Предельный срок подачи налоговой отчетности за I квартал 2013 года — 13 мая
Какой день считается предельным сроком подачи налоговой отчетности за I квартал 2013 года — 10 или 13 мая? Влияет ли как-нибудь на определение указанного срока то, что субъект хозяйствования принял/не принял к исполнению рекомендации по переносу рабочих дней, изложенные в распоряжении КМУ от 19.12.2012 г. № 1043-р?
(г. Львов)
Начнем с того, что упомянутым выше распоряжением от 19.12.2012 г. № 1043-р (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 105, с. 2) Кабинет Министров Украины рекомендовал руководителям предприятий, учреждений и организаций перенести в 2013 году для работников, которым установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями, рабочий день с пятницы 10 мая на субботу 1 июня. Право давать такие рекомендации предоставлено правительству ст. 67 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ). Собственник или уполномоченный им орган в случае применения рекомендации Кабмина не позднее чем за два месяца должен издать приказ (распоряжение) о переносе выходных и рабочих дней на предприятии, в учреждении или организации, согласованный с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем).
Помимо этого, распоряжением КМУ от 19.12.2012 г. № 1043-р оговорено, что специальный режим работы банков и их учреждений в указанные дни определяет Национальный банк Украины, в связи с чем следует иметь в виду информацию, предоставленную письмом НБУ от 12.03.2013 г. № 25-205/2962: день работы системы электронных платежей (СЭП) Нацбанка перенесен с пятницы 10 мая на субботу 1 июня 2013 года.
Как известно, в соответствии c п.п. 49.18.2 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ) налоговые декларации за базовый отчетный (налоговый) период, равный календарному кварталу, подаются в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала. То есть в общем случае 10 мая должен считаться последним днем предоставления отчетности за I квартал.
Вместе с тем п. 49.20 НКУ установлено так называемое правило переноса предельного срока подачи отчетности, согласно которому если последний день срока предоставления налоговой декларации приходится на выходной или праздничный день, то последним днем срока считается операционный (банковский) день, следующий за выходным или праздничным днем. При этом согласно п.п. 14.1.133 НКУ под операционным (банковским) днем понимают часть рабочего дня, в течение которой принимаются документы на перевод и на их отзыв и, при наличии технической возможности, осуществляются их обработка, передача и исполнение (см. также п. 1.21 ст. 1 Закона Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» от 05.04.2001 г. № 2346-III).
Как видим, несмотря на то что предоставление декларации никак не связано с необходимостью осуществления налогоплательщиком банковского перевода денежных средств, законодатель предложил универсальный критерий для переноса последнего дня срока предоставления налоговой декларации в случае, если он приходится на выходной или праздничный день. Ориентироваться при этом надо на следующий после выходного или праздничного операционный (банковский) день. Поскольку режим работы всех банковских учреждений напрямую определяется режимом работы СЭП НБУ, такой критерий будет одинаковым как для всех налогоплательщиков, так и для органов ГНС независимо от собственного режима работы тех и других, а это, в свою очередь, позволит избежать разночтений в толковании п. 49.20 НКУ.
Что касается конструкции «выходной или праздничный день», встречающейся в этом же пункте, то ее применение, наоборот, не приводит к желаемой однозначности указанной нормы. Так, обращает на себя внимание то, что, кроме праздничных дней, установленных ст. 73 КЗоТ, существуют еще и так называемые нерабочие дни, работа в которые не проводится, однако правило переноса из п. 49.20 НКУ формально на такие дни не распространяется. В силу этого получается, что порядок действий налогоплательщика в случае, если последний день срока предоставления налоговой декларации приходится на нерабочий день, законодательством не определен.
В отношении понятия «выходные дни» стоит отметить, что, как следует из ст. 67 КЗоТ, когда в законодательстве о труде говорится о выходных днях, то имеются в виду прежде всего выходные дни работника. Однако в общем случае выходные дни предприятия не обязательно совпадают с выходными днями работника. Кроме того, как отмечалось выше, работодатели не обязаны в безусловном порядке соблюдать рекомендации Кабмина о переносе выходных и рабочих дней, что также создает неопределенность в вопросе, является ли последний день срока предоставления налоговой декларации выходным или праздничным днем.
Подводя итог сказанному выше, выскажем свое понимание правила переноса, установленного п. 49.20 НКУ: такое правило должно применяться в случае если последний день срока предоставления налоговой отчетности приходится на день, который не является операционным (банковским) днем. В применении к рассматриваемому вопросу это означает: поскольку 10 мая официально объявлен днем, когда СЭП НБУ не работает, то предельным сроком подачи налоговой отчетности за I квартал 2013 года является ближайший после него операционный (банковский) день — 13 мая.
В завершение считаем необходимым предупредить наших читателей о двусмысленной позиции налоговых органов при определении такого дня в своих разъяснениях. Так, в консультации, размещенной в Единой базе налоговых знаний под кодом 020.02, а также в письмах ГНСУ от 28.01.2013 г. № 1947/7/15-2117 («Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 30) и от 14.02.2013 г. № 3688/7/15-2117 («Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 26) предельным сроком подачи отчетности за I квартал 2013 года названо 10 мая. Наряду с этим существуют и противоположные высказывания контролеров на этот счет (см. консультации в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2013, № 14, с. 36 и на сайте ГНС в г. Киеве по адресу http://kyiv.sts.gov.ua/media-ark/news-ark/92977.html).
Александр Олишевко, экономист-аналитик