Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Как осуществляется налоговый контроль в сфере трансфертного ценообразования

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Август, 2013/№ 69
Печать
Статья

Как осуществляется налоговый контроль в сфере трансфертного ценообразования

 

Отклонение цен контролируемой операции от уровня обычных (рыночных) цен является основанием для проведения проверки налогоплательщика органами Миндоходов. А если такое отклонение повлекло занижение налоговых обязательств, то не избежать их уплаты на основании налогового уведомления-решения. С основными характеристиками налогового контроля в сфере трансфертного ценообразования мы сейчас с вами и познакомимся.

Нина КОСТЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

В чем заключается налоговый контроль в сфере трансфертного ценообразования

Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием предусматривает корректировку налоговых обязательств налогоплательщика до уровня, как если бы они рассчитывались по операциям с несвязанными лицами. Этот принцип заложен в п.п. 39.1.1 НКУ.

Такой контроль согласно п. 39.5 НКУ заключается в проведении:

мониторинга цен в контролируемых операциях;

проверок контролируемых операций.

Мониторинг цен в контролируемых операциях. Мониторинг цен в контролируемых операциях представляет собой наблюдение центральным органом Миндоходов за ценами, которые применяют стороны контролируемых операций, и анализ документации о контролируемых операциях, предоставляемой налогоплательщиком такому органу по его запросу, для подтверждения соответствия договорных цен контролируемой операции уровню обычных цен (п.п. 39.5.1 НКУ). Порядок осуществления мониторинга должен установить центральный орган Миндоходов.

Проверки контролируемых операций. Проверки контролируемых операций могут проводиться лишь при наличии соответствующих оснований (п.п. 39.5.2.1 НКУ):

а) направление налогоплательщику уведомления о выявленных контролируемых операциях;

б) выявление по результатам мониторинга отклонения цен контролируемой операции от уровня обычных (рыночных) цен;

в) непредоставление налогоплательщиком отчета о контролируемых операциях;

г) непредоставление налогоплательщиком или предоставление с нарушением документации о контролируемых операциях.

Сразу обратим внимание, что проверки могут осуществляться лишь по отношению к контролируемым операциям. Проверять соблюдение других требований законодательства во время проверки контролируемых операций сотрудники Миндоходов не вправе (п.п. 39.5.2.7 НКУ).

О принятом решении о проведении проверки территориальный орган Миндоходов уведомляет налогоплательщика в течение 10 дней со дня такого принятия и не позднее чем за 10 дней до начала проверки. Одновременно с уведомлением налогоплательщику направляется запрос о предоставлении документов, подтверждающих осуществление финансово-хозяйственных операций (п.п. 39.5.2.3 НКУ). Судя по всему, это будет документальная внеплановая невыездная проверка. Во всяком случае нормы ст. 39 НКУ говорят в пользу именно такого вывода. Да и ст. 75 НКУ прямо указывает, что не являются предметом документальной плановой проверки вопросы трансфертного ценообразования, определенные ст. 39 НКУ.

Срок проведения проверки контролируемых операций исчисляется со дня принятия решения о ее проведении до дня составления соответствующего акта (справки). Ее продолжительность не должна превышать шести месяцев (пп. 39.5.2.8, 39.5.2.9 НКУ). Хотя в случае необходимости (когда необходимо получить информацию от иностранных госорганов, провести экспертизу и/или перевод документов на украинский язык
и т. д.) этот срок может быть продлен еще до шести месяцев.

В ходе проверки контролируемых операций сотрудники Миндоходов могут направить также участвующим в них сторонам запрос о предоставлении документов (информации) по этим операциям и/или провести встречную сверку в порядке, предусмотренном ст. 73 НКУ (п.п. 39.5.2.14 НКУ).

Если у проверяемого налогоплательщика с соответствием цен контролируемой операции обычным ценам все в норме, то другие стороны такой операции не проверяются (п.п. 39.5.2.5 НКУ).

В течение одного календарного года сотрудники Миндоходов не имеют права проводить две и более проверки контролируемой операции.

Имейте в виду: одновременно с проведением проверки контролируемых операций могут проводиться другие проверки, определенные ст. 75 НКУ (п.п. 39.5.2.6 НКУ).

Результаты проверки контролируемых операций оформляются (п.п. 39.5.2.16 НКУ):

актом — если выявлены факты несоответствия цены контролируемой операции обычной цене, что привело к занижению суммы налога;

справкой — при отсутствии нарушений.

В акте о результатах проверки должны быть приведены документально подтвержденные факты отклонения цены, примененной при осуществлении операции, от обычной (рыночной) цены, определенной в соответствии со ст. 39 НКУ; обоснование того, что такое отклонение повлекло занижение суммы налога; расчет суммы такого занижения. Причем при осуществлении такого расчета уже не будет приниматься во внимание 20 % обычноценовой «коридор». Ведь теперь методы определения обычной цены ориентированы на использование рыночного диапазона цен и рыночного диапазона рентабельности (от минимального допустимого уровня до максимального).

 

Если налоговые обязательства были доначислены в ходе проверок, не связанных с трансфертным ценообразованием

Может сложиться так, что в ходе других проверок (не связанных с трансфертным ценообразованием) уже были доначислены налоговые обязательства на основании корректировки цен и ограничений уровня расходов и доходов по таким операциям. Тогда суммы таких доначисленных налоговых обязательств засчитываются в погашение начисленных налогов по результатам проверки контролируемых операций (п.п. 39.5.2.17 НКУ).

 

Если налогоплательщик не согласен с результатами проверки контролируемой операции

Если налогоплательщик или его представитель не соглашается с выводами проверки или с изложенными в акте проверки фактами и данными, они имеют право подать свои возражения в течение 30 календарных дней со дня получения акта. Вместе с возражениями или в обусловленный срок могут быть поданы также документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

Эти возражения рассматриваются в течение 10 рабочих дней, следующих за днем их получения, а налогоплательщику направляется ответ в порядке, предусмотренном для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений (п.п. 39.5.2.21 НКУ).

Как и ранее, у налогоплательщика есть право обжаловать принятое по результатам проверки контролируемой операции налоговое уведомление-решение в административном или судебном порядке, как это предусмотрено ст. 56 НКУ (п.п. 39.5.2.23 НКУ). Подробнее с процедурой обжалования вы можете ознакомиться в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 56, с. 45.

До 01.09.2013 г. в ст. 39 НКУ присутствовала норма, в которой указывалось следующее. Если налогоплательщик начинает процедуру административного или судебного обжалования и не уплачивает доначисленную сумму налоговых обязательств, предусмотренную уведомлением-решением, то руководитель контролирующего органа обязан обратиться в суд с иском о начислении и уплате налоговых обязательств, корректировке отрицательного значения/других показателей налоговой отчетности. В обновленной ст. 39 НКУ такого судебного требования нет. То есть теперь в «обычноценовом» случае действует общий порядок отзыва налоговых уведомлений-решений, установленный ст. 60 НКУ. Вместе с тем доказывать правоту своего решения органу Миндоходов все равно придется в суде (ч. 2 ст. 71 Кодекса административного судопроизводства Украины от 06.07.2005 г. № 2747-IV).

 

Налоговый контроль операций с отдельными категориями товаров

Для отдельных категорий товаров до 01.01.2018 г. п. 21 подразд. 10 разд. ХХ НКУ устанавливает возможность альтернативной процедуры расчета обычной цены при осуществлении операций по их импорту/экспорту.

О каких товарных позициях идет речь? По кодам УКТ ВЭД: зерновые культуры (1001 — 1008), жиры и масла животного и растительного происхождения (1501 — 1522), руда и концентраты (2601 — 2621), уголь, нефть, газ и электроэнергия (2701 — 2716), продукты химпрома (2801 — 2853, 2901 — 2942), чугун, ферросплавы, сталь и прокат (7201 — 7229), а также трубы и изделия из металла (7301 — 7326).

Обычная цена для каждой из этих товарных категорий может устанавливаться, например, с применением таких альтернативных методов:

5 % обычноценового «коридора» при реализации или приобретении товаров в рамках экспорта/импорта — в отношении операций с нерезидентами, применяющими в своем государстве ставку налога на прибыль на 5 и более процентов ниже, чем в Украине,

— либо в соответствии с биржевыми котировками или справочными ценами.

Если цена товарных позиций в контролируемой операции меньше обычной (при реализации товаров) и/или больше обычной (при приобретении товаров), то налогоплательщик имеет право:

— либо обосновать обычность цены, руководствуясь каким-либо методом из ст. 39 НКУ. При этом дополнительно требуется предоставить в центральный орган Миндоходов копии контрактов (договоров) между контрагентом и последующим получателем товаров (если такой получатель не является связанным лицом контрагента контролируемой операции и/или налогоплательщика);

— либо самостоятельно доначислить и уплатить не позднее 1 мая следующего года налоговые обязательства исходя из обычной цены. В этом случае также требуется подать в центральный орган Миндоходов копии первичных документов, подтверждающих осуществление контролируемой операции. При этом штрафные (финансовые) санкции и/или пеня к налогоплательщику не применяются.

Примите к сведению: если налогоплательщик самостоятельно не доначислит налоговые обязательства, это за него сделают сотрудники Миндоходов.

Желаем, чтобы вопросов со стороны контролирующих органов к вам было как можно меньше, а уж если они возникнут, то пусть решаются легко и безболезненно! Мы со своей стороны вам в этом всегда стараемся помочь.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше