Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Отчетность о контролируемых операциях: кто и как ее предоставляет?

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Август, 2013/№ 69
Печать
Статья

Отчетность о контролируемых операциях: кто и как ее предоставляет?

 

С целью контроля за трансфертным ценообразованием законодатель вводит необходимость предоставления налогоплательщиком отчета о контролируемых операциях. Давайте вместе выясним, что представляет собой такой отчет, в каком порядке он подается и какая ответственность предусмотрена за его неподачу.

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Порядок предоставления отчетности о контролируемых операциях

Отчетный период. Законодатель определил, что для целей налогового контроля за трансфертным ценообразованием отчетным периодом является календарный год (п.п. 39.4.1 НКУ).

Кто подает отчет. Отчет о контролируемых операциях обязаны подавать налогоплательщики (кроме НБУ), которые в течение отчетного периода осуществляли контролируемые операции. Обращаем внимание, что обычные налогоплательщики — неподконтрольные лица не должны подавать такой отчет.

Кому подается отчет. Отчет о контролируемых операциях подается центральному органу Миндоходов.

Срок подачи отчета. Отчет предоставляется до 1 мая года, следующего за отчетным. Переноса предельного срока подачи отчета, если он выпадет на выходной, ст. 39 НКУ не предусматривает.

А что, если налогоплательщик осуществлял операции с нерезидентом, зарегистрированным в стране (территории), в которой действует более одной ставки по налогу на прибыль (корпоративному налогу)? В эти же сроки в территориальный орган Миндоходов должна быть подана справка или ее нотариально заверенная копия, подтверждающая избранную нерезидентом-контрагентом ставку налога на прибыль (корпоративного налога) (п.п. 39.2.1.3 НКУ).

Способы подачи отчета. Отчет подается средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований закона об электронном документообороте и электронной цифровой подписи.

Форма отчета. Форма отчета (уточняющего отчета) о контролируемых операциях устанавливается Миндоходов. На сегодняшний день такой формы еще нет. Ждем…

 

Порядок предоставления документации о контролируемых операциях, по которым отчет не подавался

В ходе выполнения функций налогового контроля территориальный орган Миндоходов может выявить факты проведения налогоплательщиком контролируемых операций, отчет по которым не был подан. Тогда контролеры не позднее следующего рабочего дня в электронной форме уведомляют об этих фактах центральный орган Миндоходов и в десятидневный срок информируют налогоплательщика о том, что направили такое уведомление в свою вышестоящую структуру.

Направление указанного уведомления о контролируемых операциях является основанием для проведения проверки контролируемых операций (п.п. 39.5.2.1 НКУ). Такая проверка проводится территориальным органом Миндоходов в соответствии с положениями главы 8 разд. II НКУ с учетом особенностей, определенных пп. 39.5.2.1 — 39.5.2.24 данного Кодекса.

В свою очередь, центральный орган Миндоходов при наличии обстоятельств, определенных ст. 78 НКУ, вправе обратиться к налогоплательщику с запросом о предоставлении документации об осуществленных контролируемых операциях. Однако сделать это он может не ранее 1 мая года, следующего за календарным годом осуществления операции (п.п. 39.4.6 НКУ).

Кстати, заметим, что в ст. 78 НКУ появились два новых основания для проведения документальной внеплановой проверки:

— установление отклонения цен контролируемой операции от уровня обычных (рыночных) цен в порядке, предусмотренном п.п. 39.5.1 НКУ (п.п. 78.1.14 НКУ);

— непредоставление налогоплательщиком или предоставление с нарушением требований п. 39.4 НКУ отчета о контролируемых операциях и/или обязательной документации, либо в случае установления нарушений во время мониторинга такого отчета/документации согласно требованиям п. 39.4 НКУ (п.п. 78.1.15 НКУ).

В течение месяца, следующего за днем получения запроса, налогоплательщик (кроме крупных плательщиков налогов) обязан будет подать первичную документацию по указанным в запросе контролируемым операциям и другую документацию (комплект документов или единый документ произвольной формы), подтверждающую соответствие договорных цен таких операций уровню обычных цен (п.п. 39.4.7 НКУ).

Крупным плательщикам налогов (кроме НБУ) для ответа на запрос отводится два месяца. Однако при этом на них возлагается обязанность подготовить документы (также в произвольной форме), содержащие подробнейшую информацию о контролируемой операции вплоть до ее экономического анализа (п.п. 39.4.8 НКУ).

Такую подтверждающую документацию Миндоходов принимает в порядке, предусмотренном для приема налоговой декларации.

Обратите внимание: если подтверждающие документы предоставлены не в полном объеме и/или по результатам мониторинга цен в контролируемых операциях установлено отклонение цены контролируемой операции от обычной цены, Миндоходов направляет налогоплательщику еще один запрос. В нем содержится требование дополнительно предоставить в течение 30 календарных дней с момента его получения документацию из перечня по п.п. 39.4.8 НКУ и/или обоснование определения обычной цены такой операции (п.п. 39.5.1 НКУ).

 

Ответственность за непредоставление отчета/документации о контролируемых операциях

Если вы забыли предоставить в установленные сроки отчет и/или обязательную документацию о проведенных в течение года контролируемых операциях (по запросу органа Миндоходов) или предоставили такую документацию с нарушением требований, вас ждут неприятности. Говорим об этом прямо.

Такая забывчивость влечет за собой наложение штрафа, предусмотренного п. 120.3 НКУ, в размере:

5 % общей суммы контролируемых операций — при неподаче отчета о них;

100 размеров минимальной заработной платы — при неподаче крупными плательщиками документации, подтверждающей обычность цены контролируемой операции.

Вы представляете, какие это суммы? Если учесть, что порог контролируемости операций с каждым контрагентом за год равен 50 млн грн. (без НДС), то легко посчитать, что неподача отчета обойдется «забывчивому» плательщику как минимум в 2,5 млн грн.!

Причем на временную поблажку, которую устанавливает п. 20 подразд. 10 разд. XX НКУ, здесь рассчитывать нельзя. Эта поблажка, напомним, заключается в том, что размер штрафных санкций за нарушения норм ст. 39 НКУ , допущенные в период с 1 сентября 2013 года по 1 сентября 2014 года, составляет всего 1 грн. за каждое нарушение. Однако штрафных санкций за неподачу отчета и/или документации о контролируемых ценах она не касается.

Так что будьте внимательны и помните о сроках предоставления этих важных документов. И тогда все будет хорошо!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше