Темы статей
Выбрать темы

Филиал как плательщик отдельных налогов и сборов

Редакция НиБУ
Статья

Филиал как плательщик отдельных налогов и сборов

 

 

Недостаточность правового регулирования деятельности филиалов в отечественном налоговом законодательстве всегда вызывала нарекания у налогоплательщиков, которые решили прибегнуть к такой форме организации своего бизнеса. Причем такая недостаточность прослеживалась в течение всего «жизненного цикла» обособленного подразделения — от самого его создания (и сопровождающей это событие постановки на налоговый учет) до ликвидации. Рассмотрим в этой статье, стала ли с принятием НКУ понятней и прозрачней процедура регистрации филиала как плательщика налогов, и заодно обсудим порядок уплаты филиалом отдельных налогов и сборов.

Игорь ХМЕЛЕВСКИЙ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», i.khmelevskiy@id.factor.ua

 

Взятие филиалов на учет: прошлое и настоящее

Первоочередной обязанностью плательщика налогов, которая, как и раньше, предусмотрена действующим на сегодня налоговым законодательством (см. п.п. 16.1.1 НКУ), является постановка его на учет в контролирующих органах. Процедуру учета плательщиков налогов и сборов в органах государственной налоговой службы в настоящее время регламентирует Порядок № 1588.

Как следует из приведенного в п. 1.7 этого Порядка определения термина «плательщики налогов», к ним среди прочих относятся и обособленные подразделения, которые имеют, получают (передают) объекты налогообложения или осуществляют деятельность (операции), являющуюся объектом налогообложения согласно НКУ или налоговым законам, и на которых возложена обязанность по уплате налогов и сборов согласно этому Кодексу. Аналогичное определение содержится также в п. 15.1 НКУ.

Обращаем внимание, что расшифровка термина «обособленное подразделение» из п.п. 14.1.30 НКУ отдельно для целей взимания НДФЛ и отдельно — для целей взимания остальных налогов дана в заглавной публикации на с. 4 этого тематического номера. Поскольку вопросам уплаты филиалами налога на доходы физлиц посвящена отдельная статья (см. на с. 24), в этой статье термин «обособленные подразделения» понимается исключительно как филиалы, представительства, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр (сокращенно — ЕГР) и которым присвоен код ЕГРПОУ.

Если мимоходом вспомнить процедуру учета налогоплательщиков в «докодексную» пору (в то время эти вопросы регулировал Порядок № 80), то можно заметить, что и тогда на учет ставились все обособленные подразделения. Однако при этом следовало иметь в виду такой важный момент: если согласно правилам взимания того или иного налога/сбора/обязательного платежа его плательщиком могло выступать только юридическое лицо (это было справедливо, например, в отношении платы за землю), то независимо от того, что объект налогообложения (в данном случае — земельный участок) находился по месту расположения филиала, в органе ГНС, обслуживающем эту территорию, такое юрлицо — головное предприятие зачислялось в категорию плательщиков отдельных налогов (см. пп. 7.11 и 9.2 Порядка № 80). Понятно, что обязанность по предоставлению соответствующей отчетности, уплате налога в бюджет, а также ответственность за те или иные нарушения, касающиеся взимания этого налога, возлагались при этом на головное предприятие.

Если же уплачивать какой-либо налог/сбор/обязательный платеж (например, акцизный сбор или сбор за специальное водопользование) должно было именно обособленное подразделение, то никакой дополнительной регистрации ему больше не требовалось*, поскольку, повторим еще раз, все такие подразделения изначально ставились на учет по месту своего расположения.

* К сказанному добавим, что по спецводосбору встречалась еще и такая ситуация, когда обособленные подразделения потребляли воду на территории, которая не являлась местом их налоговой регистрации. Судя по разъяснению налоговиков, изложенному в п. 2 письма ГНАУ от 22.01.2008 г. № 613/5/15-0816, плательщиком указанного сбора при этом должно было выступать головное предприятие, т. е. обособленное подразделение в категорию плательщиков отдельных налогов зачислено быть не могло.

С принятием НКУ идеология постановки на учет обособленных подразделений изменилась не сильно, хотя определенные изменения все же есть. Рассмотрим подробнее, в чем они состоят.

Итак, согласно п. 1.4 Порядка № 1588 (см. также на этот счет п. 63.3 НКУ) плательщики налогов обязаны встать на учет в органах госналогслужбы по их местонахождению (основное место учета), а также по месту расположения (регистрации) их подразделений, движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением, или через которые осуществляется деятельность (неосновное место учета). Как видим, вместо употреблявшейся ранее в Порядке № 80 категории «плательщик отдельных налогов» теперь применяется термин «неосновное место учета», смысл которых, впрочем, довольно схож между собой.

Что касается конкретно обособленных подразделений юридических лиц, то взятие их на учет по основному месту учета осуществляется после внесения сведений о них в ЕГР (п. 3.1 Порядка № 1588). Основанием для взятия на учет обособленного подразделения юридического лица является поступление уведомления о его создании от госрегистратора или сведений из ЕГР (в том числе сведений, полученных от налогового органа по основному месту учета юридического лица) в налоговый орган по местонахождению такого обособленного подразделения. На это указывает п. 3.2 Порядка № 1588.

Выходит, что обособленное подразделение юридического лица будет поставлено на учет в налоговой инспекции по своему местонахождению, т. е. по основному месту учета, автоматически. Однако это не лишает его права по собственному желанию** (см. п.п. 4.2.2 Порядка № 1588) обратиться к налоговикам с просьбой о взятии его на учет. Для этого нужно предоставить документы, перечисленные в п. 4.2 данного Порядка, а именно:

— заявление по ф. № 1-ОПП (приложение 6 к Порядку № 1588);

— копию извлечения из ЕГР с указанием сведений о таком обособленном подразделении.

** Совершенно другой порядок постановки на учет (и другой пакет документов) предусмотрен для обособленных подразделений юридических лиц, которые не включаются в ЕГР (для таких юрлиц законом установлены особенности их госрегистрации). Согласно п.п. 4.2.1 Порядка № 1588 указанные обособленные подразделения в 10-дневный срок после государственной регистрации (легализации, аккредитации или удостоверения факта создания другим способом) обязаны предоставить в налоговый орган, кроме заявления по ф. № 1-ОПП, также копию документа, подтверждающего присвоение кода по ЕГРПОУ, и копию документа (свидетельства) о регистрации, аккредитации, легализации, создании и т. п.

Одновременно с подачей заявления предоставляются оригиналы указанных документов. Обращаем внимание, что непредоставление таких документов обособленным подразделением юрлица ни к каким отрицательным последствиям для него (в том числе и тем, о которых сказано в следующем подразделе этой статьи) приводить не должно.

После взятия плательщика налогов на учет по основному месту учета орган государственной налоговой службы формирует справку о взятии на учет плательщика налогов по ф. № 4-ОПП (приложение 2 к Порядку № 1588), которая направляется такому плательщику на следующий рабочий день после дня взятия на учет или с его согласия в такой же срок выдается ему или его уполномоченному лицу (п. 3.10 Порядка № 1588). Указанная справка является единственным документом, подтверждающим взятие плательщика налогов на учет в налоговых органах (п. 3.11 этого же Порядка).

Что касается взятия на учет плательщика налогов по неосновному месту учета, то его процедура регламентирована разд. VII Порядка № 1588. Так, если в соответствии с законодательством у плательщика налогов, кроме обязанностей относительно предоставления налоговой отчетности и/или начисления, удержания или уплаты налогов и сборов по основному месту учета, возникают такие обязанности на территории другой административно-территориальной единицы, то такой плательщик налогов обязан стать на учет по неосновному месту учета в соответствующем налоговом органе, обслуживающем эту административно-территориальную единицу (п. 7.1 Порядка № 1588).

Важно помнить, что для взятия на учет плательщика налогов по неосновному месту учета необходимо в обязательном порядке подать регистрационное заявление по ф. № 1-ОПП с пометкой «учет по неосновному месту учета» в соответствующий налоговый орган в течение 10 рабочих дней после создания обособленного подразделения, регистрации движимого или недвижимого имущества либо открытия объекта или подразделения, через которые осуществляется деятельность или которые подлежат налогообложению (см. п. 7.2 Порядка № 1588, а также последний абз. п. 63.3 НКУ). Другими словами, на автоматическую регистрацию плательщика налогов по неосновному месту учета, как это было прежде*, сейчас уже рассчитывать не приходится.

* О возможности зачисления лица в категорию плательщика отдельных налогов без регистрационного заявления, а только лишь на основании предоставленной им соответствующей отчетности, говорилось раньше в Методрекомендациях № 784 (подробнее об этом см. в статье, опубликованной в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 16, с. 22), которые были разработаны в соответствии с п. 9.1 Порядка № 80 и на сегодня применяться не должны.

Кроме того, в ряде случаев постановке на учет плательщика налогов по неосновному месту учета должна предшествовать (иногда — сопутствовать) подача заявления по форме № 20-ОПП, однако на этих деталях мы здесь останавливаться не будем. За информацией на эту тему отсылаем читателей к соответствующим публикациям в газете «Налоги и бухгалтерский учет» (2011, № 95, с. 42; 2012, № 5, с. 30, № 9, с. 41 и на с. 44 сегодняшнего номера).

Заодно на всякий случай скажем о процедуре снятия плательщика налогов с неосновного места учета — она урегулирована п. 7.4 Порядка № 1588. Так, плательщики налогов, у которых отсутствуют объекты, закрыты обособленные подразделения, в связи с чем такой плательщик налогов был взят на учет по неосновному месту учета, снимаются с такого учета при поступлении (наличии) соответствующих подтверждающих документов или в связи с окончанием бюджетного года при условии уплаты налогов, сборов в бюджет, на основании служебных документов органа государственной налоговой службы. Иными словами, если головное предприятие стояло на учете по неосновному месту учета, к примеру, как плательщик налога на землю, то после продажи земельного участка, который в данном случае выступал объектом налогообложения, такое предприятие может сняться с учета, предоставив копию догвора купли-продажи земли и рассчитавшись с бюджетом за истекшие налоговые (отчетные) периоды.

Из общего контекста разд. VII Порядка № 1588 следует, что и сейчас по неосновному месту учета может регистрироваться только юридическое лицо, даже если по этому же месту как по своему основному месту учета зарегистрировано его обособленное подразделение, причем такая постановка на «неосновной» учет головного предприятия требуется, только если само обособленное подразделение не наделено согласно НКУ статусом плательщика того или иного налога/сбора. В противном случае все обязанности по декларированию и уплате налога или сбора будет выполнять такое обособленное подразделение, а значит, в регистрации по неосновному месту учета головного предприятия нет никакой необходимости.

 

Ответственность за нарушение порядка взятия на учет в органах ГНС

Соответствующие санкции за такие нарушения установлены п. 117.1 НКУ. Так, в частности, за неподачу в сроки и в случаях, предусмотренных этим Кодексом, заявлений или документов для взятия на учет в соответствующем налоговом органе налагается штраф на юридических лиц и их обособленные подразделения в размере 510 грн. При неустранении таких нарушений или за те же действия, совершенные в течение года лицом, которое подвергалось штрафу за это же нарушение, в следующий раз штраф повышается до 1020 грн.

Как видим, ответственным в данном случае является тот субъект учета, который допустил нарушение — либо головное предприятие, либо его обособленное подразделение, подлежащее взятию на налоговый учет. Обращаем внимание, что в рассматриваемом контексте санкции по п. 117.1 НКУ могут быть применены лишь к обособленным подразделениям юрлиц, которые не включаются в ЕГР (см. о них в сноске ** на с. 37), и к юридическим лицам по неосновному месту учета, поскольку все остальные налогоплательщики во всех остальных случаях ставятся на учет автоматически после включения их в ЕГР и поступления соответствующей информации от госрегистратора в налоговый орган.

Рассмотрим далее порядок уплаты обособленными подразделениями некоторых видов налогов и сборов в порядке их следования в НКУ (кроме налога на прибыль, НДС и НДФЛ, которым посвящены отдельные статьи на с. 15, 26 и 24 соответственно).

 

Акцизный налог

Напомним, что в свое время субъектом учета в отношении акцизного сбора (предшественника акцизного налога) являлся плательщик сбора, а им могло выступать как головное предприятие, так и его обособленные подразделения (филиалы и представительства), осуществлявшие производственную деятельность. Место учета, т. е. орган ГНС, определялось по месту регистрации плательщика.

После вступления в силу НКУ юридические лица, имевшие обособленные подразделения, которые раньше сами за себя платили акцизный сбор, должны были уяснить, что с 01.01.2011 г. плательщиком акцизного налога является непосредственно юридическое лицо.

Именно к такому выводу ГНАУ пришла в письме от 17.03.2011 г. № 7398/7/21-0217 еще тогда, когда в соответствующих нормах НКУ однозначности в этом вопросе не было. Теперь же, после вступления в силу известного Закона № 3609 («Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 64), это прямо прописано в п.п. 212.3.1 Кодекса.

 

Транспортный сбор

В условиях действия НКУ плательщиками транспортного сбора названы, в частности, юридические лица (предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические лица, нерезиденты), которые зарегистрированы в установленном законом порядке и способны от своего имени реализовать право на первую регистрацию в Украине транспортных средств, являющихся объектом налогообложения (см. ст. 231 этого Кодекса). Подробнее на эту тему можно прочитать в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 41, с. 25.

Как видим, НКУ непосредственно оперирует понятием «юридическое лицо», а обособленные подразделения не являются юридическими лицами, вследствие чего не имеют права совершать регистрацию транспортных средств от своего имени. К тому же в регистрационных документах на транспортные средства указывается юридическое лицо (собственник), которому принадлежит транспортное средство, местонахождение такого лица и отдельно место стоянки транспортного средства. Однако если стоянка транспортных средств расположена по местонахождению филиалов или представительств юрлица, такие транспортные средства регистрируются хоть и за головным предприятием, но по месту их стоянки, т. е. по месторасположению обособленного подразделения.

Таким образом, на сегодня за обособленные подразделения (филиалы и представительства) уплачивать транспортный сбор и подавать соответствующую отчетность обязано именно головное предприятие, которому для этого придется зарегистрироваться по неосновному месту учета (местонахождению филиала). Еще раз подчеркнем, что для такой регистрации в настоящее время не достаточно подать только отчетность по транспортному сбору — в обязательном порядке требуется еще представить регистрационное заявление по ф. № 1-ОПП. Разумеется, нести всю ответственность за непредоставление такого заявления, а также за полноту и своевременность уплаты и декларирования этого сбора, будет головное предприятие.

 

Экологический налог

Пунктом 9.2 Порядка № 80 было предусмотрено зачисление плательщика налогов органами ГНС в категорию плательщиков отдельных налогов, в частности, по местонахождению источников загрязнения окружающей природной среды, расположенных на территориях других территориальных громад, чем сам плательщик. При этом становились на такой «отдельный» учет сами юридические лица, поскольку их обособленные подразделения в последние несколько лет перед вступлением в силу НКУ не имели статуса самостоятельных плательщиков экосбора (предшественника эконалога).

С 01.01.2011 г. плательщиками экологического налога названы, в частности (см. пп. 240.1 и 240.2 НКУ):

(1) субъекты хозяйствования;

(2) юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность;

(3) бюджетные учреждения;

(4) общественные и другие предприятия, учреждения и организации.

К налоговым агентам по экологическому налогу в соответствии с п. 241.2 НКУ также относятся исключительно субъекты хозяйствования (детализировать их перечень не имеет смысла, поскольку это не имеет отношения к теме сегодняшней статьи; подробная информация по этому вопросу представлена в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 82, с. 23).

Поскольку субъектами хозяйствования согласно ч. 2 ст. 55 ХКУ являются только:

1) хозяйственные организации — юридические лица, государственные, коммунальные и другие предприятия, а также другие юридические лица,

и

2) граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства,

осуществляющие хоздеятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке, то выходит, что обособленным подразделениям юридических лиц не предоставлено право самостоятельно декларировать и уплачивать указанный налог ни в качестве его плательщиков, ни в качестве налоговых агентов.

В связи с этим юридические лица, имеющие в своем составе филиалы и другие обособленные подразделения, которые осуществляют выбросы и сбросы загрязняющих веществ и/или размещают отходы, должны сами отчитываться и уплачивать налог за выбросы, сбросы и размещение отходов в таких подразделениях (пп. 250.8 и 250.10 НК). Такой же подход разделяют и налоговики (см. консультацию из ЕБНЗ под кодом 300.06). Подробно о порядке такой уплаты и подачи отчетности можно прочитать в статье «Экологический налог: общие моменты» («Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 82).

Налоговыми агентами в отношении экологического налога, как мы установили выше, обособленные подразделения быть также не могут — эта обязанность предусмотрена в НКУ только для юридических лиц. Разумеется, что и ответственность за те или иные налоговые нарушения по эконалогу лежит на головном предприятии — юридическом лице (действительном плательщике или налоговом агенте).

 

Местные налоги и сборы

В отношении местных налогов и сборов статус обособленных подразделений как их самостоятельных плательщиков урегулирован неодинаково. Поэтому имеет смысл поочередно пройтись по каждому из них.

Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка. Будущее этого налога на сегодня не совсем ясно — совсем не исключено, что к 01.01.2013 г., когда запланировано начало его взимания, он подвергнется существенным изменениям (об этом мы предупреждали наших читателей в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 55, с. 33). Однако до тех пор, пока законодателем не установлено иное, следует руководствоваться положениями п.п. 265.1.1 НКУ, согласно которому к его плательщикам причислены физические и юридические лица, в том числе нерезиденты, являющиеся собственниками объектов жилой недвижимости.

Таким образом, обособленные подразделения юрлиц правом самостоятельно декларировать и уплачивать этот налог не наделены, что опять же требует дополнительной регистрации головного предприятия — юридического лица — собственника жилой недвижимости по неосновному месту учета в органе ГНС по местонахождению объекта налогообложения, если такая недвижимость расположена в пределах другой административно-территориальной единицы.

Единый налог. Подпунктом 10.1.2 НКУ указанный налог также отнесен к местным налогам, причем порядку его взимания на сегодня посвящена отдельная гл. 1 разд. XIV этого Кодекса. Среди субъектов, за которыми НКУ не признает право уплачивать единый налог, в частности, названы представительства, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения юридического лица, которое не является плательщиком единого налога (п.п. 291.5.6 НКУ).

Таким образом, субъектом учета в отношении единого налога может быть только головное предприятие — юридическое лицо (с филиалами или без), а местом учета — орган ГНС по местонахождению головного предприятия. Декларирование и уплата ЕН осуществляются по такому месту учета и поэтому дополнительной регистрации по неосновному месту учета в тех налоговых инспекциях, где зарегистрированы обособленные подразделения, не требуется.

Сбор за места для парковки транспортных средств. Согласно п.п. 266.1.1 НКУ плательщиками этого сбора определены как юридические лица, так и их филиалы (отделения, представительства), которые в соответствии с решением местного совета организовывают и проводят деятельность по обеспечению парковки транспортных средств на площадках для платной парковки и специально отведенных автостоянках.

При этом плательщик сбора, имеющий подразделение без статуса юридического лица, осуществляющее деятельность по обеспечению парковки транспортных средств на земельном участке не по месту регистрации такого плательщика сбора, обязан зарегистрировать такое подразделение в качестве плательщика сбора в органе государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка (п.п. 266.5.2 НКУ).

Стало быть, в отношении этого налога обособленные подразделения — его полноправные плательщики. Они же обязаны и подавать соответствующую отчетность по местонахождению объекта обложения сбором за парковку, т. е. в данном случае в тот налоговый орган, где сами зарегистрированы по основному месту учета.

Сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности. В соответствии с п. 267.1 НКУ сбор должны уплачивать субъекты хозяйствования (юридические лица и физические лица — предприниматели), их обособленные подразделения, которые получают в установленном порядке торговые патенты и осуществляют определенные виды деятельности.

Подпунктом 267.4.5 НКУ определено, что для осуществления торговой деятельности, деятельности по предоставлению платных услуг и деятельности по торговле валютными ценностями для каждого обособленного подразделения, которое не является плательщиком налога на прибыль, торговые патенты приобретаются субъектами хозяйствования по месту регистрации такого обособленного подразделения. Заметим, что здесь понятие «обособленное подразделение» следует понимать несколько иначе, чем мы договорились в начале статьи: на самом деле речь идет о структурных подразделениях, не имеющих кода ЕГРПОУ.

А вот филиалы и другие обособленные подразделения юридического лица, которые действуют на основании утвержденного юрлицом положения, являются плательщиками налога на прибыль, а также сведения о которых внесены в ЕГР, могут приобретать торговые патенты самостоятельно. Об этом говорится в соответствующей консультации из ЕБНЗ под кодом 120.01.

Получается, что стоять на учете в ГНИ по месту расположения торговой точки как плательщик сбора и соответственно перечислять такой сбор может как юрлицо, так и обособленное подразделение с кодом ЕГРПОУ. Другими словами, если магазин имеет код
ЕГРПОУ, то он будет стоять на учете в ГНИ по месту осуществления торговли и платить за патент будет именно это подразделение, т. е. магазин. Если магазин не имеет кода ЕГРПОУ, то стоять на учете в ГНИ по месту его расположения будет юридическое лицо, несмотря на то что место его регистрации (юрлица) в другом районе.

И в том и другом случае для взятия на учет как плательщика сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, кроме заявления о выдаче патента, необходимо подать также регистрационное заявление
по ф. № 1-ОПП (и, может быть, даже заявление по ф. № 20-ОПП, если появился новый объект налогообложения, скажем, магазин, или изменилось его состояние).

О подробностях применения штрафных санкций за нарушение торгово-патентных правил (в частности, за неуплату (неперечисление) субъектом хозяйствования сумм сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности в порядке и в сроки, определенные НКУ) читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 72, с. 22.

Туристический сбор. В отношении этого сбора интерес представляет не перечень его плательщиков из п.п. 268.2.1 НКУ, которые являются в данном случае чисто номинальными, а перечень налоговых агентов, обязанных взимать такой сбор с его плательщиков и перечислять его в бюджет, а также отчитываться по нему.

По решению местного совета взимание сбора может осуществляться такими налоговыми агентами (п.п. 268.5.1 НКУ):

1) администрациями отелей, кемпингов, мотелей, общежитий для приезжих и другими учреждениями гостиничного типа, санаторно-курортными учреждениями;

2) квартирно-посредническими организациями, которые направляют неорганизованных лиц на поселение в дома (квартиры), принадлежащие физлицам на праве собственности или на праве пользования по договору найма;

3) юрлицами или физлицами-предпринимателями, которые уполномочиваются сельским, поселковым или городским советом взимать сбор на условиях договора, заключенного с соответствующим советом.

Казалось бы, поскольку в приведенном списке обособленные подразделения не фигурируют, то вопрос об уплате ими турсбора в качестве налоговых агентов можно было и закрыть. Однако п.п. 268.7.2 НКУ при этом установлено, что налоговый агент, имеющий подразделение без статуса юридического лица, предоставляющее услуги по временному проживанию (ночлегу) не по месту регистрации такого налогового агента, обязан зарегистрировать такое подразделение как налогового агента туристического сбора в органе ГНС по местонахождению подразделения. Из этого можно заключить, что такие обособленные подразделения юрлиц должны самостоятельно взимать, перечислять в бюджет и отчитываться по турсбору по своему местонахождению.

 

Плата за землю

Здесь все просто (причем с принятием НКУ ничего не поменялось): субъектами платы за землю могут быть только юридические лица и физические лица — предприниматели (в том числе резиденты и нерезиденты), которые в соответствии с законодательством приобрели право собственности на землю в Украине или которым по законодательству предоставлены в пользование земельные участки государственной и коммунальной собственности, в том числе на условиях аренды.

Общеизвестно, что филиалы не являются юридическими лицами (см. ч. 3 ст. 95 ГКУ), поэтому они не могут быть плательщиками платы за землю ни в одной из двух ее форм: ни в форме земельного налога, ни в форме арендной платы. Следовательно, головное предприятие, имеющее в своем составе обособленные подразделения (филиалы), в хозяйственной деятельности которых используются земельные участки, само должно выступать плательщиком платы за землю за такие участки. Именно ему, а не филиалу следует подавать декларации по плате за землю в государственные налоговые инспекции по месту нахождения земельных участков, зарегистрировавшись предварительно в таких инспекциях по неосновному месту учета. Такое же мнение разделяют и налоговики (см. соответствующую консультацию из ЕБНЗ под кодом 200.05).

 

Сбор за специальное использование воды

Пунктом 323.1 НКУ плательщиками спецводобора среди прочих прямо определены филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения без образования юридического лица.

При этом в зависимости от наличия у них банковских счетов, а также от того, ведут ли они отдельный бухгалтерский учет своей деятельности и составляют ли отдельный баланс, декларирование и уплата сбора возложены либо непосредственно на них (см. п. 328.5 НКУ), либо на их головные предприятия (см. п. 328.6 этого Кодекса).

В частности, если в состав водопользователя — юридического лица входят структурные подразделения, которые не имеют банковских счетов, не ведут отдельный бухгалтерский учет своей деятельности, не составляют отдельный баланс, то декларации сбора представляются и сбор вносится водопользователем, в состав которого входят такие структурные подразделения, по местонахождению водных объектов и по ставкам сбора, установленным для этих водных объектов.

Следовательно, в таком случае головное предприятие должно встать на учет в качестве плательщика сбора за специальное использование воды в органе ГНС по местонахождению водных объектов и представлять декларации по этому сбору, а также уплачивать его по местонахождению водных объектов и по ставкам сбора, установленным для этих водных объектов (дополнительно см. письмо ГНАУ от 27.04.2011 г. № 8020/6/15-0816).

Филиалы, отделения, другие обособленные подразделения водопользователя, которые имеют банковские счета, ведут отдельный бухгалтерский учет своей деятельности и составляют отдельный баланс, т. е. обособленные подразделения в том смысле, в котором мы договорились понимать этот термин в рамках настоящей статьи, представляют налоговые декларации и уплачивают сбор по своему месту налоговой регистрации.

Об остальных налогах и сборах, таких, как:

плата за пользование недрами (разд. XI НКУ);

фиксированный сельскохозяйственный налог (гл. 2 разд XIV НКУ);

сбор за пользование радиочастотным ресурсом Украины (разд. XV НКУ),

достаточно будет сказать, что в соответствующих нормах этого Кодекса, определяющих круг их плательщиков, не предполагается возможности самостоятельного декларирования и уплаты обособленными подразделениями юридических лиц. А вот в отношении сбора за специальное использование лесных ресурсов (разд. XVII НКУ) все как раз наоборот — его плательщиками помимо лесопользователей — юридических лиц являются также их филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, не имеющие статуса юридического лица (см. п. 329.1 этого Кодекса).

Что касается рентной платы за нефть, природный газ и газовый конденсат, то разд. X НКУ, которым на сегодня урегулировано взимание такой платы, с 01.01.2013 г. вообще утратит силу (подробности см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 55, с. 46), поэтому говорить о ней что-либо уже не имеет смысла.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше