Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Почта редакции. Расходы на экспертизу «гарантийного» товара

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Август, 2013/№ 65
В избранном В избранное
Печать
Ответы на вопросы

Расходы на экспертизу «гарантийного» товара

 

Покупатель — физическое лицо приобрел стиральную машину с гарантийным сроком в 1 год, которая вышла из строя уже через 3 месяца. Для бесплатного устранения неисправности товара покупатель обратился к продавцу. Для определения причины утраты качества стиральной машины и соответственно установления ее «гарантийности» предприятие приняло решение провести экспертизу. За счет какой стороны (продавца или покупателя) проводится экспертиза? Как отразить расходы на экспертизу в учете предприятия?

(г. Киев)

 

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 8 Закона № 1023, потребитель при выявлении в течение установленного гарантийного срока недостатков товара имеет право требовать, в частности, от продавца их бесплатного устранения.

В свою очередь, предприятие-продавец вправе рассчитывать на установление момента возникновения недостатков в товаре (до передачи или после передачи товара покупателю), а также причин их возникновения (то ли покупатель нарушил правила пользования или хранения товара, то ли это произошло в результате действий третьих лиц, то ли причиной недостатка является непредоставление покупателю полной и достоверной информации о товаре). Согласно ч. 4 ст. 17 Закона № 1023 если во время гарантийного срока необходимо определить причины потери качества продукции, продавец обязан в трехдневный срок со дня получения от потребителя письменного согласия организовать проведение экспертизы продукции. Требования потребителя не подлежат удовлетворению, если продавец докажет, что недостатки товара возникли из-за нарушения потребителем правил пользования товаром или его хранения (п. 14 ст. 8 Закона № 1023).

Согласно п. 2 Порядка № 506, а также в соответствии с приложением 1 к этому порядку стиральная машина относится к технически сложным товарам.

В отношении технически сложных товаров установлены дополнительные требования к порядку их направления на экспертизу. Так, согласно п. 13 Порядка № 506, в случае возникновения необходимости в определении причины утраты качества технически сложного товара, гарантийный срок которого не истек, продавец обязан в 3-дневный срок со дня получения письменного заявления от потребителя отправить такой товар на экспертизу. Потребителю выдается акт приема товара на экспертизу по форме № 6-гарант.

Такая экспертиза проводится за счет продавца.

Если в заключениях экспертизы будет доказано, что недостатки возникли после передачи продукции потребителю в результате нарушения им установленных правил использования, хранения или транспортировки или действий третьих лиц, требования потребителя не подлежат удовлетворению, а потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы. При этом обе стороны имеют право на обжалование заключений экспертизы в судебном порядке.

Если экспертиза покажет, что потребитель не причастен к поломке гарантийного товара, то соответственно расходы на экспертизу возмещаться продавцу в данном случае не будут.

В таком случае затраты на экспертизу, как и другие какие-либо расходы на гарантийный ремонт (обслуживание), стоимость которых не компенсируется за счет покупателей, в налоговом учете у продавца, на наш взгляд, могут быть отражены в составе расходов на сбыт (абз. «є» п.п. 138.10.3 НКУ) и в периоде осуществления отражаться в строке 06.2 декларации по налогу на прибыль.

Если же результат такой экспертизы покажет вину в поломке покупателя, то последний обязан возместить продавцу расходы на экспертизу. В этом случае можно воспользоваться п.п. 136.1.5 НКУ , и по аналогии сумму компенсации расходов на экспертизу не включать в доходы и стоимость самой экспертизы не относить в состав «налоговых» расходов. При этом требование потребителя в устранении поломки не будет подлежать удовлетворению.

Рассмотрим порядок учета расходов на проведение экспертизы на примере.

Пример. Предприятие реализовало стиральную машину стоимостью 4800 грн. (в том числе НДС — 800 грн.). В течение гарантийного срока физлицо -покупатель обратилось с претензией относительно качества товара и требованием устранить неисправность. Для выявления причины неисправности предприятие приняло стиральную машину и передало ее на экспертизу. Стоимость экспертизы составила 360 грн. (в том числе НДС — 60 грн.). В ходе проведения экспертизы выявлено, что вины потребителя в поломке стиральной машины нет. Расходы на гарантийный ремонт товара предприятию-продавцу производитель не возмещает. Для ремонта использованы собственные запчасти предприятия и понесены расходы на оплату труда (включая ЕСВ) в сумме 600 грн.

 

Учет у продавца расходов на проведение экспертизы товара

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

На начало периода сформированы обеспечения под выполнение гарантийных ремонтов

93

473

10000*

—**

* Сумма условная и формируется путем периодического начисления (помесячного или поквартального).

** В налоговом учете расходы могут быть отражены не ранее осуществления гарантийного ремонта (т. е. фактического понесения расходов) на основании п.п. «є» п.п. 138.10.3 и п.п. 140.1.4 НКУ.

2

Принята от покупателя для проведения экспертизы стиральная машина

023

4800

3

Отражены расходы на проведение экспертизы сторонней организацией согласно акту выполненных работ

473

631

300

300

4

Отражен налоговый кредит по НДС

641

631

60

5

Перечислены средства за экспертизу

631

311

360

6

Использованы в ремонте собственные запасные части, понесены расходы по оплате труда лиц, осуществляющих ремонт

473

20,66,65

600

600*

* При условии надлежащего учета покупателей согласно Порядку № 1263 и соблюдения остальных требований «гарантийного» п.п. 140.1.4 НКУ. В декларации по налогу на прибыль такие расходы отражаются в строке 06.2.

7

Передан покупателю отремонтированный товар

23

4800

 

Наталия Дзюба, экономист-аналитик

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно