Темы статей
Выбрать темы

Вы нам писали. Форма № 20-ОПП: вопросы подразделений предприятия

Редакция НиБУ
Статья

Форма № 20-ОПП: вопросы подразделений предприятия

 

Форма № 20-ОПП незаметно приобрела статус документа, о котором все знают, но никто точно не может объяснить его предназначение. Есть подозрение, что не знают этого и налоговые органы. Во всяком случае, на данный момент в Едином реестре судебных решений нам не удалось обнаружить ни одного судебного решения, в котором бы поднимался вопрос об обязательности предоставления формы № 20-ОПП. Но тем не менее, вопросы к этому виду документа остаются. Значительная их часть связана с деятельностью подразделений предприятий. Данную публикацию хотим посвятить ответам на основные из них.

Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Всегда ли создание филиала влечет за собой обязанность подать ф. № 20-ОПП? Есть ли необходимость предоставлять ф. № 20-ОПП при создании структурного подразделения?

 

Налоговые органы свои требования о необходимости предоставления каждым налогоплательщиком уведомления о «всех объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением» обосновывают ссылкой на п. 63.3 НКУ и на
р. VIIІ Порядка № 1588. При этом уведомлять надо не только о наличии такого объекта, но и о его состоянии. Как указывают в своих разъяснениях налоговики на местах, это могут быть офисы, производственные помещения и т. п., объекты движимого имущества, объекты, используемые для выездного проведения деятельности (например, выездная торговля на автомобиле, в частности продажа кофе). Основной целью введения формы № 20-ОПП является получение от налогоплательщиков информации обо всех имеющихся у них объектах имущества, их местонахождении, перемещении и состоянии, в котором они фактически находятся (используются, временно не используются, не используются и т. п.).

Исключение налоговые органы готовы сделать только в отношении таких объектов налогообложения, как «товары, доход (прибыль), обороты по реализации товаров (работ, услуг), операции по поставке товаров (работ, услуг), информация о которых отражается в соответствующей налоговой отчетности (декларации по налогу на прибыль, по НДС, налоговом расчете по ф. № 1-ДФ и т. д.)».

Названными нормами на налогоплательщиков действительно возложена обязанность не только становиться на учет в налоговых органах по своему местонахождению (основное место учета) и по месту расположения подразделений, движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения и объектов, которые связаны с налогообложением либо через которые осуществляется деятельность (неосновное место учета), но и обязанность уведомлять обо всех таких объектах путем подачи формы № 20-ОПП.

Однако в отличие от налоговых органов, склонных подводить под указанную обязанность достаточно широкий круг ситуаций, в том числе и открытие обособленного либо структурного подразделения, считаем, что предоставление формы № 20-ОПП должно быть непосредственно связано с теми объектами, в отношении которых возникает обязанность по подаче налоговой отчетности и уплате налоговых обязательств (например, эксплуатация газового котла, приобретение земельного участка и т. п.). Подавать сведения о любых объектах, находящихся на тех или иных правовых основаниях (право собственности, аренда и прочее) у налогоплательщика, необходимости нет (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 95, с. 42).

Данный вывод в ситуации с обособленным подразделением будет означать, что само по себе создание такого подразделения обязанности уведомить о нем налоговый орган не вызывает, так как соответствующую информацию налоговый орган получит напрямую от госрегистратора. Для налогового органа обособленное подразделение — налогоплательщик, а не объект налогообложения.

Что касается уведомления по ф. № 20-ОПП при создании структурного подразделения, то, по нашему мнению, обязанность предоставить его возникнет только в том случае, если по местонахождению такого подразделения у налогоплательщика возникнет объект налогообложения (например, приобретение земельного участка либо аренда земли коммунальной собственности, использование газового котла, заключение договора об оказании услуг водоснабжения с использованием воды для производственных целей).

 

Должно ли обособленное подразделение самостоятельно подать ф. № 20-ОПП в налоговый орган?

 

Если брать за ориентир формальное прочтение норм НКУ и Порядка № 1588, то любой налогоплательщик (юрлицо, его обособленные подразделения, физлица-предприниматели) должен подать в течение 10 дней после постановки его на налоговый учет форму № 20-ОПП, в которой предоставить первичную информацию об имеющихся у него объектах налогообложения.

Как правило, у обособленных подразделений никаких самостоятельных объектов налогобложения (с которыми были бы связаны их обязанности как налогоплательщиков по предоставлению налоговой отчетности и уплате налоговых обязательств) нет. Более того, перечень тех налоговых обязательств, плательщиком которых может выступать обособленное подразделение, крайне узок (налог на прибыль, сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, спецводосбор, некоторые ресурсные платежи).
В такой ситуации можно говорить об отсутствии необходимости подавать уведомление
по ф. № 20-ОПП, поскольку нет объекта, о котором следовало бы уведомить.

Но некоторые налогоплательщики, внимая требованиям налоговых органов, подают ф. № 20-ОПП с кодом признака «1» — первичное предоставление информации об объектах налогообложения либо с прочерками, либо указывая лишь свое местонахождение как местонахождение офиса.

Графа «Тип объекта налогообложения» заполняется с обращением к рекомендуемому ГНСУ справочнику объектов налогообложения (проставляется код объекта, наиболее соответствующий по своим характеристикам). Например, складу будет соответствовать номер 468, офису — 378. Если подходящего кода нет, в графу просто вписывается название объекта. Попутно отметим, что совершенно необязательно стараться отразить в ф. № 20-ОПП каждый объект, названный в Справочнике объектов налогообложения, составленном ГНСУ. Данный Справочник не является обязательным для использования. Ознакомиться с ним можно на сайте ГНСУ (www.sts.gov.ua.) в рубрике: «Ексклюзив від департаментів // Департамент інформатизації та обліку платників податків/ Типи об’єктів оподаткування» либо на информационном стенде в своем налоговом органе. На сегодня он состоит из 681 позиции и в него, к примеру, входят такие объекты: пункт обмена валют, автомобиль, киоск, лоток, АЗС, архив, база оптовая, бар, буфет, бухгалтерия, цех, отдел, гостиница, земельный участок, выносная и выездная торговля, гараж, карьер, торговое место, магазин, оптовый склад, офис, пункт услуг, склад и т. д. Налогоплательщики могут к нему обращаться, однако нарушением не будет, если в ф. № 20-ОПП будут указаны объекты без привязки к Справочнику.

Графа «Наименование объекта налогообложения (при наличии)». К примеру, если в форму № 20-ОПП вносятся сведения о магазине как объекте налогообложения, то в данной графе может быть указано название такого магазина.

В следующей графе указывается местонахождение объекта налогообложения.

В графе «Состояние объекта налогообложения» даны подсказки по ее заполнению и налогоплательщик может внести одно из состояний, указанных в самой форме («строится», «готовится к вводу в эксплуатацию», «эксплуатируется»
и т. д.).

В графе «РРО» указывается количество регистраторов расчетных операций при их наличии на объекте.

В графе «Наличие патентов, лицензий, разрешений» — название документа, его реквизиты и предельный срок действия.

Пример заполнения ф. № 20-ОПП с детальным пояснением порядка заполнения см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 95, с. 42.

 

Для расположения филиала предприятие в другой административно-территориальной единице арендует помещение. Предоставлять ли форму № 20-ОПП? Как быть, если помещение арендуется под склад?

 

Напомним: форма № 20-ОПП может быть подана лишь в тот налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на учете — по основному либо неосновному месту учета. Поэтому первый вопрос, который должен задать себе налогоплательщик: стоит ли он на налоговом учете по местонахождению такого помещения (либо иного объекта) и если нет, то есть ли у него обязанность на учет стать.

Когда речь идет о филиале, то стороной в договоре аренды все равно будет выступать головное предприятие, даже если на заключение договора был уполномочен сам филиал. Следовательно, предприятию необходимо ответить на вопрос, возник ли у него в связи с арендой помещения новый объект налогообложения. Если ответ будет положительным, то в первую очередь предприятию придется стать на налоговый учет по неосновному месту в административно-территориальной единице, где арендуется помещение.

Налоговые органы, как известно, исходят из того, что при аренде основных средств форму № 20-ОПП необходимо представлять, поскольку передача объекта в аренду является изменением его состояния, а для движимого имущества также может быть и изменением местонахождения имущества. При передаче (получении) в аренду объектов основных средств налогоплательщики — как арендодатель, так и арендатор — обязаны представить форму в орган ГНС по местонахождению объекта аренды.

Арендодатель при заполнении графы «Стан об’єкта оподаткування» указывает (на основании акта приемки-передачи) «объект передан в аренду» и в течение 10 дней с момента изменения состояния объекта представляет форму № 20-ОПП в налоговый орган. Арендатор в течение 10 дней с даты получения объекта в аренду представляет форму № 20-ОПП, в которой указывает сведения об объекте аренды, и если полученный объект сразу начал эксплуатироваться, то в графе «Стан об’єкта оподаткування» указывает «получен в аренду и эксплуатируется»; если полученный объект не эксплуатируется, то в этой графе указывается «получен в аренду, временно не эксплуатируется».

По нашему же мнению, есть все основания настаивать на отсутствии необходимости предоставления формы № 20-ОПП в такой ситуации. Дело в том, что Порядок № 1588 связывает необходимость подачи формы № 20-ОПП с объектами, «в связи с которыми у налогоплательщика возникают обязанности по уплате налогов и сборов» (п. 8.2 Порядка). Факт заключения договора аренды, как и прекращение арендных правоотношений, сами по себе обязательств по уплате налогов и сборов не влекут и выступают обычной хозяйственной операцией наряду со всеми другими операциями, совершаемыми налогоплательщиком. Иначе бы стоял вопрос, если бы речь шла о земельном участке коммунальной либо государственной формы собственности, аренда которого приводит к возникновению обязательств по уплате налога на землю (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 5, с. 30).

Если помещение арендуется под склад, то алгоритм рассуждений у головного предприятия будет аналогичным. В рассматриваемой ситуации не имеет значения, для каких целей арендуется помещение.

 

В какой налоговый орган подается ф. № 20-ОПП филиалом?

 

Уведомление по форме № 20-ОПП подается по месту нахождения самого филиала. Необходимости направлять копию уведомления налоговикам по месту учета головного предприятия нет.

 

Надо ли подавать ф. № 20-ОПП при смене адреса филиала?

 

Налоговые органы опять же настаивают на том, что такая обязанность у налогоплательщиков существует. Как предписывает п. 8.5 Порядка № 1588, в случае изменения сведений об объекте налогообложения, а именно: изменение типа, наименования, местонахождения либо состояния объекта налогообложения, налогоплательщик предоставляет соответствующее уведомление по форме № 20-ОПП с обновленной информацией (код признака «3») в орган государственной налоговой службы по местонахождению объекта налогообложения, в отношении которого произошли изменения.

На наш взгляд, такая необходимость возникает в случае, когда изменение местонахождения произошло в рамках одной административно-территориальной единицы и не вызвало необходимость перевода на обслуживание из одного органа государственной налоговой службы в другой. Если же происходит смена местонахождения, во время которой налогоплательщик переходит на учет в другой налоговый орган, отдельно подавать уведомление по ф. № 20-ОПП не нужно.

Однако наиболее безопасным в такой ситуации будет следующий вариант действий:

— в течение 10 рабочих дней со дня внесения госрегистратором изменений в сведения о юридическом лице в части местонахождения его обособленного подразделения филиалу следует подать в налоговый орган по своему старому адресу форму № 20-ОПП с кодом признака «3» — предоставление информации в связи с изменением сведений об объекте налогообложения;

— после того как филиал возьмут на учет в налоговом органе по его новому адресу, подать форму № 20-ОПП в налоговую по новому месту учета с кодом признака «1» — первичное предоставление информации об объектах налогообложения (см. пример в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 9, с. 41).

 

Может ли обособленное подразделение подавать ф. № 20-ОПП в электронной форме?

 

Нет, такая возможность на данный момент технически не предусмотрена ни для головных предприятий, ни для обособленных подразделений.

Следует отметить: форма № 20-ОПП не считается налоговой декларацией, а потому предписания НКУ об обязательности электронной отчетности на нее не распространяются.

Более того, даже в ситуации, когда налогоплательщик по собственной инициативе хочет перейти на предоставление ф. № 20-ОПП в электронной форме, такой возможности пока нет. Единственная альтернатива не подавать ф. № 20-ОПП лично — направить ее по почте.

 

Установлена ли ответственность за неподачу формы № 20-ОПП обособленным подразделением предприятия?

 

За неподачу формы № 20-ОПП для самого предприятия должна наступать ответственность по п. 117.1 НКУ, согласно которому за непредоставление налогоплательщиком в сроки и в случаях, предусмотренных НКУ, заявлений либо документов для взятия на учет в соответствующем органе государственной налоговой службы, регистрации изменений местонахождения или внесения других изменений в свои учетные данные, непредоставление исправленных документов для взятия на учет или для внесения изменений, предоставление с ошибками или в неполном объеме, непредоставление сведений в отношении лиц, ответственных за ведение бухгалтерского учета и/или составление налоговой отчетности, согласно требованиям, установленными НКУ, может быть применен штраф к юрлицам в размере 510 грн.

Несмотря на то что необходимость предоставления уведомления по форме № 20-ОПП предусмотрена в рамках требований об учете налогоплательщиков (глава 6 раздела ІІ НКУ), содержащиеся в ней сведения не относятся к данным, на основании которых налогоплательщики берутся на учет либо вносятся изменения в их учетные данные (в последнем случае подается регистрационное заявление по форме № 1-ОПП либо по форме № 5-ОПП с отметкой «Зміни»). Кроме того, сроки предоставления формы № 20-ОПП не предусмотрены НКУ (как того требует ст. 117 НКУ), они установлены лишь Порядком № 1588.

Вывод, который можно сделать на этом основании: НКУ не устанавливает штрафов за неподачу либо несвоевременную подачу ф. № 20-ОПП.

 

Считается ли неподача ф. № 20-ОПП административным правонарушением?

Налоговые органы ответа на указанный вопрос не дают.

На должностных лиц предприятия штраф за неподачу ф. № 20-ОПП может быть наложен лишь в том случае, если налоговый орган выпишет предписание об устранении нарушений требований законодательства, допущенных путем непредоставления ф. № 20-ОПП, а предприятие в установленный срок ф. № 20-ОПП все равно не подаст. Тогда возникнет угроза применения штрафа по ст. 1633 КоАП в размере от 5 до 10 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 85 до 170 грн.).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше