Темы статей
Выбрать темы

Об отдельных вопросах коллективно-договорного регулирования

Редакция НиБУ
Письмо от 31.07.2013 г. № 8422/0/14-13/18
img 1

заключаем колдоговор

img 2

Об отдельных вопросах коллективно-договорного регулирования

Письмо Министерства социальной политики Украины от 31.07.2013 г. № 8422/0/14-13/18

(извлечение)

<…>

Относительно отказа в регистрации коллективного договора

Указанное в Вашем письме постановление Кабинета Министров Украины от 05.04.94 № 225 «О порядке уведомительной регистрации отраслевых и региональных соглашений, коллективных договоров» утратило силу 28.02.2013 на основании постановления Кабинета Министров Украины от 13.02.2013 № 115 «О порядке уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашений, коллективных договоров».

Проведение уведомительной регистрации коллективных договоров регулирует Порядок уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашений, коллективных договоров, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 13.02.2013 № 115 (далее — Порядок).

В соответствии с данным Порядком уведомительная регистрация проводится с целью удостоверения аутентичности экземпляров и копий представленных на регистрацию отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашений, коллективных договоров для обеспечения возможности учета их условий при рассмотрении уполномоченными органами трудовых споров (индивидуальных и коллективных), которые могут возникнуть по результатам выполнения условий таких соглашений (договоров).

Пунктами 2 и 3 указанного Положения поручено местным органам исполнительной власти и рекомендовано органам местного самоуправления в пределах полномочий рассматривать коллективные договоры относительно соответствия законодательству и в случае выявления нарушений предоставлять рекомендации относительно их устранения.

В соответствии с пунктом 5 Положения сторонам коллективного договора может быть отказано в уведомительной регистрации только в случае, если представленные на регистрацию экземпляры договора не являются аутентичными.

Относительно обязательности заключения коллективного договора

Относительно статьи 65 Хозяйственного кодекса Украины отмечаем, что в соответствии со статьей 4 данного Кодекса он не регулирует трудовые отношения. Хозяйственный кодекс определяет основные начала хозяйствования в Украине и регулирует хозяйственные отношения <…>.

Правовые начала разработки, заключения и исполнения коллективных договоров определяет Закон Украины «О коллективных договорах и соглашениях» (далее — Закон), который согласуется с положениями ратифицированных Украиной конвенций и принятых рекомендаций Международной организации труда.

Конвенцией МОТ № 98, Европейской социальной хартией (пересмотренной), ратифицированными Украиной, предусмотрено ведение переговоров на добровольных началах между работодателями или организациями работодателей и организациями работников с целью регулирования условий труда с помощью коллективных договоров.

В соответствии со статьей 3 Закона коллективный договор заключается между работодателем, с одной стороны, и одним или несколькими профсоюзными органами, а в случае отсутствия таких органов — представителями работников, избранными и уполномоченными трудовым коллективом, с другой стороны.

Порядок ведения переговоров по вопросам разработки, заключения или внесения изменений в коллективный договор определяется его сторонами. Содержание коллективного договора определяется сторонами в пределах их компетенции (статьи 10, 7 Закона).

Одновременно за уклонение от участия в коллективных переговорах предусмотрена ответственность. На лиц, которые представляют работодателей или профсоюзы либо другие уполномоченные трудовым коллективом органы и уклоняются от участия в переговорах относительно заключения, изменения или дополнения коллективного договора, либо умышленно нарушили срок, определенный частью третьей статьи 10 данного Закона, либо не обеспечили работу соответствующей комиссии в определенные сторонами сроки, налагается штраф до десяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, и они несут также дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения с должности (статья 17 Закона).

Относительно сферы действия Генерального соглашения

Генеральное соглашение заключается на национальном уровне.

В соответствии со статьей 9 Закона положения генерального соглашения действуют непосредственно и являются обязательными для всех субъектов, пребывающих в сфере действия сторон, подписавших соглашение.

<…>

Работодатели и первичные профсоюзные организации не являются непосредственными участниками переговоров относительно заключения генерального соглашения, их интересы представляют субъекты сторон, заключивших соглашение.

В настоящее время является действующим Генеральное соглашение о регулировании основных принципов и норм реализации социально-экономической политики и трудовых отношений в Украине на 2010 — 2012 годы.

Указанное Генеральное соглашение заключено между Стороной собственников в лице Кабинета Министров Украины и Совместного представительского органа стороны работодателей на национальном уровне, с одной стороны, и Стороной профсоюзов в лице Совместного представительского органа всеукраинских профсоюзов и профсоюзных объединений для ведения коллективных переговоров и социального диалога на национальном уровне, с другой стороны.

Перечень субъектов сторон, заключивших Генеральное соглашение, приведен в Приложениях 1 и 2 к соглашению.

Следовательно, если предприятие было представлено уполномоченными представителями со стороны работодателя и стороны работников при заключении генерального соглашения, то для него будет обязательным соблюдение его норм и положений.

Вместе с тем указываем, что Минсоцполитики не наделено полномочиями относительно толкования правовых норм и их практического применения.

Официальное толкование законов Украины дает Конституционный Суд Украины (статья 147 Конституции Украины).

 

Заместитель Министра — руководитель аппарата В. Коломиец

коментарий редакции


img 3

Колдоговорной коллаж от Минсоцполитики

 

Минсоцполитики изложило подход по трем вопросам коллективно-договорного регулирования трудовых отношений. Ничего революционного в нем нет, но для общего развития с выводами чиновников все же стоит ознакомиться.

Когда могут отказать в регистрации колдоговора? После того как колдоговор заключен, его нужно зарегистрировать. Но заметьте: на начало его действия факт такой регистрации не влияет. Ведь колдоговор вступает в силу с момента его подписания или с даты, указанной в нем. Для чего же тогда нужна такая регистрация? А для того, чтобы нормы колдоговора можно было учесть при рассмотрении трудовых споров, возникающих по результатам его выполнения (п. 2 Порядка уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашений, коллективных договоров, утвержденного постановлением Кабмина от 13.02.2013 г. № 115, далее — Порядок № 115).

Такую регистрацию производят местные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления (ст. 9 Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 01.06.93 г. № 3356-XII, далее — Закон № 3356). Другими словами, районные, районные в гг. Киеве и Севастополе государственные администрации, а также исполнительные комитеты сельских, поселковых и городских советов (п. 1 Порядка № 115). Чтобы зарегистрировать колдоговор, его вместе с приложениями (в числе экземпляров, соответствующем числу сторон, — т. е., как правило, в двух) и копией нужно подать в соответствующий орган. Регистрация производится в течение следующих 14 рабочих дней. Конечно, если орган регистрации не выявит оснований для отказа. Что же это за основания? Чиновники напомнили, что оно всего одно — это неаутентичность поданных на регистрацию экземпляров колдоговоров (п. 5 Порядка № 115).

Обязательно ли заключать колдоговор? Нет, не обязательно. Правда, в этом вопросе чиновники поставили точку уже давно (письмо Министерства труда и социальной политики Украины от 07.04.2006 г. № 2411/0/14-06/18, письмо Минюста от 05.04.2006 г. № 21-5-197). При этом они сообщили, что ч. 7 ст. 65 Хозяйственного кодекса Украины (далее — ХКУ) данному выводу не помеха. Эта норма, напомним, предусматривает, что на всех предприятиях, использующих наемный труд, должен заключаться коллективный договор. В качестве контраргумента этой норме Минсоцполитики сообщило, что ХКУ трудовые отношения не регулирует. Формально все действительно так, но заметим: в идеале коллективный договор все же стоит заключить. Почему? Да хотя бы потому, что именно в нем работодатель закрепляет большинство локальных правил, при определении которых законодатель предоставляет ему свободу. Например, в колдоговоре фиксируются формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, схемы должностных окладов* и т. п. (ст. 15 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР).

* В то же время, если колдоговор все-таки не заключен, то, как в свое время указывали чиновники, подобные вопросы нужно согласовать с выборным органом первичной профсоюзной организации или другим уполномоченным органом (см. письмо Министерства труда и социальной политики от 07.04.2006 г. № 2411/0/14-06/18).

На кого распространяется Генеральное соглашение? При ответе на этот вопрос чиновники также не удивили. К счастью, в хорошем смысле. Они, прежде всего, напомнили, что сейчас все еще действует Генеральное соглашение о регулировании основных принципов и норм реализации социально-экономической политики и трудовых отношений в Украине на 2010 — 2012 годы от 09.11.2010 г. (далее — Соглашение). При этом не удивляйтесь тому, что исходя из названия его действие ограничено 2010 — 2012 гг. Соглашение будет действовать вплоть до принятия нового соглашения (или внесения в него изменений).

Переходим к вопросу о том, на кого же оно распространяется. В ст. 9 Закона № 3356 указано, что положения генеральных соглашений действуют непосредственно и обязательны для всех субъектов, которые находятся в сфере действия сторон, подписавших соглашение. Получается, что Соглашение должно распространяться лишь на тех, кто был представлен при его подписании. С этим не спорит и Минсоцполитики. Оно сообщило, что нормы Соглашения являются обязательными для предприятий, которые были представлены уполномоченными представителями со стороны работодателя (Приложение 1 к Соглашению) и стороны работников (Приложение 2 к Соглашению). Продолжим данную мысль: если нормы Соглашения для предприятия не обязательны, то ему нужно ориентироваться на нормы, установленные законодательством. Кроме того, ему также не запрещено учитывать и положения Соглашения. Данные выводы были изложены еще в 2011 году — в письме Министерства труда и социальной политики от 17.03.2011 г. № 2774/0/14-11/18 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 92, с. 45).

 

Виталий Смердов

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше