Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Почта редакции. Нормы расхода топлива для сельхозтехники

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Август, 2013/№ 62
В избранном В избранное
Печать
Ответы на вопросы

Нормы расхода топлива для сельхозтехники

 

Сельхозпредприятие при производстве продукции использует разную сельхозтехнику. Какими нормами расхода ГСМ следует пользоваться при списании расходов на заправку сельхозтехники?

(г. Балаклея)

 

Уважаемый читатель, в Налоговом кодексе Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ) нет прямого указания на применение каких-либо норм при отражении «налоговых» расходов. Главное, чтобы такие расходы осуществлялись для проведения хозяйственной деятельности (п.п. 14.1.27 НКУ) и были документально подтверждены (п. 138.2 НКУ).

Однако по традиции списание горюче-смазочных материалов в расходы на автомобильном транспорте осуществляется в соответствии с фактической стоимостью израсходованных горюче-смазочных материалов с учетом установленных норм расходов. Мы писали об этом в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 19, с. 14. На это также обращают внимание и налоговики (см., например, их консультации в разделе 102.07.20 ЕБНЗ).

На сегодняшний день нормативными актами регламентированы лишь нормы расхода ГСМ на автомобильном транспорте (утверждены приказом Министерства транспорта Украины от 10.02.98 г. № 43// «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 5, спецвыпуск), нормы расхода ГСМ при эксплуатации техники в строительстве (утверждены приказом Госстроя Украины от 12.01.2000 г. № 9) и нормы расхода ГСМ для дорожно-строительных и специальных машин (утверждены приказом корпорации «Укравтодор» от 14.08.1996 г. № 156).

А что же с сельхозтехникой? Сельхозтехника стоит обособленно. Она, по сути, не является транспортным средством, а больше относится к специальной технике (машинам) — это тракторы, сеялки, комбайны и прочие сельхозмашины и самоходные механизмы, используемые в сельском хозяйстве.

Специального нормативного акта, который устанавливал бы типовые нормы расхода ГСМ для сельскохозяйственной техники в Украине, на законодательном уровне не разработано и не утверждено.

Однако обратите внимание, что существует орган, который проводит государственную политику в сфере нормативов для повышения производительности агропромышленного производства и обеспечения эффективного использования ресурсного потенциала. Это Украинский научно-исследовательский институт производительности агропромышленного комплекса Минагрополитики Украины (см. постановление КМУ от 01.07.2002 г. № 873). Одной из его задач является создание и апробация нормативов ГСМ в сельском хозяйстве (сайт НИИ — http://www.uapp.kiev.ua).

Среди научно-методических изданий действующих нормативных материалов, изданных НИИ, есть, например, Методические положения и нормы производительности и расхода топлива на обработку почвы, Методические положения и нормы производительности и расхода топлива на посеве, посадке и уходе за посевами, Методические положения и нормы производительности и расхода топлива на уборке сельскохозяйственных культур, Методические положения и нормы производительности и расхода топлива на внесении удобрений, химическую защиту сельскохозяйственных культур и т. д.

Такие нормы вы можете приобрести в любом Научно-исследовательском центре производительности АПК (их адреса см. на сайте). Однако они носят только рекомендательный характер и пользоваться ими сельхозпредприятие может исключительно на свое усмотрение. Ведь не факт, что такие нормы будут полностью соответствовать роду деятельности, проводимым работам, условиям, в которых используется сельхозтехника на предприятии. Кроме того, приведенные сборники норм могут не содержать нормы расхода топлива для «нужной», т. е. используемой предприятием сельхозтехники, либо норматива при выполнении ею определенных работ.

К счастью, сельхозпредприятие, до того как этот вопрос не будет решен на законодательном уровне, может самостоятельно разрабатывать и внедрять индивидуальные нормы расхода топлива (ИН) для каждой используемой сельхозтехники. Причем, еще раз повторим, каких-либо запретов по этому поводу законодательство Украины не содержит. Главное, чтобы разработанные на предприятии индивидуальные нормы расхода топлива для определенной сельхозтехники, в том числе с учетом проводимых ею работ, были документально обоснованы.

Для этого, как правило, на предприятии создается комиссия по разработке норм расхода ГСМ, которая определяет список принятой к определению норм расхода ГСМ сельхозтехники, по каждой из них проводит хронометраж работы и соответствующие замеры расхода ГСМ в определенных условиях ее работы.

Собранные данные оформляются актами. Определенные комиссией нормы расхода ГСМ утверждаются приказом по предприятию и готовы к использованию.

Ввиду своей специфики, при проведении любых сельхозработ, в которых задействована сельхозтехника, в качестве документа, подтверждающего факт использования ГСМ на их проведение, и как основания для его списания можно использовать:

(1) Учетный лист тракториста-машиниста (сельхозучет, форма № 67) — при проведении с помощь тракторов, комбайнов и других самоходных шасси и механизмов сельхозработ (например, сенокос, сбор соломы и т. д.);

(2) Путевой лист тракториста (сельхозучет, форма № 68) — при проведении транспортных работ сельхозтехникой (например, перевозка трактором сельхозпродукции с поля к месту хранения).

Обе формы утверждены приказом Министерства сельского хозяйства СССР от 24.11.72 г. № 269-2. На сегодняшний день у субъектов хозяйствования есть возможность использовать приведенные выше документы по установленной типовой форме, либо, руководствуясь ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV и пп. 2.4, 2.7 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 24.05.95 г. № 88, самостоятельно разработать и изготовить формы подобных документов, содержащие все необходимые реквизиты, с помощью компьютерной или множительной техники.

На основании этих листов и определяется расход ГСМ: нормативный (с использованием установленной нормы) и фактический (остаток горючего на дату выдачи листа плюс заправка и минус остаток на дату сдачи листа). Стоимость ГСМ, использованных при работе сельхозтехники:

в пределах норм — будет попадать в налоговые расходы в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, предоставленных услуг) в периоде признания доходов от реализации продукции (товаров, работ, услуг) либо в общепроизводственные расходы (ст. 138 НКУ);

сверх нормы в связи с нехозяйственной направленностью таких расходов в налоговые расходы включать нельзя (п.п. 139.1.1 НКУ). Нехозяйственная направленность сверхнормативных расходов ГСМ вызывает необходимость начисления налоговых обязательств по НДС в связи с отражением условной поставки таких ГСМ. При этом база налогообложения определяется исходя из стоимости приобретения (п. 189.1 НКУ).

 

Наталия Дзюба, экономист-аналитик

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно