Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

«В одну реку дважды...»: о вторсырье и его учете

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Декабрь, 2013/№ 102
В избранном В избранное
Печать
Статья

«В одну реку дважды…»: о вторсырье и его учете

Народная мудрость учит нас, что в одну реку не войти дважды. Однако современная технология сделала так, что одно и то же сырье можно использовать повторно. Это предусматривает также особые правила учета. Какие именно — читайте в этой статье!

Максим Нестеренко, налоговый эксперт

 

img 1Сразу заметим: эта статья будет полезной прежде всего тем субъектам хозяйствования, которые занимаются приемом и первичной обработкой вторсырья.

Определение вторсырья

В общебытовом понимании вторсырье — это ненужные вещи, накопившиеся у населения, и/или их остатки, которые можно просто выбросить, а можно и продать, пусть и за небольшие деньги.

В понимании законодателя вторсырье — это отходы, для утилизации и переработки которых в Украине существуют соответствующие технологии и производственно-технологические и/или экономические предпосылки (ст. 1 Закона об отходах). Сразу заметим: сегодня мы не рассматриваем вопрос об учете металлолома. Подробно об этом читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 68, с. 32. О таком виде вторсырья, как лом драгоценных металлов, мы также не говорим ввиду узкой направленности этой темы.

Сбор и заготовка отходов как вторичного сырья включают деятельность, связанную со сбором, покупкой, приемом, хранением, обработкой (переработкой), перевозкой, реализацией и поставкой таких отходов перерабатывающим предприятиям на утилизацию, а также предоставлением услуг в этой сфере (ст. 1 Закона об отходах).

Таким образом, наиболее характерная черта вторсырья в том, что его приобретают, чтобы использовать или передать для дальнейшего использования (утилизации), а не для того, чтобы избавиться путем удаления

Напомним: под удалением отходов понимают осуществление операций с отходами, которые не приводят к их утилизации. В то же время утилизация отходов — это использование отходов как вторичных материальных или энергетических ресурсов (ст. 1 Закона об отходах).

После того, как мы выяснили сущность вторсырья, переходим к условиям, при которых субъект хозяйствования может его собирать.

Организационные требования

Закон об отходах никоим образом не ограничивает субъектный состав лиц, которые могут собирать и заготавливать вторсырье. Следовательно, такую деятельность разрешается осуществлять как юридическим, так и физическим лицам. Этот вывод дополнительно подтверждается формой заявления о выдаче «вторсырьевой» лицензии, где указываются как юрлица, так и физлица-предприниматели.

Статья 35 Закона об отходах предусматривает также, что сбор и заготовка вторсырья требуют определенной материально-технической базы. Требования, касающиеся ее, приведены в Лицензионных условиях № 431. Однако следует понимать, что эти требования касаются только тех видов вторсырья, сбор которых подлежит лицензированию. Об этом и поговорим прямо сейчас.

Лицензирование

Деятельность, связанная со сбором и заготовкой отдельных видов отходов как вторичного сырья, осуществляется на основании лицензии (ст. 35 Закона об отходах).

Виды отходов (вторсырья), сбор которых лицензируется, приведены в Перечне № 183.

На сегодняшний день подлежит лицензированию сбор полимерных отходов (пэт-бутылок, пластика и т. п.), а также резиновых отходов, в том числе изношенных шин

Для получения лицензии нужно соответствовать требованиям Лицензионных условий № 431. Лицензию на операции с таким вторсырьем выдает Минприроды.

Заметим, что после изменений, внесенных еще три года назад в Перечень № 183, из-под лицензирования выведена деятельность по сбору и заготовке:

— макулатуры;

— стеклобоя;

— материалов текстильных вторичных;

— использованной металлической тары (ящики, фляги, канистры, бутылки, в частности алюминиевые банки из-под напитков, баллончики).

Добавим также, что утилизация отработанных химических источников тока на сегодняшний день не подлежит лицензированию.

Теперь рассмотрим, как оформить расчеты с физическими лицами за покупку у них отходов.

Оформляем факт закупки

Начнем с того, что предприниматели — заготовители вторсырья, являющиеся плательщиками единого налога, имеют право не использовать в своей работе ни РРО, ни РК (п. 6 ст. 9 Закона об РРО).

А как быть остальным субъектам хозяйствования, работающим в этой сфере? Налоговики по этому поводу замечают, что, проводя расчеты с населением за принятое у него вторсырье, необходимо учитывать требования Закона об РРО и разработанных в его исполнение нормативно-правовых актов (см. пп. 2.2.70 и 2.2.104 письма ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14083/7/23-7017/572). Если говорить конкретнее, то указанные субъекты при приеме от населения вторичного сырья (кроме металлолома) имеют право на проведение расчетных операций без применения РРО, но с использованием РК и КУРО. Этот вывод основывается на прямой норме п. 19 Перечня № 1336.

Кроме того, в соответствии с п. 12.1 Положения о расчетных документах при выдаче денежных средств в случае приема от населения вторичного сырья (кроме металлолома) должна использоваться упрощенная расчетная квитанция (по форме № РК-2, приведенной в приложении 8 к этому Положению). Такой документ состоит из двух частей: корешка и отрывной части. Отрывная часть с обязательным указанием на ней в строке «Всего» общей стоимости принятого вторсырья (например, макулатуры или стеклотары), оплаченного по одной квитанции, выдается гражданам, сдающим вторичное сырье.

На оборотной стороне отрывной части квитанции заготовительное предприятие может указывать (по требованию граждан) наименование сданного вторсырья, его стоимость (как единицы измерения, так и в целом), подтверждая эту надпись подписью лица (с указанием даты), осуществлявшего расчет (п. 5 гл. 2 разд. III Порядка регистрации РК, КУРО). Данные о выданных денежных средствах гражданам на основании РК ответственное лицо предприятия, принявшее вторсырье, ежедневно заносит в КУРО.

Казалось бы, все логично. Более десятка лет эти (или аналогичные) нормы содержатся в соответствующих нормативных документах и кажутся на первый взгляд достаточно органичными. Но при более внимательном их изучении возникает резонный вопрос: а при чем здесь вообще Закон об РРО? Ведь в соответствии с определением, приведенным в ст. 2 этого Закона, расчетная операция — это, в частности:

прием от покупателя наличных средств, платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п. по месту реализации товаров (услуг);

выдача наличных средств за возвращенный покупателем товар (непредоставленную услугу).

Очевидно, что операция по приобретению за наличные вторсырья у населения не подпадает под это определение, а следовательно, не является расчетной

Это, в свою очередь, означает, что заготовители при расчетах за вторичное сырье могли бы использовать документ произвольной формы, причем даже не опасаясь финансовых санкций, предусмотренных ст. 17 Закона об РРО. Логика здесь такая.

Во-первых, упомянутые санкции применяются к субъектам хозяйствования, осуществляющим расчетные операции за товары (услуги), а вы только что имели возможность убедиться, что рассматриваемые операции расчетными считаться не должны.

Во-вторых, размер санкций (в частности, за нарушение, совершенное во второй раз в течение календарного года, а также за каждое следующее нарушение) является кратным стоимости проданных товаров (услуг), а заготовительные предприятия ничего не продают, а наоборот, закупают.

Определенную аналогию в правовом регулировании таких операций можно провести с операциями по закупке сельскохозяйственной продукции*. Для нас с вами особенно важным является то, что в роли продавцов в обоих случаях выступают физические лица (собственники такой продукции или вторсырья), не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности.

* Читайте на эту тему статью в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 62, с. 32.

Как правило, закупка сельхозпродукции осуществляется через подотчетных лиц предприятия за наличные средства. То же характерно и для закупки вторсырья. Однако в первом случае почему-то не выдвигаются никакие требования о необходимости руководствоваться Законом об РРО. При этом, поскольку речь идет о кассовых операциях, предприятию — покупателю указанной продукции следует применять соответствующие нормы Положения № 637.

Интересно, что п. 2.11 этого Положения устанавливает одинаковые сроки выдачи наличных средств под отчет и на закупку сельскохозяйственной продукции и заготовку вторичного сырья (кроме металлолома) — не более 10 рабочих дней со дня выдачи наличности. Сказанное еще раз подтверждает наше предположение о существовании определенных аналогий между такими операциями.

Однако, как известно, одним из надлежащих способов подтверждения факта приобретения сельхозпродукции у населения является составление закупочного акта. Использовать его предлагает Министерство финансов Украины в письмах от 30.07.2004 г. № 31-03430-03-29/13806 и от 03.12.2004 г. № 31-03430-01-10/22335. Так почему же тогда аналогичная по своему экономическому содержанию операция закупки вторсырья должна оформляться более фискально, а именно с применением зарегистрированной налоговым органом расчетной книжки?

Вопрос, конечно, риторический, однако надеемся, что заинтересованные субъекты хозяйствования «намотают себе на ус» все то, о чем мы рассказали в этом разделе, и при необходимости смогут отбиться от претензий контролирующих органов.

А мы наконец расскажем о нашем «родном» — о налогообложении операций со вторсырьем.

Налогообложение

Законодательство об отходах предусматривает комплекс мероприятий по стимулированию утилизации и уменьшению объема образования отходов. Одними из самых первых в этом перечне мероприятий являются льготы по налогообложению прибыли от реализации продукции, изготовленной с использованием отходов (п.п. «а» ст. 40 Закона об отходах). Однако, как мы видим, в НКУ эта идея до сих пор не реализована.

Поэтому рассмотрим, имеют ли субъекты хозяйствования «вторсырьевые» льготы по другим налогам.

Экологический налог. Вы уже знаете, что за размещение отходов взимается специальный вид экологического налога (п.п. 240.1.3 НКУ). Подробно об этом вы можете прочитать в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 26, с. 15 и в тематическом номере газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 85.

Однако НКУ предусмотрено исключение — «мусорный» эконалог не взимается за размещение отдельных видов (классов) отходов исключительно как вторичного сырья. Такое вторсырье должно размещаться на собственных территориях (объектах) предприятия, осуществляющего сбор и заготовку отходов (п. 240.5 НКУ).

С другой стороны, субъекты хозяйствования не являются плательщиками экологического налога за отходы, которые образовались в процессе их деятельности и продаются как товар либо используются в собственном производстве (см. БЗ, разд. 120.01).

Таким образом, вторсырье не облагается эконалогом на всем пути от образования до утилизации

НДФЛ. Удерживается ли НДФЛ с дохода физических лиц, которые сдают отходы как вторсырье? Ответ находим в п.п. 165.1.25 НКУ. Так, не включаются в состав месячного (годового) налогооблагаемого дохода, в частности, суммы дохода, полученного плательщиком налога за сданные (проданные) им:

— вторичное сырье;

— бытовые отходы;

— лом цветных металлов, включая использованные (истощенные) аккумуляторы электрические свинцово-кислотные (код 8548 10 21 00 согласно УКТ ВЭД), остатки и лом электрических аккумуляторов с содержанием свинца (код 8548 10 91 00 согласно УКТ ВЭД)*.

* То есть здесь речь идет об отработанных химических источниках тока, о которых мы уже упоминали выше.

Поэтому у нас есть все основания считать, что НДФЛ с доходов физических лиц, передающих вторсырье заготовительным предприятиям, не удерживается. Аналогичное мнение выражают налоговые органы в своей консультации в БЗ, разд. 103.02.

Впрочем, операцию по приему у физического лица отходов как вторсырья все равно нужно отражать в Налоговом расчете по форме № 1ДФ. Доход физического лица по такой операции отражается с признаком «149». Поскольку НДФЛ не удерживается, то в графах 4 и 4а расчета проставляются нули**.

** Подробнее о форме № 1ДФ читайте в тематическом номере газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 29.

Бухгалтерский учет

Обычно вторсырье собирают для того, чтобы передать его перерабатывающему предприятию на утилизацию. Однако перед этим его нужно отсортировать, упорядочить и т. п. В этом случае приобретенное вторсырье в учете приходуется на субсчет 201 «Сырье и материалы».

Обработка такого сырья проводится в учете с использованием счета 23 «Производство», поскольку процесс заготовки, сортировки и преобразования вторсырья собственно и является производством новой продукции. А следовательно, конечный результат такой обработки отражается на счете 26 «Готовая продукция».

 

Пример. Предприятие закупило у населения вторсырье (10000 пэт-бутылок) по цене 0,12 грн./шт. (на сумму 1200 грн.). В дальнейшем эти бутылки были подвергнуты сортировке и первичной обработке. В результате образовалось вторсырье, которое отвечает технологическим требованиям перерабатывающего предприятия и может быть передано ему на утилизацию. Позже такие пэт-бутылки были реализованы перерабатывающему предприятию по цене 0,42 грн. за единицу (в том числе НДС).

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

доходы

расходы

1

2

3

4

5

6

7

1

Оприходованы пэт-бутылки, полученные от населения

201

685

1200

2

Оплачены оприходованные пэт-бутылки

685

301

1200

3

Передано приобретенное вторсырье для сортировки и первичной обработки

23

201

1200

4

Начислена заработная плата работникам и ЕСВ (условно)

23

66, 65

900

5

Оприходована готовая продукция (обработанное вторсырье)

26

23

2100

6

Реализована готовая продукция

361

701

4200

3500

2100

7

Отражено налоговое обязательство по НДС

701

641/НДС

700

8

Списана себестоимость вторсырья

901

26

2100

9

Сформирован финансовый результат

701

791

3500

791

901

2100

 

И пусть у вас не будет проблем ни с благородным делом сбора вторсырья, ни с учетом этих операций.

 

выводы


img 2
 
 
  • Вторсырье — это отходы, которые приобретают, чтобы использовать в собственной деятельности или же передать для использования специализированным предприятиям.

  • Прием вторсырья не требует применения РРО. При этом предприниматели-единоналожники могут не применять также и РК, и КУРО.

  • С дохода, полученного физическим лицом от сдачи вторсырья, НДФЛ не удерживается.

  • Вторсырье на всем пути от образования до утилизации не облагается экологическим налогом.

 

Документы статьи

  1. НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

  2. Закон об отходах — Закон Украины «Об отходах» от 05.03.98 г. № 187/98-ВР.

  3. Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

  4. Перечень № 1336 — Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержденный постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336.

  5. Порядок регистрации РК, КУРО — Порядок регистрации и ведения расчетных книжек, книг учета расчетных операций, утвержденный приказом Миндоходов от 28.08.2013 г. № 417.

  6. Положение о расчетных документах — Положение о форме и содержании расчетных документов, утвержденное приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

  7. Перечень № 183 — Перечень отдельных видов отходов как вторичного сырья, хранение и заготовка которых подлежат лицензированию, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2001 г. № 183.

  8. Лицензионные условия № 431 — Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по сбору, заготовке отдельных видов отходов как вторичного сырья (согласно перечням, определяемым Кабинетом Министров Украины), утвержденные приказом Минэкологии от 04.11.2011 г. № 431.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно