компенсационные выплаты |
О применении переработчиками спецрежима НДС
Письмо Министерства доходов и сборов Украины от 04.10.2013 г. № 12562/6/99-99-19-04-02-15
Министерство доходов и сборов Украины рассмотрело обращение <…> о практическом использовании норм налогового законодательства, а именно подраздела 2 раздела XX Переходных положений Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) и сообщает.
С целью поддержки отрасли животноводства Кодексом временно введен отдельный режим налогообложения перерабатывающих предприятий, суть которого заключается в направлении сумм налога на добавленную стоимость, начисленных перерабатывающими предприятиями, на выплату компенсаций производителям молока и мяса такими перерабатывающими предприятиями.
Так, в период до 1 января 2015 года налог на добавленную стоимость юридическими лицами, зарегистрированными плательщиками налога на добавленную стоимость, при осуществлении ими операций по поставке собственной произведенной продукции (молока, молочного сырья, молочных продуктов, мяса, мясопродуктов, другой продукции переработки животных (шкур, субпродуктов, мясокостной муки)), изготовленной из поставленных молока или мяса в живом весе сельскохозяйственными предприятиями, определенными разделом V Кодекса, другими юридическими и физическими лицами, в том числе физическими лицами — предпринимателями, которые самостоятельно выращивают, разводят, откармливают продукцию животноводства, определенную разделом V Кодекса (далее — перерабатывающие предприятия), уплачивается в специальный фонд Государственного бюджета Украины и на специальный счет, открытый ими в органе государственной казначейской службы, в соответствующих размерах, определенных подпунктом 6 пункта 1 подраздела 2 раздела XX Кодекса.
Сумма налога на добавленную стоимость, перечисленная на специальный счет в органе государственной казначейской службы, используется перерабатывающим предприятием исключительно для выплаты сельскохозяйственным товаропроизводителям компенсации за проданные ими молоко и мясо в живом весе (далее — компенсация).
Таким образом, перерабатывающее предприятие выступает как уполномоченное государством лицо на выплату компенсаций производителям молока и мяса, а поэтому суммы налога на добавленную стоимость, перечисленные перерабатывающим предприятием на специальный счет в органе государственной казначейской службы, являются государственными средствами и не могут расцениваться как собственные средства перерабатывающего предприятия.
Следует отметить, что такой порядок налогообложения деятельности перерабатывающих предприятий не распространяется на операции по поставке продукции, изготовленной перерабатывающими предприятиями из:
импортированного сырья;
сырья, поставленного не в живом весе;
сырья, не являющегося сырьем собственного производства сельскохозяйственных товаропроизводителей (юридических и физических лиц).
Следовательно, выплата компенсаций перерабатывающими предприятиями не производится поставщикам молока и мяса в живом весе, если поставленная ими продукция не имеет статуса собственно произведенной.
При этом в договорах на поставку такой продукции сельскохозяйственным товаропроизводителем должно быть указано, что поставляемая продукция является собственно выращенной (произведенной) таким сельскохозяйственным товаропроизводителем, и указаны реквизиты банковского счета, на который должна перечисляться компенсация.
Кроме этого, с целью идентификации сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих поставку мяса в живом весе собственного производства, т. е. самостоятельно выращенных животных, необходимо учесть, что в соответствии со статьей 4 Закона Украины от 04.06.2009 г. № 1445 «Об идентификации и регистрации животных» (далее — Закон № 1445) сельскохозяйственные животные — крупный рогатый скот, лошади, свиньи, овцы, козы — являются объектом идентификации и регистрации. Так, юридические и физические лица, осуществляющие деятельность по разведению и содержанию животных (кроме физических лиц, занимающихся разведением животных и их содержанием для собственного потребления продуктов питания животного происхождения), обязаны самостоятельно идентифицировать животных и вести их учет (статья 5 Закона № 1445). Кроме того, такие субъекты хозяйствования обязаны осуществлять перемещение животных с идентификационными документами, производить забой и утилизацию только идентифицированных и зарегистрированных животных.
Также в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Украины от 25.06.92 г. № 2498 «О ветеринарной медицине» (далее — Закон № 2498) система регистрации животноводческих мощностей (объектов), система идентификации животных и порядок ведения учета данных о перемещении животных должны позволять четко идентифицировать животных и отслеживать мощности (объекты) их происхождения, перемещения и обращения.
Таким образом, с целью ведения налогового учета в рамках отдельного режима налогообложения и обеспечения адресности и полноты выплаты компенсаций перерабатывающее предприятие при приобретении мяса в живом весе (животных) обязано исследовать идентификационные и ветеринарные документы таких животных, предоставленные сельскохозяйственными товаропроизводителями, сопоставлять их с информацией, указанной в договорах.
В случае приобретения перерабатывающим предприятием мяса в живом весе (животных) у физического лица подтверждением того, что такая продукция является собственно выращенной, служит справка, выдаваемая сельским, поселковым или городским советом в произвольной форме по месту налогового адреса (местожительству) собственника продукции животноводства.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 подраздела 2 раздела XX Кодекса перерабатывающие предприятия ведут отдельный учет операций по поставке собственно произведенной продукции (молока, молочного сырья, молочных продуктов, мяса, мясопродуктов, другой продукции переработки животных (шкур, субпродуктов, мясокостной муки), изготовленной из поставленных молока или мяса в живом весе сельскохозяйственными товаропроизводителями (далее — готовая продукция).
Перерабатывающее предприятие операции по поставке готовой мясо-молочной продукции, изготовленной из поставленных молока или мяса в живом весе сельскохозяйственными товаропроизводителями, отражает в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость перерабатывающего предприятия (код 0140), другие операции, в том числе поставку мясо-молочной продукции, изготовленной из импортированного сырья, из сырья, не являющегося сырьем собственного производства сельскохозяйственного товаропроизводителя или физического лица, — в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, по которой осуществляются расчеты с бюджетом (код 0110).
Таким образом, операции по поставке перерабатывающим предприятием мясо-молочной продукции, изготовленной из сырья (молока и мяса в живом весе), закупленного у каких-либо лиц иных, нежели ее производители, отражаются в декларации по налогу на добавленную стоимость, по которой осуществляются расчеты с бюджетом, а суммы налога на добавленную стоимость, начисленные на стоимость такой продукции, не могут выступать источником для выплаты компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Сумма налога на добавленную стоимость, определенная перерабатывающим предприятием в декларации по налогу на добавленную стоимость по деятельности по поставке готовой продукции (код 0140), подлежит перечислению в соответствующих размерах на специальный счет, открытый им в органе государственной казначейской службы, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом, для дальнейшей выплаты компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям за проданные ими молоко и мясо в живом весе.
Выплата компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям (юридическим лицам по платежным поручениям путем перечисления на их отдельные счета, открытые в обслуживающих банках, физическим лицам — наличностью непосредственно из кассы перерабатывающего предприятия или согласно договорам поручения) осуществляется перерабатывающим предприятием до 20-го числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом.
Расчет распределения суммы компенсации между сельскохозяйственными товаропроизводителями за поставленные ими перерабатывающему предприятию молоко или мясо в живом весе осуществляется перерабатывающим предприятием ежемесячно исходя из суммы налога на добавленную стоимость, определенной в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по деятельности по поставке готовой продукции, и стоимости закупленных в отчетном периоде перерабатывающим предприятием молока или мяса в живом весе (код 0140).
Таким образом, перерабатывающее предприятие до 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в котором произошло приобретение молока или мяса в живом весе собственного производства у сельскохозяйственных товаропроизводителей, обязано выплатить таким производителям компенсации в определенных размерах за поставленное ими молоко или мясо в живом весе. При этом источником для выплаты такой компенсации выступает сумма налога на добавленную стоимость, определенная перерабатывающим предприятием в декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой отражаются операции по поставке готовой продукции (код 0140), и перечисленная на специальный счет по результатам деятельности в отчетном периоде, в том числе по уточняющим расчетам.
Если по результатам отчетного периода сумма налога на добавленную стоимость, определенная перерабатывающим предприятием в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, касающейся деятельности по поставке готовой продукции, равняется нулю или имеет отрицательное значение (например, в случае, если производство и/или реализация готовой продукции в текущем отчетном периоде не осуществлялись), то выплата компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям за поставленные ими молоко или мясо в живом весе в течение такого отчетного периода не осуществляется.
В то же время, если по результатам отчетного периода перерабатывающим предприятием определена и перечислена на отдельный счет в органах госказначейства сумма компенсации, подлежащая выплате сельскохозяйственным товаропроизводителям, и в случае отсутствия в течение такого отчетного периода операций по приобретению молока или мяса в живом весе у сельскохозяйственных товаропроизводителей (производство готовой продукции осуществлялось из сырья, закупленного в предыдущих отчетных периодах), такие суммы компенсации подлежат перечислению в государственный бюджет в соответствии с подпунктом 13 пункта 1 подраздела 2 раздела XX Кодекса.
Следует отметить также, что компенсация, выплачиваемая перерабатывающим предприятием сельскохозяйственному товаропроизводителю за поставленные им молоко и мясо в живом весе, не включается в цену такой продукции и выплачивается перерабатывающим предприятием отдельно от стоимости такой продукции согласно Расчету распределения суммы компенсации между сельскохозяйственными товаропроизводителями за поставленные ими перерабатывающему предприятию молоко или мясо в живом весе.
Об отражении перерабатывающим предприятием сумм налога на добавленную стоимость, выплаченных сельскохозяйственным товаропроизводителям в виде компенсаций, в отчете о суммах налоговых льгот следует отметить следующее.
Налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость определяются исключительно по операциям по поставке товаров и/или услуг и не предоставляются отдельным субъектам хозяйствования. В отчете о суммах налоговых льгот перерабатывающее предприятие отражает сумму налога на добавленную стоимость, которая не уплачена им в бюджет и направлена на выплату компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Сообщая изложенное, Министерство доходов и сборов Украины предлагает <…> самостоятельно проверить правильность начисления налоговых обязательств по рассмотренным в данном письме операциям.
В дополнение к указанному информируем, что по поводу отражения в бухгалтерском учете операций по выплате компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям целесообразно обратиться в Министерство финансов Украины, которое является центральным органом исполнительной власти, формирующим и обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере бухгалтерского учета.
Заместитель Министра А. Игнатов
коментарий редакции |
Компенсация за молоко и мясо: без паспортов на животных налоговики не признают
К очевидным изъянам установленного нормами подразд. 2 разд. XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VІ (далее — НКУ) спецрежима НДС перерабатывающих предприятий (рассмотрению этой темы вскоре будет посвящена отдельная статья) налоговики неустанно добавляют дополнительные препятствия для его практического применения. Комментируемое письмо — очередное свидетельство надуманных барьеров. Обратим внимание на два принципиальных момента этого документа.
Первый. По мнению налоговиков, в случае отсутствия в течение текущего отчетного периода операций по приобретению молока или мяса в живом весе у сельскохозяйственных товаропроизводителей, т. е. если производство готовой продукции переработчиком осуществлялось из сырья, закупленного в предыдущих отчетных периодах, такие суммы компенсации подлежат перечислению в госбюджет(?!) в соответствии с п.п. 13 п. 1 подразд. 2 разд. XX «Переходные положения» НКУ. По нашему мнению, такой подход противоречит собственно идеологии спецрежима. Кроме того, он не согласуется с нормами абзаца пятого п.п. 6 п. 1 подразд. 2 разд. XX «Переходные положения» НКУ, в котором речь идет об использовании аккумулированной на спецсчете суммы НДС исключительно (!) для выплаты сельхозтоваропроизводителям компенсации за проданные ими молоко и мясо в живом весе. Подпункт 13, на который ссылаются налоговики, как мы понимаем, законодателями прописан для ситуаций, когда переработчики имели возможность выплачивать компенсацию, но не выплатили или задержали ее выплату. Те есть этот подпункт адресован нарушителям спецрежима, к которым нельзя причислить переработчиков, не выплативших компенсацию из-за отсутствия возможности. Справедливо было бы, если бы при отсутствии поставщиков в отчетном месяце невыплаченные суммы компенсации учитывались при осуществлении выплат в следующем отчетном налоговом периоде.
Второй момент касается статуса сырья как самостоятельно выращенной, разведенной, откормленной продукции животноводства. Налоговики для придания правдоподобности их фискальному мнению к нормам НКУ притягивают нормы Закона Украины «Об идентификации и регистрации животных» от 04.06.2009 г. № 1445-VІ (далее — Закон № 1445) и Закона Украины «О ветеринарной медицине» от 25.06.92 г. № 2498-ХІІ (далее — Закон № 2498). Правда, это уже не удивляет. Если желаемый для налоговиков вывод не следует из норм НКУ, то практика обращения к другим актам законодательства в вопросах разъяснения налогового учета и отчетности — их давний любимый конек.
По мнению Миндоходов, с целью ведения налогового учета в рамках отдельного режима налогообложения и обеспечения адресности и полноты выплаты компенсаций перерабатывающее предприятие во время приобретения мяса в живом весе (животных) обязано исследовать идентификационные и ветеринарные документы таких животных, предоставленные сельскохозяйственными товаропроизводителями, сопоставлять их с информацией, указанной в договорах.
В связи с этим напомним их определения. Идентификационные документы — документы установленного образца, выдаваемые на животное (паспорт крупного рогатого скота и ветеринарная карточка к такому паспорту, паспорт лошади, регистрационное свидетельство свиней, регистрационное свидетельство овец/коз) (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 1445). Ветеринарные документы — документы разрешительного характера, к которым относятся международный ветеринарный сертификат, ветеринарное свидетельство, ветеринарная карточка, ветеринарная справка и ветеринарно-санитарный паспорт на животное, выданные государственными инспекторами ветеринарной медицины или уполномоченными либо лицензированными врачами ветеринарной медицины, подтверждающие ветеринарно-санитарное состояние животного, качество и безопасность продуктов животного происхождения, репродуктивного материала, биологических продуктов, патологического материала и кормов (абзац девятый ст. 1 Закона № 2498).
Вполне понятно, что от не предусмотренного нормами НКУ, а следовательно, неправомерного закручивания налоговиками «гаек» в спецрежиме переработчиков в конечном результате страдают животноводы.
Анатолий Бобро