Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Что ждет в 2014-м

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Декабрь, 2013/№ 103
Печать
Статья

Что ждет в 2014-м

«Неизбежное прими достойно», — сказал давным-давно римский философ-стоик Сенека Луций Анней (Младший). Вооружившись этими словами, давайте посмотрим, какие же «подарки» под новогодней елочкой ожидают вас в будущем 2014 году. Причем сразу же заметим: эти «подарки» касаются как налогов/сборов/ЕСВ, так и прочих аспектов хозяйственной деятельности.

Виталий Смердов, Людмила Солошенко, налоговые эксперты,

Лилия Ушакова, эксперт по вопросам оплаты труда

 

В целом сразу отметим, что большинство перемен принесет с собой недавний знакомый — Закон № 657 (текст документа с комментарием редакции см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 95).

Налогообложение

 

Администрирование

В 2014 году в НКУ «заработает» немало норм, затрагивающих администрирование налогов. Большинство из них установлено Законом № 657, с комментарием к которому вы можете ознакомиться в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 95. Но есть и другие новшества.

Куда подавать форму № 20-ОПП. Напомним, что форма № 20-ОПП служит для уведомления налоговиков об объектах налогообложения, объектах, связанных с налогообложением, а также об объектах, через которые осуществляется деятельность. С их ориентировочным перечнем можно ознакомиться в справочнике, размещенном на сайте Миндоходов (minrd.gov.ua/dovidniki-reestri-perelik/dovidniki-/53998.html). На данный момент эта форма подается налоговикам по местонахождению указанных объектов — по основному или по неосновному месту учета.

С 1 января 2014 года ситуация изменится: форму № 20-ОПП придется подавать налоговикам исключительно по основному месту учета (п. 63.3 НКУ)

Это правило будет действовать даже в том случае, если:

1) соответствующий объект будет расположен на территории административно-территориальной единицы, в которой вы не состоите на учете (правда, в таком случае все равно придется стать на учет по неосновному месту учета);

2) налоговики не успеют переутвердить порядок учета налогоплательщиков, утвержденный на сегодня приказом Минфина от 09.12.2011 г. № 1588.

Появление Единого регистрационного веб-портала. Среди новшеств, ожидающих вас в 2014 году, — появление Единого регистрационного веб-портала. Что он из себя представляет? Это сайт, на котором будут размещаться сведения о взятии на налоговый учет юрлиц и обособленных подразделений, а также самозанятых лиц (в том числе об НДС-регистрации и единоналожной регистрации). Обновляться эти сведения будут не позднее следующего дня после взятия лица на налоговый учет. Доступ к ним будет свободным и бесплатным. При этом данная информация должна дублироваться и на сайте налоговиков, в том числе до того момента, когда Единый регистрационный веб-портал заработает (п. 22 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Изменения в налоговых проверках. В 2014 году вас ожидает ряд изменений в части налоговых проверок:

1) детализация оснований для проведения документальных внеплановых проверок. Во-первых, в основаниях п.п. 78.1.1 (выявление фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях), п.п. 78.1.4 (выявление недостоверных сведений в поданных декларациях), п.п. 78.1.9 НКУ (подача покупателем жалобы по форме Д8). Напомним: проверки по этим основаниям могут проводиться только в том случае, если вы не ответите на обязательный запрос налоговиков. При этом с 1 января налоговики должны будут детализировать такие запросы. К примеру, если налоговики выявят факты, свидетельствующие о возможных нарушениях, то их запрос должен будет содержать перечень возможных нарушений. Во-вторых, будет изменен срок для предоставления ответа на запрос налоговиков, направленный по п.п. 78.1.9 НКУ (если покупатель подал жалобу по форме Д8). Так, если сейчас он составляет 10 рабочих дней, то с 1 января на это будет отведен 1 месяц. В-третьих, будет дополнено основание для проведения проверки по п.п. 78.1.7 НКУ. Такие проверки будут проводиться, в том числе, при закрытии постоянных представительств или обособленных подразделений юрлиц, в том числе иностранных компаний, организаций. При этом напомним, что к обособленным подразделениям юрлиц относятся филиалы и представительства. В свою очередь, структурные подразделения таковыми не являются;

2) ограничены права налоговиков при проверках. Так, установлен запрет требовать при проверках от плательщиков получения извлечений из соответствующего реестра о взятии на учет. При этом, вероятнее всего, речь идет идет об извлечениях, получать которые вы сможете в 2014 году. В частности, извлечение из реестра плательщиков НДС или реестра плательщиков единого налога (напомним, что с 1 января они заменят собой соответствующие свидетельства);

3) уточнение в части надлежащего удостоверения копий документов. В процессе проверок налоговики вправе требовать предоставить им копии документов, подтверждающих занижение объекта налогообложения, неуплату налогов, сборов, платежей, нарушение прочего подконтрольного им законодательства (п. 85.4 НКУ). Такие копии должны быть надлежащим образом удостоверены. Но что под этим понимать? В результате уточнения, которое с 01.01.2014 г. появится в п. 85.4 НКУ, становится ясно, что надлежащим удостоверением будет подпись плательщика/его должностного лица и печать (при наличии).

Изменения в части штрафов. Здесь законодатель также подготовил несколько новшеств. К счастью, они по большей части позитивны. Рассмотрим эти изменения в разрезе соответствующих штрафов.

1. Штраф по п. 119.2 НКУ. В целом этот штраф налагается за непредоставление/несвоевременное предоставление Налогового расчета по форме № 1ДФ, а также за ошибки в нем. В этой части с 01.01.2014 г. «заработает» сразу два новшества.

Во-первых, появится условие, при котором ошибки в Налоговом расчете по форме № 1ДФ смогут стать основанием для наложения штрафа по п. 119.2 НКУ. Такие ошибки должны приводить к уменьшению/увеличению налоговых обязательств плательщика или изменению такого плательщика.

Если ошибки в Налоговом расчете по форме № 1ДФ не приводят к подобным последствиям, то оснований для наложения штрафа по п. 119.2 НКУ не будет

Даже в том случае, если такие ошибки не исправить.

Во-вторых, ошибки при перерасчете НДФЛ по п. 169.4 НКУ. В п. 119.2 НКУ появится указание следующего содержания: если вы допустите ошибку в Налоговом расчете по форме № 1ДФ при перерасчете НДФЛ по п. 169.4 НКУ, но исправите ее по правилам п. 50.1 НКУ, штраф к вам применить не смогут. Как видите, сформулировано это правило неудачно. Почему? Оно привязывается к тому, что при проведении перерасчета ошибка должна быть допущена, а не выявлена. Другими словами, законодатель связал возникновение ошибки с выполнением требований НКУ. Это нелогично и вполне вероятно, что здесь имеет место неточность. По нашему убеждению: чтобы указанное послабление «заработало», вы должны выявить (а не допустить) ошибку при перерасчете по НДФЛ по п. 169.4 НКУ и исправить ее. К слову, с перерасчетом НДФЛ вы можете ознакомиться в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 100 с. 16.

2. Штраф по п. 120.2 НКУ. В этой части законодатель подправит лишь формулировку, в то время как суть этого штрафа не изменится. Напомним: налоговики могут наложить его в том случае, если вы выявите ошибку, откорректируете соответствующие суммы, но не начислите «самоштраф» в размере 3 %/5 % (конечно, если это было необходимо).

3. Штраф по п. 127.1 НКУ. Этот штраф налагается за неначисление, неудержание и/или неуплату налогов до или во время выплаты дохода в пользу налогоплательщика. При этом с 1 января в п. 127.1 НКУ появится условие (в части НДФЛ), при котором данный штраф не налагается. Оно состоит в следующем. Штраф по п. 127.1 НКУ в части НДФЛ не налагается, если налоговый агент одновременно:

1) выявил факт неначисления, неудержания и/или неуплаты НДФЛ при перерасчете по п. 169.4 НКУ;

2) исправил это нарушение в следующих отчетных периодах налогового (отчетного) года.

4. «Самоштраф» по 50.1 НКУ. С 1 января в п. 50.1 НКУ появится условие, при котором «самоштраф» не применяется. Уплачивать его не придется, если вы подали уточняющий расчет в результате выполнения требований п. 169.4 НКУ. То есть, если вы выявили ошибку при перерасчете НДФЛ (обязательном или добровольном).

5. Штраф по п. 119.1 НКУ. Напомним: этот штраф налагается в том числе за неподачу или нарушение сроков подачи физлицами сведений об изменении данных, которые включаются в Госреестр физлиц — налогоплательщиков. Вместе с тем, до последнего времени на применение данного штрафа за указанные нарушения распространялся мораторий. Он должен был закончиться 1 января 2014 года, но законодатель решил его продлить. Так что этот штраф не будет налагаться еще до 1 января 2016 года (п. 14 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Электронные проверки. Это еще одно новшество, ожидающее вас в 2014 году. О нем мы подробно поговорим в одном из ближайших номеров. Здесь же лишь тезисно расскажем вам, в чем состоят такие проверки.

Электронная проверка по своей сути является документальной невыездной проверкой

Но заметьте: проводится она на основании заявления плательщика (т. е. налоговики ее инициировать не смогут). Причем подать его может не каждый плательщик, а только тот, который одновременно:

1) обладает низким уровнем риска. Как его определить? По общим правилам. На сегодня с этой целью нужно ориентироваться на Методические рекомендации по составлению плана-графика проведения документальных плановых проверок субъектов хозяйствования, утвержденные приказом ГНСУ от 27.06.2012 г. № 553;

2) является единоналожником — юрлицом или предпринимателем, независимо от группы. Это связано с тем, что электронные проверки будут внедряться постепенно. Так, в 2014 году эта «роскошь» будет доступна только единоналожникам. В 2015 году к их числу присоединятся субъекты микро-, малого и среднего бизнеса*, а в 2016 году — все остальные.

* Как всегда, удивляет легкомысленное отношение законодателя к терминам. Дело в том, что законодательство оперирует терминами «субъекты микро-, малого и среднего предпринимательства». Именно о них, судя по всему, и идет речь в п. 17 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. Вместе с тем, по неизвестной причине законодатель вместо слов «предпринимательства» употребил термин «бизнеса»..

Кроме того, плательщик самостоятельно избирает перечень налогов, по которым будет проводиться проверка. Ими могут быть единый налог, налог на прибыль, НДС, НДФЛ, прочие налоги. Правда, в 2014 году электронными проверками будут охватываться только те налоги, которые должны уплачивать единоналожники.

Как мы уже говорили, для проведения электронной проверки плательщик должен подать заявление. Подать его нужно налоговикам по месту налогового учета. Причем сделать это придется за 10 календарных дней до ожидаемого начала ее проведения. Форма заявления утверждена приказом Миндоходов от 03.06.2013 г. № 143. Вместе с заявлением придется представить и документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, в отношении которых будет проводиться проверка. При этом, судя по всему, подать их можно только в электронной форме (средствами электронной связи или на электронных носителях информации). Требования к заполнению заявления и правила, по которым налоговики будут принимать решение о проведении/непроведении электронной проверки, утверждены приказом Миндоходов от 03.06.2013 г. № 143.

По результатам проверки налоговики предоставят вам справку (заметьте: акт в этом случае не составляется). При этом, даже если они выявят факт недоплаты, налоговые обязательства вам не доначислят (п.п. 54.3.2 НКУ). Если вы согласны с выводами, которые в ней содержатся, то можете исправить выявленные недочеты по правилам п. 50.1 НКУ (т. е. в общем порядке исправления ошибок) и уплатить «самоштраф». Сделать это следует в рамках 20 рабочих дней с даты составления справки. В противном случае (если не внести соответствующие исправления) налоговики получат право провести внеплановую проверку. И в таком случае они будут иметь полное право доначислить соответствующие налоговые обязательства.

Налог на прибыль

Ставка налога на прибыль. На 2014 год намечалось снижение ставки налога на прибыль. И с 01.01.2014 г. согласно п. 10 подразд. 4 разд. ХХ НКУ она должна была составлять 16 %.

Вместе с тем хотим предупредить наших читателей, что Верховной Радой принят законопроект от 16.12.2013 г. № 3757, которым планируется внести ряд изменений в НКУ. В частности, в нем предлагается установить ставку налога на прибыль на 2014 год в размере 18 %. Вступление этого документа в силу согласно его заключительным положениям намечено на 1 января 2014 года. О нем мы еще непременно вам сообщим.

А вот для субъектов индустрии программной продукции (льготников-СИПП согласно п. 15 подразд. 10 разд. ХХ НКУ) ставка налога на прибыль также и на 2014 год по-прежнему сохранится в установленном пониженном «льготном» размере 5 %. Ведь льготный режим налогообложения для них действует аж до 01.01.2023 г.

Отметим также планируемое обновление формы декларации по налогу на прибыль

Ее проект пока что размещен на сайте Миндоходов. Здесь изменения неизбежны и продиктованы временем. Ведь «прибыльная» отчетность должна быть приспособлена под произошедшие серьезные изменения законодательства: «трансфертные», «ценнобумажные», связанные с уплатой ежемесячных авансовых взносов и пр.

Налог с доходов нерезидентов будут удерживать только резиденты — плательщики налога на прибыль. С 01.01.2014 г. Закон № 657 уточнит определение резидента. В п.п. 14.1.213 НКУ добавится новый последний абзац, согласно которому для «прибыльного» раздела III понятие «резидент» будет использоваться в понимании п. 133.1 НКУ. С учетом этого п. 160.2 НКУ, требующий от резидентов удерживать налог на доходы нерезидентов (или так называемый «налог на репатриацию»), будет отныне касаться только резидентов — плательщиков налога на прибыль. Поэтому другие субъекты хозяйствования, не являющиеся плательщиками налога на прибыль (например, юрлица-единоналожники или плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога) при выплате доходов нерезидентам теперь удерживать налог на репатриацию не должны.

НМА. Здесь изменения коснутся нематериальных активов, срок использования для которых правоустанавливающими документами не установлен. С 01.01.2014 г. налогоплательщики срок использования таких НМА будут определять самостоятельно, но в определенном «коридоре»: не менее 2 и не более 10 лет непрерывной эксплуатации. Соответствующие изменения на этот счет внесет Закон № 657 в последний абзац п.п. 145.1.1 НКУ.

Корпоративные права и ценные бумаги. С 01.01.2014 г. поправка, внесенная Законом № 657 в «ценнобумажный» п. 31 подразд. 4 разд. ХХ НКУ, уже позволит беспрепятственно показывать КП-расходы (возникшие до 01.01.2013 г.) при продаже (отчуждении) корпоративных прав.

Напомним, что ранее ввиду отсутствия «корпоративной» оговорки на этот счет закрадывались некие сомнения. Хотя, на наш взгляд, из-за небрежности законодателя КП-расходы при продаже «переходных» корпоративных прав (полученных до 01.01.2013 г.) не должны были теряться (подробнее об этом читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 13, с. 20). Теперь же станет всем спокойнее. Ведь данная оплошность устранена.

Другой момент касается ценных бумаг и связан с появлением уже упоминаемого законопроекта от 16.12.2013 г. № 3757. В нем намечается ввести запрет на перенос ЦБ-убытков, возникших по состоянию на 01.01.2014 г. Планируется, что подразд. 4 разд. ХХ НКУ будет дополнен новым «запрещающим» п. 32, устанавливающим такое ограничение.

ЖКХ-сфера: от «денежного» (кассового) порядка признания доходов/расходов — к общему. С 01.01.2014 г. прекратят действовать временные ЖКХ-нормы из п. 13 подразд. 4 разд. ХХ НКУ. Напомним, что с переходом на НКУ этот пункт установил особый — «кассовый» — порядок признания доходов и расходов предприятиями ЖКХ от оказания жилищно-коммунальных услуг. Так:

— доходы признавались ЖКХ-предприятиями по дате поступления средств от потребителей на банковский счет или в кассу (за исключением погашения потребителями ЖКХ-задолженности, образовавшейся в «докодексный» период);

— расходы на приобретение товаров, работ, услуг (формирующие себестоимость ЖКХ-услуг) признавались ЖКХ-предприятиями в сумме фактически уплаченных средств (кроме оплаты задолженности, возникшей в «докодексный» период). Подробнее об этих ЖКХ-моментах вы можете прочесть в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 22 и № 24.

Теперь же срок такого временного («кассового») налогообложения окончится и ЖКХ-сфера станет подчиняться общему порядку. Поэтому с 01.01.2014 г. в учете ЖКХ-услуг уже придется ориентироваться на общие правила признания доходов (согласно ст. 137 НКУ) и расходов (согласно ст. 138 НКУ).

НДФЛ

Доход в виде безвозмездно полученного бытового топлива льготными категориями населения. С 01.01.2014 г. стоимость не только угольных, но и торфяных брикетов, безвозмездно предоставленных льготным категориям граждан в установленных КМУ объемах, не будет облагаться НДФЛ (см. п.п. 165.1.20 НКУ). Более того, не будет включаться в состав налогооблагаемого дохода денежная компенсация стоимости торфяных брикетов. И здесь вполне ожидаемо возникают два вопроса: первый — кто же эти люди, а второй — о каких объемах торфяных брикетов идет речь?

Итак, под действие п.п. 165.1.20 НКУ подпадают:

— работники предприятий по добыче (переработке) угля и углестроительных предприятий, чьи профессии включены в перечень, утвержденный постановлением КМУ от 17.03.2011 г. № 303;

— пенсионеры, проработавшие на предприятиях по добыче (переработке) угля, углестроительных предприятиях: на подземных работах — не менее 10 лет для мужчин и не менее 7 лет 6 месяцев для женщин; на работах, связанных с подземными условиями, — не менее 15 лет для мужчин и не менее 12 лет 6 месяцев для женщин; на работах технологической линии на поверхности действующих шахт или на строящихся шахтах, разрезах, обогатительных и брикетных фабриках — не менее 20 лет для мужчин и не менее 15 лет для женщин;

— инвалиды и ветераны войны и труда, лица, награжденные знаками «Шахтерская слава» или «Шахтерская доблесть» I, II, III степеней, лица, инвалидность которых наступила вследствие общего заболевания, если они пользовались этим правом до наступления инвалидности;

— семьи работников, которые погибли (умерли) на предприятиях по добыче (переработке) угля, получающие пенсии в связи с утратой кормильца, а также вдовы умерших пенсионеров, указанных в п.п. 165.1.20 НКУ, которые при жизни имели такое право.

На сегодняшний день постановлением КМУ от 17.03.2011 г. № 303 установлены только объемы безвозмездно предоставляемого угля, стоимость которого не будет включаться в состав общего налогооблагаемого дохода получателя. Надеемся, что после того, как с 01.01.2014 г. заработает обновленный п.п. 165.1.20 НКУ, КМУ определится с необлагаемыми объемами по торфяным брикетам.

Иностранные доходы. С 01.01.2014 г. абзац второй п.п. 170.11.1 НКУ будет дополнен загадочным предложением: «В случае, если лицо имеет право постоянного проживания на территории иностранного государства, оно считается не проживающим в Украине». Почему загадочным? — спросите вы. Дело в том, что, несмотря на возникшую шумиху в прессе, мнения независимых аналитиков относительно его трактовки разошлись. Естественно, молчат пока и налоговики.

Учитывая, что положения нового предложения, дополнившего абзац второй п.п. 170.11.1 НКУ, не совпадают с отдельными нормами п.п. 14.1.213 НКУ, устанавливающими процедуру определения резидентского статуса, возможно, оно было необходимо для следующей цели.

Законодатель хотел увязать новые положения абзаца второго п.п. 170.11.1 НКУ исключительно с получением дивидендов из иностранных источников

А если это так, то приравнивание получателя к нерезиденту будет означать, что ему не следует платить НДФЛ с таких дивидендов в Украине. Их налогообложение будет происходить по правилам страны выплаты.

Налоговые социальные льготы и предельный размер дохода, дающий право на их применение. Размер налоговых социальных льгот (далее — НСЛ) напрямую зависит от прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленного законом на 1 января отчетного налогового года. Этот же показатель, но не установленный, а действующий на 1 января отчетного налогового года, необходим для расчета предельного размера дохода, дающего право на НСЛ.

Размеры прожиточного минимума на одно лицо в расчете на месяц определяются в законе о Государственном бюджете на соответствующий бюджетный год.

На момент написания данной публикации такой закон на 2014 год не был принят. Но ознакомиться с его проектом можно на официальном веб-сайте Верховной Рады Украины. Ниже в таблице, основываясь на показателе прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленном в проекте закона «О государственном бюджете Украины на 2014 год» от 14.09.2013 г. № 3000 на 1 января 2014 года (1218 грн.), приведем размеры налоговых социальных льгот и предельного дохода, дающего право на их применение в 2014 году.

 

Вид НСЛ (норма НКУ)

Максимальный размер дохода для применения НСЛ

Размер НСЛ в 2014 году

Обычная НСЛ (п.п. 169.1.1 НКУ)

1710,00 грн.

609,00 грн.

Обычная НСЛ на детей (п.п. 169.1.2 НКУ)

Для одного из родителей — 1710 грн. х количество детей; для второго — 1710 грн.

609,00 грн. х количество детей в возрасте до 18 лет

Повышенная НСЛ на детей (пп. «а» и «б» п.п. 169.1.3 НКУ)

913,50 грн. х количество детей в возрасте до 18 лет

Повышенная НСЛ (пп. «в» — «е» п.п. 169.1.3 НКУ)

1710,00 грн.

913,50 грн.

Максимальная НСЛ (п.п. «а» — «ґ» п.п. 169.1.4 НКУ)

1710,00 грн.

1218,00 грн.

 

Учтите, судя по тексту постановления Верховной Рады Украины от 19.12.2013 г. № 3000-П, в 2013 г. закон о госбюджете на 2014 год так и не будет принят. В связи с этим обращаем внимание на п. 4 ч. 2 ст. 41 БКУ, из которого следует, что до принятия этого закона НСЛ должна действовать в тех размерах и на тех условиях, которые действовали в декабре 2013 г. Однако не исключено, что во избежание затруднений с расчетом НДФЛ контролирующие органы примут решение применять НСЛ исходя из показателя 1218 грн. уже с начала 2014 г. Следите за нашими публикациями.

Налоговый расчет по форме № 1ДФ. Возможно, в 2014 году мы с вами увидим новую версию Налогового расчета по форме № 1ДФ и порядка его заполнения. Соответствующий проект приказа Миндоходов вывесило для общественного обсуждения на своем официальном сайте www.minrd.gov.ua в разделе «Проекты регуляторных актов».

Появление этого проекта приказа было ожидаемым. Дело в том, что в Справочник признаков льгот, приведенный в приложении к ныне действующему Порядку заполнения и представления налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога, утвержденному приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1020, ни разу с момента его вступления в силу, а именно с 01.04.2011 г., не вносились изменения. В результате чего отдельные ссылки в Справочнике на нормы НКУ, устанавливающие порядок налогообложения тех или иных доходов, мягко говоря, не соответствуют действительности.

Утверждение миндоходовского Порядка заполнения и представления налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога должно решить эту проблему.

И еще один важный и радостный момент. Судя по проекту, форма Налогового расчета практически не претерпит изменений.

Декларирование доходов. Статья 6 гл. 1 разд. I Семейного кодекса Украины от 10.01.2002 г. № 2947-III разделяет детей на две категории: малолетних и несовершеннолетних. Малолетним считается ребенок, не достигший четырнадцати лет, а несовершеннолетним — ребенок в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

С 01.01.2014 г. малолетние дети, находящиеся на полном содержании других лиц и/или государства на конец отчетного года, освобождаются от обязанности предоставления годовой декларации о доходах

Отметим, что сейчас от подачи такой декларации освобождены только несовершеннолетние дети.

Но освобождение детей от декларирования еще не означает, что об их доходах не нужно информировать налоговиков. Как раз нужно. Просто почетная обязанность по заполнению и подаче декларации, в случае получения ребенком (малолетним или несовершеннолетним) дохода, подлежащего декларированию, а также уплате НДФЛ с такого дохода за этого ребенка, переходит к его родителям (усыновителям, опекунам или другим лицам, которые являются его законными представителями) (пп. 99.2, 99.3, 179.6 НКУ).

В общем случае годовая декларация о доходах подается налогоплательщиками до 1 мая года, следующего за отчетным. Форма такой декларации и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина от 07.11.2011 г. № 1395. Вместе с тем, возможно, что уже по доходам, полученным в 2013 году, вам придется подавать декларацию по новой форме. По крайней мере, сейчас на сайте Миндоходов в разделе «Проекты регуляторных актов» размещен проект приказа «Об утверждении формы налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах и Инструкции по заполнению налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах». О его утверждении мы вас незамедлительно проинформируем.

НДС

Ставка НДС. С 2014 года должна была применяться обещанная пониженная ставка НДС — 17 % (см. п. 10 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). Однако возможно, что такое ее уменьшение будет отложено еще на год и фактически произойдет лишь с 01.01.2015 г. Во всяком случае находящийся в ВРУ законопроект от 16.12.2013 г. № 3757 предусматривает именно такое развитие НДС-событий. Так что ставка НДС и на следующий 2014 год может сохраниться в прежнем привычном для всех размере — 20 %. А в пониженном размере (17 %) она заработает лишь только с 2015 года. О том, как будет дальше складываться ситуация, мы вам сообщим.

Отмена Свидетельств плательщиков НДС. С 01.01.2014 г. (после вступления в силу Закона № 657) на смену «бумажным» Свидетельствам плательщиков НДС придут извлечения из Реестра плательщиков налога. Данные такого Реестра налоговики будут ежедневно обнародовать на Едином государственном регистрационном веб-портале юридических лиц и физлиц-предпринимателей, а также на собственном официальном сайте.

Так что с 01.01.2014 г. Свидетельства плательщика НДС регистрирующимся лицам на руки выдаваться больше не будут

А при необходимости по запросу плательщики НДС смогут получать извлечения из Реестра. В таком случае, получив запрос, налоговики обязаны будут выдать извлечение налогоплательщику бесплатно и безусловно в течение следующих двух рабочих дней (об этом будет говориться в обновленном п. 183.11 НКУ).

Добровольная НДС-регистрация вновь созданными субъектами хозяйствования. С 01.01.2014 г. субъекты хозяйствования смогут добровольно регистрироваться плательщиками НДС сразу же с начала своей деятельности, т. е. с момента их госрегистрации в качестве юрлица или физлица-предпринимателя. Так, Закон Украины от 05.09.2013 г. № 443-VII надлежащим образом подкорректирует п. 182.1 НКУ (уберет «сегодняшнее» условие добровольной НДС-регистрации — обязательное осуществление облагаемых операций). А Закон № 657 параллельно при этом исключит из п. 183.8 НКУ такое основание для отказа в НДС-регистрации, как «неосуществление облагаемых операций».

Ввиду такого новшества открывающимся добровольцам, желающим сразу войти в ряды плательщиков НДС, достаточно будет лишь подать заявление на НДС-регистрацию (по форме № 1-ПДВ) госрегистратору вместе с регистрационной карточкой. В свою очередь, госрегистратор направит отсканированную электронную его копию в налоговый орган.

Хотя заметим, что открывающиеся субъекты хозяйствования могут регистрироваться плательщиками НДС и со временем (т. е. не обязательно с начала деятельности). Тогда при добровольной (п. 182.1 НКУ)/обязательной (п. 181.1 НКУ) НДС-регистрации на них будет распространяться общий порядок регистрации плательщиком НДС. В таком случае подать регистрационное заявление (по форме № 1-ПДВ) им предстоит в общеустановленные, отведенные для этого пп. 183.2, 183.3 НКУ сроки.

Кстати, с 01.01.2014 г. (благодаря изменениям, внесенным Законом Украины от 05.09.2013 г. № 443-VII в п. 183.7 НКУ) налогоплательщики обретут возможность подавать заявление на НДС-регистрацию и в электронной форме.

Налоговая накладная. Здесь обратим ваше внимание на размещенный на сайте Миндоходов проект нового Порядка заполнения налоговой накладной, а также обновленной ее формы. В проекте дата вступления в силу обозначена как 01.01.2014 г. Но как все будет протекать на практике — посмотрим.

Пока же в целом лишь отметим усовершенствованную (и приспособленную «под» современное законодательство) вступительную часть (шапку) налоговой накладной (НН), в которой:

— в верхнем левом углу появилось поле для проставления отметки «Х» — на случай составления НН в электронной форме. Вдобавок тут же по соседству с ней уже более корректно будут сформулированы поля: «Підлягає реєстрації в ЄРПН», «Усі примірники залишаються у продавця (тип причини)»;

— сам порядковый номер НН представлен более наглядно — отныне разделяющим знаком «/» в нем выделяются три части. Это поля для: проставления (1) собственно порядкового номера НН, а также: (2) кода спецрежима (сельхозпредприятиями и перерабатывающими предприятиями) и (3) номера филиала (структурного подразделения) — при их необходимости;

— для продавца и покупателя отсутствуют ячейки для проставления номера Свидетельства плательщика НДС (из-за упразднения НДС-Свидетельства).

Вдобавок — еще парочка НН-моментов:

— во-первых, с 01.01.2014 г. Закон № 657 исключит из п. 201.1 НКУ злополучный п.п. «ї». А потому налогоплательщикам так и не придется проставлять в налоговой накладной номер и дату таможенной декларации по импортным товарам;

— во-вторых, теперь для сохранения налогового кредита пожаловаться на поставщика покупатель сможет (подав жалобу — приложение Д8) в отведенный для этого (с 01.01.2014 г.) предельный срок (!).

Теперь на это отводится 60 календарных дней, следующих за предельным сроком подачи НДС-декларации за тот период, в котором была заполнена/зарегистрирована в ЕРНН с нарушениями (не выдана) НН

Это станет возможным благодаря изменениям, вносимым Законом № 657 в абзац одиннадцатый п. 201.10 НКУ. Так что возьмите это на заметку.

Расчет ЧВ «на год» — в приложении Д7 к декларации за январь/I квартал.

Налогоплательщики, осуществляющие одновременно облагаемые и необлагаемые операции и распределяющие «входной» НДС по правилам ст. 199 НКУ, должны подать приложение Д7 вместе с декларацией по НДС за январь/I квартал 2014 года.

В его таблице 1 по строке 1 следует задекларировать «на год» значение коэффициента распределения (ЧВ). На это указывает и сноска * к строке 1 таблицы 1 приложения Д7 (и предписания которой впервые фактически заработают лишь со следующего 2014 года).

Задекларированное таким образом значение ЧВ в дальнейшем, распределяя НДС, налогоплательщики будут использовать на протяжении всего 2014 года (указывая его в специальном поле строк 15.1, 16.6.1 декларации по НДС).

Об этих и других «распределительных» нюансах читайте также в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 58, с. 27 и № 101. Заметим, что о порядке подачи приложения Д7 говорилось и в письме Миндоходов от 06.08.2013 г. № 14061/7/99-99-19-04-02-17 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 84, с. 3.

Бюджетное возмещение: можно менять порядок получения. С 01.01.2014 г. налогоплательщики, задекларировавшие первоначально бюджетное возмещение «в счет будущих платежей», смогут менять его на «денежное». Изменения в п. 200.6 НКУ на этот счет внесет Закон № 657. И теперь будет предусмотрено, что за налогоплательщиком, направившим изначально возмещаемую сумму в счет уменьшения будущих НДС-обязательств, в дальнейшем сохраняется право на получение бюджетного возмещения в следующих отчетных (налоговых) периодах средствами.

Поэтому желающие смогут передумать и изменить направление бюджетного возмещения на «денежное»

НДС-льготы. Для льготников отметим такой момент. Первоначально предполагалось, что с 01.01.2014 г. перестанут действовать некоторые из временных НДС-льгот, в частности:

— «зерновая» НДС-льгота (п. 15 подразд. 2 разд. ХХ НКУ);

— «кожано-шкуряная» НДС-льгота (п. 16 подразд. 2 разд. ХХ НКУ);

— «металлоломная» НДС-льгота (п. 23 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

Однако в уже упоминаемом законопроекте от 16.12.2013 г. № 3757 планируется, что действие этих льгот будет продлено еще на 2 года (т. е. на 2014 и 2015 гг.) — до 1 января 2016 года. А потому, возможно, льготный режим налогообложения в этих случаях будет сохранен.

Льготы для автомобилей «скорой помощи»

С 1 декабря 2013 года и до 1 января 2015 года Закон № 657 возобновил действие НДС-льготы и акцизной льготы для автомобилей «скорой помощи» (товарной позиции 8703 согласно УКТВЭД), которые предназначены для использования учреждениями здравоохранения и приобретаются за счет бюджетных средств (средств государственного и местных бюджетов или по заказу соответствующих распорядителей бюджетных средств). Поэтому до 01.01.2015 г.:

— операции по поставке такого спецавтотранспорта, в том числе операции по его ввозу на таможенную территорию Украины, освобождаются от НДС (Законом № 657 восстановлено действие п. 25 подразд. 2 разд. ХХ НКУ);

— операции по ввозу машин «скорой помощи» освобождаются от обложения акцизным налогом (Законом № 657 возобновлено действие «акцизного» п. 4 подразд. 5 разд. ХХ НКУ).

А вот при нецелевом использовании такого «скорого» автотранспорта налогоплательщик в периоде нарушения должен будет начислить налоговые обязательства по НДС и по акцизному налогу (от которых был освобожден при импорте). Вдобавок по каждому налогу в этом случае грозит пеня согласно законодательству.

Единый налог

Отмена Свидетельства ЕН. С 01.01.2014 г. Закон № 657 отменит «бумажные» Свидетельства плательщиков ЕН. Так, с будущего года появится Реестр плательщиков единого налога. Причем учтите: его данные налоговики будут ежедневно обнародовать для бесплатного и свободного доступа на Едином регистрационном веб-портале юридических лиц и физлиц-предпринимателей и на собственном официальном сайте (после Закона № 657 это будет предусматривать обновленная редакция п. 299.13 НКУ).

Ну а вместо Свидетельства плательщика ЕН единоналожникам (бесплатно, по запросу в течение следующего рабочего дня) на руки будут выдавать извлечение из этого Реестра («новый» п. 299.9 НКУ).

Так что со следующего года регистрация единоналожников будет проходить без выдачи ЕН-свидетельств и осуществляться посредством внесения регистрационной записи в Реестр

Причем учтите: на ее проведение уже будет отводиться намного меньший срок. Отныне единоналожника будут регистрировать в двухдневный срок (в течение двух рабочих дней) со дня подачи им ЕН-заявления (обновленные пп. 299.3, 299.5 НКУ), вместо прежнего 10-дневного срока (действующий до 01.01.2014 г. п. 299.5 НКУ). Кстати, с 01.01.2014 г. сама «регистрационная» ст. 299 НКУ благодаря Закону № 657 будет изложена в новой редакции. Подробнее об этих и других изменениях, внесенных Законом № 657, читайте в газете «Налоги бухгалтерский учет», 2013, № 95.

Налог на недвижимость

В 2014 году:

юрлица могут подавать налоговому органу декларацию по налогу на недвижимость до 20 февраля отчетного года.

Напомним: в данном случае заработают изменения, внесенные Законом Украины от 04.07.2013 г. № 403-VII в п.п. 265.7.5 НКУ, отодвигающие с 1 февраля до 20 февраля срок подачи отчетности

То есть предельный срок ее подачи в следующем году придется на 19.02.2014 г. При этом форма Декларации по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, утверждена приказом Минфина Украины от 25.12.2012 г. № 1408 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 8, с. 5).

Напомним также, что уплачивают задекларированную таким образом сумму налога на недвижимость юрлица ежеквартально — авансовыми взносами (по 1/4 суммы) до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п.п. «б» п.п. 265.10.1 НКУ);

физлица — им сумму налога на недвижимость (в частности, с квартиры/квартир площадью свыше 120 кв. м; дома/домов — свыше 250 кв. м, п.п. 265.4.1 НКУ) рассчитают налоговики, выслав в срок до 1 июля года, следующего за отчетным, налоговые уведомления-решения (п.п. 265.7.2 НКУ). При этом указанную в них сумму физлица уплачивают в 60-дневный срок со дня вручения им такого налогового уведомления-решения (п.п. «а» п.п. 265.10.1 НКУ). Напомним также, что до 31 декабря 2013 года физлица — владельцы недвижимости на основании оригиналов документов о праве собственности могут провести сверку данных о жилплощади и начисленном налоге на недвижимость с налоговыми органами (п.п. 2 п. 18 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

В данном случае заметьте для себя одну деталь: юрлица вначале декларируют сумму налога на недвижимость на текущий год, после чего уплачивают его авансовыми платежами (по 1/4) на протяжении всего такого текущего отчетного года. А вот физлицам после того, как закончится отчетный год, налог на недвижимость за него насчитают налоговики (т. е. за 2013 год налоговики начислят налог, направив уведомление до 1 июля 2014 года). Поэтому уплачивают налог на недвижимость физические лица уже за минувший год, на основании полученного от налоговиков налогового уведомления.

Подробнее о налоге на недвижимость вы можете прочесть в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 64, с. 31. А вот о ситуации, когда «недвижимый» налог физлицами в 2013 году все же был уплачен и о возможности возврата/зачета таких средств, см. также письмо Миндоходов от 05.08.2013 г. № 13986/7/99-99-17-04-17 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 90, с. 7 с редакционным комментарием.

Эконалог

Ставки налога. Со следующего года эконалог станет взиматься по полной ставке.

Ведь с 01.01.2014 г. ставки эконалога составят уже 100 % размера ставок, установленных ст. 243 — 246 НКУ (см. п. 2 подразд. 5 разд. ХХ НКУ)

Так что уплачивать его придется в полном размере.

Порядок зачисления в бюджет. При этом перечислять эконалог (с учетом п. 4 разд. XIX НКУ и п. 51 разд. VI БКУ) в 2014 году придется в следующих пропорциях:

1) в специальный фонд государственного бюджета — 65 %, из них 50 % направляются на финансовое обеспечение исключительно целевых проектов экологической модернизации предприятий в пределах сумм уплаченного ими экологического налога в порядке, установленном КМУ;

2) в специальный фонд местных бюджетов — 35 %, в том числе:

— в сельские, поселковые, городские бюджеты — 25 %;

— в областные бюджеты и бюджет Автономной Республики Крым — 10 %;

— в бюджеты городов Киева и Севастополя — 35 %.

Единый социальный взнос

На момент подготовки номера нет ни одного закона, находящегося на подписи у президента или уже подписанного им, но не вступившего в силу, которым бы планировалось внести в 2014 году изменения (дополнения) в Закон № 2464. Поэтому в этом разделе мы поговорим о… прожиточном минимуме для трудоспособных лиц и минимальной заработной плате. Какое эти показатели имеют отношение к ЕСВ? Да самое прямое! От величины прожиточного минимума для трудоспособных лиц зависит размер максимальной величины базы начисления ЕСВ, а от суммы минимальной заработной платы — размер минимального страхового взноса.

И размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, и суммы минимальной зарплаты на 2014 год должны быть установлены в законе о Государственном бюджете на 2014 год. Но на дату написания этой публикации мы могли ориентироваться только на суммы, указанные в проекте закона «О государственном бюджете на 2014 год», размещенном на официальном сайте Верховной Рады Украины. Этим законопроектом предлагается установить на 2014 год:

1) прожиточный минимум для трудоспособных лиц в размере, равном:

— в январе — июне 2014 года — 1218 грн.;

— в июле — сентябре 2014 года — 1250 грн.;

— в октябре — декабре 2014 года — 1301 грн.;

2) минимальную заработную плату в месячном размере:

— в январе — июне 2014 года — 1218 грн.;

— в июле — сентябре 2014 года — 1250 грн.;

— в октябре — декабре 2014 года— 1301 грн.

И если депутаты, а затем и президент согласятся с размерами прожиточного минимума для трудоспособных лиц на 2014 год, предложенными КМУ, то максимальная величина базы начисления ЕСВ, в пределах которой взимается единый взнос, будет равна:

— в январе — июне 2014 года — 20706 грн.;

— в июле — сентябре 2014 года   — 21250 грн.;

— в октябре — декабре 2014 года — 22117 грн.

В заключение еще раз подчеркнем, что приведенные значения максимальной величины базы начисления ЕСВ рассчитаны нами на основании проекта закона о госбюджете на 2014.

 

Бухгалтерский учет

Налоговые разницы. Напомним: ситуацию с налоговыми разницами подкорректировал Закон Украины от 04.07.2013 г. № 422-VII. Он внес изменения в п. 1 подразд. 4 разд. ХХ НКУ. В результате было установлено, что методика бухгалтерского учета временных и постоянных налоговых разниц вступает в силу с 1 января 2014 года. При этом субъекты хозяйствования — плательщики налога на прибыль — подают финансовую отчетность с учетом налоговых разниц начиная с отчетных периодов 2014 года.

Однако (важный момент (!)) делать это можно будет по желанию. Ведь дополнительно Законом № 657 также были внесены изменения в п. 46.2 НКУ. Поэтому с 01.01.2014 г. новая формулировка абзаца третьего этого пункта уже будет предусматривать, что налогоплательщик в составе финансовой отчетности «имеет право указывать» (вместо прежнего «приказного» — «указывает») временные и постоянные налоговые разницы. Так что формулировки, как видим, смягчаются (превращаясь в «право» вместо «обязанности»). Хотя, возможно, что так просто ситуацию с налоговыми разницами не оставят и на этом эпопея не закончится: поживем — увидим.

Кредитные союзы перейдут на МСФО. С 01.01.2014 г. применение МСФО (ст. 121 Закона о бухучете) станет обязательным также для:

— кредитных союзов;

— предприятий, осуществляющих вспомогательную деятельность в сферах финансовых услуг и страхования (раздел 66 КВЭД ДК 009: 010), а также деятельность по управлению активами (группа 64.3 КВЭД ДК 009:2010).

Напомним, что такой срок перехода на МСФО для отмеченных субъектов оговорен п. 2 Порядка предоставления финансовой отчетности, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.

Право

 

Защита персональных данных

Как мы уже говорили, в 2014 году в вопросе защиты персональных данных вас ожидают коренные изменения. В чем же они состоят? Начать хотя бы с того, что Госслужба по вопросам защиты персональных данных (далее — ГСЗПД) будет лишена полномочий. Их передадут Уполномоченному ВРУ по правам человека (далее — Уполномоченный). К его компетенции будут отнесены полномочия по: осуществлению проверок, составлению протоколов об админправонарушениях и их направлению в суд, утверждению нормативных актов в сфере защиты персональных данных и т. п.

Вздохните свободно — в 2014 году будет отменена регистрация баз персональных данных

Ей на смену придет уведомление Уполномоченного. Причем направлять такое уведомление нужно будет далеко не всем и не всегда. Это потребуется только при обработке персональных данных, которая представляет особый риск для прав и свобод субъектов персональных данных (т. е. физлиц, чьи персональные данные обрабатываются). Срок для такого уведомления — 30 рабочих дней с момента начала такой обработки. При этом виды соответствующей обработки и категории субъектов, которые обязаны осуществлять уведомление, утвердит Уполномоченный. Форму и порядок такого уведомления определит также он. В этой части заметим, что, в отличие от порядка, действующего сегодня, при уведомлении Уполномоченного вам не придется получать документальное подтверждение приема заявления. Так что проблема, существующая на данный момент (в ГСЗПД не успевали обработать поток «входящей» информации, а потому заявления регистрировались, как правило, с опозданием), будет решена.

Вы столкнетесь и с рядом других изменений. Так, например, для защиты персональных данных вам придется создать отдельное структурное подразделение или же назначить ответственное лицо (сведения об этом необходимо предоставить Уполномоченному). Правда, формально сделать это нужно будет только тем, кто будет осуществлять обработку персональных данных, которая подлежит уведомлению (см. выше).

Изменения предвидятся и в части админответственности

Так, например, за:

1) неуведомление или несвоевременное уведомление Уполномоченного об обработке персональных данных или об изменении сведений, подлежащих уведомлению, предоставление неполных или недостоверных сведений налагается штраф в размере от 100 до 200 ннмдг (1700 — 3400 грн.) для граждан и от 200 до 400 ннмдг (3400 — 6800 грн.) — для должностных лиц и предпринимателей;

2) невыполнение законных требований (предписаний) Уполномоченного или определенных им должностных лиц собственного секретариата по предотвращению или устранению нарушений законодательства в сфере защиты персональных данных применяется штраф в размере от 200 до 300 ннмдг (3400 — 5100 грн.) — для граждан и от 300 до 1000 ннмдг (5100 — 17000 грн.) — для должностных лиц и предпринимателей.

В целом, максимальная планка при определении размера штрафа увеличилась. Так, по некоторым нарушениям его размер может составлять и 2000 ннмдг (34000 грн.). Вместе с тем по некоторым нарушениям размер штрафов незначительно уменьшился (например, для граждан за неуведомление или несвоевременное уведомление Уполномоченного, предоставление неполных/недостоверных сведений — см. выше).

Подробнее обо всем этом вы можете прочесть в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 62, с. 17. При этом, без сомнений, в течение будущего года мы еще не раз вернемся к данной теме.

Изменения в порядке госрегистрации прав на недвижимость

В этом вопросе вас ожидает два изменения. Первое — это сокращение сроков регистрации, которую производят органы госрегистрации. Напомним, сегодня она производится, в общем случае, в течение 14 рабочих дней с момента поступления органу соответствующих заявления и документов.

С 1 января 2014 года этот срок заметно сократится. Он будет составлять, как правило, 5 рабочих дней

Правда, в отдельных случаях срок будет иным. Так, на госрегистрацию права собственности на предприятие как единый имущественный комплекс* и в случае, если ей предшествует выдача свидетельства о праве собственности на недвижимость, проводится в срок, не превышающий 14 рабочих дней. Именно так сформулирована ч. 5 ст. 15 Закона № 1952 в редакции на 01.01.2014 г. При этом, к сожалению, из нее не совсем понятно, как читать указанные условия (госрегистрация права собственности на предприятие как единый имущественный комплекс и госрегистрация, которой предшествует выдача свидетельства о праве собственности): совместно или раздельно? Точку в этом вопросе должен поставить Укргосрегистр.

* Напомним, что предприятие как единый имущественный комплекс является недвижимостью. Даже несмотря на то, что в его состав включаются все виды имущества, предназначенные для деятельности такого предприятия. Это не только земельные участки, здания, сооружения, но и оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, долги и прочие права, если иное не установлено договором/законом (ст. 191 ГКУ).

Второе изменение — появление Порядка № 868. Он вступит в силу 12.02.2014 г. и заменит собой действующий ныне Порядок № 703. Сразу же скажем: кардинально Порядок № 868 ничего не изменит. Как минимум, это связано с тем, что данный документ основан на Законе № 1952, а в нем каких-либо существенных изменений не произошло. Но обратить внимание на этот документ все же придется. Дело в том, что в нем имеются дополнительные требования/правила, не предусмотренные действующим Порядком № 703. В частности, Порядок № 868 указывает на возможность подачи документов на госрегистрацию прав одним из двух путей: лично заявителем или по почте. При этом в последнем случае подпись заявителя придется нотариально удостоверить (п. 11 Порядка № 868).

Уголовная ответственность юрлиц

С 1 сентября будущего года в нашем законодательстве появится уникальное новшество.

К уголовной ответственности смогут привлечь и юрлиц

Вы можете спросить: в чем же уникальность? А в том, что традиционно уголовная ответственность применяется к конкретным физлицам. И неспроста — ведь при этом нужно учесть массу факторов и, в первую очередь, состав преступления. Одним из его обязательных элементов является субъективная сторона, которая выражается, в частности, в форме умысла или неосторожности. Понятно, что у юрлица этого признака быть не может. Максимум, о чем можно говорить: о том, что умысел юрлица проявляется через умысел его руководителя. К слову, на этом и построен принцип применения подобной ответственности. Сейчас вы поймете, о чем идет речь.

img 1Оснований для уголовной ответственности юрлица всего два. Это совершение его уполномоченным лицом (т. е. его должностным лицом или другим лицом, которое согласно закону, учредительным документам или договору может действовать от имени юрлица):

1) от имени и в интересах такого юрлица любого преступления, предусмотренного: ст. 209, ст. 306, чч. 1 и 2 ст. 3683, чч. 1 и 2 ст. 3684, ст. 369, ст. 3692 УКУ. При этом данные преступления считаются совершенными в интересах юрлица, если они направлены на получение им неправомерной выгоды или создание условий для получения такой выгоды, а также на уклонение от предусмотренной законом ответственности. О каких конкретно преступлениях идет речь? Это, в частности, совершение финоперации или сделки со средствами или прочим имуществом, полученным вследствие совершения общественно опасного противоправного деяния, которое предшествовало легализации (отмыванию) доходов, предложение должностному лицу юрлица частного права предоставить ему или третьему лицу неправомерную выгоду и т. п.;

2) от имени юрлица любого преступления, пре­дусмотренного ст. 258 — 2585 УКУ. Это преступления, связанные с терроризмом.

Чем же грозит для юрлица такая уголовная ответственность? К сожалению, последствия плачевны. Во-первых, это штраф. Его размер зависит от степени тяжести преступления, совершенного уполномоченным лицом. Он составляет:

1) за преступление небольшой тяжести — от 5 тыс. до 10 тыс. ннмдг (85 тыс. грн. — 170 тыс. грн.);

2) за преступление средней тяжести — от 10 тыс. до 20 тыс. ннмдг (170 тыс. грн. — 340 тыс. грн.);

3) за тяжкое преступление — от 20 тыс. до 50 тыс. ннмдг (340 тыс. грн. — 850 тыс. грн.);

4) за особо тяжкое преступление — от 50 тыс. до 70 тыс. ннмдг (850 тыс. грн. — 1 млн 190 тыс. грн.).

Разграничивать преступления по степени тяжести нужно на основании критериев, перечисленных в ст. 12 УКУ. В их числе есть и суммовой критерий, который также привязывается к размеру необлагаемого минимума. В связи с этим напомним: для квалификации преступлений в качестве необлагаемого минимума использовать нужно налоговую социальную льготу, а для определения размера штрафа — 17 грн. (п. 5 подразд. 1 разд. ХХ НКУ).

Во-вторых, ликвидация. Она применяется лишь при совершении уполномоченным лицом юрлица любого преступления, перечисленного в ст. 258 — 2585 УКУ (ликвидация не применяется только в том случае, если юрлицо принадлежит к объектам, имеющим стратегическое значение для экономики и безопасности государства). В дополнение к этому суд в таком случае может применить и конфискацию имущества.

Деятельность субъектов хозяйствования

 

РРО

С 1 января 2014 года главные изменения в части РРО будут состоять во вступлении в силу штрафа по п. 9 ст. 17 Закона об РРО. Напомним: налоговики будут налагать его за непредоставление РРО-отчетности в электронной форме. В то же время по факту ваши РРО должны обеспечивать выполнение этой функции уже к декабрю 2013 года. Прочесть об этом вы могли в статье на с. 28 данного номера.

Размер штрафа по п. 9 ст. 17 Закона об РРО составляет 10 ннмдг. Или, другими словами, 170 грн. На первый взгляд, немного, но учтите: РРО-отчетность в электронной форме подается ежедневно в автоматическом режиме. Поэтому такая отчетность не передавалась в течение нескольких дней, налоговики, вполне вероятно, захотят наложить этот штраф за каждый день. Вместе с тем, по нашему мнению, к этому вопросу нужно подходить иначе. Более справедливо говорить: если электронная РРО-отчетность не предоставляется в течение нескольких дней, то субъект совершает продолжающееся нарушение. Возможность такого подхода подтверждают постановления ВСУ от 04.06.2013 г. по делу № 21-155а13 и от 16.04.2013 г. (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 57, с. 46).

В завершение вопроса об РРО напомним: в течение следующего года вы все еще сможете пользоваться РРО, которые создают контрольную ленту в бумажной форме.

Прочие изменения

КВЭД-2010. С будущего года применение КВЭД-2010 станет обязательным. В очередной раз… Напомним, что данное правило должно было «заработать» (и некоторое время даже проработало) еще в текущем году, однако этому помешал приказ Мин­экономразвития от 07.02.2013 г. № 113. Он продлил действие КВЭД-2005 до 31 декабря 2013 года.

Обязательная продажа инвалюты и сроки ВЭД-расчетов. Напомним, что требования НБУ по обязательной продаже 50 % «входящей» инвалюты и 90-дневному сроку ВЭД-расчетов будут действовать лишь до 17 мая 2014 года. Вполне вероятно, что затем НБУ их снова продлит, но учесть этот момент все-таки нужно.

Финансирование строительства. С 1 января «заработает» Закон Украины «Об институтах совместного инвестирования» от 05.07.2012 г. № 5080-VI. Логично, что с этой же даты утратит силу Закон Украины «Об институтах совместного инвестирования (паевых и корпоративных инвестиционных фондах)» от 15.03.2001 г. № 2299-III. Указанный Закон определяет правовые и организационные основы создания, деятельности, прекращения субъектов совместного инвестирования, особенности управления активами этих субъектов, устанавливает требования к составу, структуре и хранению таких активов, особенности эмиссии, обращения, учета и выкупа ценных бумаг институтов совместного инвестирования, а также порядок раскрытия информации об их деятельности.

Что будет… после принятия госбюджета

Закон о госбюджете на соответствующий год определяет в том числе показатели минимальной заработной платы и прожиточного минимума. При этом их роль для налогового учета известна любому бухгалтеру. В связи с этим предлагаем вам рассмотреть наиболее распространенные ситуации, в которых встречаются данные показатели.

Квалификация нарушений/преступлений и размер санкций. В этой части, как правило, используется показатель необлагаемого минимума. При этом, как мы уже говорили, для квалификации нарушений/преступлений в качестве такого минимума выступает налоговая социальная льгота на соответствующий год (п. 5 подразд. 1 разд. ХХ НКУ). До 01.01.2015 г. этот показатель составляет 50 % от размера прожиточного минимума для работоспособного лица (в расчете на месяц), установленного на 1 января отчетного года. Но это касается лишь квалификации нарушений/преступлений. В то же время при определении размера санкции в качестве необлагаемого минимума выступает всегда 17 грн.

На необлагаемый минимум ссылаются не только для этих целей. Он используется, в частности, для определения «суммового» критерия для нотариального удостоверения договора дарения (ст. 717 ГКУ), возможности заключения физлиц сделок в устной форме (п. 3 ч. 1 ст. 208 ГКУ) и т. п. В этом случае необлагаемым минимумом, в большинстве своем, будет также 17 грн.

Ставки судебного сбора. Напомним, что ставки судебного сбора определены в минимальных заработных платах на 1 января календарного года, в котором подается заявление/жалоба. Таким образом, в 2014 году, исходя из БКУ с этой целью нужно ориентироваться на сумму 1218 грн.

Например, при подаче в админсуд иска имущественного характера (к ним относится подавляющее большинство жалоб на налоговые уведомления-решения — см. письмо ВАСУ от 18.01.2012 г. № 165/11/13-12) размер судебного сбора составляет 2 % от размера исковых требований, но не меньше 1,5 размера минимальной заработной платы (1827 грн.) и не больше ее 4-х размеров (4872 грн.).

Возбуждение дела о банкротстве. Одно из условий для возбуждения хозяйственным судом дела о банкротстве — это размер бесспорных требований кредитора (кредиторов) к должнику. Они должны составлять не менее 300 минимальных зарплат. Таким образом, ориентироваться с этой целью нужно на сумму 1218 грн. Это значит, что минимальный размер бесспорных требований к должнику для возбуждения дела о банкротстве составляет 365400 грн.

Минимальный размер уставного капитала. Напомним, что для некоторых хозяйственных обществ закон предусматривает минимальный размер уставного капитала. Так, для АО он составляет 1250 минимальных зарплат, определенных на момент создания/регистрации общества. Таким образом этот критерий составляет 1522500 грн.

Ставки сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности. Напомним, что конкретный размер ставки сбора, в большинстве своем, утверждают местные советы, но ориентируются они при этом на минимальную зарплату, установленную на 1 января календарного года. К примеру, ставка сбора в г. Харькове при осуществлении торговли товарами одной группы длительного срока службы (мебель, мех, ювелирные изделия, бытовая техника, автозапчасти) составляет 0,4 размера минимальной зарплаты на 1 января календарного года. Так что конкретная сумма сбора в 2014 году в таком случае составит 487 грн. (напоминаем, что ставки сбора подлежат округлению по общим правилам — п.п. 267.3.9 НКУ).

При этом заметьте: сбор уплачивается авансом. То есть в декабре вы по факту уплачивали его за январь/I квартал 2014 года. При этом понятно, что с этой целью вы ориентировались на ставки, установленные на 2013 год (в указанном выше примере такая ставка составляет 459 грн.). У многих в связи с этим возникает вопрос: нужно ли доплачивать сумму сбора, если после принятия закона о госбюджете на следующий год ставка сбора повысилась? Делать этого не нужно, что подтверждают и налоговики (см. письмо ГНСУ от 01.03.2013 г. № 5165/7/15-2217п // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 34, с. 7). При этом за следующие периоды (февраль/II квартал) сбор придется уплачивать по ставке, рассчитанной исходя из минимальной зарплаты на 1 января 2014 года.

Единый налог. Единоналожники 1 и 2 групп уплачивают единый налог по ставкам, установленным местными советами, но в рамках, очерченных НКУ. Так, для группы 1 ставка может варьироваться в пределах 1 — 10 % минимальной зарплаты на 1 января налогового года, а для группы 2 — 2-20 %. Так что, например, если местный совет установил ставку единого налога на уровне 10 %, то его месячная сумма в 2014 году составит 121,8 грн. Но заметьте: нередко в решениях местных советов указывается на необходимость округления подобных ставок. В НКУ о таком округлении нет ни слова (в отличие от того же сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности — см. выше), как и о полномочиях местных советов влиять на правила исчисления единого налога. Таким образом, подобные требования являются незаконными. Правда, спорить с ними стоит лишь в крайнем случае — как говорится, «овчинка выделки не стоит» (в указанном выше примере разница составляет 20 копеек). При этом с нашими советами в данной ситуации вы можете ознакомиться в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 9, с. 34.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше