Расходы на экспертизу «гарантийного» товара
Покупатель — физическое лицо приобрел стиральную машину с гарантийным сроком в 1 год, которая вышла из строя уже через 3 месяца. Для бесплатного устранения неисправности товара покупатель обратился к продавцу. Для определения причины утраты качества стиральной машины и соответственно установления ее «гарантийности» предприятие приняло решение провести экспертизу. За счет какой стороны (продавца или покупателя) проводится экспертиза? Как отразить расходы на экспертизу в учете предприятия?
(г. Киев)
По общему правилу, установленному п. 1 ст. 8 Закона № 1023, потребитель при выявлении в течение установленного гарантийного срока недостатков товара имеет право требовать, в частности, от продавца их бесплатного устранения.
В свою очередь, предприятие-продавец вправе рассчитывать на установление момента возникновения недостатков в товаре (до передачи или после передачи товара покупателю), а также причин их возникновения (то ли покупатель нарушил правила пользования или хранения товара, то ли это произошло в результате действий третьих лиц, то ли причиной недостатка является непредоставление покупателю полной и достоверной информации о товаре). Согласно ч. 4 ст. 17 Закона № 1023 если во время гарантийного срока необходимо определить причины потери качества продукции, продавец обязан в трехдневный срок со дня получения от потребителя письменного согласия организовать проведение экспертизы продукции. Требования потребителя не подлежат удовлетворению, если продавец докажет, что недостатки товара возникли из-за нарушения потребителем правил пользования товаром или его хранения (п. 14 ст. 8 Закона № 1023).
Согласно п. 2 Порядка № 506, а также в соответствии с приложением 1 к этому порядку стиральная машина относится к технически сложным товарам.
В отношении технически сложных товаров установлены дополнительные требования к порядку их направления на экспертизу. Так, согласно п. 13 Порядка № 506, в случае возникновения необходимости в определении причины утраты качества технически сложного товара, гарантийный срок которого не истек, продавец обязан в 3-дневный срок со дня получения письменного заявления от потребителя отправить такой товар на экспертизу. Потребителю выдается акт приема товара на экспертизу по форме № 6-гарант.
Такая экспертиза проводится за счет продавца.
Если в заключениях экспертизы будет доказано, что недостатки возникли после передачи продукции потребителю в результате нарушения им установленных правил использования, хранения или транспортировки или действий третьих лиц, требования потребителя не подлежат удовлетворению, а потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы. При этом обе стороны имеют право на обжалование заключений экспертизы в судебном порядке.
Если экспертиза покажет, что потребитель не причастен к поломке гарантийного товара, то соответственно расходы на экспертизу возмещаться продавцу в данном случае не будут.
В таком случае затраты на экспертизу, как и другие какие-либо расходы на гарантийный ремонт (обслуживание), стоимость которых не компенсируется за счет покупателей, в налоговом учете у продавца, на наш взгляд, могут быть отражены в составе расходов на сбыт (абз. «є» п.п. 138.10.3 НКУ) и в периоде осуществления отражаться в строке 06.2 декларации по налогу на прибыль.
Если же результат такой экспертизы покажет вину в поломке покупателя, то последний обязан возместить продавцу расходы на экспертизу. В этом случае можно воспользоваться п.п. 136.1.5 НКУ , и по аналогии сумму компенсации расходов на экспертизу не включать в доходы и стоимость самой экспертизы не относить в состав «налоговых» расходов. При этом требование потребителя в устранении поломки не будет подлежать удовлетворению.
Рассмотрим порядок учета расходов на проведение экспертизы на примере.
Пример. Предприятие реализовало стиральную машину стоимостью 4800 грн. (в том числе НДС — 800 грн.). В течение гарантийного срока физлицо -покупатель обратилось с претензией относительно качества товара и требованием устранить неисправность. Для выявления причины неисправности предприятие приняло стиральную машину и передало ее на экспертизу. Стоимость экспертизы составила 360 грн. (в том числе НДС — 60 грн.). В ходе проведения экспертизы выявлено, что вины потребителя в поломке стиральной машины нет. Расходы на гарантийный ремонт товара предприятию-продавцу производитель не возмещает. Для ремонта использованы собственные запчасти предприятия и понесены расходы на оплату труда (включая ЕСВ) в сумме 600 грн.
Учет у продавца расходов на проведение экспертизы товара
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Бухгалтерский учет | Сумма, грн | Налоговый учет | ||
Дт | Кт | доходы | расходы | |||
1 | На начало периода сформированы обеспечения под выполнение гарантийных ремонтов | 93 | 473 | 10000* | — | —** |
* Сумма условная и формируется путем периодического начисления (помесячного или поквартального). ** В налоговом учете расходы могут быть отражены не ранее осуществления гарантийного ремонта (т. е. фактического понесения расходов) на основании п.п. «є» п.п. 138.10.3 и п.п. 140.1.4 НКУ. | ||||||
2 | Принята от покупателя для проведения экспертизы стиральная машина | 023 | — | 4800 | — | — |
3 | Отражены расходы на проведение экспертизы сторонней организацией согласно акту выполненных работ | 473 | 631 | 300 | — | 300 |
4 | Отражен налоговый кредит по НДС | 641 | 631 | 60 | — | — |
5 | Перечислены средства за экспертизу | 631 | 311 | 360 | — | — |
6 | Использованы в ремонте собственные запасные части, понесены расходы по оплате труда лиц, осуществляющих ремонт | 473 | 20,66,65 | 600 | — | 600* |
* При условии надлежащего учета покупателей согласно Порядку № 1263 и соблюдения остальных требований «гарантийного» п.п. 140.1.4 НКУ. В декларации по налогу на прибыль такие расходы отражаются в строке 06.2. | ||||||
7 | Передан покупателю отремонтированный товар | — | 23 | 4800 | — | — |
Наталия Дзюба, экономист-аналитик