О документальном подтверждении самостоятельного выращивания продукции животноводства в порядке компенсационных выплат
Письмо от 25.12.2012 г. № 12391/0/71-12/15-3417-16
Государственная налоговая служба Украины рассмотрела письмо <…> об отдельных вопросах выплаты перерабатывающими предприятиями компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям за проданные ими молоко и мясо в живом весе и сообщает.
В соответствии с пунктом 6 подраздела 2 раздела XX Кодекса перерабатывающее предприятие положительную разницу между суммой налоговых обязательств отчетного (налогового) периода и суммой налогового кредита отчетного (налогового) периода, определенную в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость относительно деятельности по поставке продукции, уплачивает в специальный фонд Государственного бюджета Украины и на специальный счет, открытый им в органе, осуществляющем казначейское обслуживание бюджетных средств, в 2012 году — в специальный фонд Государственного бюджета Украины — в размере 30 процентов, а на специальный счет — в размере 70 процентов.
Сумма налога на добавленную стоимость, перечисленная на специальный счет в органе государственной казначейской службы, используется перерабатывающим предприятием исключительно для выплаты сельскохозяйственным товаропроизводителям компенсации за проданные ими молоко и мясо в живом весе (далее — компенсация).
Законом Украины от 24.05.2012 г. № 4834 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по усовершенствованию некоторых налоговых норм» внесены изменения в Кодекс и расширен круг лиц, приобретение у которых молока и мяса в живом весе перерабатывающие предприятия должны формировать налоговый кредит в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость относительно деятельности по поставке продукции (перерабатывающего предприятия), а именно: сельскохозяйственные предприятия, определенные разделом V Кодекса, другие юридические и физические лица, в том числе физические лица — предприниматели, которые самостоятельно выращивают, разводят, откармливают продукцию животноводства, определенную разделом V Кодекса.
То есть выплата компенсаций перерабатывающими предприятиями производится не только производителям молока и мяса — юридическим лицам, которые соответствуют требованиям, определенным для сельскохозяйственного товаропроизводителя пунктом 209.6 статьи 209 раздела V Кодекса, но и другим юридическим и физическим лицам, в том числе физическим лицам — предпринимателям, которые самостоятельно выращивают, разводят, откармливают продукцию животноводства, определенную разделом V Кодекса, в случае подтверждения ими самостоятельного выращивания, разведения, откармливания продукции животноводства.
Что касается перечня документов для юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, которые подтверждают самостоятельное выращивание, разведение или откармливание продукции животноводства, то он определен постановлением Кабинета Министров Украины от 02.03.2011 г. № 246 «Об утверждении Порядка использования сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных перерабатывающими предприятиями в специальный фонд государственного бюджета».
Заместитель Председателя А. Игнатов
комментарий редакции
Компенсации животноводству:
ГНСУ акцентирует внимание на подтверждении
самостоятельного выращивания продукции
Комментируемым письмом ГНСУ разъясняет, вернее сказать — сделала попытку дать разъяснение, касающееся перечня документов, подтверждающих самостоятельное выращивание, разведение или откармливание продукции животноводства в контексте выплаты перерабатывающими предприятиями компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям за проданные ими молоко и мясо в живом весе. Позиция налоговиков понятна и она указана нами в названии комментария, однако попытка оказалась, на наш взгляд, неудачной и вот почему.
Сначала ГНСУ справедливо отмечает, что:
— сумма спецрежимного НДС перерабатывающего предприятия подлежит распределению и уплате по двум направлениям;
— часть должна быть перечислена в спецфонд госбюджета, а часть — на спецсчет перерабатывающего предприятия с дальнейшим использованием этих средств исключительно для выплаты сельхозтоваропроизводителям компенсации за проданные ими молоко и мясо в живом весе (далее — компенсация). Кстати, если в 2012 году такое соотношение было как 30 и 70 процентов соответственно, то уже в текущем 2013 году — 40 и 60 процентов соответственно;
— после внесения Законом № 4834 изменений действующей редакцией НКУ предусмотрено, что круг получателей компенсации включает сельхозпредприятия, других юридических и физических лиц, в том числе физических лиц — предпринимателей, которые самостоятельно выращивают, разводят, откармливают продукцию животноводства, определенную разд. V НКУ.
Однако нельзя согласиться с выводами, которые дальше делает ГНСУ по поводу подтверждения самостоятельности выращивания. В этом вопросе, как видим, ГНСУ отсылает к Порядку № 246, что весьма некорректно, поскольку не соответствует действительности.
Во-первых, Порядок № 246 никакого отношения к компенсационным выплатам не имеет. Напомним, что в его преамбуле указано: этот Порядок определяет механизм использования сумм НДС, уплаченных перерабатывающими предприятиями в спецфонд госбюджета по бюджетной программе «Государственная поддержка отрасли животноводства» (далее — бюджетные средства). Итак, Кабмином утвержден Порядок № 246, как того и требовали нормы абзаца шестого п.п. 6 п. 1 подразд. 2 разд. XX НКУ: порядок использования уплаченных перерабатывающими предприятиями сумм НДС в специальный фонд госбюджета.
В то же время напомним и о том, что согласно п. 2 Порядка № 246 бюджетные средства направляются на господдержку отрасли животноводства путем осуществления выплаты:
1) спецбюджетной дотации физическим лицам за содержание и сохранение молодняка крупного рогатого скота (КРС);
2) частичного возмещения:
— стоимости закупленных племенных телок, нетелей и коров молочного, мясного и комбинированного направления продуктивности;
— процентной ставки по кредитам, привлеченным на строительство и реконструкцию животноводческих и птицеводческих ферм и комплексов, приобретение технологического оборудования и механизмов, закупку животных и птицы;
— стоимости строительства и реконструкции животноводческих ферм, комплексов и предприятий по производству комбикормов, а также приобретенного оборудования и механизмов отечественного производства для животноводства и птицеводства;
— расходов на закупку установки индивидуального доения;
3) бюджетной дотации физическим лицам, физическим лицам — членам производственных или обслуживающих сельскохозяйственных кооперативов, а также фермерским хозяйствам за выращенные и проданные на забой и переработку субъектам хозяйствования, имеющим собственные (арендованные) мощности для забоя животных, молодняк КРС и свиньи (кроме свиноматок и боровов) (далее — дотация за проданный на забой скот);
4) спецбюджетной дотации за поголовье коров мясного направления продуктивности.
Во-вторых, в формулировке Порядка № 246 отсутствует даже слово «молоко», не говоря уже об отсутствии регламентации подтверждения самостоятельности его производства. Это о компенсации за молоко.
В-третьих, что касается другого вида компенсации — за мясо в живом весе, то и в этом случае не может быть обращение к вышеприведенным нормам п.п. 3 п. 2 Порядка № 246 (на первый взгляд, подобных), которыми урегулированы выплаты дотации за проданный на забой скот. Ведь это два разных направления господдержки аграриев, которые отличаются как источниками выплаты, так и сферой распространения относительно видов животных и категорий сельхозтоваропроизводителей.
Кстати, в статье «Подводные камни в порядке выплаты компенсации за молоко» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 35, с. 20) мы уже говорили, что компенсации и дотации — понятия, родственные по НДС-спецрежимной природе возникновения, но разные по порядкам определения суммы и ее выплаты.
На самом деле, на сегодняшний день вопрос документального подтверждения самостоятельности производства законодательно не урегулирован. Как видим, в подразд. 2 разд. XX НКУ отсутствует требование о предоставлении сельхозтоваропроизводителями каких-либо подтверждающих документов, не говоря уже об их перечне. Однако с пониманием того, что компенсационные выплаты перерабатывающими предприятиями за поставленные молоко и мясо в живом весе возможны только при условии собственного производства, в подтверждение статуса этих видов продукции сельхозтоваропроизводителями, как правило, предоставляются документы в произвольных порядке и форме.
Анатолий Бобро