Темы статей
Выбрать темы

Спецводосбор-2013: особенности исчисления и подачи отчетности

Редакция НиБУ
Статья

Спецводосбор-2013: особенности исчисления и подачи отчетности

 

Цель данной статьи — напомнить нашим читателям о сущности и порядке отчетности по спецводосбору, а также рассмотреть некоторые особенности исчисления и подачи отчетности по данному сбору в 2013 году.

Максим НЕСТЕРЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

ВКУ — Водный кодекс Украины от 06.06.95 г. № 213/95-ВР.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 4834 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по усовершенствованию некоторых налоговых норм» от 24.05.2012 г. № 4834-VI.

Закон № 5503 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по пересмотру ставок некоторых налогов и сборов» от 20.11.2012 г. № 5503-VI.

Приказ № 1009 — приказ ГНАУ «Об утверждении форм налоговых деклараций сбора за использование воды» от 24.12.2010 г. № 1009 (утратил силу).

Приказ № 1403 — приказ Минфина «Об утверждении форм налоговых деклараций сбора за специальное использование воды» от 21.12.2012 г. № 1403.

ОНК № 1180 — Обобщающая налоговая консультация о применении положений Налогового кодекса Украины в части использования воды юридическими лицами, физическими лицами — предпринимателями и плательщиками единого налога для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд, утвержденная приказом ГНСУ от 21.12.2012 г. № 1180.

Письмо № 1947 — письмо ГНСУ «Об особенностях администрирования сбора за специальное использование воды в 2013 году» от 28.01.2013 г. № 1947/7/15-2117 (см. на с. 26 сегодняшнего номера).

 

Что такое спецводосбор и кто должен его уплачивать?

Согласно ст. 1 ВКУ водопользование — это использование вод (водных объектов) для удовлетворения потребностей населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и других отраслей хозяйства, включая право на забор воды, сброс сточных вод и другие виды использования вод (водных объектов). В соответствии со ст. 42 ВКУ водопользователями в Украине могут быть предприятия, учреждения, организации и граждане Украины, а также иностранцы и лица без гражданства, иностранные юридические лица. Водопользователи могут быть первичными (те, которые осуществляют самостоятельный водозабор) и вторичными (те, которые получают воду от первичных водопользователей).

Согласно ст. 48 ВКУ специальное водопользование — это забор воды из водных объектов с применением сооружений или технических устройств, использование воды и сброс загрязняющих веществ в водные объекты, включая забор воды и сброс загрязняющих веществ с обратными водами с применением каналов. Обязанностью каждого водопользователя*, осуществляющего специальное использование воды, является своевременная уплата спецводосбора (п.п. 11 ст. 44 ВКУ), а его систематическая неуплата является одним из оснований для прекращения права на специальное водопользование (п.п. 8 ч. 1 ст. 55 ВКУ).

* За исключением тех, которые освобождены от такой обязанности согласно НКУ.

Статьей 30 ВКУ предусмотрено, что сбор за специальное использование воды взимается в порядке, установленном НКУ с целью стимулирования рационального использования и охраны вод, а также возобновления водных ресурсов. Данный сбор является общегосударственным (п.п. 9.1.12 НКУ), и общее представление о его структуре можно получить из п.п. 14.1.67 НКУ, в соответствии с которым сбор взимается за специальное использование воды:

а) водных объектов;

б) полученной от других водопользователей;

в) без ее извлечения из водных объектов для нужд гидроэнергетики и водного транспорта;

г) для нужд рыбоводства.

Согласно п. 323.1 НКУ плательщиками спецводосбора являются водопользователи* — субъекты хозяйствования независимо от формы собственности, использующие воду, полученную путем забора воды из водных объектов (первичные водопользователи) и/или от первичных или других водопользователей (вторичные водопользователи), и использующие воду для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства:

юридические лица, их филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения без образования юридического лица (кроме бюджетных учреждений);

постоянные представительства нерезидентов;

физические лица — предприниматели**.

* По всей видимости, понятие «водопользователи» для целей налогообложения отличается от данного ст. 42 ВКУ и не включает сброс промышленных и других сточных вод в системы первичных водопользователей. Во всяком случае спецводосбор за такие сбросы, согласно разъяснениям налоговиков, не уплачивается (см. ЕБНЗ, разд. 270.01). Вместе с тем следует помнить, что сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты также не являются «бесплатными» — за них уплачивается эконалог (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 26, с. 15).

** Обратите внимание: спецводосбор физлицо платит только как предприниматель, а как гражданин — нет. Впрочем, по мнению налоговиков, по «предпринимательскому» принципу спецводосбор уплачивается даже в том случае, если договор на поставку воды и разрешение на ее специспользование оформлены на физлицо как на гражданина, если он зарегистрирован предпринимателем и использует воду, например, для выращивания сельхозпродукции (см. ЕБНЗ, разд. 270.01).

После изменений, внесенных Законом № 4834, с 01.07.2012 г. не являются плательщиками сбора водопользователи, использующие воду исключительно для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения, в том числе для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических потребностей юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и плательщиков единого налога. Подробно об изменениях, внесенных Законом № 4834, см. статью «Спецводосбор-2012. Часть 2» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 87, с. 19). Кроме того, согласно разъяснениям налоговиков, не уплачивает спецводосбор физическое лицо, не являющееся предпринимателем и использующее воду для удовлетворения собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд в пределах собственного жилого фонда и приусадебного участка (см. письма ГНСУ от 20.08.2012 г. № 560/0/141-12/Г/15-2114 и от 20.08.2012 г. № 1083/0/71-12/15-2117). Согласно разъяснениям налоговиков направление использования воды (для производственных или санитарно-гигиенических потребностей) определяется по данным первичного учета, а также видом хозяйственной деятельности (см. ЕБНЗ, разд. 270.07).

Наконец, в ОНК № 1180 налоговики заявили, что должны платить спецводосбор за весь объем фактически использованной воды:

— водопользователи, использующие воду не только для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд, но и удовлетворения любых других нужд*** (с учетом объема потерь воды в их системах водоснабжения);

водопользователи — арендодатели помещения, если арендодатель и/или арендатор использует воду на иные цели, нежели собственные питьевые и санитарно-гигиенические (с учетом фактического объема воды, использованного арендатором)*. Причем данный принцип налоговики распространяют и на арендодателей, которые являются бюджетными учреждениями (см. ЕБНЗ, разд. 270.01), что, по нашему мнению, необоснованно, ведь п. 323.1 НКУ прямо установлено, что бюджетные учреждения не являются плательщиками спецводосбора. Исключение из этого правила составляют только те случаи, когда бюджетные учреждения сами используют воду для осуществления хоздеятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах (п. 326.13 НКУ).

*** Свою позицию налоговики аргументируют тем, что НКУ не предусматривает механизма распределения объемов фактически использованной в отчетном периоде воды на объемы использованной отдельно для собственных санитарно-гигиенических и использованной для других потребностей юридических лиц (см. ЕБНЗ, разд. 270.07).

* При условии, что арендатор не имеет отдельного договора на специспользование воды с поставщиком воды (водоканалом), т. е. не является отдельным водопользователем. В противном случае (т. е. при наличии у арендатора отдельного договора с водопоставщиком) плательщиком спецводосбора является арендатор (например, в случае использования воды для осуществления в арендованном помещении парикмахерских или стоматологических услуг) (см. консультации в ЕБНЗ, разд. 270.01; 270.07).

С обоими указанными выводами ОНК № 1180 мы не соглашались (подробно рассмотрение указанных проблемных вопросов см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 1, с. 20; 2012, № 42, с. 34).

Согласно п. 326.2 НКУ поставщик является плательщиком спецводосбора при поставке воды другим субъектам хозяйствования, с которыми не заключен договор на поставку воды. В случае заключения поставщиком воды с субъектами хозяйствования договоров на поставку воды плательщиками спецводосбора являются такие субъекты хозяйствования (см. также ЕБНЗ, разд. 270.01).

В случае забора воды из природного источника (ручей, источник) или же забора воды из колодца субъекты хозяйствования (в том числе неприбыльные, например, религиозные организации) являются плательщиками спецводосбора (см. консультации в ЕБНЗ, разд. 270.01, на данный момент утратили силу, что однако, не связано, как нам кажется, с изменением позиции ГНСУ). Вместе с тем, если субъект хозяйствования содержит на балансе объект благоустройства города или населенного пункта (площади, улицы, проезды, парки, скверы, бульвары, кладбища) и использует воду для нужд внешнего благоустройства территории города или другого населенного пункта, то в соответствии с п.п. 324.4.3 НКУ с него спецводосбор за объемы использованной на это воды не взимается (см. консультацию ЕБНЗ, разд. 270.01, на данный момент утратила силу).

 

Виды спецводосбора, ставки и особенности исчисления

№ п/п

Норма НКУ

Вид спецводосбора

Ставка и особенности исчисления

1

2

3

4

1

п. 324.1

за специальное использование поверхностных и подземных вод*, «общий» спецводосбор

Объектом обложения спецводосбором является фактический объем воды, который используют водопользователи, с учетом объема потерь воды в их системах водоснабжения (п. 324.1 НКУ).
Законом № 5503 с 04.01.2013 г. ставка устанавливается в фиксированной сумме из расчета на 100 куб. метров использованной воды в зависимости от источника** (бассейна реки, включая притоки всех порядков) для поверхностных вод (п. 325.1 НКУ) и из расчета на 100 куб. метров использованной воды в зависимости от региона для подземных вод (п. 325.2 НКУ)

* При использовании воды из смешанных источников (т. е. когда водоснабжение осуществляется, не из одного, а из нескольких источников, как поверхностных, так и подземных) применяются ставки сбора, установленные для источников, из которых формируются (наполняются) смешанные источники (п. 325.12 НКУ). При этом водопользователи, использующие воду из смешанного источника, исчисляют сбор, учитывая объемы воды в том соотношении, в котором формируется такой смешанный источник, который указывается в разрешениях и договорах на поставку воды, с учетом потерь воды в их системах водоснабжения, ставок сбора и коэффициентов (п. 326.3 НКУ).
Буквальная трактовка приведенных норм НКУ наводит на мысль о необходимости рассчитывать сумму спецводосбора отдельно по каждому источнику с применением ставки сбора, установленной для каждого источника, из которых формируются (наполняются) смешанные источники. Однако не будет ошибкой к общему объему воды, полученной из смешанного источника, применить средневзвешенную ставку сбора (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 42, с. 32).
** При использовании воды из каналов плательщиками сбора применяются ставки сбора, установленные за специальное использование воды водного объекта, из которого забирается вода в канал (п. 325.11 НКУ). При этом водопользователи, использующие воду из каналов, исчисляют сбор исходя из фактических объемов использованной воды с учетом потерь воды в их системах водоснабжения, установленных лимитов использования воды, ставок сбора, установленных для водного объекта, из которого забирается вода в канал, и коэффициентов (п. 326.4 НКУ).

2

п.п. 324.2.1

за специальное использование воды для нужд гидроэнергетики***

Объектом обложения спецводосбором является фактический объем воды, пропускаемой через турбины гидроэлектростанций для выработки электроэнергии (п.п. 324.2.1 и п. 326.5 НКУ).
Законом № 5503 с 04.01.2013 г. ставка установлена в размере 6,38 гривни за 10 тыс. куб. метров воды, пропущенной через турбины гидроэлектростанций (п. 325.3 НКУ).
Данный вид спецводосбора не взимается с гидроаккумулирующих электростанций, функционирующих в комплексе с гидроэлектростанциями (п. 324.5 НКУ)

3

п.п. 324.2.2

за специальное использование поверхностных вод для нужд водного транспорта из всех рек, кроме Дуная***

Объектом обложения спецводосбором является время использования поверхностных вод грузовым самоходным и несамоходным флотом, который эксплуатируется (в зависимости от водоизмещения), и пассажирским флотом, который эксплуатируется (в зависимости от количества мест) (п.п. 324.2.2 и п. 326.6 НКУ).
Законом № 5503 с 04.01.2013 г. ставка сбора установлена:
— для грузового самоходного и несамоходного флота, который эксплуатируется, — 0,1094 гривни за 1 тоннаж-сутки эксплуатации;
— для пассажирского флота, который эксплуатируется, — 0,0122 гривни за 1 место-сутки эксплуатации****.
Данный вид спецводосбора не взимается:
— с морского водного транспорта, который использует речной водный путь исключительно для захода с моря в морской порт, расположенный в низовье реки, без использования специальных мер обеспечения судоходства (попуски воды из водохранилищ и шлюзования) (п.п. 324.6.1 НКУ);
— при эксплуатации водных путей стояночными (нефтеперекачивающие станции, плавнефтебазы, дебаркадеры, доки плавучие, суда с механическим оборудованием и другие стояночные суда) и служебно-вспомогательными судами и эксплуатации водных путей Дуная (п.п. 324.6.2 НКУ)

4

п. 324.3

за специальное использование воды для нужд рыбоводства***

Объектом обложения спецводосбором является фактический объем воды, необходимой для пополнения водных объектов во время разведения рыбы и других водных живых ресурсов (в том числе для пополнения, которое связано с потерями воды на фильтрацию и испарение) (пп. 324.3, 326.8 НКУ).
Законом № 5503 с 04.01.2013 г. ставка сбора установлена в размере:
— 33,51 гривни за 10 тыс. куб. метров поверхностных вод;
— 40,29 гривни за 10 тыс. куб. метров подземной воды (см. п. 325.5 НКУ)

*** Уплата данных видов спецводосбора не освобождает водопользователей от уплаты «общего» спецводосбора за использование поверхностных и/или подземных вод (п. 326.7 НКУ).

**** Согласно разъяснениям налоговиков, при исчислении данного вида спецоводосбора показатели «место-сутки» или «тоннаж-сутки» эксплуатации определяются исходя из грузоподъемности судна за сутки его эксплуатации (для грузового самоходного и несамоходного флота) или пассажировместимости судна за сутки его эксплуатации (для пассажирского флота) (см. ЕБНЗ, разд. 270.04).

5

п. 325.6

за специальное использование воды, которая входит исключительно в состав напитков*****

Объектом обложения спецводосбором являются фактические объемы воды, использованной в отчетном периоде изготовления напитков (см. ЕБНЗ, разд. 270.01).
Законом № 5503 с 04.01.2013 г. ставка установлена в размере:
— 31,17 гривни за 1 куб. метр поверхностной воды;
— 36,35 гривни за 1 куб. метр подземной воды

***** В свое время для целей обложения спецводосбором к напиткам налоговики относили группу 15.9 «Напитки» ДК 016-97, утвержденного и введенного в действие приказом Госстандарта Украины от 20.12.97 г. № 822, который с 31.12.2012 г. утратил силу. Согласно прежним разъяснениям налоговиков основами для приготовления напитков могут быть безалкогольные или алкогольные продукты (кроме продуктов, основанных на ароматических веществах), используемые для производства различных безалкогольных или алкогольных напитков. В состав этих продуктов могут входить полностью или частично ароматизирующие ингредиенты, растительные экстракты, соки, консерванты, заменители сахара или другие химические вещества, определяющие данный напиток. Напиток получают из такого продукта путем простого разведения его водой, вином или спиртом с добавлением или без добавления сахара или газообразного диоксида углерода. То есть спецводосбором облагается вода, используемая для изготовления как алкогольных, так и безалкогольных напитков (см. консультации в ЕБНЗ, разд. 270.03, на данный момент утратили силу, однако сути это не меняет).
При этом объем использованной воды определяется на основании измерительных приборов, а в случае их отсутствия — на основании технологических регламентов и рецептур на конкретные виды напитков (см. консультацию в ЕБНЗ, разд. 270.04, на данный момент утратила силу).

6

п. 325.7

за специальное использование шахтной, карьерной и дренажной воды

Законом № 5503 с 04.01.2013 г. ставка установлена в размере 7,22 гривни за 100 куб. метров воды

Водопользователи, которые применяют для нужд охлаждения оборудования оборотную систему водоснабжения, исчисляют сбор исходя из фактических объемов воды, использованной на подпитку оборотной системы (п. 326.9 НКУ).
К ставкам сбора жилищно-коммунальные предприятия применяют понижающий коэффициент 0,3 (п. 325.9 НКУ). Правда, за ответом на вопрос, на основании каких именно документов субъект хозяйствования может считаться предприятием ЖКХ с целью применения указанного коэффициента, налоговики в консультации из ЕБНЗ, разд. 270.07 советуют обращаться в профильное министерство.

 

«Спецводосборные» лимиты

Согласно ст. 1 ВКУ лимит использования воды — это предельный объем специального использования воды водопользователем. Данный лимит указывается в разрешении на специальное водоиспользование (ст. 49 ВКУ), и в пределах указанного лимита сумма спецводосбора может быть отражена плательщиком в составе расходов* в соответствии с разд. III НКУ (п. 328.8 НКУ).

* Как разъясняют налоговики, данное правило распространяется на «общий» спецводосбор. Сбор за использование воды для нужд гидроэнергетики и водного транспорта включается в состав расходов согласно разд. III НКУ полностью (см. ЕБНЗ, разд. 270.07).

Согласно п. 327.1 НКУ в случае превышения водопользователями установленного годового лимита использования воды сбор исчисляется и уплачивается в пятикратном размере исходя из фактических объемов использованной воды сверх установленного лимита использования воды, ставок сбора и коэффициентов. При отсутствии у водопользователя разрешения на специальное водопользование с установленными в нем лимитами спецводосбор взимается за весь объем использованной воды и подлежит оплате как за сверхлимитное использование (п. 327.3 НКУ). Другими словами, лимит в этом случае считается равным нулю, а любое специспользование воды считается превышением лимита.

Несколько проблемным является указание лимита на спецводоиспользование вторичным водопользователем. Как разъясняют налоговики, для вторичного водопользователя, который заключил договор на поставку воды с первичным водопользователем, годовым лимитом использования воды будет лимит, который установлен в разрешении первичного водопользователя для такого вторичного водопользователя и который должен быть указан в договоре на поставку воды. В случае отсутствия в договоре на поставку воды указанного первичным водопользователем годового лимита использования спецводосбор взимается с вторичного пользователя за весь объем использованной воды и подлежит оплате как за сверхлимитное использование (см. ЕБНЗ, разд. 270.05).

В случае использования воды из смешанных источников устанавливается общий лимит на специспользование воды, а в случае превышения этого лимита пятикратный размер за превышение доведенных лимитов фактического использования объемов воды применяется по каждому источнику отдельно. При этом для вторичного водопользователя, которому первичным водопользователем доводится лимит использования воды из смешанного источника одной общей цифрой, превышение лимитов рассчитывается с учетом соотношения формирования такого источника, которое было доведено такому водопользователю в договоре на поставку воды (см. консультацию в ЕБНЗ, разд. 270.05, на данный момент утратила силу).

Наконец при исчислении спецводосбора в пятикратном объеме предприятиями ЖКХ понижающий коэффициент 0,3 все равно используется (см. консультацию в ЕБНЗ, разд. 270.03, на данный момент утратила силу).

 

Отчетность по спецводосбору

Плательщики сбора исчисляют сумму сбора нарастающим итогом с начала года и составляют налоговые декларации по форме, установленной в порядке, предусмотренном ст. 46 НКУ (п. 328.2 НКУ). Обращаем внимание, что форма декларации, утвержденная приказом № 1009, на данный момент утратила силу (как, собственно, и сам приказ). Тем не менее, следуя букве закона, именно по этой форме необходимо по идее подавать отчетность не только за IV квартал 2012 г., но и за I квартал 2013 г. Дело в том, что согласно п. 46.6 НКУ до определения новых форм деклараций (расчетов), которые вступают в силу для составления отчетности за налоговый период, следующий за налоговым периодом, в котором произошло их опубликование, применяются формы деклараций (расчетов), действующие до такого определения. То есть, поскольку форма декларации, утвержденная приказом № 1403, была опубликована в I квартале 2013 г. (см. «Офіційний вісник України», 2013, № 6, ст. 210), она должна применяться лишь со II квартала 2013 г.*. Аналогичный вывод можно сделать из письма № 1947, в котором налоговики вообще не упоминали о новой форме декларации, а говорили исключительно о декларации, утвержденной приказом № 1009**.

* Поскольку наша статья делает акцент на отчетности именно за I квартал, то новую форму декларации мы подробно рассматривать не будем. Скажем только, что новая и старая формы декларации совпадают не полностью: в новой форме, по сравнению со старой, изменились названия некоторых колонок. Более подробно о новой форме декларации мы расскажем нашим читателям, когда придет время ее применения.

** Правда, впоследствии налоговики все-таки озвучили ошибочное, на наш взгляд, мнение, согласно которому и декларацию за I квартал 2013 г. следует подавать по форме, утвержденной приказом № 1403 (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2013, № 11, с. 31). Очевидно, такое требование было вызвано желанием сохранить единый подход при составлении декларации нарастающим итогом за 2013 г. На сегодня имеем более взвешенный подход к решению данного вопроса, согласно которому декларация по форме, утвержденной приказом № 1403, подается за объемы воды, использованной начиная с 01.04.2013 г. (см. ЕБНЗ, разд. 270.04).

В целом, как отмечают налоговики, порядок исчисления, представления деклараций и уплаты налоговых обязательств по спецводосбору в 2013 году не изменился (см. письмо № 1947). Базовый налоговый (отчетный) период для спецводосбора равняется календарному кварталу, следовательно, декларация подается плательщиками в сроки, определенные для квартального налогового (отчетного) периода (п.п. 49.18.2 НКУ) по месту налоговой регистрации (пп. 328.1, 328.3 НКУ).

Следовательно, предельным сроком представления декларации по спецводосбору за 2013 год являются:

— за I квартал 2013 г. — 10 мая 2013 г.***;

— за II квартал 2013 г. — 9 августа 2013 г.;

— за III квартал 2013 г. — 11 ноября 2013 г.;

— за IV квартал 2013 г. — 10 февраля 2014 г.

*** В письме № 1947 говорится, что последним днем подачи декларации за I квартал 2013 г. является 10 мая 2013 г., однако этот день в 2013 году считается выходным (см. распоряжение КМУ «О переносе рабочих дней в 2013 году» от 19.12.2012 г. № 1043-р). Кроме того, на основании указанного распоряжения Кабмина Нацбанк признал 10 мая 2013 г. неоперационным днем (см. письмо НБУ от 12.03.2013 г. № 25-205/2962). Учитывая данные обстоятельства, а также положения п. 49.20 НКУ, считаем, что, как и в случае с эконалогом, последним днем подачи декларации за I квартал 2013 года будет 13 мая.

Спецводосбор уплачивается плательщиками сбора в сроки, определенные для квартального налогового (отчетного) периода, по месту налоговой регистрации (п. 328.4 НКУ).

Следовательно, сроки уплаты спецводосбора за 2013 год:

— за I квартал 2013 г. — 20 мая 2013 г.;

— за II квартал 2013 г. — 19 августа 2013 г.;

— за III квартал 2013 г. — 19 ноября 2013 г.;

— за IV квартал 2013 г. — 19 февраля 2014 г.

Одновременно с декларациями плательщики спецводосбора подают копии разрешений на специальное водопользование, договора на поставку воды и статистической отчетности об использовании воды (п. 328.7 НКУ). За I квартал не подается декларация и не уплачивается спецводосбор за использование воды для нужд водного транспорта (пп. 328.3, 328.4 НКУ).

Наконец особенностью подачи декларации за I квартал 2013 г. является то, что 04.01.2013 г. вступил в силу Закон № 5503, которым изменены (увеличены в среднем на 9,4 процента) ставки спецводосбора. Как разъясняют налоговики, в связи с изменением ставок в течение отчетного периода в декларации спецводосбора за I квартал 2013 года рекомендуется отражать данные двумя отдельными строками, с соответствующей пометкой в этих строках: «з 01.01.2013 по 03.01.2013 включно» и «з 04.01.2013 по 31.03.2013 включно». Такой принцип заполнения налоговики уже рекомендовали применять при заполнении декларации за I квартал 2012 г. (см. письмо ГНСУ от 28.02.2012 г. № 5847/7/15-2117 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 22, с. 6, а также ЕБНЗ, разд. 270.04), поэтому плательщикам он должен быть знаком.

Данный принцип распространяется на декларации, подаваемые в случае уплаты спецводосбора:

— за использование поверхностных и подземных вод;

— за использование поверхностной воды теплоэлектростанциями с прямоточной системой водоснабжения;

— за использование поверхностных и подземных вод предприятиями ЖКХ;

— за использование воды, которая входит исключительно в состав напитков;

— за использование поверхностных и подземных вод для нужд рыбоводства;

— за использование карьерной, шахтной, дренажной воды.

Что касается декларации, подаваемой в случае уплаты спецводосбора за использование воды для нужд гидроэнергетики за I квартал 2013 года, то здесь налоговики рекомендуют подавать две отчетные декларации, т. е. отдельно отражать данные по этому виду спецводосбора:

— за период с 01.01.2013 г. по 03.01.2013 г. включительно и

— за период с 04.01.2013 г. по 31.03.2013 г. включительно.

При этом в заголовке декларации спецводосбора за использование воды для нужд гидроэнергетики, в которой осуществляется расчет по новой ставке, следует отметить «з 04.01.2013» (см. письмо № 1947).

Поскольку отдельного порядка заполнения ни в старом приказе ГНСУ № 1009, ни в новом приказе Минфина № 1403 нет, при заполнении декларации плательщикам следует руководствоваться указаниями шапки из табличной части декларации, а также соответствующими примечаниями.

Согласно разъяснениям налоговиков в декларации по спецводосбору заполнению подлежат все строки всех разделов с учетом примечаний к этим декларациям. В случае отсутствия значения той или иной строки данная строка прочеркивается (см. ЕБНЗ, разд. 270.06).

Представим для удобства порядок заполнения некоторых полей и колонок декларации по спецводосбору в табличной форме согласно разъяснениям налоговиков*.

* Если не указано иное, речь идет о консультациях из ЕБНЗ, разд. 270.04, которые, хотя и числятся на данный момент среди утративших силу, все же, по нашему мнению, могут применяться при составлении «водной» отчетности.

 

№ п/п

Поле или колонка декларации

Порядок заполнения

1

2

3

1

«Код органу місцевого самоврядування…»

Код органа местного самоуправления определяется по классификатору объектов административно-территориального устройства Украины (КОАТУУ)

2

«Порядковий № за рік»

По каждой форме декларации сбора ведется отдельная нумерация по каждому налоговому органу, в который подаются декларации.
В строке 1.1.Т поля 1 общей части декларации «Порядковий № за рік» плательщик в период календарного года, подавая каждую следующую соответствующую форму налоговой декларации как отчетную, отчетную новую, уточняющую в соответствующий орган ГНС, увеличивает ее порядковый номер, а нумерацию приложений (перерасчета) отдельно к каждой налоговой декларации начинает с «1».
Порядковый номер декларации за год из общей части декларации переносится в приложения, которые подаются вместе с такой декларацией

3

«Назви водних об’єктів…»

При заполнении колонки 2 «Назви водних об’єктів…» следует руководствоваться перечнем водных объектов, указанным в ст. 325 НКУ

4

«Фактичний обсяг використаної води»

В колонке 3 «Фактичний обсяг використаної води» отмечается в кубических метрах фактический объем использованной воды с учетом потерь в системах водоснабжения; фактический объем воды, пропущенной через конденсаторы турбин для охлаждения конденсата, фактический объем воды, необходимой для пополнения водных объектов (в том числе фильтрации, испарения).
Показатель колонки 3 декларации должен содержать цифровое значение, которое имеет не более двух знаков после запятой

5

«Ставки збору…»

При заполнении колонки 4 «Ставки збору…» налоговой декларации сбора за специальное использование поверхностных вод для нужд водного транспорта (кроме стояночного и служебно-вспомогательных судов) показатели «место-время» или «тоннаж-сутки» определяются самостоятельно плательщиками сбора исходя из фактических данных учета тоннаж-суток для грузовых самоходных и несамоходных судов, а для пассажирских судов — исходя из фактических данных учета место-суток

6

«Коефіцієнти, що застосовуються до ставок збору»

В колонке 5 «Коефіцієнти, що застосовуються до ставок збору» проставляются соответствующие коэффициенты плательщиками, имеющими право на их применение, а именно:
— жилищно-коммунальными предприятиями проставляется коэффициент 0,3 (см. п. 325.9 НКУ);
— теплоэлектростанциями за использование поверхностной воды, пропущенной через конденсаторы турбин для охлаждения конденсата — коэффициент 0,005 (см. п. 325.8 НКУ)

7

«Установлений річний ліміт використання води»

В случае отсутствия у первичного водопользователя разрешения на специальное водопользование или в случае отсутствия у вторичного водопользователя указанного в договоре на поставку воды годового лимита в колонке 6 «Установлений річний ліміт використання води» декларации плательщик спецводосбора проставляет прочерк (см. ЕБНЗ, разд. 270.05).
В случае использования воды из смешанных источников в указанной колонке указывается общий годовой лимит использования воды, состоящий из доведенных лимитов по каждому использованному источнику, предусмотренных в разрешениях на специальное водопользование (договорах на поставку воды) (см. консультацию в ЕБНЗ, разд. 270.05, на данный момент утратила силу). Если же на протяжении года установленный годовой лимит был изменен, то в декларации за отчетный период указывается действующий (установленный в отчетном периоде) новый лимит (см. ЕБНЗ, разд. 270.05)

8

«Усього нараховано збору»

При заполнении колонки 9 налоговой декларации «Усього нараховано збору» значение проставляется в гривнях с копейками (в том числе, если фактический объем воды за отчетный период менее 100 куб. м) и вычисляется по формуле, приведенной в колонке 9 налоговой декларации и примечаний к ней

9

«У тому числі:
— до державного бюджету
— до місцевих бюджетів»

Показатели колонок 10 и 11 декларации указываются в гривнях с копейками и должны содержать не более двух знаков после запятой, с учетом того, что сумма цифровых значений в соответствующей строке колонок 10 и 11 должна равняться показанию колонки 9 «Усього нараховано збору».
То есть сначала определяется цифровое значение колонки 10, а затем значение колонки 11, путем вычитания из цифрового значения показателя колонки 9 соответствующей строки цифрового значения показателя колонки 10.
Согласно установленной форме декларации сумма начисленного спецводосбора в зависимости от вида водных объектов (общегосударственного или местного значения) делится по направлениям уплаты (в государственный бюджет и в местные бюджеты), в частности:
в колонке 10 указывается 50 % от начисленной суммы сбора в части использования воды водных объектов общегосударственного значения;
в колонке 1150 % от начисленной суммы сбора в части использования воды водных объектов общегосударственного значения и вся начисленная сумма сбора в части использования воды водных объектов местного значения.

За отчетный квартал сбор уплачивается не по направлениям начисления в соответствующих колонках «до державного бюджету» и «до місцевих бюджетів», а в зависимости от использования водного объекта (государственного или местного значения) на коды бюджетной классификации:
13020100 — сбор за специальное использование воды водных объектов общегосударственного значения;
13020200 — сбор за специальное использование воды водных объектов местного значения;
13020300 — сбор за специальное использование воды для нужд гидроэнергетики;
13020400 — сбор за специальное использование воды от предприятий ЖКХ;
13020500 — поступление сумм реструктурированной задолженности по уплате сбора за специальное использование воды;
13020600 — сбор за специальное использование воды в части использования поверхностных вод для нужд водного транспорта.
Если декларация, в которой сумма начисленного сбора за специальное использование воды не разделена по направлениям уплаты (в государственный бюджет и в местные бюджеты), была подана плательщиком в орган ГНС и при этом органом ГНС не направлялось письменное уведомление об отказе в принятии его декларации с указанием причин такого отказа, то декларация считается принятой и штрафы не применяются.
При этом НКУ не предусмотрено предоставление уточняющей декларации в случае если неотражение в соответствующих колонках деления начисленной суммы сбора в местный и государственный бюджеты за отчетный период не повлияло на определение суммы налогового обязательства.

Дополнительно отметим, что в новой форме декларации, утвержденной приказом № 1403, порядок заполнения колонок 10 и 11 несколько изменился: теперь в колонке 10 указывается сумма сбора, начисленная за специспользование воды из водных объектов общегосударственного значения, а в колонке 11 — сумма сбора за специспользование воды из водных объектов местного значения

 

В завершение статьи рассмотрим условный числовой пример заполнения декларации по спецводосбору.

Пример. Предприятию, расположенному в Харьковской области и потребляющему воду из подземной скважины (подземные воды, являющиеся источником централизованного водоснабжения, согласно ст. 5 ВКУ имеют общегосударственное значение — примем условно, что речь идет именно о такой воде), в разрешении на спецводопользование годовой лимит установлен на уровне 600 м3. По показаниям прибора учета в I квартале предприятие использовало 290 м3, причем за январь 2013 года — 93 м3. Ставка сбора за специальное использование воды до 04.01.2013 г. включительно составляла 45,01 грн./100 м3, после указанной даты — 49,24 грн./100 м3 (см. п. 325.2 НКУ).

Определим фактическое потребление воды за тот период января, когда ставки спецводосбора были на прошлогоднем уровне (01.01 — 03.01.2013 г.), для чего составим соответствующую пропорцию (93 м3 : 31 дн.) х 3 дн. = 9 м3. Лимит водопотребления в этом периоде тоже примем равным 9 м3. Тогда за второй период (04.01 — 31.03.2013 г.) фактическое потребление воды будет равно 281 м3 (290 - 9), лимит с 04.01.2013 г. до конца года будет составлять 591 м3 (600 - 9).

В таком случае декларация за I квартал должна выглядеть следующим образом:

 

Фрагмент заполнения декларации по спецводосбору за I квартал 2013 года


з/п

Назви водних об’єктів та показники

Фактичний обсяг використаної води з урахуванням обсягу втрат води у системах водопостачання; фактичний обсяг води, пропущеної через конденсатори турбін для охолодження конденсату; фактичний обсяг води, необхідної для поповнення водних об’єктів
(у т. ч. фільтрації, випаровування), куб. м

Ставки збору, грн. коп. / 1 (100; 10000) куб. м

Коефіцієнти, що застосовуються до ставок збору

Установлений річний ліміт використання води, куб. м

Суми збору, обчисленого в межах ліміту, грн. коп., к. 3
або к. 6
(якщо к. 3 > к. 6) х к. 4 х к. 5

Суми збору, обчисленого понад лімітні обсяги,
грн. коп., заповнюється, якщо к. 3 > к. 6 (к. 3 - к. 6) х к. 4 х к. 5 х 5

Усього нараховано збору, грн. коп. к. 7
або к. 8 + к. 7 або к. 3 х (к. 4/1
(100; 10000)) х к. 5 або
(к. 3 х (к. 4/1 (100;10000)) х к. 5) х 2

У тому числі:

до державного бюджету,
грн. коп.

до місцевих бюджетів,
грн. коп.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

I

Нарахована сума збору з початку року, усього (р. 1 + р. 2 + р. 3 + р. 4 + р. 5 + р. 6) (крім вод для потреб гідроенергетики та водного транспорту):

142,42

71,21

71,21

1

спеціальне використання поверхневих та підземних вод, усього (р. 1.1 + р. 1.2) (крім р. 2, р. 3, р. 4, р. 5, р. 6):

142,42

71,21

71,21

1.1

водні об’єкти загальнодержавного значення, усього (р. 1.1.1 + р. 1.1.2), у тому числі:

142,42

71,21

71,21

1.1.2

підземні води та джерела:

142,42

71,21

71,21

1.1.2.1

Харківська обл. (з 01.01.2013 по 03.01.2013 включно)

9

45,01/100 куб. м

9

4,06

4,06

2,03

2,03

1.1.2.2

Харківська обл. (з 04.01.2013 по 31.03.2013 включно)

281

49,24/100 куб. м

591

138,36

138,36

69,18

69,18

III

Нарахована сума збору за звітний квартал, усього (р. 3.1 + р. 3.2 + р. 3.3 + р. 3.4 + р. 3.5 + р. 3.6):

142,42

71,21

71,21

3.1

спеціальне використання поверхневих та підземних вод
(р. 1 р. І - р. 2.1 р. ІІ)

142,42

71,21

71,21

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше