Темы статей
Выбрать темы

Новогодние акции: как оформить и учесть

Редакция НиБУ
Статья
img 1

cкидки, розыгрыши, распродажи

img 2

Новогодние акции: как оформить и учесть

Новый год ассоциируется не только и не столько с окончанием отчетного периода (хотя не без этого ☺), сколько с подарками. У субъектов хозяйствования ассоциации такие же… Разница лишь в том, что подарки, в том числе в виде скидок, они дарят не столько для того, чтобы сделать покупателю приятно (но опять же не без этого ☺), сколько для того, чтобы увеличить объемы продаж. В этой статье мы напомним вам об учетных нюансах подобных операций.

Виталий Смердов, налоговый эксперт

Как оформлять и зачем?

Новогодние акции, которые вы готовитесь проводить или уже активно проводите, — это те же рекламные мероприятия. Ведь согласитесь: их конечной целью является не безвозмездная раздача товаров, скидок и т. п. в честь Нового года, а увеличение объемов продаж. Как результат: такие мероприятия нужно правильно оформить. Конкретных требований к такому оформлению законодательство не содержит. Но отдельные правила вам все же придется учесть. Напомним, что рекламные акции, в том числе новогодние, оформляются, как правило:

1) внутренним положением. В частности, положениями о скидках, о маркетинговой политике и т. п.;

2) приказом по предприятию.

Вы можете выбрать любой из этих вариантов (в том числе сразу два) — в зависимости от того, какой из них больше всего подходит под конкретную ситуацию. Приведем пример. Рекламная политика предприятия прописана в соответствующем положении. В него, в частности, включен и перечень возможных рекламных акций. Конкретные же мероприятия могут «запускаться» на основании приказа. В нем же можно конкретизировать и их особенности. Если же такое положение вообще не утверждалось, то можно обойтись лишь приказом.

Вне зависимости от того, какой подход вы изберете, при проведении конкретной новогодней акции в положении/приказе стоит зафиксировать:

1) цель данного мероприятия. Помните: его цель — это не сама по себе раздача товаров, предоставление скидок и т. п., а увеличение объема продаж и, как следствие, доходов. Главным образом, данная цель достигается за счет рекламы. Именно об этом и следует сказать в части цели. Зачем это нужно? Затем, что при проведении такого мероприятия вы понесете расходы, которые, конечно же, захотите отразить в налоговом учете. А сделать это без лишних проблем вы сможете лишь в том случае, если свяжете такую акцию с хозяйственной деятельностью. Это особенно актуально при бесплатных раздачах товаров. То же, кстати, касается и налогового кредита по НДС;

2) конкретное содержание новогодней акции. К примеру, это могут быть скидки (в таком случае нужно прописать размеры скидок и условия для их предоставления), раздачи подарков, розыгрыши призов и т. п. Тут все зависит от фантазии руководства;

3) перечень и число (при необходимости) товаров, подпадающих под акцию;

4) период проведения акции;

5) ответственных лиц;

6) любые другие сведения, которые являются целесообразными в данном случае.

После того, как новогодняя акция будет завершена, есть смысл зафиксировать ее результаты в отчете. В нем, в частности, нужно указать перечень и число товаров, использованных в такой акции, а также сумму понесенных расходов. Кроме того, налоговики традиционно настаивают на составлении сметы расходов, расходных накладных на бесплатно раздаваемые товары и т. п. (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2012, № 47, с. 26).

Чаще всего новогодние акции сводятся к предоставлению скидок и распродажам. При этом их адресатами выступают, как правило, конечные потребители. Поэтому в таком случае вам придется учитывать и предписания Закона № 1023. Вот основные из них:

1) скидки. Напомним, что скидка — это временное уменьшение цены товара, которое предоставляется покупателям (ст. 1 Закона о рекламе). При этом употреблять* понятия «скидка», «сниженная цена» или любые другие аналогичные по смыслу понятия можно лишь при соблюдении трех условий (ч. 4 ст. 15 Закона № 1023). Во-первых, скидка/снижение цены должна относиться к продукции, которую вы непосредственно продаете. Во-вторых, скидка/снижение цены применяется в течение определенного и ограниченного периода времени. Как мы уже говорили, об этом вы должны указать в соответствующем положении и/или приказе. В-третьих, цена продукции ниже ее обычной цены. Понятно, что здесь речь идет не об обычных ценах в понимании НКУ, а о том, что цена продукции после применения скидки/снижения цены должна быть ниже ее прежнего уровня (т. е. до применения скидки/снижения цены);

2) распродажи. Употреблять понятие «распродажа» или любые другие аналогичные понятия допускается при соблюдении трех условий. Во-первых, производится распродажа всех товаров в рамках определенного месяца или четко определенной группы товаров. Во-вторых, длительность распродажи ограничена во времени. В-третьих, цены товаров, попадающих под распродажу, ниже их обычных цен (в этой части подход аналогичен тому, с которым вы ознакомились выше);

3) после того как вы публично объявите о начале проведения указанных выше мероприятий (применение скидок/снижения цен и/или распродажи), потребителей придется извещать о цене продукции до начала таких мероприятий и после. Как правило, такая информация указывается непосредственно на ценнике. Но не исключены и другие варианты.

* О том, что считать таким «употреблением», в Законе № 1023 не сказано. Это, в свою очередь, позволяет читать его достаточно широко. То есть, судя по всему, можно говорить о любом публичном доведении сведений о такой скидке/снижении цены потребителю. Например, перед входом в торговый зал, на ценнике или на самом товаре. В том числе такая информация может доводиться и при помощи рекламы в СМИ. Так что в таких случаях вам придется соблюдать указанные требования.

Соблюдать эти условия нужно, прежде всего, для того, чтобы избежать ответственности по Закону № 1023 за отсутствие информации о продукции. В частности, по его п. 7 ч. 1 ст. 23: в размере 30 % от стоимости полученной для реализации партии товара, но не меньше 5 ннмдг (85 грн.). Если же согласно закону субъект не ведет обязательного учета доходов и расходов, — в размере 5 ннмдг (85 грн.). Кроме того, это поможет вам избежать и налоговых рисков. Дело в том, что в ряде своих консультаций налоговики также ссылаются на эти требования. Но об этом вы прочтете дальше.

Скидки и распродажи: налоговый и бухгалтерский учет

Налог на прибыль. Если новогодняя акция состоит в предоставлении скидок и распродажах, то порядок определения доходов и расходов будет самым общим. Доходы вам придется отразить по дате передачи права собственности на товар покупателю. В рознице он, чаще всего, совпадает с моментом оплаты. Но главный вопрос состоит в другом: в каком же размере отражать такие доходы?

Делать это нужно исходя из фактической цены продажи, т. е. за вычетом скидки/снижения цены. При этом обосновывать «обычность» такой цены больше не нужно

Напомним, что с 1 сентября этого года порядок определения обычных цен в НКУ подвергся коренным изменениям (читайте об этом в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 69). В частности, был изложен в новой редакции п. 153.2 НКУ. Напомним, ранее он требовал учитывать обычные цены, в том числе при продажах любым неплательщикам налога на прибыль. Теперь же этого правила нет.

Причем независимо от размера скидки: будь то 10 %, 75 % или при продаже товара по цене 1 грн. Кроме того, в качестве скидки лучше всего оформить и продажу товаров на условиях, в частности «1+1 = 3». В таком случае скидку можно отразить по всем товарам этого комплекта. Но заметьте: каких-то правил в этом вопросе нет. То есть вы можете отразить такую операцию и как предоставление подарка. Правда, такой вариант опаснее — как в части доходов, так и в части расходов (об учете предоставления подарков читайте дальше). В декларации по налогу на прибыль доходы от продажи товаров со скидками заносятся в строку 02.

Налоговики с таким подходом спорить не должны, тем более, что они признавали его и до указанных изменений в части обычных цен (см. подкатегорию 102.06.06 Базы знаний). Вместе с тем в то время они выставляли дополнительное условие: плательщик должен соблюдать требования Закона № 1023, о которых мы говорили выше (в отношении информации о скидках/распродажах). Однако заметим, что оснований для этого не было тогда, нет их и сейчас. Соблюдение этих требований Закона № 1023 не должно влиять на налоговый учет.

Одновременно с увеличением доходов вы вправе отразить расходы в части себестоимости таких товаров. Ориентироваться при этом нужно на общие правила и ограничения. Каких-то особенностей здесь нет. Даже в том случае, если такая себестоимость окажется выше суммы доходов. В декларации они попадут в строку 05.1.

НДС. В рамках НДС учет продаж со скидками также подчиняется общим правилам. Поставка товаров/услуг, по общему правилу, является объектом обложения НДС. Так что на дату первого события (получения оплаты или отгрузки) вам придется отразить НДС-обязательства. Конечно, при условии, что такие поставки не подпадают под НДС-льготу (в частности, книги или периодика отечественного производства).

Как и по налогу на прибыль, НДС-обязательства нужно отражать исходя из фактической цены продажи (т. е. за вычетом скидки)

В свою очередь, ориентироваться на обычные цены больше нет нужды (с 01.09.2013 г. п. 188.1 НКУ этого не требует). Причем это правило справедливо даже в том случае, если сумма НДС-обязательств по таким товарам окажется меньшей, чем отраженный по ним налоговый кредит.

По этой же дате вам придется составить налоговую накладную. Но заметьте: в рамках новогодних акций поставка товаров/услуг производится, как правило, конечным потребителям за наличность. А это приводит к тому, что налоговые накладные можно составлять не на каждую отдельную поставку, а по итогам дня (п. 8.4 Порядка № 1379). С нюансами их заполнения вы можете ознакомиться в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 35, с. 10. При заполнении Реестра выданных и полученных налоговых накладных, а также декларации по НДС вопросов возникнуть не должно (об их заполнении читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 77, № 47).

НДФЛ. К доходам физлица в виде дополнительного блага относится и сумма скидки обычной цены товаров (работ, услуг), которая предназначена индивидуально для него (абз. «е» п.п. 164.2.17 НКУ). Как видите: одним из условий для возникновения такого дохода является «индивидуальность» скидки. В связи с этим вырисовывается два варианта.

Первый, при котором скидка предоставляется любому потребителю (т. е. не является индивидуальной). В таком случае ее сумма в доходы не попадет

К счастью, налоговики это признают (см. подкатегорию 103.02 Базы знаний). Сделаем лишь два дополнения. Во-первых, при предоставлении таких скидок должен отсутствовать избирательный подход. То есть скидка предоставляется всем потребителям на равных условиях. При этом, по нашему мнению, этот же принцип должен работать и тогда, когда скидка предоставляется определенным группам покупателей: например, мужчинам, женщинам или детям. Во-вторых, в Налоговом расчете по форме № 1ДФ такие суммы не отражаются. И это логично, ведь у вас вообще не должно быть данных для его заполнения в части таких доходов.

Второй вариант — скидка предоставляется индивидуально. То есть только отдельным потребителям (конечно же, если есть возможность их идентификации). При этом налоговики к таким скидкам относят и право потребителя купить товар по цене 1 грн., полученное в результате розыгрыша (см. подкатегорию 103.02 Базы знаний).

В этом случае доход в виде скидки обычной цены товара придется обложить НДФЛ. Сделать это нужно по ставке 15 % или 17 % — в зависимости от суммы такого дохода. При определении базы налогообложения также учтите «натуральный» коэффициент (п. 164.5 НКУ) — ведь доход в виде скидки не является денежным. Он составит 1,176471 (при ставке 15 %) или 1,204819 (при ставке 17 %). Уплачивается НДФЛ в течение банковского дня, следующего за днем предоставления индивидуальной скидки (п.п. 168.1.4 НКУ). В Налоговом расчете по форме № 1ДФ такой доход указывается с признаком «126».

Кроме того, вам предстоит запросить у такого потребителя копию карточки плательщика налогов (налоговый номер) или паспорта, если он отказался от получения регистрационного номера карточки плательщика. Зачем это нужно? Во-первых, для того, чтобы заполнить Налоговый расчет по форме № 1ДФ. Ведь эти сведения вам придется внести в графу 2 данного документа. Во-вторых, в идеале номер карточки плательщика должен заноситься в документы, связанные с указанной операцией. Если этого не сделать, то они будут считаться оформленными с нарушением законодательства (п. 70.13 НКУ). При этом в таком случае к плательщику могут применить штраф по п. 119.3 НКУ: за оформление документов, которые содержат информацию об объектах налогообложения физлиц или об уплате налогов без указания номера карточки плательщика. Его сумма составляет 170 грн.

Бухгалтерский учет. Сумма скидки в бухгалтерском учете не отражается. Так что доход определяется исходя из его фактической суммы (т. е. за вычетом скидки). При отгрузке товара он отражается по кредиту субсчета 702 «Доход от реализации товаров». По этой же дате вам придется увеличить расходы в части себестоимости — записью по дебету субсчета 902 «Себестоимость реализованных товаров».

Приведем пример. Магазин «Саймон» занимается продажей бытовой техники. При этом согласно приказу по предприятию было принято решение продавать в декабре отдельные товары со скидкой 50 %.

Остаток товаров на начало месяца составляет 156000 грн. по розничным ценам. Сумма торговой наценки — 36000 грн.

В декабре предприятие приобрело товар на сумму 40000 грн. (без учета НДС). Продажная стоимость этого товара 52000 грн. (т. е. торговая наценка составила 12000 грн).

В этом же месяце было продано товаров на сумму 84000 грн. (по розничным ценам). Скидка в части акционного товара составила 6000 грн. Таким образом, выручка составила 78000 грн. (84000 - 6000).

Бухгалтерский и налоговый учет продажи товара со скидкой

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма, грн.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

2

3

4

5

6

7

1

Оприходованы товары

40000

281

631

2

Отражен налоговый кредит

8000

641

631

3

Перечислена оплата за полученный товар

48000

631

311

4

Передан товар в розницу

40000

282

281

5

Начислена торговая наценка

12000

282

285

6

Отражен доход от реализации товаров (с учетом скидки)

78000

301

702

65000

64613**

7

Начислены налоговые обязательства по НДС

13000

702

641

8

Отражена сумма скидки

6000

285

282

9

Списана сумма торговой наценки

13387*

285

282

10

Отражена себестоимость реализованных товаров

64613

902

282

*Торговая наценка, подлежащая списанию, определяется таким образом (п. 22 П(С)БУ 9): 1) определяем средний процент торговой наценки:
[(36000 + 12000) : (156000 + 52000)]
х 100 % = 23,08 %; 2) определяем сумму реализованной торговой наценки:
(84000
х 23,08 %) : 100 % = 19387 грн. При этом, поскольку скидка отражена отдельно (в строке 8 данной таблицы), в строку 9 записываем лишь разницу: 19387 - 6000 = 13387 грн. **Себестоимость реализованных товаров определяется как разница между продажной стоимостью реализованных товаров и торговой наценкой, относящейся к ним (п. 22 П(С)БУ 9): 84000 - 19387 = 64613 грн.

 

Розыгрыш призов/скидок: что с лицензией и патентом?

Лицензирование. В числе лицензируемых видов деятельности названа и деятельность по выпуску и распространению лотерей (ст. 9 Закона о лицензировании). Причем на сегодня мораторий на выдачу таких лицензий снят. Но можно ли говорить, что розыгрыш призов в рамках новогодней акции является лотереей? Для этого вспомним, что же такое лотерея. Согласно определению — это массовая игра, независимо от ее названия, которая предусматривает розыгрыш призового (выигрышного) фонда между ее игроками и победа в которой имеет случайный характер, территория проведения которой распространяется за пределы одного здания (сооружения), независимо от способа приема денег за участие в такой игре (ст. 1 Закона № 5204).

Как видите: одним из обязательных признаков лотерей является их платность. Поэтому если вы организовываете розыгрыш призов или другого имущества на бесплатной основе (к примеру, среди посетителей магазина), то оснований для того, чтобы считать такое мероприятие лотерее, нет. Прямым тому подтверждением служит и п.п. 14.1.101 НКУ. В нем указано, что не являются лотереями игры, которые проводятся на бесплатной основе юрлицами и предпринимателями, целью которых является рекламирование их товара (платной услуги), содействие их продаже (предоставлению) при условии, что организаторы таких игр расходуют на их проведение свою прибыль (доход).

Но сразу возникает вопрос: а как быть тем, кто организовывает розыгрыши лишь среди тех, кто приобрел какой-либо товар (работу, услугу)? Ведь в определении сказано, что способ приема денег за участие в игре может быть любым. Уверяем: ничего страшного в этом нет. Ведь в подобном случае при покупке товара (работы, услуги) потребитель платит только за сам товар (работу, услугу). То есть он не вносит отдельную плату за участие в розыгрыше приза. Этот факт фиксируется и в чеке РРО/другом расчетном документе. Так что такой розыгрыш все равно остается бесплатным, а потому лотереей не считается. Тем более, он имеет рекламный характер.

Итог: как и прежде, лицензия при проведении розыгрышей призов не нужна. Но отдельные нормы Закона № 5204 учесть все-таки придется. Так, запомните: запрещается использовать слово «лотерея» или словосочетания «государственная лотерея», «национальная лотерея», «украинская лотерея» в любых падежах и контекстах в рекламе видов предпринимательской деятельности или в названиях юрлиц, если они не являются операторами государственных лотерей/распространителями государственных лотерей (ч. 4 ст. 5 Закона № 5204). Поэтому лучше ограничиться словами «розыгрыш», «акция» и т. п.

Патентование. Плательщики сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности перечислены в п.п. 267.1.1 НКУ. Среди них названы и субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в сфере развлечений (кроме проведения государственных лотерей). Что относится к такой деятельности? Это хозяйственная деятельность, которая состоит в проведении (п.п. 14.1.46 НКУ):

1) лотерей. На данный момент проведение любых лотерей, кроме государственных, запрещено (ст. 4 Закона № 5204). Поэтому в данной части вопрос отпадает;

2) развлекательных игр, участие в которых не предполагает получение их участниками денежных/имущественных призов. В частности, бильярд, кегельбан, боулинг, настольные игры, детские видео­игры и т. п. Суть розыгрыша как раз и состоит в том, чтобы предоставить имущественный приз. Так что он не считается развлекательным мероприятием в понимании п.п. 14.1.46 НКУ.

Таким образом, можем порадовать: получать патент для проведения розыгрыша вам также не придется

Но заметьте: от приобретения торгового патента за осуществление торговой деятельности никто не освобождает (абз. «а» п.п. 267.1.1 НКУ). О приобретении, использовании и аннулировании патентов вы можете прочесть в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 72.

Розыгрыш ¹ азартная игра. На сегодня в Украине все еще действует запрет игорного бизнеса. К нему, в частности, относится деятельность по проведению азартных игр. Но не беспокойтесь: розыгрыши призов не являются азартными играми в понимании Закона Украины «О запрещении игорного бизнеса в Украине» от 15.05.2009 г. № 1334-VI. Ведь в его ст. 1 прямо указано, что к ним не относятся розыгрыши на бесплатной основе с рекламированием (популяризацией) отдельного товара, услуги, торговой марки, знаком для товаров и услуг, наименования или направлений деятельности.

Раздаем подарки и призы: как учесть?

Налог на прибыль. Раздачи подарков и призов по своей сути являются бесплатными рекламными раздачами. О них же вы могли прочитать совсем недавно в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 91, с. 33. Поэтому здесь мы напомним основные тезисы. С 1 сентября 2013 года, после внедрения в НКУ трансфертного ценообразования, основания для отражения доходов при таких раздачах исчезли (об этом читайте выше). Вместе с тем на расходы в сумме себестоимости раздаваемого товара вы имеете полное право. Как мы уже говорили, цель подобных мероприятий — реклама. А рекламные расходы НКУ позволяет отражать в полном объеме (п.п. 140.1.5 НКУ) — главное, их подтвердить. В связи с этим себестоимость таких товаров попадет в состав расходов на сбыт (абз. «г» п.п. 138.10.3 НКУ). В декларации их нужно включить в строку 06.2. С отражением расходов при бесплатных рекламных раздачах соглашаются и контролеры (см. подкатегории 102.07.20, 102.30.02 Базы знаний).

Но не исключаем, что у налоговиков на местах будет и другая точка зрения. Ведь в свое время они настаивали на отражении доходов по обычным ценам при любых бесплатных раздачах. Правда, тогда они позволяли и отражать расходы в части себестоимости таких товаров. В связи с этим: если контролеры будут, как и прежде, следовать такому подходу, то вам нужно отстаивать возможность отражения двойных расходов. То есть в сумме себестоимости и рекламных расходов.

НДС. Бесплатная рекламная раздача товаров — это их поставка, т. е. объект обложения НДС. Так что при такой раздаче вам нужно отразить НДС-обязательства. Но не спешите расстраиваться: после того как п. 188.1 НКУ был изложен в новой редакции, их сумма будет нулевой. Ведь, напомним, после этих изменений обычные цены при поставке товаров/услуг нужно учитывать лишь в рамках контролируемых операций. При этом формально вам все равно придется составить налоговую накладную с нулевой стоимостью товара.

Но возникает вопрос: можно ли сохранить налоговый кредит по таким товарам?

Да, можно. Это обусловлено тем, что у таких поставок рекламная цель. А значит, несмотря на то, что такие поставки являются нулевыми, они все равно связаны с хозяйственной деятельностью. Таким образом, ранее отраженный налоговый кредит сохраняется. При этом напомним: в свое время налоговики неправомерно выступали против налогового кредита по таким операциям (см. подкатегорию 101.16 Базы знаний). На данный момент эта консультация отменена, а потому надеемся, что их подход изменился.

Совсем иначе обстоит дело, если раздается товар, подпадающий под НДС-льготу. По таким товарам отражать налоговый кредит нельзя (нарушается условие об «облагаемости» поставок). Если же налоговый кредит по ним был отражен (например, при приобретении сырья/услуг, необходимых для его изготовления), то вам придется начислить по нему НДС согласно пп. 198.5 и 189.1 НКУ*.

* Этот порядок подходит лишь в том случае, если налоговый кредит был отражен правомерно. То есть если вы ожидали использовать товар в облагаемых поставках в рамках хозяйственной деятельности. В противном случае нужно использовать не пп. 198.5 и 189.1 НКУ, а механизм исправления. О том, как исправлять ошибки в учете по НДС, читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 81.

НДФЛ при проведении розыгрышей призов. Доход в виде призов и выигрышей включается в облагаемый доход плательщика (п.п. 164.2.8 НКУ). Причем если получателя такого дохода можно идентифицировать, то этот доход придется обложить НДФЛ (см. подкатегорию 103.02 Базы знаний). В нашем случае доход, как правило, неденежный, а потому уплатить НДФЛ придется за свой счет. При этом учтите следующие нюансы:

1) ставка налога составляет 30 % (п. 167.3 НКУ);

2) база обложения определяется с учетом «натурального» коэффициента по п. 164.5 НКУ. С учетом указанной выше ставки он составляет 1,428571;

3) уплатить НДФЛ придется в течение банковского дня, следующего за днем предоставления приза (п.п. 168.1.4 НКУ);

4) в Налоговом расчете по форме № 1ДФ доход отражается с признаком дохода «111».

При этом напомним: если по итогам розыгрыша потребитель получает материальный актив не бесплатно, а покупает его за символическую 1 грн., то речь идет о предоставлении индивидуальной скидки (см. подкатегорию 103.02 Базы знаний). Поэтому такой доход нужно облагать НДФЛ в ином порядке, о котором вы можете прочесть выше.

НДФЛ при бесплатной раздаче подарков. Если товары раздаются вне розыгрыша, т. е. без элемента случайности, то стоит говорить о предоставлении подарков. При этом если их получателями является неопределенный круг лиц (т. е. идентифицировать их невозможно), то объекта обложения НДФЛ не возникнет. Что, кстати, подтверждают и налоговики (см. подкатегорию 103.23 Базы знаний). При этом понятно, что в Налоговом расчете по форме № 1ДФ стоимость таких подарков не отражается.

Если же их получателями выступают конкретные лица (с возможностью идентификации), то стоимость подарка является доходом плательщика в виде допблага (абз. «е» п.п. 164.2.17 НКУ). Но учтите: в доход попадает только та часть его стоимости, которая превышает 50 % минимальной зарплаты (в расчете на месяц) на 1 января отчетного года** (п.п. 165.1.39 НКУ).

** Эта льгота работает исключительно при предоставлении неденежных подарков. В противном случае обложить нужно всю сумму.

Другими словами, в 2013 году облагать НДФЛ нужно стоимость подарка, превышающую 573,5 грн.

Причем этот лимит разрешается использовать каждый месяц заново (см. письмо ГНАУ от 16.02.2011 г. № 4284/7/17-0717, 3071/6/17-0715 и Федерации профсоюзов Украины от 15.02.2011 г. № 58/01-16/330).

К сумме указанного превышения следует применить «натуральный» коэффициент. Облагается же оно по общей ставке — 15 % или 17 %. Уплатить НДФЛ придется в течение следующего банковского дня за днем предоставления подарка.

В налоговом расчете по форме № 1ДФ сумма подарка в рамках указанного освобождения от НДФЛ (п.п. 165.1.39 НКУ) заносится с признаком дохода «160». В свою очередь, облагаемая сумма превышения отражается с признаком дохода «126» (см. подкатегорию 103.25 Базы знаний).

Бухгалтерский учет. Бухгалтерский доход при бесплатных рекламных раздачах отражать не нужно. Связано это с тем, что критерии для его признания в данном случае не соблюдаются (п. 5 П(С)БУ 15). Расходы в части себестоимости товара нужно направить в состав расходов на сбыт. То есть на дебет счета 93 «Расходы на сбыт». Такие расходы отражаются в периоде, в котором производилась бесплатная раздача (утвержден отчет о проведении рекламной акции).

 

выводы


img 3
 
 
  • Проведение новогодней акции должно подтверждаться документами. Законодательство не содержит требований к их оформлению, но в них нужно обязательно зафиксировать рекламный характер такой акции.

  • При продаже товара со скидкой доход по налогу на прибыль и НДС-обязательства отражаются исходя из фактической цены продажи (т. е. за вычетом скидки).

  • При рекламной раздаче подарков доходы и НДС-обязательства не отражаются, а расходы в части их себестоимости попадают в состав расходов на сбыт.

  • Если скидки предоставляются не индивидуально (всем желающим), то последствия по НДФЛ отсутствуют. В противном случае НДФЛ придется уплатить.
 
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше