Темы статей
Выбрать темы

Трейд-ин: меняем ваше старое авто на наше новое

Редакция НиБУ
Статья

Трейд-ин: меняем ваше старое авто на наше новое

Потребитель постепенно привыкает к термину «трейд-ин». И хотя пользуются такой возможностью все еще немногие, предложение обменять старое авто с доплатой на новое красуется в перечне возможностей, предоставляемых покупателю, любого уважающего себя автосалона. Что получает покупатель, в принципе, понятно: экономию времени и снижение рисков, сопровождающих продажу имеющегося автомобиля в преддверии приобретения нового. С чем же сталкивается автоторговец?

Александр Ключник, налоговый эксперт

 

Головная боль, связанная с выкупом старого автомобиля и его последующей продажей, не слишком радует торговцев автомобилями (будем для краткости условно именовать их дилерами). И идут они на этот шаг не из любви к покупателям, а с целью выжить в условиях жесткой конкуренции. Проследим возможные налоговые последствия для дилера, втянувшегося в систему трейд-ин (именно так на западный манер называют обмен старого авто на новое с доплатой). Для определенности будем считать, что собственником старого автомобиля выступает физическое лицо.

Возможные варианты

То, что для покупателя звучит как «трейд-ин», в действительности может быть достигнуто при помощи разных схем. Принципиальным должно оставаться одно — автовладелец расстается со старым автомобилем, стоимость которого засчитывается в качестве частичной оплаты приобретения нового автомобиля. Каким конкретно образом это достигается, обычно решает дилер. Рассмотрим три основные схемы, которые могут быть использованы.

Первая. Так сказать, трейд-ин «в лоб» — мена с доплатой. По сути, ее можно назвать классическим трейд-ином, так как по документам осуществляется именно то, что вынесено в заголовок.

Вторая. Эта схема предполагает заключение двух встречных договоров купли-продажи. По одному из них физлицо продает дилеру свой автомобиль, бывший в эксплуатации. По другому — дилер продает физлицу новый автомобиль. Затем на меньшую из сумм (вероятнее всего, это будет стоимость автомобиля физлица) осуществляется зачет встречных требований, а разницу физлицо доплачивает. В отдельных случаях, возможно, происходит закрытие каждого из договоров, т. е. вместо зачета — движение денег.

Третья. Заключение между физлицом и дилером посреднического договора на продажу старого авто (физлицо — комитент, дилер — комиссионер), параллельно с которым заключается договор купли-продажи нового (физлицо — покупатель, дилер — продавец). По одному договору комиссионер должен определенную сумму комитенту (за продажу его авто), по другому — покупатель должен заплатить продавцу за новый автомобиль. На меньшую из двух указанных сумм производится зачет, разница выплачивается деньгами. Разумеется, возможен и вариант с движением денег.

Классический трейд-ин

Сделки, в которых одна сторона обязуется передать другой стороне в собственность один товар в обмен на другой, представляют собой товарообмен (бартер). Каждая из сторон договора мены является продавцом того товара, который она передает в обмен, и покупателем товара, который получает взамен. Договором может быть установлена доплата за товар большей стоимости, который обменивается на товар меньшей стоимости. Как видим, рассматриваемая нами ситуация вполне вписывается в указанную схему.

Договорам мены посвящены ст. 715 и ст. 716 ГКУ

С точки зрения налогообложения прибыли «бартерность» приводит к необходимости учитывать требования п. 153.10 НКУ. Доходы и расходы от проведения бартерных операций определяются в соответствии с договорной ценой, но не ниже (не выше) обычных цен.

img 1С 01.09.2013 г. определять обычную цену при неконтролируемых* товарообменных операциях необходимо, ориентируясь на определение обычной цены, приведенное в п.п. 14.1.71 НКУ. Согласно этому определению, обычная цена — цена товаров (работ, услуг), определенная сторонами договора, если иное не установлено НКУ. И если не доказано обратное, то считается, что такая обычная цена отвечает уровню рыночных цен. В свою очередь, определение рыночной цены содержится в п.п. 14.1.219 НКУ, а порядок определения таких цен в настоящее время не установлен.

* О применении обычных цен в неконтролируемых операциях см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 69, с. 10.

Заметим, что применение в рассматриваемом случае п. 146.9 или п. 146.10 НКУ неуместно, так как для дилера автомобили являются товаром, а не объектами основных средств.

Для целей обложения НДС «бартерность» уже не несет обычноценовых последствий: абзац пятый п. 188.1 НКУ, ранее требовавший при товарообмене применять обычные цены, в процессе перехода к трансфертному ценообразованию исключен (о том, в чем влияние обычных цен в нашем случае все же может проявиться, скажем ниже).

С точки зрения НДС «слабым звеном» рассматриваемой схемы является тот факт, что по приобретенному у физлица автомобилю дилер не будет иметь налогового кредита, а с продаваемого нового автомобиля у него возникнут полноценные налоговые обязательства. В какой-то степени это компенсируется при дальнейшей продаже подержанного автомобиля. Согласно абз. второму п. 189.3 НКУ, если плательщик осуществляет деятельность по поставке однородных бывших в употреблении товаров, приобретенных у физлиц с переходом права собственности на такие товары, то базой обложения НДС будет положительная разница между ценой продажи и ценой приобретения таких товаров.

Вообще, для рассматриваемого случая п. 189.3 НКУ является весьма важным. Именно здесь установлено, как определять цену продаваемого подержанного авто, что необходимо для правильного исчисления той самой разницы между ценами, которая является базой обложения НДС. Для физлица необходимо ориентироваться на цену договора, но не ниже оценочной**, а для плательщиков НДС — на договорную стоимость, но не ниже обычных цен.

** Подобная формулировка, предписывающая «входную» цену брать не ниже оценочной, приводит к потенциальному сужению базы обложения НДС. Не исключено, что по задумке законодателя здесь должно было бы значиться «не выше», как раз для предотвращения такого сужения, но... имеем то, что имеем.

Здесь же определено, что подержанными являются автомобили, не соответствующие критерию нового транспортного средства (далее — ТС), т. е. регистрируемые в Украине не впервые и имеющие пробег от 6000 километров и более.

За определением того, какие товары могут считаться однородными, п. 189.3 НКУ отсылает к разд. І НКУ. Судя по всему, речь идет о п.п. 14.1.131 НКУ. По нашему мнению, приобретаемые у физлиц автомобили, бывшие в употреблении, могут рассматриваться как однородные товары для целей применения п. 189.3.

И, наконец, согласно абз.1 п. 173.3 НКУ юрлицо, являющееся стороной в сделке купли-продажи движимого имущества (для целей ст. 173 НКУ под продажей понимается любой переход права собственности на объекты движимого имущества, кроме их наследования или дарения — см. п. 173.8), считается налоговым агентом физлица, участвующего в сделке, по НДФЛ. Со всеми вытекающими последствиями, включая представление ф. 1ДФ (подробнее см. п. 176.2 НКУ). Подробнее об обязанностях юрлица, участвующего в сделке по продаже физлицом автомобиля, читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 83, с. 40.

Доход физлица от продажи (обмена) легкового авто, мотоцикла, мопеда определяется исходя из цены, указанной в договоре, но не ниже среднерыночной стоимости соответствующего ТС или не ниже его оценочной стоимости (по выбору плательщика налога). Так определено абз. третьим п. 173.1 НКУ. Как видим, для целей обложения НДС и для целей обложения НДФЛ «оценочные» подходы к стоимости подержанного авто несколько отличаются. В газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 92, с. 35 можно ознакомиться с новым порядком оценки имущества физлиц для целей налого­обложения, утвержденным постановлением КМУ от 04.03.2013 г. № 231.

В соответствии с п. 173.2 НКУ доход, полученный от продажи (обмена) в течение отчетного (налогового) года одного из объектов движимого имущества в виде легкового автомобиля, мотоцикла или мопеда, как исключение, не подлежит налогообложению. Любая последующая продажа такого рода ТС подлежит обложению по ставке, определенной в п. 167.2 НКУ (т. е. 5 % от базы налогообложения).

Встречные договоры купли-продажи

Вместо заключения договора мены стороны могут заключить два встречных договора купли-продажи. В одних случаях на меньшую из двух сумм может быть осуществлен зачет встречных однородных требований, а разница — доплачена деньгами. В других (например, если юрлицо является плательщиком единого налога, которому запрещены неденежные формы расчета за продукцию) придется обойтись без зачета и нужно будет «прогнать деньги»: предположим, дилер сначала купит у физлица подержанный автомобиль, а потом продаст ему новый. Здесь важно помнить о не так давно введенном ограничении на величину наличных расчетов с участием физлиц (подробнее об этом читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 74, с. 16 и № 76, с. 38).

Каких-либо серьезных налоговых преимуществ перед бартерным вариантом такая схема не содержит. В принципе, можно говорить об устранении «обычноценового» ограничения, присущего бартерным сделкам*. Но, во-первых, на сегодняшний день для неконтролируемых операций такое ограничение выглядит несколько аморфно (отсутствуют четко прописанные правила определения обычных цен, на которые следует ориентироваться). Во-вторых, при продаже ТС (осуществляемой в любой форме) все равно следует ориентироваться то ли на оценочную стоимость, то ли на показатели среднерыночной цены для соответствующей модели с учетом пробега и технического состояния (с учетом сделанного выше замечания о разнице в подходах к оценке для целей обложения разными налогами).

* В подкатегории 102.12 Базы знаний содержится консультация, в которой налоговики соглашаются с тем, что для целей обложения налогом на прибыль зачет встречных требований не эквивалентен бартеру.

Кроме всего прочего, эта схема, как и предыдущая, предполагает приобретение у физлица автомобиля в собственность дилера. В силу ряда причин (не в последнюю очередь связанных с документальными формальностями при смене собственника ТС) это не очень-то радует последнего. Такого рода недостатков лишен следующий подход.

Комиссионная продажа старого авто и купля-продажа нового

Общий результат осуществляемых операций тот же: физлицо продает старый автомобиль, а у дилера приобретает новый. Только продажа подержанного автомобиля производится не дилеру, а на комиссионных условиях** (при которых физлицо выступает комитентом, дилер — комиссионером) конечному потребителю, чаще всего — другому физическому лицу.

** Полезные сведения об оформлении и налогообложении договоров комиссии можно найти в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 56, с. 34.

Комиссионная продажа авто является одним из распространенных вариантов продажи ТС

Такой вариант прямо предусмотрен в Порядке торговли транспортными средствами. Некоторым организационным особенностям таких продаж посвящены два последних абзаца п. 12 Порядка торговли транспортными средствами, в которых сообщается, что комиссионер выдает конечному покупателю справку-счет, на обратной стороне которой наносится информация об оценочной стоимости ТС и о субъекте оценочной деятельности, который ее осуществил, имея на то право.

Исключением является случай, когда доход физлица для целей налогообложения (по его выбору) исчисляется не на основании оценки, а исходя из среднерыночной стоимости, как это предусматривает ст. 173 НКУ. Другим исключением служит случай, когда согласно законодательству отчуждение физлицом легкового автомобиля (мотоцикла, мопеда) не подлежит налогообложению. Но в любом случае физлицо, передающее для реализации свое ТС в виде легкового автомобиля, мотоцикла или мопеда, обязано предоставить письменное уведомление о количестве отчуждений таких ТС в течение текущего календарного года.

Другие важные и полезные сведения содержатся в разделе «Особенности осуществления комиссионной торговли транспортными средствами и их составными частями, имеющими идентификационные номера» (пп. 42 — 56 Порядка торговли транспортными средствами). В частности, комиссионер должен убедиться в отсутствии запрета на снятие авто с учета, сверить идентификационные номера агрегатов автомобиля с техпаспортом и составить в двух экземплярах акт техсостояния авто. Здесь же описаны действия комиссионера при выявлении неисправностей и повреждений ТС, урегулированы действия сторон при разных сроках действия договора и сроках, отведенных на продажу ТС. В п. 54 изложено распределение ответственности перед покупателем между комитентом и комиссионером. В п. 55 приведен полный перечень документов, которые комиссионер выдает покупателю на проданное ТС, а в п. 56условия и сроки выплаты комитенту причитающейся ему суммы.

Обращаем ваше внимание, что в данном случае «работает» абз. первый п. 189.3 НКУ, согласно которому для плательщика налога, осуществляющего предпринимательскую деятельность по поставке бывших в употреблении товаров (комиссионную торговлю), полученных от лиц, не зарегистрированных плательщиками НДС, базой обложения НДС является комиссионное вознаграждение. Рассмотрим применение «комиссионной» схемы на примере.

Пример. У физического лица Петренко И.П. предприятием «Автомайдан» был принят на реализацию на условиях комиссии автомобиль Toyota RAV4, оцененный в 192 тыс. грн. Комиссионное вознаграждение составляет 25 % от продажной стоимости, т. е. 48 тыс. грн. (о том, почему так много, скажем ниже). Гражданин Петренко И.П. письменно уведомил комиссионера о том, что это первая продажа легкового автомобиля в текущем году (другие ТС также им не продавались), следовательно, доход от нее обложению НДФЛ не подлежит.

В то же время Петренко И.П. приобретает у предприятия «Автомайдан» легковой автомобиль Toyota Camry стоимостью 324 тыс. грн. (в том числе НДС — 54 тыс. грн.). Себестоимость этого автомобиля в учете «Автомайдана» — 250 тыс. грн.

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

сумма, грн.

доходы, грн.

расходы, грн.

1

2

3

4

5

6

7

1

Принят на комиссию автомобиль Toyota RAV4 (отражен на забалансовом счете)

24

192000

2

Реализован автомобиль Toyota RAV4

311*

702

192000

3

Начислена задолженность перед комитентом

704

685

192000

4

Списан реализованный автомобиль Toyota RAV4 с забалансового счета

24

192000

5

Начислено комиссионное вознаграждение

685

703

48000

40000

себестоимость услуги

6

Начислено НО по НДС с комиссионного вознаграждения

703

641

8000

7

Реализован новый автомобиль Toyota Camry

361

702

324000

270000

250000

8

Начислено НО по НДС с продажи автомобиля Toyota Camry

702

641

54000

9

Списана себестоимость реализованного автомобиля Toyota Camry

902

282

250000

10

Поступила частичная оплата за Toyota Camry

311*

361

180000

11

Взаимозачет задолженностей

685

361

144000

* Мы используем именно счет 31 «Счета в банках», а не счет 30 «Касса», так как фигурирующие в примере суммы превышают допустимые для наличных расчетов 150 тыс. грн.

 

В нашем примере приняты определенные упрощения. Во-первых, опущены некоторые сопутствующие приобретению нового автомобиля платежи. Во-вторых, продажа нового и продажа старого автомобиля показаны как произошедшие практически одновременно. На практике так случается далеко не всегда. Комиссионер может довольно долго искать покупателя, неся дополнительные расходы, например, на хранение автомобиля. В то же время для покупателя важна оперативность в осуществлении всей комплексной сделки, т. е. он хотел бы зачесть деньги за свой старый автомобиль максимально быстро, осуществить необходимую доплату — и разъезжать в свое удовольствие уже на новеньком авто.

Как правило, если имеет место не просто комиссионная продажа, в результате которой комитенту должны отдать деньги от продажи его авто, а именно продажа ему нового автомобиля с зачетом стоимости старого, такому покупателю идут навстречу. И соответствующая сумма будет зачтена практически сразу, не дожидаясь продажи подержанного автомобиля его новому хозяину. Но ценой такой оперативности (следствием которой является принятие комиссионером на себя определенных рисков и издержек) будет заметно меньшая, по сравнению с рыночной, стоимость старого авто, которую примут в зачет. Такая разница в среднем составляет 20-25 % (в зависимости от марки автомобиля, модели, года выпуска, пробега, технического состояния и т. п.). В данном случае это величина комиссионного вознаграждения, но такого же порядка сумму потеряет физлицо, обращаясь к системе трейд-ин и при других схемах, рассмотренных ранее. А выиграет отсутствие хлопот и скорость совершения сделки.

 

выводы


img 2
 
 
  • То, что для покупателя звучит как трейд-ин, может быть достигнуто дилером с использованием разных договорных схем. В одних случаях выбор определяется системой налогообложения дилера (например, если он единоналожник, то ему нельзя осуществлять неденежные расчеты), в других основывается на желании упростить документооборот и избежать оформления ТС «в собственность».

  • Продажа бывших в употреблении авто имеет определенные особенности, преимущественно в отношении НДС и НДФЛ, в том числе связанные с оценкой.

  • Желание пойти навстречу клиенту и максимально быстро зачесть стоимость его старого автомобиля в счет уплаты нового связано с принятием на себя определенных издержек, связанных с не всегда коротким периодом поиска конечного покупателя для старого авто. Это сказывается на стоимости, по которой принимают подержанный автомобиль к зачету.

 

Документы статьи

  1. НКУ Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

  2. ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

  3. Порядок торговли транспортными средствами — Порядок осуществления оптовой и розничной торговли транспортными средствами и их составными частями, имеющими идентификационные номера, утвержденный постановлением КМУ от 11.11.2009 г. № 1200.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше