Темы статей
Выбрать темы

«Новий рік, щастя всім подаруй...»: украшаем рабочие и торговые помещения

Редакция НиБУ
Статья
img 1

декор

img 2

«Новий рік, щастя всім подаруй…»: украшаем рабочие и торговые помещения

Наступила «полноправная» зима… А это значит, что только каких-то полмесяца отделяют нас от новогодних праздников. Понятно, что предусмотрительный руководитель предварительно позаботится о том, чтобы приобрести новогоднюю елку, игрушки, гирлянды, одежду сказочных новогодних персонажей, заказать услуги актеров и/или дизайнера. А для того чтобы праздничную атмосферу не затмили проблемы с учетом, предлагаем вашему вниманию данную статью.

Максим Нестеренко, налоговый эксперт

Документальное оформление

Операции, связанные с праздничным предновогодним обустройством помещений, должны подтверждаться документально. Это имеет значение как для бухгалтерского, так и для налогового учета. Ведь в соответствии с п.п. 139.1.9 НКУ расходы, не подтвержденные соответствующими расчетными, платежными и другими первичными документами, запрещено включать в состав «налоговых» расходов.

В этом случае документально подтвердить предновогоднее украшение помогут:

1) приказ руководителя о проведении мероприятий по новогоднему оформлению помещений. В этом документе обычно оговариваются порядок, место и сроки проведения мероприятий по новогоднему оформлению помещений, ответственные за это лица. Также в приказе стоит отметить, что новогодние мероприятия имеют связь с непосредственной деятельностью предприятия (например, что они проводятся с целью привлечения покупателей и увеличения объемов продаж);

2) смета расходов на проведение мероприятий по новогоднему оформлению;

3) первичные (расчетные, платежные, приходные и т. п.) документы, свидетельствующие о том, что расходы на предновогодние приготовления действительно были понесены (например, приходные накладные и т. п.).

Также нелишним будет отчитаться о расходах на проведение рекламной акции.

Впоследствии подход к учету следует определять в зависимости от того, какое именно помещение мы собираемся украшать — торговый зал или офис.

Украшаем витрины и торговые залы магазинов

Торговым учреждениям обосновать приобретение новогодней атрибутики проще.

Ведь праздничная атмосфера в торговом зале или соответствующим образом украшенная витрина привлекают дополнительное внимание к их продукции и предприятию в целом

Поэтому приобретение новогодних украшений целесообразно рассматривать именно исходя из этой логики.

Налог на прибыль. Наиболее соответствует характеру таких расходов п.п. 138.10.3 НКУ, где приведен перечень расходов на сбыт, включающих расходы, связанные с реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг. В декларации по налогу на прибыль такие расходы отражаются в строке 06.2. Их стоимость относится в состав «налоговых» расходов на сбыт в периоде фактического осуществления таких расходов согласно правилам ведения бухгалтерского учета (п. 138.5 НКУ).

Основанием для отражения в составе расходов стоимости ТМЦ со сроком службы меньше года, приобретенных для новогоднего декора магазинов и торговых помещений, могут быть:

рекламный п.п. «г» п.п. 138.10.3 НКУ — если предновогодние мероприятия оформляются как имеющие рекламный характер. Такой подход возможен, например, если принято решение о проведении в торговых помещениях новогодних акций либо распродаж. При этом элементы новогодних украшений являются элементами такой акции, например изготовлены в характерной цветной гамме продавца, содержат логотипы магазина или торговых марок, рекламные вывески, призывы, лозунги и т. п. Такие расходы отражаются в составе «налоговых»;

п.п. «з» п.п. 138.10.3 НКУ, предназначенный для других расходов, связанных со сбытом товаров (работ, услуг).

Если срок службы приобретенной для новогодних мероприятий атрибутики больше одного года, а стоимость — максимум 2500 грн., они признаются малоценными необоротными материальными активами (МНМА) в составе группы 11 (п. 145.1 НКУ). В группу 11 такие объекты зачисляются по первоначальной стоимости. Амортизация таких новогодних украшений начисляется в объеме 100 % в первом месяце использования либо методом 50 % на 50 % (п.п. 145.1.6 НКУ).

Наконец, если приобретенные для украшения новогодние приспособления служат дольше одного года и стоят больше 2500 грн., следует учитывать их в составе других основных средств группы 9. К таким основным средствам могут относиться, например, искусственная елка, электрические гирлянды, светодиодные сооружения и т. п. Они зачисляются в состав основных средств по первоначальной стоимости (п. 146.5 НКУ).

Суммы амортизации по новогодним атрибутам, зачисленным в состав МНМА (группы 11) и ОС (группы 9), относятся к расходам на сбыт (п.п. «д» п.п. 138.10.3 НКУ) и будут включаться в такие расходы в периоде ее начисления (п. 138.5 НКУ). Сумма такой амортизации отражается также в графе 2 таб­лицы 1 приложения АМ.

НДС. Если приобретенная новогодняя атрибутика имеет связь с хозяйственной деятельностью, налоговый кредит отражается по общим правилам, т. е. обязательно наличие налоговой накладной и использование в облагаемых НДС операциях. Поэтому согласно пп. 198.1 и 198.3 НКУ по расходам на новогоднее оформление фасадов и витрин магазина, а также торгового помещения можно включить в состав налогового кредита сумму «входного» НДС. Право на налоговый кредит возникает по первому событию (п. 198.2 НКУ) и независимо от того, начали ли объекты новогоднего оформления использоваться в налогооблагаемых операциях (п. 198.3 НКУ).

Что ж, с украшением торговых помещений ситуация более-менее понятна, поэтому переходим к помещениям офисным.

Украшаем офисные помещения

img 3С офисами ситуация намного сложнее. Здесь главная задача — это доказать связь понесенных расходов с хозяйственной деятельностью. Ведь без этого предприятие не имеет права ни на «налоговые» расходы (п.п. 139.1.1 НКУ), ни на амортизацию необоротных активов (п. 144.3 НКУ).

Исходя из этого следует отметить, что приобретенную предприятием новогоднюю атрибутику с целью украшения офиса сложно связать с хозяйственной деятельностью. Ведь приобретение такой атрибутики связано прежде всего с созданием праздничной атмосферы на рабочем месте. Здесь прямые нормы НКУ, которые позволяли бы отражать расходы и налоговый кредит, найти трудно. Поэтому придется надеяться прежде всего на то, чтобы отстоять свое право на расходы и налоговый кредит в судах.

Забегая наперед, отметим, что бороться за расходы имеет смысл в том случае, когда расходы на украшение офиса можно связать с рекламой предприятия или повышением его положительного имиджа среди клиентов. А это возможно только в том случае, если клиенты приходят в офис и собственными глазами видят его украшенным. Ниже мы проанализируем имеющуюся судебную практику относительно «хозяйственной» направленности расходов по каждому конкретному «новогоднему» атрибуту.

Елка

Начнем, наверное, с позиции налоговых органов. Они, ясное дело, против «налоговых» расходов на приобретение елки и ссылаются при этом на п.п. 139.1.1 НКУ (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2012, № 47, с. 24).

Можно ли не спорить с этой позицией? Попробуем. В этом нам поможет определение ВАСУ от 03.12.2009 г. по делу № К-29291/06, в котором суд пришел к выводу, что можно связать приобретение елки с хозяйственной деятельностью. Это возможно, если обосновывать ее приобретение не новогодними праздниками, а эстетическим улучшением бытовых условий офиса, в котором плательщик осуществляет свою уставную деятельность. Однако тут есть одна важная особенность: елка была установлена в помещении, в котором плательщик предоставлял платные услуги.

Из этой правовой позиции суда можно сделать весьма важный вывод.

Если украшается офис, в который периодически приходят клиенты, расходы на такое украшение можно связать с хозяйственной деятельностью

Руководствуясь данным принципом, предновогоднюю отделку офисов, в которые приходят клиенты, безусловно, можно связать с созданием у клиента положительного имиджа предприятия. А следовательно, с его хозяйственной деятельностью.

В дальнейшем в нашем подходе к украшению офисов мы будем руководствоваться прежде всего именно этим принципом. Итак, двигаемся дальше!

Новогодние гирлянды

Относительно украшения офисов новогодними гирляндами разъяснений налоговых органов на сегодняшний день нет. Разве что в письме ГНАУ от 28.01.2010 г. № 806/6/23-4016/40 налоговые органы вспомнили о гирляндах как о принадлежности для мерчандайзинга. Но «подвести» под этот принцип традиционные новогодние гирлянды в офисе вряд ли получится. Суды также считают возможным отражать «налоговые» расходы на приобретение гирлянд исключительно в связи с рекламными мероприятиями (см. определение ВАСУ от 26.07.2011 г. по делу № К/9991/2739/11).

Для того чтобы «наладить» эту связь, опять же необходимо, чтобы украшались именно те помещения, куда приходят клиенты. Кроме того, по нашему мнению, дополнительный аргумент для сохранения этих расходов для налогового учета — заказать эксклюзивные гирлянды с логотипом или названием предприятия.

В этом случае можно «подвести» расходы на приобретение гирлянд под приведенный выше принцип относительно елок. Можно увидеть намек на благосклонное отношение к таким расходам в разъяснениях налоговиков (в частности, в уже упоминавшемся выше письме ГНАУ). Судебная практика также дает определенные надежды на этот путь «спасения» расходов (см. постановление Харьковского апелляционного административного суда от 31.03.2011 г. по делу № 2а-391/10/2070).

В других случаях, т. е. когда установка гирлянд не имеет рекламной цели, отражать расходы на приобретение таких гирлянд в налоговом учете, по нашему мнению, весьма рискованно.

Новогодняя одежда

К новогодней одежде можно отнести костюмы Деда Мороза, Снегурочки, других сказочных персонажей, а также новогодние шапочки (колпаки и т. п.).

Такие приобретения, по-видимому, кажутся оте­чественным плательщикам слишком «экзотическими», чтобы бороться за их связь с хозяйственной деятельностью. Возможно, потому мы не нашли практически никаких разъяснений относительно «хозяйственности» указанных приобретений.

Имеем разве что положительное для плательщика решение по расходам на изготовление декоративного Деда Мороза, установленного на фасаде магазина (см. постановление Окружного административного суда г. Киева от 13.08.2011 г. по делу № 826/7661/13-а). Однако проводить в этом случае аналогию с новогодним костюмом, по нашему мнению, весьма рискованно.

Однако, если новогодняя одежда будет использоваться в офисах, где осуществляется прием клиентов, исходя из «общего» принципа считаем, что расходы и налоговый кредит все-таки отражать можно.

При отражении новогодней одежды в учете следует руководствоваться общими принципами, действующими относительно ее стоимости и срока эксплуатации.

Услуги дизайнера

Допустим теперь, что предприятие решило создать профессиональное новогоднее оформление офиса и нанимает для этого дизайнера. Понятно, что налоговые органы, исходя из своей общей позиции, будут возражать против расходов на приобретение услуг этого дизайнера.

Однако ссылаясь на уже упомянутый принцип, можно «спасти» расходы и налоговый кредит по таким услугам дизайнера. Для этого необходимо отметить, что дизайнер работает именно над оформлением помещений, куда приходят клиенты.

В поддержку таких расходов мы имеем положительное судебное решение относительно услуг дизайнера по новогоднему украшению центра по обслуживанию VIP-пассажиров и прилегающей к нему территории (см. постановление Окружного административного суда г. Киева от 12.07.2013 г. по делу № 826/7969/13-а).

Общий вывод

Попробуем обобщить изложенные выше рассуждения и вывести общий принцип. По нашему мнению, бороться за расходы и налоговый кредит по приспособлениям для новогоднего украшения офисов стоит только в одном случае. Это когда есть возможность доказать, что эти расходы определенным образом связаны с рекламой или созданием положительного имиджа предприятия у клиента.

Это возможно тогда, когда елка, гирлянды, другие новогодние декорации украшают офисы, в которые приходят клиенты

Примерами здесь могут быть офис туристической фирмы или рекламной компании, куда приходят заказывать услуги (так называемые фронтовые офисы). В этом случае порядок налогового учета практически не будет отличаться от тех случаев, когда украшается торговое помещение (см. выше).

Если же идет речь об офисах, в которые не приходят клиенты (например, служебные помещения, бэк-офисы и т. п.), то в случае их украшения на расходы и налоговый кредит надеяться не следует. Украшение таких офисов однозначно можно квалифицировать как нехозяйственную деятельность.

 

Бухгалтерский учет

В отличие от налогового учета, в бухгалтерском учете не ставится вопрос о «хозяйственности» целей, для которых используются приобретаемые ценности, — все они учитываются в составе активов предприятия. Поэтому в зависимости от срока эксплуатации и стоимости место новогодней атрибутики, купленной для украшения как торговых площадей, так и офиса, может быть в составе:

а) основных средств — если срок эксплуатации материальных ценностей больше 1 года, а стоимость превышает стоимостный предел, установленный предприятием. Учет таких «новогодних» основных средств, например, может осуществляться на субсчете 109 «Прочие основные средства», куда, в частности, могут попадать гирлянды, искусственные елки, светотехника, фигурки Деда Мороза, Снегурочки, других сказочных персонажей и т. п.;

б) МНМА — если срок эксплуатации предметов больше 1 года, но стоимость при этом не превышает стоимостный критерий, установленный предприятием. Такие недорогие украшения зачисляются на субсчет 112 «Малоценные необоротные материальные активы»;

в) запасов — если срок эксплуатации новогодней атрибутики меньше года. Такие материальные ценности учитываются на счете 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» и субсчете 209 «Прочие материалы». Обычно в их число попадают приобретаемые картонные гирлянды, воздушные шарики, елочные игрушки, серпантин, снежинки, дождик, конфетти и т. п., а также живые елки, поскольку срок их службы небольшой.

При этом расходы на приобретение или амортизацию новогодних украшений для торгового зала, как правило, списываются на счет 93 «Расходы на сбыт». Расходы на украшение офиса списываются на счет 92 «Административные расходы» (если идет речь об офисах «без клиентов») или на счет 93 (если идет речь об офисах, куда приходят клиенты). Если идет речь о расходах, не дающих право на налоговый кредит, то в бухучете сумма НДС также попадает в расходы.

 

Пример 1. С целью увеличения объема продаж предприятие решило украсить в предновогодний период помещение торгового зала и витрины магазина. Для этого были приобретены:

искусственная елка стоимостью 4200 грн. (в том числе НДС — 700 грн.);

подставка для елки стоимостью 180 грн. (в том числе НДС — 30 грн.);

электрические гирлянды 30 штук на общую сумму 1950 грн. (в том числе НДС — 325 грн.);

серпантин, шарики, елочные игрушки, гирлянды на сумму 600 грн. (в том числе НДС — 100 грн.).

Кроме того, для украшения помещения бэк-офиса были приобретены 3 новогодних композиции на сумму 2100 грн. (в том числе НДС — 350 грн.), а также светодиодная конструкция в форме елки стоимостью 960 грн. (в том числе НДС — 160 грн.).

Таблица 1. Учет расходов предприятия на новогоднее украшение торгового помещения и офиса

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

доходы

расходы

1

2

3

4

5

6

1. Перечислена предоплата за новогодние украшения для торгового зала:

— елку

371

311

4200

641

644

700

— подставку для елки

371

311

180

641

644

30

— электрические гирлянды (30 шт.)

371

311

1950

641

644

325

— серпантин, шарики, елочные игрушки, гирлянды

371

311

600

641

644

100

2. Перечислена предоплата за новогодние украшения бэк-офиса:

— новогодние композиции (3 шт.)

371

311

2100

— светодиодную конструкцию в форме елки

371

311

960

3. Получены от поставщиков для украшения торгового зала:

— елка

152

631

3500

644

631

700

— подставка для елки

153

631

150

644

631

30

— электрические гирлянды (30 шт.)

153

631

1625

644

631

325

— серпантин, шарики, елочные игрушки, гирлянды

22

631

500

644

631

100

4. Получены от поставщиков для украшения бэк-офиса:

— новогодние композиции (3 шт.)

153

631

2100

— светодиодная конструкция в форме елки

153

631

960

5. Отражен зачет задолженности

631

371

9990

6. Переданы в эксплуатацию для украшения торгового зала:

— елка

109

152

3500

— *

— подставка для елки

112

153

150

— электрические гирлянды (30 шт.)

112

153

1625

— серпантин, шарики, елочные игрушки, гирлянды

93

22

500

500

7. Переданы в эксплуатацию для украшения бэк-офиса:

— новогодние композиции (3 шт.)

112

153

2100

— светодиодная конструкция в форме елки

112

153

960

8. Начислена амортизация на:

— подставку для елки

93

132

150

150**

— электрические гирлянды (30 шт.)

93

132

1625

1625**

— новогодние композиции (3 шт.)

92

132

2100

—***

— светодиодную конструкцию в форме елки

92

132

960

—***

— елку

93

131

30 (условно)

30****

* Сформирована первоначальная стоимость объекта ОС группы 9 — елки (3500 грн.).

** На предприятии принято, что амортизация МНМА как в налоговом, так и в бухучете начисляется в размере 100 % стоимости МНМА в первом месяце использования объекта. *** Амортизация в налоговом учете не начисляется, поскольку расходы не связаны с хозяйственной деятельностью. **** В налоговом учете амортизация начисляется ежемесячно начиная с месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию объекта.

 

На этом завершаем. Считаем, что после наших разъяснений у вас не будет хлопот, связанных с учетом новогодних украшений. По крайней мере надеемся, что учет этих приспособлений праздничное настроение вам не испортит.

 

выводы


img 4
 
 
  • Расходы на украшение торговых помещений связаны с хозяйственной деятельностью как расходы на рекламу.

  • Украшение офисов дает право на «налоговые» расходы и налоговый кредит по НДС только в том случае, когда украшается офис, в который приходят клиенты.

  • В зависимости от стоимости и срока эксплуатации новогодние украшения попадают в состав основных средств, малоценных необоротных материальных активов или запасов.

 
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше