Темы статей
Выбрать темы

Нововведения Закона № 422: все о «транспортно-утилизационном» эконалоге

Редакция НиБУ
Статья

Нововведения Закона № 422: все о «транспортно-утилизационном» эконалоге

 

Недавно парламент принял очередные изменения к Налоговому кодексу, уже получившие значительный общественный резонанс. Они касаются в первую очередь экологического налога, а также некоторых прочих налоговых норм. С нововведениями Закона № 422 о налоге на прибыль наши читатели уже могли ознакомиться в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 66, с. 15. Сегодня мы посвятим отдельную статью профильной тематике этого Закона — изменениям в части экологического налога за утилизацию транспортных средств.

Максим НЕСТЕРЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 422 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно уплаты экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств и совершенствования некоторых налоговых норм» от 04.07.2013 г. № 422-VII.

 

Новый вид эконалога

Начнем с того, что «экологический налог» — это собирательное понятие, объединяющее различные виды платежей, взимаемых за действия, так или иначе связанные с экологией (о каждом из видов эконалога можно подробно прочитать в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 26, с. 15). Теперь же Законом № 422 фактически внедрен новый вид эконалога, о чем свидетельствуют изменения, внесенные в само определение этого налога. Отныне экологический налог — это общегосударственный обязательный платеж, взимаемый с фактических объемов выбросов в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты загрязняющих веществ, размещения отходов, фактического объема радиоактивных отходов, которые временно хранятся их производителями, фактического объема образованных радиоактивных отходов и с фактического объема радиоактивных отходов, накопленных до 1 апреля 2009 года, а также за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств для обеспечения экологической безопасности, а также безопасности жизни и здоровья граждан (п.п. 14.1.57 НКУ)

Определенный интерес вызывает официальное название нового вида эконалога — «за ввоз, производство, приобретение транспортных средств и кузовов к ним, впоследствии подлежащих утилизации» (п.п. 240.1.6 НКУ). Указанный вид эконалога имеет свой круг плательщиков, свою базу и объект налогообложения, а также свои ставки. Скорее всего, скоро появятся для него также и специальные строки в декларации и приложения к ней. Напомним: действующая декларация по эконалогу, утвержденная приказом ГНСУ от 24.12.2010 г. 1010, содержит начисленную к уплате сумму налога по всем видам по совокупности, в разрезе отдельных видов налога, а также специальные расчеты (содержащиеся в приложениях) для исчисления эконалога по каждому виду.

Учитывая факт введения нового вида налога, масштабность изменений, которые мы будем рассматривать, является довольно значительной. Однако это обстоятельство компенсируется за счет того, что других видов эконалога нововведения практически не коснулись. Поэтому мы можем полностью сконцентрироваться на осознании сути нового вида эконалога и выяснить, на кого и как именно повлияет это нововведение. А начнем анализировать указанные нововведения с ответа на главный вопрос — кто с 01.09.2013 г.* получит статус плательщика «транспортно-утилизационного» эконалога.

* Дата вступления в силу Закона № 422.

 

Плательщики налога

С внедрением «транспортно-утилизационного» эконалога в ст. 240 НКУ внесены существенные изменения. «Официальное название» нового вида эконалога содержится в новом п.п. 240.1.6 НКУ, который также разъясняет, что под терминами «транспортные средства» и «кузова к ним» следует понимать транспортные средства, классифицируемые по кодам товарных позиций 8702, 8703, 8704 и 8705 согласно УКТ ВЭД, и кузова к ним, классифицируемые по кодам товарной подпозиции 8707 10 согласно УКТ ВЭД, за исключением кузовов товарной категории 8707 10 10 согласно УКТ ВЭД. Для лучшего представления приведем названия товарных позиций транспортных средств, подлежащих утилизации, в табл. 1:

 

Таблица 1

Перечень транспортных средств, подлежащих утилизации

Товарная позиция по УКТ ВЭД

Транспортные средства, подлежащие утилизации

8702

Моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 лиц и более, включая водителя (автобусы)

8703

Легковые автомобили

Прочие моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки людей (кроме транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили

8704

Моторные транспортные средства для перевозки грузов (грузовые автомобили)

8705

Моторные транспортные средства специального назначения, например, автомобили грузовые для аварийного ремонта, автокраны, автомобили пожарные, автобетономешалки, автомобили уборочные для дорог, автомобили поливомоечные, автомобили-мастерские, радиологические автомобили, кроме предназначенных преимущественно для перевозки людей или грузов

8707 10

Кузова для моторных транспортных средств товарной позиции 8703

 

Транспортные средства, не попавшие в этот перечень (трактора, транспортные средства грузовые, самоходные без подъемных или погрузочных устройств, используемых на заводах, складах, в портах или аэропортах для перевозки грузов на короткие расстояния, мотоциклы (включая мопеды) и велосипеды, а также прицепы и полуприцепы и другие несамоходные транспортные средства), а также кузова товарной категории 8707 10 10 согласно УКТ ВЭД не облагаются «транспортно-утилизационным» эконалогом.

Далее новый п. 240.21 НКУ еще более подробно очерчивает структуру «транспортно-утилизационного» вида эконалога, разбивая его на отдельные подвиды в зависимости от плательщиков. Для каждого из этих подвидов Закон № 422 устанавливает свою дату возникновения налоговых обязательств по эконалогу (см. новый п. 249.10 НКУ). Для удобства рассмотрим эти подвиды (категории плательщиков) в табл. 2.

 

Таблица 2

Плательщики «транспортно-утилизационного» эконалога

Категории плательщиков

Дата возникновения налоговых обязательств

Лица, ввозящие на таможенную территорию Украины транспортные средства и/или кузова к ним (за исключением кузовов товарной категории 8707 10 10 согласно УКТ ВЭД) в таможенном режиме импорта
(п.п. 240.21.1 НКУ)

Дата подачи в таможенный орган таможенной декларации на транспортное средство (кузов) или партию транспортных средств (кузовов)

Лица, осуществляющие производство (изготовление) транспортных средств на таможенной территории Украины для их продажи на внутреннем рынке Украины (п.п. 240.21.2 НКУ)

Дата реализации транспортных средств на внутреннем рынке Украины лицом, которое произвело (изготовило) такие транспортные средства

Лица, приобретающие транспортные средства у лиц, не являющихся плательщиками этого налога согласно п.п. 240.6.1 НКУ (п.п. 240.21.3 НКУ)

Дата подачи заявления о перерегистрации транспортного средства в орган внутренних дел

 

Следовательно, плательщиками нового вида эконалога являются все импортеры и производители транспортных средств, а также лица, которые приобрели на таможенной территории Украины транспортные средства, при ввозе в Украину не обложенные экологическим налогом.

Вместе с тем новый п. 240.6 НКУ определяет круг лиц, не являющихся плательщиками «транспортно-утилизационного» эконалога. К ним относятся, в частности, лица, которые:

— ввозят на таможенную территорию Украины транспортные средства, принадлежащие дипломатическим представительствам или консульским учреждениям иностранных государств, международным организациям, которые пользуются привилегиями и иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также работникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей (п.п. 240.6.1 НКУ);

— ввозят на таможенную территорию Украины транспортные средства, ранее вывезенные за пределы таможенной территории Украины, при наличии документов, подтверждающих их предыдущий вывоз (п.п. 240.6.2 НКУ);

— ввозят на таможенную территорию Украины транспортные средства в иных таможенных режимах, чем таможенный режим импорта (п.п. 240.6.3 НКУ);

— ввозят на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта и/или осуществляют продажу на таможенной территории Украины транспортных средств, с года выпуска которых прошло 30 или более лет, которые не предназначены для коммерческой перевозки пассажиров или грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, которые сохранены и отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Кабинетом Министров Украины и которые принадлежат к предметам коллекционирования или антиквариата (п.п. 240.6.4 НКУ);

— приняли на себя обязательство обеспечить утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств в порядке и на условиях, определенных законом относительно утилизации снятых с эксплуатации транспортных средств, и производят (изготовляют) на территории Украины транспортные средства, классифицируемые по кодам товарных позиций 8702, 8703, 8704 и 8705 согласно УКТ ВЭД, по технологии, включающей:

сварку (изготовление методом неразъемного соединения) кузова или кабины, окрашивание кузова или кабины и сборку транспортного средства и/или

промышленную сборку транспортных средств с использованием кузовов товарной категории 8707 10 10 и товарной подкатегории 8707 90 10 00 согласно УКТ ВЭД, ввезенных на таможенную территорию Украины «для промышленной сборки» моторных транспортных средств в соответствии с Таможенным тарифом Украины и выполняют Программу создания и/или модернизации производственных мощностей и рабочих мест в соответствии с действующим законодательством (п.п. 240.6.5 НКУ);

приобретают на территории Украины транспортные средства, которые в установленном порядке были впервые зарегистрированы и/или перерегистрованы до 1 сентября 2013 года, у владельцев транспортных средств или у лиц, не являющихся плательщиками этого налога согласно п.п. 240.6.5 НКУ, а также осуществляют продажу таких транспортных средств после 1 сентября 2013 года (п.п. 240.6.6 НКУ);

— ввозят на таможенную территорию Украины транспортные средства, признанные в соответствии с Законом Украины «О гуманитарной помощи» от 22.10.99 г. № 1192-XIV Комиссией по вопросам гуманитарной помощи при КМУ гуманитарной помощью* (п.п. 240.6.7 НКУ).

* Порядок, по которому гуманитарная помощь освобождается от налогообложения, определен ст. 6 Закона Украины «О гуманитарной помощи» от 22.10.99 г. № 1192-XIV. Этой же статьей установлено, что не могут быть гуманитарной помощью подакцизные товары, за исключением транспортных средств, перечисленных в ч. 2 ст. 6 указанного Закона (например, кареты скорой медицинской помощи).

Считаем целесообразным более подробно остановиться на предприятиях, не являющихся плательщиками нового эконалога на основаниях, определенных в п.п. 240.6.5 НКУ. Речь идет о производителях транспортных средств, которые могут самостоятельно обеспечить их утилизацию. Законом № 422 предусмотрено, что такие предприятия самостоятельно выдают справку об освобождении от уплаты «транспортно-утилизационного эконалога» и подают реестр таких справок в МВД, а также в налоговые органы вместе с декларацией (п.п. 250.13.1 НКУ). Перечень указанных субъектов хозяйствования содержится в специальном реестре. Если же такое предприятие будет исключено из реестра — оно с дня исключения становится плательщиком эконалога (п.п. 250.13.2 НКУ)

После того, как мы определились с кругом плательщиков нового вида эконалога, перейдем к анализу другого обязательного элемента любого налога — объекта налогообложения.

 

Объект и база налогообложения

Для того чтобы определить объект обложения «транспортно-утилизационным» эконалогом, Закон № 422 вносит изменения также в ст. 242 НКУ. Новый п. 242.2 НКУ гласит, что объектом и базой налогообложения по данному виду эконалога является:

— транспортное средство, ввозимое на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта (п.п. 242.2.1 НКУ);

— транспортное средство, произведенное (изготовленное) в Украине для продажи на внутреннем рынке Украины (п.п. 242.2.2 НКУ);

— транспортное средство, приобретенное у лица, не являющегося плательщиком этого налога согласно п.п. 240.6.1 НКУ (дипломатические представительства и т. п.) (п.п. 242.2.3 НКУ);

— транспортное средство, приобретенное у лиц, указанных в п.п. 242.3.1 НКУ (транспортные средства, приобретенные за счет бюджетных средств и т. п.) (п.п. 242.2.4 НКУ);

— кузов для транспортного средства товарной подпозиции 8707 10 согласно УКТ ВЭД, ввозимый на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта, за исключением кузовов товарной категории 8707 10 10, ввезенных на таможенную территорию Украины «для промышленной сборки» транспортных средств в соответствии с Таможенным тарифом Украины (п.п. 242.2.5 НКУ).

Вместе с тем новый п. 242.3 НКУ определяет, что не являются объектом и базой налогообложения транспортные средства, которые:

— реализуются для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также транспортные средства специального назначения (скорая медицинская помощь, транспортные средства пожарной и техногенной безопасности и для потребностей подразделений центральных органов исполнительной власти, реализующих государственную политику в сферах гражданской защиты и спасательного дела), оплата стоимости которых осуществляется за счет средств государственного или местных бюджетов, средств фондов общеобязательного государственного социального страхования (п.п. 242.3.1 НКУ);

— приобретаются на территории Украины и в установленном порядке были впервые зарегистрированы и/или перерегистрированы до 1 сентября 2013 года у владельцев транспортных средств или у лиц, не являющихся плательщиками этого налога согласно п.п. 240.6.5 НКУ (то есть у «самоутилизаторов»), а также если такие транспортные средства реализованы после 1 сентября 2013 года (п.п. 242.3.2 НКУ);

— ввозятся на таможенную территорию Украины в соответствии с пп. 240.6.1 — 240.6.4 НКУ («самоутилизаторы», антиквариат и т. п.) (п.п. 242.3.3 НКУ);

— предназначены для вывоза за пределы таможенной территории Украины в таможенном режиме экспорта* (п.п. 242.3.4 НКУ).

* Эта норма действует в фарватере государственной политики содействия экспорту.

Таким образом, в целом объект и база налогообложения соответствуют очерченному в Законе № 422 кругу плательщиков нового вида эконалога. Разобравшись в этом вопросе, переходим к наиболее практической части нововведений — порядку расчета эконалога в соответствии с определенными ставками.

 

Ставки и расчет суммы налога

Ставки нового вида эконалога определяет новая ст. 2461 НКУ в гривнях на единицу базы налогообложения (то есть на каждое транспортное средство). Ставка налога зависит от того, к какой товарной позиции принадлежит транспортное средство по УКТ ВЭД.

В соответствии с п. 2461.1 НКУ ставки налога установлены:

— для транспортных средств товарной позиции 8703 и кузовов к ним товарной подпозиции 8707 10 (за исключением кузовов товарной категории 8707 10 10), ввезенных на таможенную территорию Украины «для промышленной сборки» транспортных средств в соответствии с Таможенным тарифом Украины — в размере 5500 гривень за каждое транспортное средство;

— для транспортных средств товарных позиций 8702, 8704, 8705 — в размере 11000 гривень за каждое транспортное средство.

Кроме этого, п. 2461.2 НКУ устанавливает зависимость суммы начисленного налога от того, новым или использовавшимся** было транспортное средство, а также от рабочего объема цилиндров двигателя (для товарной позиции 8703) или полной массы (для других товарных позиций). С учетом указанных критериев при расчете суммы эконалога должны использоваться специальные коэффициенты.

** Бывшими в использовании считаются такие транспортные средства, на которые уполномоченные органы выдали регистрационные документы, дающие право эксплуатировать эти транспортные средства (п.п. 2461.2.3 НКУ).

Как и все другие виды эконалога, «транспортно-утилизационный» эконалог имеет собственную формулу для расчета, установленную новым п. 249.9 НКУ. Эта формула имеет вид:

Пу = Н х К х Тр,

где Н — соответствующая ставка налога, определенная п 2461.1 НКУ;

К — соответствующий коэффициент, определенный п. 2461.2 НКУ;

Тр— количество транспортных средств (кузовов).

Рассмотрим порядок расчета эконалога с использованием указанной формулы на примере.

Пример 1. Предприятие в августе 2013 года импортировало 200 ранее использовавшихся транспортных средств товарной позиции 8703 (легковые автомобили) (рабочий объем цилиндров двигателя составляет 2993 куб. см).

Сумма «транспортно-утилизационного эконалога в этом случае будет составлять:

5500 х 5,12 х 200 = 5632000 грн.

Пример 2. Предприятие в августе 2013 года реализовало 500 транспортных средств собственного производства (товарная позиция — 8704, грузовые автомобили), масса каждого из которых 2400 кг (условно). Самостоятельная утилизация автомобилей собственного производства не предусмотрена.

Сумма «транспортно-утилизационного» эконалога в этом случае будет составлять:

11000 х 0,8 х 500 = 4400000 грн.

Эта сумма будет отражена в декларации по эконалогу за III квартал 2013 года. Отметим, что сроки подачи отчетности и уплаты «транспортно-утилизационного» эконалога определяются общими правилами п. 250.2 НКУ. Однако Закон № 422 предусматривает для нового вида эконалога также оформление справок об уплате этого эконалога, составление реестров таких справок на каждое транспортное средство и подачу этих реестров в МВД, а также в налоговые органы вместе с «эконалоговой» декларацией (п. 250.14 НКУ).

Напоследок считаем нужным ознакомить наших читателей с некоторыми перспективами нового эконалога, о которых стало известно непосредственно в процессе подготовки статьи.

 

«Наша песня хороша, начинай с начала…»

Недавно на официальном сайте Президента Украины появилось сообщение*, в котором ряд нововведений, внесенных Законом № 422, был подвернут критике. В связи с этим правительству поручено усовершенствовать законодательство в сфере утилизации транспортных средств.

* http://www.president.gov.ua/documents/15952.html

В частности, поручением Президента предусмотрена отмена коэффициентов, применяемых к ставкам экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств. Данное нововведение существенно упростит процедуру расчета налога и уменьшит количество возможных ошибок. Кроме этого, поручением Президента предусмотрена защита прав и экономических интересов собственников, передающих на утилизацию транспортные средства, в частности, о возмещении стоимости переданных на утилизацию транспортных средств.

Следовательно, не успели плательщики как следует ознакомиться с нововведениями Закона № 422, а законодатель уже планирует вносить в НКУ очередные изменения. Ввиду этого, скучать плательщикам нового «транспортно-утилизационного» эконалога вряд ли придется. Мы же, как и раньше, на страницах нашей газеты оперативно будем информировать читателей об очередном «усовершенствовании» налогового законодательства.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше