Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Прощай, ТТН! Прощай, «грузовой» путевой лист!

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Декабрь, 2013/№ 103
Печать
Статья

Прощай, ТТН! Прощай, «грузовой» путевой лист!

В предыдущем номере (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 102, с. 3) мы уже сообщали вам, что формы товарно-транспортной накладной и грузового путевого листа утратили силу. Сегодня размышляем вместе, как в новых условиях обеспечить выполнение тех функций, которые ранее выполняли отмененные документы.

Максим Нестеренко, налоговый эксперт

 

Прежде всего посмотрим на формулировку п. 1 совместного приказа Мининфраструктуры и Минэкономразвития Украины от 10.12.2013 г. № 1005/1454, в соответствии с которым утрачивает силу совместный приказ Минтранса и Минстата Украины от 29.12.95 г. № 488/346. Этим приказом были утверждены следующие типовые формы первичного учета работы грузового автомобиля:

— «Подорожній лист вантажного автомобіля», ф. № 2;

— «Подорожній лист вантажного автомобіля у міжнародному сполученні», ф. № 1 (міжнародна);

— «Товарно-транспортна накладна», ф. № 1-ТН;

— «Талон замовника», ф. № 1-ТЗ.

Следовательно, с 10.12.2013 г. все эти типовые формы считаются отмененными, и их применение больше не является обязательным

В этой публикации остановимся более детально на двух наиболее распространенных и важных документах — путевом листе и ТТН.

«Грузовой путевой» лист. Недавно мы уже обращали ваше внимание, что госорганы либерализируют свое отношение к «грузовому» путевому листу. В частности, к уже наболевшему вопросу по поводу списания ГСМ. Мининфраструктуры выражало мнение, что субъекты хозяйствования могут применять самостоятельно изготовленные бланки. Единственное условие — такие бланки должны содержать обязательные реквизиты или реквизиты типовых или специализированных форм, предусмотренных для первичных документов (см. письмо Мининфраструктуры от 23.04.2013 г. № 4492/25/10-13 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 79, с. 44). Госкомпредпринимательства также разъяснял, что «грузовой» путевой лист не является документом строгой отчетности (читайте это разъяснение в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 46, с. 42).

В этом ключе, а также учитывая отмену «легковых» путевых листов, мы прогнозировали дальнейшую либерализацию использования «грузового» путевого листа (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 46, с. 45; 2013, № 79, с. 33). И вот сегодня наши предположения сбылись — «грузовой» путевой лист отменен.

Как же теперь списывать ГСМ, израсходованные грузовыми автомобилями? По нашему мнению, так же как и в ситуации с «легковыми» путевыми листами. То есть самостоятельно разработать форму первичного документа для учета работы автомобиля и утвердить ее приказом руководителя предприятия.

ТТН. Отмена ТТН — это намного более неожиданно. Ведь до недавнего времени никаких движений в этом направлении не наблюдалось. Разве что в начале осени Миндоходов согласилось, что отсутствие ТТН не лишает права на налоговый кредит по приобретению перевозимых товаров (см. письмо Миндоходов от 19.09.2013 г. № 11569/6/99-99-22-01-03-15/1128 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 94, с. 16). Но ТТН, как и раньше, уверенно называлась единым для всех участников транспортного процесса юридическим документом, предназначенным для списания ТМЦ, учета на пути их перемещения, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, а также для расчетов при перевозке груза и учете выполненной работы (п. 1 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденных приказом Минтранса Украины от 14.10.97 г. № 363, далее — Правила № 363).

Как же быть теперь, когда этот документ вдруг стал необязательным? По нашему мнению, вопросы могут возникнуть только у тех участников транспортного процесса (продавцов или покупателей), которые используют услуги стороннего перевозчика и хотят, чтобы он отвечал за груз. В таком случае следует разработать документ, в котором указать сведения о грузоотправителе, грузополучателе и перевозчике и удостоверить документ подписями представителей каждой из трех сторон.

Остальным же участникам процесса (продавцам и покупателям), которые перевозят приобретенный товар собственными силами, в вопросы касательно ТТН вообще не следует вникать. Ведь для того, чтобы везти товар, на который лицо имеет право собственности, ТТН не нужна (подробнее читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 36 — 37, с. 30)

Поэтому теперь для того, чтобы везти свой собственный товар, продавцу или покупателю достаточно обычной накладной на него. Если же к перевозке привлекается третье лицо (перевозчик), то расходы на перевозку будут подтверждаться актом.

В завершение заметим: несмотря на отмену типовых форм, упоминание о ТТН и «грузовом» путевом листе до сих пор содержится в Правилах № 363, а также в Перечне документов, необходимых для осуществления перевозки груза автомобильным транспортом во внутреннем сообщении, утвержденном постановлением КМУ от 25.02.2009 г. № 207. Думаем, что это временное явление и скоро данный недочет будет исправлен: будут внесены соответствующие изменения в эти подзаконные акты.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше