Темы статей
Выбрать темы

Эконалог-2013: особенности подачи отчетности

Редакция НиБУ
Статья

Эконалог-2013: особенности подачи отчетности

 

Как известно, с 01.01.2013 г. вступили в силу очередные изменения в НКУ, затрагивающие порядок взимания экологического налога, а точнее, той его разновидности, которая уплачивается за размещение отходов (подробно об этом см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 55, с. 29; 2013, № 24, с. 20). Кроме того, с 04.01.2013 г. были изменены ставки эконалога. Цель настоящей статьи — рассмотреть особенности подачи отчетности по эконалогу в 2013 г. с учетом указанных изменений.

Максим НЕСТЕРЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 4834 Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования некоторых налоговых норм» от 24.05.2012 г. № 4834-VI.

Закон № 5503 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно пересмотра ставок некоторых налогов и сборов» от 20.11.2012 г. № 5503-VI.

Закон об отходах — Закон Украины «Об отходах» от 05.03.98 г. № 187/98-ВР.

Приказ № 1010 Приказ ГНАУ «Об утверждении формы Налоговой декларации экологического налога» от 24.12.2010 г. № 1010.

Письмо № 3688 — Письмо ГНСУ от 14.02.2013 г. № 3688/7/15-2117 (см. на с. 13 сегодняшнего номера).

 

Кто должен уплачивать эконалог?

Плательщиками эконалога являются субъекты хозяйствования, юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, включая тех, которые выполняют агентские (представительские) функции относительно таких нерезидентов или их учредителей, при осуществлении деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны осуществляются действия, определенные пп. 240.1, 240.2 НКУ. Такие действия приводят к возникновению обязанности уплачивать эконалог. Для удобства представим их в виде таблицы.

 

Виды эконалога и их особенности

№ п/п

Норма НКУ

Вид эконалога

Примечания

1

2

3

4

1

п.п. 240.1.1

за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения

Примерами таких плательщиков являются заводы, фабрики, электростанции и другие предприятия, деятельность которых связана с выбросом в атмосферу загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения.
Согласно п.п. 14.1.230 НКУ стационарный источник загрязнения — это предприятие, цех, агрегат, установка или другой неподвижный объект, который сохраняет свои пространственные координаты в течение определенного времени и осуществляет, в частности, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу

2

п.п. 240.1.2

за сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты

Данный вид эконалога уплачивают те предприятия, чья деятельность сопряжена с выбросом загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты (например, предприятия металлургической отрасли)

3

п.п. 240.1.3

за размещение отходов (кроме размещения отдельных видов (классов) отходов как вторичного сырья, размещаемых на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования)

До недавнего времени в связи с неудачным определением термина «размещение отходов» налоговики настаивали, что данный вид эконалога должны уплачивать чуть ли не все предприятия, у которых такие отходы возникают. С 01.01.2013 г. под размещением отходов понимают либо (1) постоянное (окончательное) пребывание, либо (2) захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. п.), на использование которых получено разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами (п.п. 14.1.223 НКУ).
Исходя из этого на данный момент плательщиками «отходного» эконалога, на наш взгляд, являются только те субъекты хозяйствования, которые производят захоронение отходов. С учетом данного новшества оговорка о том, что не являются плательщиками «отходного» эконалога субъекты хозяйствования, размещающие отходы исключительно как вторсырье (п. 240.5 НКУ), становится не особенно нужной, ведь в этом случае размещения отходов не происходит, поскольку нет ни окончательного пребывания, ни их захоронения (подробно см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 55, с. 29).
Правда, следует отметить, что в последнее время налоговики выдвигают одним из условий неуплаты «отходного» эконалога при временном хранении отходов обязательное наличие договора на сбор и утилизацию отходов с субъектами хозяйствования (коммунальными или специализированными предприятиями и т. д.) с обязательным указанием в таком договоре сроков передачи отходов. В противном случае налоговики считают, что у субъектов хозяйствования, осуществляющих временное хранение отходов, возникает объект обложения «мусорным» эконалогом (см. письмо ГНСУ от 27.12.2012 г. № 12699/0/71-12/15-2117, а также ЕБНЗ, разд. 300.01).
Согласиться с такой интерпретацией нельзя, ибо НКУ не ставит возникновение объекта обложения эконалогом в зависимость от отсутствия договора на сбор и утилизацию отходов со спецпредприятием. Вопрос же о незаключении договора на сбор и переработку отходов может рассматриваться только как нарушение правил обращения с отходами, но не может приводить к возникновению объекта обложения эконалогом

4

п.п. 240.1.4

за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные)

Не являются плательщиками данного вида эконалога субъекты деятельности в сфере использования ядерной энергии, которые:
— до последнего календарного дня (включительно) отчетного квартала, в котором был приобретен источник ионизирующего излучения, заключили договор о возврате отработанного закрытого источника ионизирующего излучения за пределы Украины предприятию — производителю такого источника;
— осуществляют обращение с радиоактивными отходами, образовавшимися в результате Чернобыльской катастрофы, в части деятельности, связанной с такими отходами (п. 240.3 НКУ)

5

п.п. 240.1.5

за временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока

Не являются плательщиками данного вида эконалога государственные специализированные предприятия по обращению с радиоактивными отходами, основной деятельностью которых являются хранение, переработка и захоронение радиоактивных отходов, находящихся в собственности государства, а также дезактивация радиационно-загрязненных объектов (п. 240.4 НКУ)

6

п. 240.2

за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками загрязнения в случае использования ими топлива

Плательщиками данного вида эконалога кроме субъектов хозяйствования являются также граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, использующие топливо в ходе эксплуатации передвижных источников загрязнения. Согласно п.п. 14.1.142 НКУ передвижной источник загрязнения — это транспортное средство, движение которого сопровождается выбросом в атмосферу загрязняющих веществ.
В данном случае сумма эконалога включается в цену топлива и уплачивается плательщиком при приобретении им топлива. Обязанность по удержанию и перечислению данного вида эконалога в бюджет возлагается на налогового агента. В качестве налогового агента выступают субъекты хозяйствования, которые реализуют в Украине топливо собственного производства и/или передают заказчику, либо по его поручению другому лицу топливо, произведенное из давальческого сырья такого заказчика, или же ввозят топливо на таможенную территорию Украины, т. е. импортеры топлива (ст. 241 НКУ)

 

Поскольку вопрос об уплате «радиоактивного» эконалога (пп. 4 и 5 таблицы) касается довольно узкого круга плательщиков, то в дальнейшем мы о нем говорить не будем.

 

Кто должен подавать отчетность по эконалогу

Отчетность по эконалогу состоит из:

Налоговой декларации экологического налога, форма которой утверждена приказом № 1010, — в ней отражаются общие суммы рассчитанного эконалога за соответствующий период по всем видам загрязнения окружающей природной среды;

семи приложений к декларации, в каждом из которых будет осуществляться расчет налоговых обязательств по эконалогу для отдельного вида загрязнения окружающей среды.

Состав отчетности по эконалогу и перечень лиц, которые должны подавать эту отчетность, приведены в таблице.

 

Состав отчетности по эконалогу

Название формы

Плательщики эконалога

Налоговые агенты

1

2

3

Налоговая декларация

+

+

Приложение 1 — Расчет налогового обязательства по экологическому налогу, взимаемому за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения

+

Приложение 2 — Расчет налогового обязательства по экологическому налогу, взимаемому за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения

+

Приложение 3 — Расчет налогового обязательства по экологическому налогу, взимаемому за сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты

+

Приложение 4 — Расчет налогового обязательства по экологическому налогу, взимаемому за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах

+

Приложение 5 — Расчет налогового обязательства по экологическому налогу, взимаемому за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные)

+

Приложение 6 — Расчет налогового обязательства по экологическому налогу, взимаемому за образование радиоактивных отходов и уплачиваемому за приобретение источников(а) ионизирующего излучения

+

Приложение 7 — Расчет налогового обязательства по экологическому налогу, взимаемому за временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока

+

 

Как видно из этой таблицы, почти во всех случаях отчетность по эконалогу должно подавать лицо, которое его уплачивает. Исключение — эконалог за выбросы в атмосферу передвижными источниками загрязнения, который уплачивается при приобретении топлива всеми физческими и юридическими лицами в цене этого топлива. Отчетность же по данному виду эконалога подается налоговым агентом — реализаторами и импортерами топлива.

Все приложения к декларации являются ее неотъемлемой составляющей, поэтому такие приложения нужно подавать в орган ГНС вместе ней. В то же время при отсутствии у плательщика эконалога соответствующего объекта налогообложения приложения, в которых рассчитывается эконалог по такому объекту, вместе с декларацией не подаются, а строки декларации, в которые переносятся данные из этих приложений, прочеркиваются.

Особенностью составления отчетности по эконалогу в 2013 году является то, что Закон № 5503, которым были проиндексированы ставки этого налога по сравнению с предыдущим годом, вступил в силу 04.01.2013 г., а значит, отчетный период — I квартал 2013 года — оказывается разделенным на две части: до и после вступления в силу данного Закона. Налоговики разъясняют, что за I квартал 2013 г. подаются в органы налоговой службы два приложения (по каждому из видов эконалога, который должен уплачивать плательщик) (см. письмо № 3688).

 

Порядок и сроки подачи отчетности и уплаты эконалога

В общем случае лица, подающие отчетность по эконалогу, составляют налоговые декларации по форме, установленной приказом № 1010, и подают их в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала. Уплачивается эконалог в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока представления налоговой декларации (п. 250.2 НКУ).

Следовательно, предельными сроками представления декларации по эконалогу являются:

— за I квартал 2013 года — 10 мая 2013 года*;

— за II квартал — 9 августа 2013 года;

— за III квартал 2013 года — 11 ноября 2013 года;

— за IV квартал 2013 года — 10 февраля 2014 года.

* В письме № 3688 говорится, что последним днем подачи декларации за I квартал 2013 г. является 10 мая 2013 г., однако этот день в 2013 году считается выходным (см. распоряжение КМУ «О переносе рабочих дней в 2013 году» от 19.12.2012 г. № 1043-р). Кроме того, на основании указанного распоряжения Кабмина Нацбанк признал 10 мая 2013 г. неоперационным днем (см. письмо НБУ от 12.03.2013 г. № 25-205/2962). Учитывая данные обстоятельства, а также положения п. 49.20 НКУ, считаем, что последним днем подачи декларации за I квартал 2013 года будет 13 мая.

Соответственно последними днями уплаты эконалога будут:

— за I квартал 2013 года — 20 мая 2013 года;

— за II квартал — 19 августа 2013 года;

— за III квартал 2013 года — 19 ноября 2013 года;

— за IV квартал 2013 года — 19 февраля 2014 года.

Особый порядок уплаты эконалога предусмотрен для налоговых агентов — импортеров топлива, о которых идет речь в п.п. 241.2.2 НКУ. Они уплачивают эконалог до или в день подачи таможенной декларации.

Подача декларации осуществляется:

— за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, размещение в течение отчетного квартала отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах — по месту размещения стационарных источников, специально отведенных для этого мест или объектов;

— за топливо, реализованное налоговыми агентами, — по месту нахождения такого налогового агента на налоговом учете в органах государственной налоговой службы (пп. 250.2.1, 250.2.2 НКУ).

Если место предоставления деклараций не совпадает с местом нахождения на налоговом учете, в налоговый орган, в котором такой субъект хозяйствования находится на учете, подаются в стандартный квартальный срок, копии соответствующих деклараций (п. 250.8 НКУ)*.

* Данный вопрос касается плательщиков эконалога, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ неспосредственно в водные объекты, а также размещение отходов.

В случае если:

— плательщик имеет несколько стационарных источников загрязнения или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов в пределах нескольких населенных пунктов (сел, поселков или городов) или за их пределами, то такой плательщик обязан подать в соответствующий налоговый орган декларацию по каждому стационарному источнику загрязнения или специально отведенному для размещения отходов месту или объекту отдельно (п.п. 250.10.1 НКУ);

— плательщик имеет несколько стационарных источников загрязнения или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов в пределах одного населенного пункта или за его пределами, то такой плательщик может подавать в налоговый орган одну декларацию за такие источники загрязнения (п.п. 250.10.2 НКУ);

— плательщик состоит на налоговом учете в городе с районным делением, то такой плательщик может подавать одну налоговую декларацию за выбросы, сбросы всеми своими источниками загрязнения и/или размещения отходов, если эти источники расположены на территории такого города, по месту нахождения плательщика на налоговом учете (п.п. 250.10.3 НКУ).

Наконец, если плательщик с начала отчетного года не планирует осуществление выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов, образование радиоактивных отходов в течение отчетного года, то такой плательщик должен уведомить об этом налоговый орган по месту расположения источников загрязнения и составить заявление об отсутствии у него в отчетном году объекта исчисления эконалога. В противном случае плательщик обязан подавать декларацию с прочерками в общем порядке (п. 250.9 НКУ) (подробно см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 99, с. 17).

 

Исчисление эконалога

Для отражения данных о начисленном размере эконалога в декларации плательщику сначала нужно рассчитать размер эконалога в соответствующих приложениях по отдельным объектам загрязнения окружающей природной среды, а затем перенести рассчитанные результаты в соответствующие графы декларации.

Расчет эконалога производится по специальным формулам, установленным НКУ отдельно для каждого вида эконалога с учетом базы налогообложения и ставок. Не забудьте, что ставки эконалога применяются с учетом п. 2 подразд. 5 разд. ХХ НКУ, а именно: по налоговым обязательствам по экологическому налогу, возникшим с 1 января 2013 г. до 31 декабря 2013 г. включительно, ставки налога составляют 75 процентов от ставок, предусмотренных ст. 243 — 246 НКУ. Наконец, в связи с тем, что 04.01.2013 г. вступил в силу Закон № 5503 (в соответствии с которым ставки эконалога были увеличены в среднем на 7,9 процента), эконалог за I квартал 2013 г. рассчитывается:

— начиная с 01.01.2013 г. по 03.01.2013 г. включительно — по ставкам экологического налога, которые действовали в прошлом году, в размерах 75 % этих ставок, а

— начиная с 4 января по 31 марта 2013 г. включительно — согласно Закону № 5503 в размерах 75 % ставок, установленных этим Законом.

Соответственно при исчислении налоговых обязательств по экологическому налогу за II, III и IV кварталы 2013 г. применяются ставки налога, установленные Законом № 5503 (см. письмо № 3688). Подробно порядок исчисления эконалога описан в таблице на с. 21.

 

№ п/п

Вид эконалога

Объект и база обложения (ст. 242 НКУ)

Ставки эконалога

Формула для расчета суммы эконалога

Пример*

1

2

3

4

5

6

1

за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения

объемы и виды загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками
(п.п. 242.1.1 НКУ)

исходя из суммы эконалога
на 1 тонну выбросов загрязняющих веществ по каждому виду таких веществ (ст. 243 НКУ)

img 1

где å — знак суммы;
Міфактический объем выброса і-того загрязняющего вещества в тоннах (т);
Нпіставки налога в текущем году за тонну і-того загрязняющего вещества в гривнях с копейками (п. 249.3 НКУ)

Предприятие осуществило выбросы в атмосферу:
— аммиака 45 кг;
— твердых веществ 2400 т;
— озона 15 кг.
Сумма эконалога = 0,045
х 269,08 х 0,75 + 2400 х 54,05 х 0,75 + 0,015 х 1434,71 х 0,75 = 97315,22 (грн.)

2

за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками загрязнения в случае использования ими топлива

объемы и виды топлива, в том числе произведенного из давальческого сырья, реализованного или ввезенного на таможенную территорию Украины налоговыми агентами, кроме:
— объемов топлива, вывезенных с таможенной территории Украины в таможенных режимах экспорта или реэкспорта и / или переработки на таможенной территории Украины заверенной надлежащим образом оформленной таможенной декларацией;
мазута и печного топлива, используемых в процессе производства тепло- и электроэнергии (п.п. 242.1.4 НКУ)

исходя из суммы эконалога на 1 тонну выбросов загрязняющих веществ по каждому виду топлива
(ст. 244 НКУ).
Ставки приведены отдельно для производителей (п. 244.1 НКУ) и импортеров (п. 244.2 НКУ)

img 2

где Мi — количество фактически реализованного (фактически ввезенного на таможенную территорию Украины) топлива і-того вида, в тоннах (т);
Нпi — ставки налога в текущем году за тонну итого вида топлива в гривнях с копейками (п. 249.4 НКУ)

Предприятием реализовано
2000 т** бензина неэтилированного собственного производства и импортировано 300 т** авиационного бензина.
Сумма эконалога = 2000
х 79,90 х 0,75 + 300 х 55,22 х 0,75 = 132274,50 (грн.)

3

за сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты

объемы и виды загрязняющих веществ, сбрасываемых непосредственно в водные объекты (п.п. 242.1.2 НКУ)

исходя из суммы эконалога на 1 тонну выбросов загрязняющих веществ по каждому виду таких веществ (ст. 245 НКУ)***

img 3

где Млі — объем сброса i-того загрязняющего вещества в тоннах (т);
Нпі — ставки налога в текущем году за тонну i-того вида загрязняющего вещества в гривнях с копейками;
Кос — коэффициент, равный 1,5 и применяющийся в случае сброса загрязняющих веществ в пруды и озера (см. сноску *** к данной таблице)

Предприятие осуществило сброс 10 т нитритов в реку и 2 т нефтепродуктов в пруд.
Сумма эконалога = 10
х 4628,45 х 0,75 х 1 + 2 х 5543,80 х 0,75 х 1,5 = 47186,93 (грн.)

4

за размещение отходов

объемы и виды (классы) размещенных отходов, кроме объемов и видов (классов) отходов как вторичного сырья, размещаемых на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования (п.п. 242.1.3 НКУ)

исходя из суммы эконалога на 1 тонну размещенных отходов в зависимости от класса и уровня опасности таких отходов (ст. 246 НКУ)****

img 4

где Нпі — ставки налога в текущем году за тонну i-того вида отходов в гривнях с копейками;
Млі — объем отходов i-того вида в тоннах (т);
Кт — корректирующий коэффициент, учитывающий расположение места размещения отходов, который приведен в НКУ;
Ко — корректирующий коэффициент, равный 3, применяемый при размещении отходов на свалках, которые не обеспечивают полного исключения загрязнения атмосферного воздуха или водных объектов

Предприятие разместило (захоронило) отходы на свалке в черте города, обеспечив при этом исключение загрязнения почвы и водных объектов:
— 12500 т малоопасных отходов;
— 2300 т умеренно опасных отходов;
— 5000 люминесцентных ламп;
сумма эконалога = (12500
х 2,93 х 0,75 + 2300 х 7,52 х 0,75 + 5000 х 8,81 х 0,75) х 3 х 1 =(27468,75 + 12972 + 33037,5) х 3 х 1 = 73478,25 х 3 х 1 = 220434,75 грн.

* Примеры расчета эконалога приведены исходя из предположения о неизменности ставок на протяжении отчетного периода, т. е. данный принцип расчета эконалога можно будет применять во II — IV кварталах 2013 г. Расчет эконалога за I квартал 2013 г. производится так, как это показано в примере на с. 30.
** На практике количество топлива чаще выражается в объемных единицах (литры, куб. метры). В этой ситуации налоговики рекомендуют определять массу топлива путем умножения количества реализованного топлива в объемных единицах на специальный коэффициент перевода в весовые единицы i-го вида топлива (кг/л, кг/м3) (см. ЕБНЗ, разд. 300.06, на данный момент утратила силу). Учитывая приводимые единицы измерения (кг/л, кг/м3), считаем, что так называемый «коэффициент перевода» — не что иное, как усредненное значение физической плотности i-го вида топлива, т. е. масса единицы объема (одного литра или одного кубометра) i-го вида топлива.
*** За сбросы загрязняющих веществ в пруды и озера ставки «водного» эконалога увеличиваются в 1,5 раза (п. 245.4 НКУ).
**** За размещение отходов на свалках, которые не обеспечивают полного исключения загрязнения атмосферного воздуха или водных объектов, ставки «отходного» эконалога увеличиваются в 3 раза. Кроме того, коэффициент «3» применяется при исчислении «отходного» эконалога за размещение отходов в пределах населенного пункта или на расстоянии менее 3 км от таких пределов (пп. 246.4, 246.5 НКУ).
Наконец, за размещение отдельных видов чрезвычайно опасных отходов устанавливаются фиксированные ставки «отходного» эконалога:
— для оборудования и приборов, содержащих ртуть или элементы с ионизирующим излучением, — 506,44 гривни за единицу;
— для люминесцентных ламп — 8,81 гривни за штуку (п. 246.1 НКУ).

 

Порядок заполнения декларации

Поскольку порядок заполнения декларации плательщика эконалога приказом № 1010 не утвержден, при заполнении декларации и приложений к ней плательщику ничего не остается, кроме как пользоваться текстовой частью таблиц отчетной формы и примечаниями к ним. Остановимся подробнее на порядке заполнения тех строк, которые могут вызвать затруднение. Начнем с шапки декларации.

Отметка в поле «звітна», «звітна нова» или «уточнююча» проставляется в зависимости от того, какая декларация подается:

«звітна» — если подается текущая декларация по эконалогу за отчетный период;

«звітна нова» — если декларация по эконалогу за отчетный квартал уже подавалась, но в ней была допущена ошибка, которую плательщик обнаружил и желает исправить. Подать такую декларацию можно только в том случае, если не истек предельный срок подачи налоговой отчетности за квартал;

«уточнююча» — если декларация по эконалогу за отчетный квартал уже подавалась, но в ней была допущена ошибка, которую плательщик обнаружил после истечения предельного срока предоставления квартальной отчетности и желает исправить такую ошибку. Подать декларацию с пометкой «уточнююча» можно в любое время.

В графе «Порядковий № за рік» указывается порядковый номер поданной декларации. Такой номер определяется нарастающим итогом с начала года и зависит от количества поданных в течение года деклараций (учитываются все декларации: отчетные, новые отчетные и уточняющие), однако нумерация приложений при этом начинается с «1» (ЕБНЗ, разд. 300.06). Налоговики в своих разъяснениях говорят о том, что нумерация деклараций проводится плательщиком отдельно по каждому налоговому органу, в который подается декларация (см. ЕБНЗ, разд. 300.06, которая на данный момент утратила силу, а также «Вестник налоговой службы Украины», 2011, № 6, с. 11). Важно отметить, что порядковый номер, указанный в поле 1 декларации, проставляется также и во всех приложениях, которые подаются вместе с ней независимо от количества таких приложений (см. ЕБНЗ, разд. 300.05, 300.06).

Отметка в поле «копія». Заполняется в том случае, если место загрязнения окружающей среды (стационарный источник или место размещения отходов) не совпадает с местом постановки на учет. В этом случае оригинал декларации подается в налоговую по месту загрязнения (в таком случае в поле «копия» ничего не ставится), а копия — в налоговую по месту налогового учета плательщика налога (при этом в поле «копия» проставляется отметка «Х»).

Поле 3 «платник». В зависимости от того, к каким субъектам хозяйствования относится плательщик, делается соответствующая отметка в одной из строк поля 3 общей части: «юридическое лицо», «физическое лицо — предприниматель», «постоянное представительство нерезидента», «налоговый агент» (ЕБНЗ, разд. 300.06). Здесь возникает вопрос: а как быть тем предприятиям, которые одновременно являются и налоговыми агентами, и плательщиками экологического налога? Налоговики при ответе на этот вопрос, приведенном в утратившей на данный момент силу консультации в ЕБНЗ, разд. 300.06, отмечают, что в этом случае субъект хозяйствования должен проставить в этом поле две отметки: одну — в строке «юридическое лицо», другую — в строке «налоговый агент» и подавать одну декларацию.

Заметим, что такие рекомендации налоговиков удастся выполнить только тем субъектам хозяйствования, которые подают декларацию по эконалогу в бумажном виде. Те же плательщики, которые подают декларации в электронном виде с помощью программного обеспечения для подачи налоговой отчетности OPZ, так поступить не смогут. Ведь при заполнении декларации в OPZ отметку в поле 3 можно поставить только в одной строке, две отметки в этом поле не допускаются. Как быть в этом случае таким плательщикам налога, непонятно, поэтому для разъяснения следует обратиться в местные органы ГНС. При этом не исключено, что налоговики предложат им в этом случае подать не одну, а две декларации: одну — с данными о налоге, начисленном налоговым агентом при реализации топлива, а другую — с данными о налоге, начисленном обычным юридическим лицом.

В поле 4 шапки декларации по эконалогу указывают место размещения стационарных источников загрязнения и/или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов, по которым плательщик отчитывается в соответствующий налоговый орган (по одному КОАТУУ). Если плательщик подает налоговую декларацию по неосновному месту учета, то такой плательщик в соответствующей строке поля 4 указывает код органа местного самоуправления по месту размещения стационарных источников загрязнения и/или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов (по неосновному месту учета плательщика) согласно КОАТУУ, по которым он подает декларацию в орган ГНС по этому неосновному месту учета (см. ЕБНЗ, разд. 300.06)*.

* Рекомендуем быть внимательными при заполнении кода КОАТУУ, поскольку стало известно, что налоговики считают недействительной декларацию по плате за землю, в которой неверно указан код КОАТУУ, и требуют в этом случае подачи уточняющей декларации (без применения механизма «самоштрафа» согласно п. 50.1 НКУ). Вместо этого налоговики считают нужным применять в этом случае штрафные санкции за несвоевременное представление налоговой декларации, предусмотренные ст. 120 НКУ (см. ЕБНЗ, разд. 200.05). Не исключено, что в отношении неверно указанного КОАТУУ в декларации плательщика эконалога их позиция будет аналогичной.

Что касается табличной части декларации, то сложности с ее заполнением возникать не должны, поскольку данные в нее переносятся из соответствующих приложений. Также необходимо, чтобы приложения были подписаны руководителем (или физическим лицом — предпринимателем) и главным бухгалтером, а также заверены печатью плательщика (при наличии) (см. ЕБНЗ, разд. 300.05). При этом важно помнить, что декларация и ее приложения заполняются за каждый квартал отдельно, без нарастающего итога.

Некоторые другие спорные вопросы, связанные с заполнением и подачей декларации по эконалогу, представим в виде следующей таблицы.

 

Нюансы заполнения декларации по эконалогу и приложений к ней

Вопрос

Ответ

1

2

Следует ли подавать Налоговую декларацию экологического налога с приложениями, если в некоторых отчетных периодах текущего года у субъекта хозяйствования не было объекта налогообложения (не осуществлял загрязнения окружающей природной среды)?

Плательщик экологического налога, у которого в некоторых отчетных периодах текущего года не было объекта налогообложения (не осуществлял выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов, образования радиоактивных отходов), обязан за эти отчетные периоды (кварталы) подавать налоговую декларацию экологического налога без приложений. В декларации подлежат заполнению обязательные реквизиты и все строки всех разделов с учетом примечаний. В случае отсутствия показателей в той или иной строке такие строки прочеркиваются (см. ЕБНЗ, разд. 300.06)

Сколько знаков после запятой указывается в соответствующих колонках декларации по эконалогу и приложениях к ней?

Как рекомендуют налоговики в консультации, приведенной в ЕБНЗ, разд. 300.06, указывать в декларации и приложениях к ней данные нужно по следующим правилам:
— данные о фактических выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения (приложение 1), количество фактически реализованного топлива (приложение 2), фактические объемы сбросов (приложение 3), фактические объемы размещения отходов (приложение 4) — в тоннах (это следует и из самой формы приложений) с округлением до трех знаков после запятой;
— показатели строк декларации и приложений к ней — в гривнях с копейками с округлением до двух знаков после запятой

Сколько приложений 1 необходимо заполнять к декларации по эконалогу, если плательщик налога имеет несколько стационарных источников загрязнения в пределах одного населенного

По мнению налоговиков (см. ЕБНЗ, разд. 300.06), в этом случае субъект хозяйствования должен подать в орган ГНС одну декларацию по эконалогу и столько приложений 1 к ней, сколько стационарных источников загрязнения имеет субъект хозяйствования в пределах одного населенного пункта. То есть для каждого отдельного стационарного источника загрязнения субъект хозяйствования должен составить отдельное приложение 1.

пункта (села, поселка или города) либо за его пределами (код КОАТУУ один и тот же)?

Выводы налоговиков о количестве приложений 1, которые следует подавать вместе с декларацией, ничем не мотивированы — так и осталось непонятно, зачем им данные по выбросам загрязняющих веществ в разрезе отдельно взятого источника загрязнения, если такие расчеты можно провести в одном приложении 1 к декларации

Каков порядок заполнения приложения 4 к декларации, а именно: колонки 2 «Виды опасных отходов, уровень опасности и класс опасности отходов», колонки 3 «Фактические объемы размещения отходов», колонки 4 «Ставки налога в текущем году», колонок 5 и 6 «Коэффициенты» и колонки 7 «Налоговое обязательство»?

Заполнять колонки приложения 4 к декларации по эконалогу нужно так:
— в колонке 2 следует указывать: виды опасных отходов, уровень опасности и класс опасности отходов согласно нормам ст. 246 НКУ;
— в колонке 3 указывать в тоннах фактические объемы размещенных отходов (округление осуществляют до трех десятичных знаков), а для оборудования и приборов, содержащих ртуть, элементов с ионизирующим излучением, люминесцентных ламп — количество единиц оборудования и приборов;
— в колонке 4 записываются ставки налога для текущего года, установленные в ст. 246 НКУ, с учетом норм п. 2 подразд. 5 разд. ХХ НКУ;
— в колонке 5 указывают коэффициент 3, если размещение отходов происходит на свалках, не обеспечивающих полного исключения загрязнения атмосферного воздуха или водных объектов, либо 1, если обеспечено незагрязнение воздуха;
— в колонке 6 указывается или коэффициент 3 при размещении отходов в пределах населенного пункта либо на расстоянии менее 3 км от таких пределов, или коэффициент 1 — при размещении отходов на расстоянии 3 км и более от границ населенного пункта;
— в колонке 7 указывают сумму начисленного налогового обязательства, рассчитанную по формуле: к. 3 х к. 4 х к. 5 х к. 6

 

Напоследок приведем пример заполнения декларации по экологическому налогу.

Пример. Предприятие, осуществляющее оптовую торговлю топливом, за I квартал этого года реализовало 170 тонн бензина (в том числе 7 тонн в период с 01.01.2013 г. по 03.01.2013 г.) и 300 тонн дизтоплива (в том числе 11 тонн в период с 01.01.2013 г. по 03.01.2013 г.) с содержанием серы в пределах от 0,035 до 0,2 % мас. Кроме того, такое предприятие эксплуатирует стационарный источник загрязнения (котельную), размещенный в том административном районе города, в котором предприятие находится на налоговом учете. Фактические объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу таким стационарным источником за I квартал составили (условно):

азота оксиды — 0,5 т (в том числе с 01.01.2013 г. по 03.01.2013 г. — 0,019 т);

углерода окись — 0,4 т (в том числе с 01.01.2013 г. по 03.01.2013 г. — 0,015 т);

— сероуглерод — 0,01 (в том числе с 01.01.2013 г. по 03.01.2013 г. — 0,004 т).

Исходя из вышесказанного, заключаем, что декларация по эконалогу за I квартал будет содержать две пары приложений: по паре приложений 1 и приложений 2. Поскольку предприятие является одновременно и налоговым агентом (по эконалогу «за топливо»), и плательщиком «стационарного» эконалога, в шапке декларации придется отметить оба поля — «юридична особа» и «подат-ковий агент» (именно такой вариант заполнения мы и предлагаем). Вместе с тем, как указывалось выше, надо быть готовыми к тому, что суммы налога, задекларированного за выбросы передвижными источниками загрязнения, и суммы налога за выбросы стацисточником, придется разнести по двум отдельным декларациям. Подается такая декларация(и) с приложениями в орган государственной налоговой службы по месту пребывания на налоговом учете предприятия.

 

img 5

img 6

img 7

Рис. 1. Фрагмент декларации плательщика эконалога за I квартал 2013 г.

 

img 8

Рис. 2. Фрагмент приложения 1 за период с 01.01.2013 г. по 03.01.2013 г. включительно

 

img 9

Рис. 3. Фрагмент приложения 2 за период с 01.01.2013 г. по 03.01.2013 г. включительно

 

img 10

Рис. 4. Фрагмент приложения 1 за период с 04.01.2013 г. по 31.03.2013 г. включительно

 

img 11

Рис. 5. Фрагмент приложения 2 за период с 04.01.2013 г. по 31.03.2013 г. включительно

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше