в противоречие с ГКУ, нет (см. также п. 6 Модельного устава общества с ограниченной ответственностью, утвержденного постановлением Кабмина от 16.11.2011 г. № 1182). Указывает на возможность признания иных, кроме филиалов и представительств, видов обособленных подразделений и НКУ (см., например, пп. 14.1.122, 14.1.180, 14.1.182, 14.1.222).
Приведем несколько примеров, иллюстрирующих отличия между обособленным и структурным подразделениями.
Пример 1. У предприятия есть в другом городе оптовый склад-магазин, через который оно осуществляет торговлю, а часть площадей сдает в аренду. Все договоры с поставщиками, покупателями, а также с арендаторами подписывает директор предприятия.
В такой ситуации магазин следует признать структурным подразделением юрлица, поскольку, несмотря на выполнение определенных функций юрлица (в частности, торговой), в отношения с третьими лицами юрлицо вступает напрямую, без опосредования через директора магазина. Повторим, это не исключает той возможности, что отдельные первичные документы, налоговые накладные может быть уполномочен подписывать сотрудник магазина. Как видим, определяющим в данной ситуации является вопрос о том, наделен ли магазин полномочием на самостоятельное заключение тех или иных сделок, распоряжение закрепленным за ним имуществом.
Более того, сами налоговики признают возможность осуществления торговой деятельности без получения торговой точкой статуса обособленного подразделения. Как они указывают, в такой ситуации головному предприятию достаточно стать на учет по неосновному месту по местонахождению такой торговой точки.
Пример 2. Предприятие официально зарегистрировано по адресу: ул. Сократа, дом 52. Однако по этому адресу деятельность не осуществляется, помещения даже не арендуются, а офис фактически находится по адресу: ул. Александрийская, 4.
В данной ситуации речь идет не о создании обособленного подразделения, а о ненахождении предприятия по адресу своей государственной регистрации (подробнее см. «Несовпадение юридического и фактического адреса: возможные последствия» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 42).
Пример 3. Предприятие официально зарегистрировано по адресу: ул. Сократа, дом 52. По этому адресу расположен производственный цех предприятия. Офис же находится по адресу: ул. Александрийская, 4.
Такая ситуация вполне допустима (сам ГКУ в ст. 93 определяет местонахождение не обязательно как адрес, по которому находится офис юрлица, но и как адрес, по которому осуществляется его фактическая деятельность). Регистрировать офис в качестве обособленного подразделения необходимости нет. В данной ситуации офис выступает лишь структурно обособленной частью, никакими самостоятельными от юрлица полномочиями не наделенной. Тот факт, что офис находится по отличному от адреса госрегистраци адресу, не является достаточным основанием считать его обособленным подразделением.
Налоговые органы в подобных ситуациях указывают на необходимость уведомить их о нахождении офиса путем направления формы № 20-ОПП. Однако, по нашему мнению, сам по себе факт наличия офиса либо нескольких офисов, производственных помещений, нового объекта налогообложения для юрлица не создает. Обязанность направить такое уведомление возникнет, к примеру, в том случае, если предприятие будет использовать газовый котел по местонахождению офисных либо производственных помещений, либо предприятием будет заключен договор на оказание услуг водоснабжения, при этом вода будет использоваться не только для гигиенических и санитарных нужд и т. п.
Пример 4 . Магазин предприятия находится в том же населенном пункте, что и офис, являющийся местом госрегистрации юрлица. Директор магазина действует на основании доверенности и положения о магазине, самостоятельно заключает договоры на закупку необходимых товаров, нанимает работников.
Имеет место обособленное подразделение юрлица, сведения о котором должны быть включены в Единый госреестр. Магазин, сведения о котором включаются в Единый госреестр, будет поставлен на налоговый учет по месту своего нахождения. Имея статус налогоплательщика, он может самостоятельно приобрести торговый патент и выполнять налоговые обязательства по его оплате (п.п. 267.1.1 НКУ).
Порядок создания обособленного подразделения
Процедуру создания обособленного подразделения для удобства приведем в табличной форме.
Таблица 3
Создание обособленного подразделения |
Этап 1. Принятие решение о создании обособленного подразделения |
Решение о создании филиала либо другого обособленного подразделения юридического лица принимается его органом управления. Вопросы создания филиалов и других обособленных подразделений отнесены к исключительной компетенции общего собрания участников. Дополнительно этот момент следует оговорить в уставе хозяйственного общества. Решение о создании филиала оформляется в виде протокола. Это может быть протокол общего собрания участников либо решение участника хозобщества (для обществ с одним участником). Госрегистратору может быть подано извлечение из прокола общего собрания. Извлечение должно быть подписано председательствующим на общем собрании и скреплено печатью юридического лица. Нотариально удостоверять такое извлечение не нужно (см. письмо Госкомпредпринимательства от 05.10.2004 г. № 6809). Обращаем внимание на необходимость правильного указания наименования обособленного подразделения. Так, согласно п. 1.8 Требований по написанию наименования юридического лица либо его обособленного подразделения, утвержденных приказом Минюста от 05.03.2012 г. № 368/5, наименование обособленного подразделения должно содержать слова «обособленное подразделение» («филиал», «представительство» и др.) и указывать на принадлежность к юридическому лицу, которое создало указанное обособленное подразделение. Кроме того, к наименованию обособленного подразделения применяются все те же требования и ограничения, что и к наименованию юрлица, в частности: — наименование должно быть изложено на украинском языке и дополнительно на английском (при наличии)*; |
* Правда, в связи со вступлением в силу 10 августа 2012 года Закона Украины «О принципах государственной языковой политики» от 03.07.2012 г. № 5029-VI подход к решению данного вопроса может измениться (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 69). Пока же госрегистраторы продолжают руководствоваться приведенными требованиями. |
— название может состоять из собственного названия, а также содержать информацию в отношении цели деятельности, обособленное подразделение может также иметь сокращенное наименование; — наименование обособленного подразделения юрлица не может быть тождественно наименованию другого юрлица либо его обособленного подразделения; — в наименовании обособленного подразделения запрещено использование наименований органов госвласти, местного самоуправления и исторических государственных наименований, перечень которых устанавливается Кабмином; — в названии подразделения не может использоваться слово «национальный»; — ограничения в отношении количества символов в наименовании отменены; — при написании наименования используются буквы украинского алфавита и такие разделительные знаки и символы: скобки (), точка (.), запятая (,), апостроф (‘), дефис (-), тире (—), номер (№), знак восклицания (!), косая черта (/), кавычки (« »), двоеточие (:), знак вопроса (?), плюс (+), знак равенства (=), звездочка (*), эт коммерческая (@), а также, в случае необходимости, цифры: арабские (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0) и римские (I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, L, C, D, M). Использование других символов в наименовании запрещено. |
Этап 2. Разработка и утверждение положения об обособленном |
Как предусматривает действующее законодательство, обособленное подразделение юрлица действует на основании утвержденного им положения. Однако при этом в законодательстве нет каких-либо формализованных требований к содержанию положения о филиале, представительстве либо ином обособленном подразделении (за исключением обособленных подразделений отдельных юрлиц, к которым предъявляются специальные требования, например, подразделений кредитных союзов, примерный устав и примерные внутренние положения для которых утверждены распоряжением Госкомиссии по регулированию рынков финуслуг от 13.03.2008 г. № 338). Поэтому субъекты хозяйствования в этом вопросе могут чувствовать себя достаточно спокойно, однако минимальный перечень сведений, которые необходимо включить в положение о филиале, мы все же назовем: — наименование и местонахождение подразделения; — организационная структура и функции филиала, полномочия, права и обязанности его руководителя; — порядок организации работы, отчетности и предоставления информации о деятельности обособленного подразделения; — другие вопросы, связанные с деятельностью подразделения и его взаимодействием с головным предприятием. Следует обратить внимание, что согласно п. 3 ч. 1 ст. 77 Закона об АО каждое акционерное общество должно осуществлять хранение положения о каждом филиале и каждом представительстве АО. Как указано в ч. 2 это статьи эти документы хранятся в акционерном обществе по его местонахождению либо в другом месте, известном и доступном акционерам. |
Этап 3. Включение сведений об обособленном подразделении |
Сведения об обособленных подразделениях юридического лица должны быть включены в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, несмотря на то что обособленные подразделения юрлицами не являются и как самостоятельные субъекты государственной регистрации не подлежат. Для включения сведений об обособленном подразделении в Единый госреестр предприятие должно подать (направить заказным письмом с описью вложения) государственному регистратору по собственному местонахождению заполненную Регистрационную карточку о создании обособленного подразделения по форме № 5, которая утверждена приказом Минюста от 14.10.2011 г. № 3178/5, и решение органа управления юридического лица о создании обособленного подразделения (как мы указывали, это может быть извлечение из протокола общего собрания, решение участника общества). При отсутствии у государственного регистратора замечаний к поданным документам он обязан в течение двух рабочих дней приобщить их к регистрационному делу юридического лица, внести соответствующую запись в ЕГР и в тот же день передать соответствующие сведения об обособленном подразделении органам статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины и фондов социального страхования по местонахождению юридического лица и по местонахождению обособленного подразделения (ч. 9 ст. 28 Закона № 755). Поэтому в общем случае для юридического лица отсутствует необходимость в отдельном предоставлении документов в каждый из указанных органов. В ЕГР госрегистратор вносит такие сведения об обособленном подразделении: — идентификационный код обособленного подразделения (код ЕГРПОУ), который согласно Положению о Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины в редакции постановления КМУ от 22.06.2005 г. № 499 присваивается самим государственным регистратором; — полное наименование обособленного подразделения; — местонахождение обособленного подразделения; — виды деятельности обособленного подразделения (все или только отдельные виды деятельности юридического лица); — фамилия, имя и отчество лиц, которые имеют право совершать юридические действия от имени юридического лица на основании доверенности, в том числе подписывать договоры, их идентификационные номера налогоплательщиков; — дата постановки на учет в органах статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования; — дата и номер записи о включении сведений в Единый реестр; — место проведения записи о включении сведений в Единый реестр; — местонахождение регистрационного дела юридического лица; — фамилия, имя и отчество должностного лица, которое внесло в Единый реестр запись о включении сведений об обособленном подразделении юридического лица. Чтобы получить справку из ЕГРПОУ для обособленного подразделения юрлица, необходимо обратиться в орган госстатистики с запросом о предоставлении административной услуги по выдаче соответствующей справки и документом, подтверждающим полномочия представителя, который предоставил запрос. Услуга по выдаче справки является платной и составляет: 13 грн. — для выдачи справки в течение 5 рабочих дней; 17 грн. — для выдачи справки в течение 2 рабочих дней; 26 грн. — для выдачи справки в течение 1 рабочего дня. Полученный код по ЕГРПОУ является налоговым номером для обособленного подразделения (п. 2.2 Порядка № 1588). Принятие обособленного подразделения на учет в качестве плательщика налогов осуществляется на основании уведомления о создании такого подразделения, которое государственный регистратор направляет органу государственной налоговой службы по местонахождению такого подразделения (п. 3.2 Порядка № 1588). В качестве подтверждения постановки на учет налоговый орган направляет новому налогоплательщику справку по ф. № 4-ОПП. При желании обособленное подразделение по месту своей регистрации для постановки на налоговый учет может самостоятельно подать (п.п. 4.2.2 Порядка № 1588): заявление по ф. № 1-ОПП; копию документа, подтверждающего присвоение кода по ЕГРПОУ; копию извлечения из Единого госреестра с указанием сведений об обособленном подразделении. Постановка на налоговый учет подразделений иностранный компаний осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных п. 3.4 Порядка № 1588. Кроме того, если по местонахождению обособленного подразделения у головного предприятия возникает новый объект налогообложения, с которым связана обязанность по предоставлению налоговой отчетности, уплате налоговых обязательств (например, для расположения филиала арендуется коммунальная земля, в связи с чем у предприятия возник новый объект налогообложения — земельный участок), головному предприятию необходимо дополнительно стать по местонахождению подразделения на налоговый учет по неосновному месту (если подразделение находится в другой административно-территориальной единице, чем само предприятие) либо подать в налоговый орган уведомление по ф. № 20-ОПП, если местонахождение подразделения — в той же административно-территориальной единице, что и головного предприятия. Что касается, в частности, постановки обособленного подразделения на учет в органе Пенсионного фонда Украины, то согласно Порядку взятия на учет и снятия с учета в органах Пенсионного фонда Украины плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденному постановлением правления ПФУ от 27.09.2010 г. Обращаем также внимание, что в случае создания филиала субъектом хозяйствования, который осуществляет лицензируемые виды деятельности и такая деятельность будет осуществляться в том числе по местонахождению филиала, в орган лицензирования необходимо подать заявление установленного образца о выдаче копии лицензии, а также предусмотренный законодательными актами перечень документов (ч. 9 ст. 14 Закона Украины «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III). |
Этап 4. Назначение руководителя филиала и выдача ему доверенности |
Руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности. Каких-либо специальных требований к оформлению доверенности для руководителя обособленного подразделения в законодательстве нет. Основанием для ее выдачи выступает акт органа управления хозобществом (протокол общего собрания участников, решение участника, протокол заседания наблюдательного совета), которым лицо назначено руководителем обособленного подразделения хозяйственного общества. Нотариально удостоверять доверенность необязательно, но при желании сделать это можно. При составлении текста доверенности важно обратить внимание на круг тех полномочий, которые предоставляются руководителю филиала либо иного обособленного подразделения. Их условно делят на две группы — полномочия по представлению юрлица перед другими субъектами хозяйствования (в частности, при заключении сделок) и полномочия по представлению юрлица в суде и других государственных органах. |
Этап 5. Наделение филиала определенным имуществом |
Как мы отмечали, отличительной чертой филиалов и других обособленных подразделений является наделение их обособленным имуществом с возможностью самостоятельной реализации относительно него тех прав, которые были делегированы руководителю обособленного подразделения. Имущество передается (обособляется) в том объеме и качестве, которые необходимы для осуществления обособленным подразделением автономной деятельности от имени предприятия. Так, согласно ст. 8 Закона о бухучете предприятие имеет возможность выделения на отдельный баланс филиалов, представительств, отделений и других обособленных подразделений, которые обязаны вести бухгалтерский учет, с последующим включением их показателей в финансовую отчетность предприятия. Кроме того, как мы уже указывали, юридическое лицо может открывать через свои филиалы и представительства счета в банках (п. 6.1 ст. 6 Закона Украины «О платежных системах и перечислении средств в Украине» от 05.04.2001 г. № 2346). |
Ликвидация филиала производится в том же порядке, что и его создание. Имущество прекратившего деятельность филиала передается головному предприятию по акту, закрываются счета в банке; отзывается доверенность руководителя филиала, положение о филиале признается утратившим силу, в устав юридического лица вносятся изменения в части исключения сведений о наличии у него филиалов. Изменения в учредительных документах юридического лица, связанные с ликвидацией филиала, также должны быть зарегистрированы в установленном порядке.
Теперь остановимся на отдельных, вызывающих на практике вопросы, моментах.
Филиалы и трудовые отношения
Сторонами трудового договора являются работник (физическое лицо) и работодатель (юридическое либо физическое лицо). Иными словами, где бы ни осуществляло свою трудовую функцию наемное лицо, оно считается работником головного предприятия, а не филиала.
Это не исключает того, что доверенностью руководителю филиала может быть делегировано право заключения трудовых договоров с работниками (либо с определенной категорией работников). В этом случае трудовой договор и приказ о приеме на работу будет подписывать руководитель филиала. Согласование кандидатур будущих работников и условий их трудовых договоров с головным предприятием в этом случае не требуется. Однако независимо от того, кем был заключен трудовой договор с работником (руководителем филиала или надлежащим лицом со стороны головного предприятия), обязательства перед работником согласно трудовому законодательству и условиям трудового договора будет нести организация в лице ее руководителя.
При наличии в доверенности полномочий на заключение трудового договора и при отсутствии права на его расторжение руководитель филиала не вправе увольнять работников (при этом отсутствием права на увольнение следует рассматривать и отсутствие специального указания в доверенности на этот счет). При нарушении указанного порядка уволенный работник в случае обращения в суд будет восстановлен на работе, а с юридического лица взыщут оплату за вынужденный прогул.
В графе 3 раздела «Сведения о работе» в качестве заголовка должно указываться полное наименование головного предприятия. Под этим заголовком в графе 1 ставится порядковый номер записи, которая вносится, в графе 2 указывается дата приема на работу. В графе 3 пишется: принят либо назначен в такой-то филиал с указанием его конкретного наименования, а также работы, профессии либо должности и присвоенного разряда. В этой же графе можно указать местонахождение филиала, однако занесение этой информации в трудовую книжку не является обязательным.
Обособленные подразделения и базы персональных данных
Если у предприятия есть обособленное подразделение, название базы персональных данных которой совпадает с названием базы персональных данных головного предприятия (скажем, база персональных данных «Працівники» или «Абоненти» и т. п.), то Госслужба по защите персональных данных признает, что необходимости в отдельной регистрации нет, однако в разделе ІІ на четвертой странице заявления на регистрацию базы персональных данных необходимо продублировать название базы персональных данных и указать местонахождение такого обособленного подразделения.
Если же в обособленном подразделении ведется своя уникальная база персональных данных, по названию не совпадающая с базой персональных данных головного предприятия, то тогда на нее составляется отдельное заявление о регистрации. В качестве владельца базы указывается головное предприятие, но в качестве местонахождения — адрес, по которому расположено обособленное подразделение (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 48).