Темы статей
Выбрать темы

ИТ-льгота по налогу на прибыль: есть изменения хорошие и разные

Редакция НиБУ
Статья

ИТ-льгота по налогу на прибыль: есть изменения хорошие и разные

 

 

Сфере информационных технологий в нашей стране уделяется в последнее время повышенное внимание. Особенно в вопросах налогообложения. Стремление простимулировать «айтишников» не дает покоя нашим законодателям, старающимся, как умеют, улучшить экономические условия их труда. О последней такой попытке и пойдет речь ниже.

Александр КЛЮЧНИК, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Одним из самых существенных «неутилизационных» новшеств*, привнесенных Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно уплаты экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств и усовершенствования некоторых налоговых норм» от 04.07.2013 г. № 422-VII, стало появление в п. 2 подразд. 4 разд. ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ) третьего абзаца, часть которого мы процитируем:

«… субъекты индустрии программной продукции, которые применяют особенности налогообложения, предусмотренные пунктом 15 подраздела 10 этого раздела, авансовые взносы в 2013 году не уплачивают, а налоговые обязательства определяют на основании налоговой декларации по итогам первого квартала, первого полугодия, трех кварталов и за 2013 год, которая подается в контролирующий орган в порядке, предусмотренном этим Кодексом».

* Об остальных (переносе на год отчетности по налоговым разницам и либерализации налогообложения неприбыльных организаций) см. на с. 3. Анализу собственно «утилизационно-транспортных» нововведений будет посвящена статья в одном из следующих номеров нашего издания.

На первый взгляд, все просто. Субъекты индустрии программной продукции (далее — СИПП) не должны в 2013 году уплачивать авансовые взносы по налогу на прибыль, но должны ежеквартально представлять декларацию по этому налогу, на основании которой этот самый налог на прибыль и уплачивать.

Причин для подобных «налоговоприбыльных» особенностей в отношении СИПП, как минимум, две.

Во-первых, мы уже отмечали (см. статью «IT-льготы: налог на прибыль» в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 45), что базой для расчета авансовых взносов у таких налогоплательщиков служил налог на прибыль, определенный в прошлогодней декларации по ставке 21 %. Таким образом, СИПП вынуждены были уплачивать в марте 2013 г. — феврале 2014 г. по 1/12 от этой величины, несмотря на то что определенная часть их текущей прибыли должна облагаться по ставке 5 %. Следовательно — изрядно переплачивали.

Во-вторых (на это мы тоже обращали внимание там же), переход с 2013 г. на представление декларации по налогу на прибыль по итогам года никак не отменял необходимость ежеквартального контроля за критериями соответствия «высокому званию» СИПП, что снижало привлекательность представления декларации по налогу на прибыль лишь по итогам года.

Заметим, что, судя по всему, анализируемые изменения коснулись любых СИПП — как тех, у которых прошлогодний доход превысил 10 млн грн., так и не дотянувших до указанной планки. И если для первых необходимость подавать поквартально декларацию по налогу на прибыль служит своеобразной платой за послабление в виде отмены необходимости уплачивать ежемесячные авансовые взносы, то для последних, и так не плативших авансовые взносы, поквартальная сдача декларации (с поквартальной же уплатой налога — вместо единоразовой, по итогам года!) стала таким себе неожиданным сюрпризом…

Однако же, если случившиеся изменения продиктованы желанием устранить имевшиеся недостатки, то возникает ряд вопросов. И один из них: почему освобождение от уплаты авансовых взносов и переход к ежеквартальному декларированию прибыли ограничены лишь 2013 годом? Можем предположить, что это обусловлено желанием избежать того самого скачка в ставках налогообложения (между 21 % и 5 %), который мы критиковали выше. Ведь уже в 2014 году в качестве предыдущего «базового» для расчета авансовых взносов будет браться 2013 год, в котором СИПП применяли ставку 5 % относительно соответствующих доходов, что сделает расчетную величину авансовых взносов более реалистичной.

Очередной вопрос (точнее, несколько вопросов, связанных между собой): каким образом соблюсти законодательное требование о представлении декларации по итогам первого квартала и полугодия, если соответствующие изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 года? И следует ли теперь — с вынужденным опозданием — все-таки подавать декларации за первый квартал и первое полугодие?

Рискнем утверждать, что нет, не нужно. И в качестве аргумента обратимся к цитировавшемуся выше фрагменту НКУ, в котором сообщается, что СИПП «налоговые обязательства определяют на основании налоговой декларации по итогам первого квартала, первого полугодия, трех кварталов и за 2013 год, которая подается контролирующему органу в порядке, предусмотренном этим Кодексом». А как известно, НКУ не содержит порядка подачи декларации в том случае, когда у плательщика обязанность подачи возникла задним числом. Не говоря уже о том, что государство, скорее всего, осталось не в накладе от уплаты авансовых взносов, исчисленных от налога по ставке 21 %, вместо «текущего» налога на прибыль по ставке 5 % за прошедшие первый квартал и полугодие 2013 года. Хотя в отношении тех СИПП, которые авансовые взносы не платили в силу «недотягивания» прошлогоднего дохода до 10 млн грн., соблазн пораньше получить доход в казну может выступить более весомым аргументом с точки зрения фискалов. А уж обосновать свое мнение они постараются — было бы желание. В общем, поживем — увидим.

Здесь, кстати, следует вспомнить еще об одной проблеме — об отсутствии до сих пор специальной формы декларации для СИПП, позволившей бы раздельно учитывать прибыль от льготируемой и нельготируемой деятельности (т. е. от облагаемой по ставке 5 % и по ставке 19 %). Решаться она должна, безусловно, не на уровне изменений в тексте НКУ, но ведь должна! Если до момента подачи налоговой декларации по итогам 9 месяцев 2013 года «правильная» форма так и не появится, то по совокупности пп. 46.6 и 46.4 НКУ нужно будет подавать декларацию по существующей форме, но с дополнением в произвольной форме, излагающим мотивы его представления и подробности расчета налогового обязательства в соответствии с требованиями налогового законодательства.

Таким образом, в целом положительно оценивая произошедшие изменения, мы вынуждены констатировать, что полной ясности и логической завершенности они не принесли. И если некоторые вопросы могут «потерпеть» в надежде быть решенными к моменту, когда нужно будет заниматься ими непосредственно (например, о судьбе авансовых взносов в январе и феврале 2014 года, при условии, что новая редакция п. 2 подразд. 4 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ на них не распространяется, а представление в составе годовой декларации за 2012 год расчета ежемесячных авансовых взносов означало согласование соответствующих налоговых обязательств), то другие требуют практически безотлагательного решения (форма декларации для отчетности СИПП по налогу на прибыль с учетом специфики их деятельности, сроки и условия представления деклараций по уже прошедшим налоговым периодам, механизм учета уплаченных авансовых взносов и т. п.). Будем надеяться на оперативность и профессионализм специалистов Минфина и Министерства доходов и сборов.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше