Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Февраль, 2013/№ 14
В избранном В избранное
Печать
Статья

Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов

 

Действующее законодательство относит к инвалидам лиц с устойчивым расстройством функций организма, что при взаимодействии с внешней средой может приводить к ограничению их жизнедеятельности, в результате чего государство обязано создать условия для реализации ими прав наравне с другими гражданами и обеспечить их социальную защиту. О том, какие государство создает условия для реализации права инвалида на труд, и где в цепочке «инвалид — государство» возникает работодатель, читайте в данной статье.

Лилия УШАКОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

КоАП Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон № 875 — Закон Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. № 875-XII.

Порядок представления Отчета — Порядок представления предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, которые используют наемный труд, отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов и информации, необходимой для организации их трудо­устройства, утвержденный постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70.

Порядок регистрации — Порядок регистрации предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, использующих наемный труд, утвержденный постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70.

Инструкция № 42 — Инструкция по заполнению формы отчетности № 10-ПI (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов», утвержденная приказом Минтруда Украины от 10.02.2007 г. № 42.

Инструкция № 286 — Инструкция по статистике количества работников, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 28.09.2005 г. № 286.

 

Право инвалидов работать на предприятиях с учетом индивидуальных программ реабилитации, а также заниматься предпринимательской, другой деятельностью, не запрещенной законом, определено в ст. 17 Закона № 875. С целью реализации данного права для всех работодателей независимо от формы собственности, отраслевой принадлежности и избранной системы налогообложения ст. 19 Закона № 875 установлен норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере:

4 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год, если численность работников 25 человек и более;

одно рабочее место — если работает от 8 до 25 человек.

Подтверждением того, что в счет выполнения данного норматива работодателем был трудо­устроен именно инвалид, являются следующие документы (письмо Фонда инвалидов от 26.03.2007 г. № 1/6-172 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 51):

копия справки к акту осмотра медико-социальной экспертной комиссией (форма № 157-1/о утверждена приказом МОЗ Украины от 30.07.2012 г. № 577), в которой, среди прочего, указываются группа, причины, срок инвалидности и которая содержит заключение об условиях и характере труда инвалида;

— копия пенсионного удостоверения или удостоверения получателя государственной социальной помощи, выплачиваемой вместо пенсии.

Определившись с количественными показателями норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, перейдем к рассмотрению вопросов наших читателей, касающихся расчета норматива, порядка регистрации в Фонде социальной защиты инвалидов (далее — Фонд инвалидов) и подачи отчетности в Фонд инвалидов.

 

Кем проводится расчет норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов? Какой показатель количества работников при этом используется?

Расчет количества рабочих мест для трудо­устройства инвалидов работодатели осуществляют самостоятельно, ориентируясь на базовый норматив, установленный в ст. 19 Закона № 875.

Расчет норматива проводят исходя из среднеучетного количества штатных работников (далее — СКШР) учетного состава за год. При этом в расчете для определения выполнения норматива принимают участие все рабочие места, занятые штатными работниками, в том числе и рабочие места с особым характером труда, с вредными и тяжелыми условиями труда (см. постановление ВСУ от 04.07.2011 г. № 21-159а11). Механизм расчета СКШР учетного состава установлен Инструкцией № 286.

 

Какие работники включаются в расчет СКШР учетного состава, а какие нет?

При расчете показателя СКШР учитываются все штатные работники, заключившие письменно трудовой договор (контракт) и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также собственники предприятия, если, кроме дохода, они получали заработную плату на этом предприятии (см. п.п. 3.2.2 Инструкции № 286). Ниже в таблице перечислим категории работников, которые следует учитывать при подсчете показателя СКШР и не следует.

 

Штатные работники, которые учитываются при подсчете СКШР учетного состава

1

2

1

Фактически явившиеся на работу, в том числе не работающие по причине простоя

2

Находящиеся на испытательном сроке

3

Работающие неполный рабочий день или неполную рабочую неделю

4

Работники, которые находятся в служебных командировках, включая заграничные

5

Заключившие трудовой договор с предприятием о выполнении работы на дому собственным трудом (надомники)*

*В учетное количество штатных работников надомники включаются за каждый календарный день как целые единицы

6

Принятые для замещения временно отсутствующих работников*

*Например, работники, принятые для замещения работников, которые временно отсутствуют из-за болезни, отпуска в связи с беременностью и родами, отпуска для ухода за ребенком до достижения им возраста, установленного действующим законодательством или коллективным договором, и по другим причинам

7

Работающие в соответствии с договорами (распоряжениями, приказами) за пределами предприятия

8

Работники, выполняющие работы вахтовым методом

9

Принятые на постоянную работу по направлению государственной службы занятости в соответствии с договором о трудоустройстве безработного с предоставлением дотации

10

Иностранные граждане, принятые на работу в соответствии с украинским законодательством и получающие заработную плату

11

Студенты дневных отделений учебных заведений, аспиранты, а также учащиеся профессионально-технических учебных заведений, заключившие трудовые договоры с предприятием

12

Отсутствующие на работе по причине:

— болезни*

*Учитываются при расчете СКШР в течение всего периода заболевания до возвращения на работу в соответствии с листком нетрудоспособности или выбытия вследствие установления инвалидности

— нахождения в ежегодном основном и дополнительном отпуске, творческом отпуске

— обучения в учебных заведениях, аспирантурах, и нахождения в отпусках в связи с обучением, поступлением в учебное заведение, или неявки на работу в предоставленные им дополнительные свободные от работы дни, независимо от их оплаты

— нахождения в отпуске без сохранения заработной платы

временного перевода на работу на другое предприятие на основании договоров между субъектами хозяйствования

— привлечения к выполнению государственных или общественных обязанностей

 

— направления с отрывом от производства в учебные заведения с целью повышения квалификации или получения новой профессии (специальности), переподготовки и стажировки на другие предприятия или за границу

— выходного дня

— участия в забастовках

— прогула

— отстранения от исполнения полномочий

— нахождения под следствием до решения суда

Работники, которые не включаются в расчет СКШР учетного состава

1

Совместители (как внешние, так и внутренние)

2

Лица, выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (далее — ГПД)*

* Несмотря на то что в п.п. 2.6.2 Инструкции № 286 речь идет только о ГПД, по которым выполняются работы, по нашему мнению, также не должны учитываться при расчете СКШР и ГПД о предоставлении услуг.

3

Работники, которые временно переведены на работу на данное предприятие с других предприятий в соответствии с договорами между субъектами хозяйствования

4

Учащиеся, слушатели профессионально-технических учебных заведений, которые проходят производственное обучение и производственную практику на предприятии в соответствии с договорами о предоставлении рабочих мест для указанных целей

5

Лица, направленные предприятиями для обучения в учебных заведениях с отрывом от производства, которые получают за счет средств этих предприятий только стипендию

6

Лица, обучающиеся за счет средств, предусмотренных в сводных сметах строительства, для работы на предприятиях, которые будут вводиться в действие

7

Работники, которые подали заявления об увольнении и прекратили работу до истечения срока предупреждения или которые прекратили работу без предупреждения администрации*

*Данные работники исключаются из списочного состава работников с первого дня невыхода на работу.

8

Отсутствующие на работе в связи с:

— нахождением в отпуске в связи с беременностью и родами

— нахождением в отпуске для ухода за ребенком до достижения им возраста, предусмотренного действующим законодательством или коллективным договором предприятия

 

Каков алгоритм расчета показателя СКШР учетного состава за год для определения выполнения норматива трудоустройства инвалидов?

Последовательность действий работодателя при расчете показателя СКШР учетного состава за год для определения выполнения норматива трудоустройства инвалидов приведем в таблице.

 

Последовательность

Действие

1

2

Шаг 1

Определяем количество штатных работников учетного состава за каждый день каждого месяца отчетного года, включая выходные, праздничные и нерабочие дни. Этот показатель определяется на основании данных табельного учета использования рабочего времени, приказов о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении трудовых договоров. Количество штатных работников учетного состава за выходной, нерабочий и праздничный день принимается на уровне учетного количества работников за предыдущий рабочий день

Шаг 2

Определяем СКШР учетного состава за каждый месяц отчетного года. Расчет данного показателя можно представить в виде формулы:
СКШРмесяц = (К1 + К2 + … + КN) : N,
где СКШРмесяц — СКШР учетного состава за отчетный месяц;
К1, К2, КN количество штатных работников учетного состава за каждый календарный день отчетного месяца (с первого по последнее число месяца, включая выходные, праздничные и нерабочие дни);
N — количество календарных дней в отчетном месяце.
Работодатели, которые отработали неполный месяц (например, вновь созданные, ликвидированные, имеющие сезонный характер производства), за исключением тех, которые временно прекратили работу по экономическим причинам, определяют СКШР учетного состава за месяц путем деления суммы учетного количества штатных работников за все дни работы предприятия в отчетном месяце (включая выходные, праздничные и нерабочие дни за период), на число календарных дней в отчетном месяце. Обращаем внимание: к вновь созданным предприятиям не относятся предприятия, созданные на базе ликвидированных (реорганизованных) юридических лиц, обособленных или необособленных подразделений.
Если при исчислении показателя СКШР учетного состава за месяц получено дробное число и после запятой стоит число «5» и более, то такое дробное число округляется в сторону увеличения

Пример 1. Количество штатных работников учетного состава, подлежащих включению в расчет СКШР за все дни января 2012 года, составляет 836 человек, календарное количество дней в январе 2012 года — 31.

Определим СКШР за январь 2012 года:
836 : 31 = 27 (чел.).

Пример 2. Предприятие создано 6 февраля 2012 года. Количество штатных работников учетного состава, трудоустроенных на предприятии, составило: с 13 по 19 февраля — 2 человека;
с 20 по 29 февраля — 10 человек.

Календарное количество дней в феврале 2012 года — 29.
Определим СКШР за февраль 2012 года:

(2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10) : 29 = 4 (чел.).

Таким образом, несмотря на то, что согласно условию примера 2 предприятие было создано 6 февраля 2012 года, при расчете СКШР за февраль 2012 года общее количество штатных работников учетного состава за все дни работы предприятия (с 6 февраля по 29 февраля 2012 года включительно) следует делить на общее календарных дней в феврале 2012 года — 29

Шаг 3

Определяем СКШР учетного состава за отчетный год. Расчет представим в виде формулы:
СКШРгод = (СКШРмесяц1 + СКШРмесяц2 + … + СКШРмесяц12) : 12,
где СКШРгод — СКШР учетного состава за год;
СКШРмесяц1, СКШРмесяц2, СКШРмесяц12 — показатели СКШР за соответствующий месяц отчетного года;
12 — количество месяцев в в году.
Полученный результат округляется до целого (если после запятой число 5 и более, полученное при расчете число округляется в сторону увеличения).
Если предприятие отработало неполный год (например, вновь созданное предприятие или сезонное), то в расчете СКШР учетного состава за год будут принимать участие только месяцы работы предприятия, однако сумму показателей СКШР за все месяцы работы предприятия в отчетном году все равно следует делить на 12 (месяцев) (п.п. 3.2.6 Инструкции № 286)

Пример 3. На предприятии месячные показатели СКШР в каждом из месяцев 2012 года составили: в январе — 200 чел., в феврале — марте — 201 чел., в апреле — 200 чел., в мае — августе — 202 чел., в сентябре — 199 чел., в октябре — ноябре — 202 чел., в декабре — 205 чел.

Определим СКШР учетного состава за 2012 год:
(200 + 201 + 201 + 200 + 202 + 202 + 202 + 202 + 199 + 202 + 202 + 205) : 12 = 202 (чел.).

Пример 4. Предприятие создано в августе 2012 года. Месячные показатели СКШР учетного состава за месяцы работы предприятия в 2012 году составили: август — 25 чел., сентябрь — 26 чел., октябрь — 28 чел., ноябрь — декабрь — 30 чел.

Определим СКШР учетного состава за 2012 год:
(25 + 26 + 28 + 30 + 30) : 12 = 12 (чел.).

То есть, несмотря на то что предприятие было создано в августе 2012 года, при расчете СКШР учетного состава за 2012 год следует делить на 12 (месяцев)

Шаг 4

Если показатель СКШР учетного состава отчетного года равен 8 и более человек, рассчитываем «инвалидный» норматив.
Если СКШР учетного состава за год — от 8 до 25 человек, норматив равен 1 человеку.
Если СКШР учетного состава за год равно 25 или более человек, то, взяв от данного показателя 4 %, получаем «инвалидный» норматив, выполнение которого должен обеспечить работодатель.

 

Каков механизм расчета СКШР учетного состава, которым установлена инвалидность и которые были трудоустроены работодателем в отчетном году?

Исчисление СКШР инвалидов производится аналогично СКШР учетного состава всех работников, только в расчет принимается количество работников-инвалидов, для которых данное место работы является основным, при этом не имеет значения, достиг инвалид пенсионного возраста или нет (см. письмо Фонда инвалидов от 08.08.2007 г. № 1/8-81 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 75). В выполнение норматива не учитываются трудоустроенные инвалиды, для которых данное место работы не является основным (инвалиды, работающие по совместительству).

Если инвалид принят по основному месту работы на условиях неполного рабочего времени, то в выполнение норматива он засчитывается как полновесная единица (1).

Еще один нюанс, касающийся физических лиц — предпринимателей, которые являются инвалидами: такие лица имеют право зачесть себя в счет выполнения своего норматива по трудоустройству инвалидов (абзац второй п. 3.2 Инструкции № 42, письмо Фонда инвалидов от 15.09.2010 г. № 1/6-301/06).

 

По какой форме и в какие сроки работодатели обязаны отчитаться перед Фондом инвалидов о выполнении норматива?

О выполнении норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов работодатели отчитываются перед Фондом инвалидов путем подачи Отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов (далее — Отчет), форма которого № 10-П I (годовая) утверждена приказом Минтруда от 10.02.2007 г. № 42.

Данный Отчет предоставляют те работодатели, у которых показатель СКШР учетного состава за год составил 8 и более человек (ст. 19 Закона № 875, п. 1 Порядка предоставления Отчета и п. 1.1 Инструкции № 42).

Указанный Отчет не подают:

— работодатели с количеством наемных работников, для которых данное место работы является основным, менее 8 человек;

обособленные подразделения предприятий, учреждений, организаций. Дело в том, что данные подразделения не подлежат отдельной регистрации в Фонде инвалидов (см. пп. 2 и 3 Порядка регистрации). По окончании года работодатели, имеющие обособленные подразделения, подают в Фонд инвалидов сводный Отчет, подготовленный с учетом данных по обособленным подразделениям (см. п. 1.2 Инструкции № 42, письмо Фонда инвалидов от 15.09.2010 г. № 1/6-301/06);

— представительства иностранных компаний, не являющиеся юридическими лицами (см. письмо Фонда инвалидов от 11.09.2007 г. № 1/6-417 и разъяснение Фонда инвалидов от 17.04.2006 г. № 06ю-75/667 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, 06, № 45).

Относительно срока подачи Отчета отметим следующее. Пункт 2 Порядка предоставления Отчета и п. 2.1 Инструкции № 42 обязывают работодателей ежегодно предоставлять Отчет в органы Фонда инвалидов до 1 марта, следующего за отчетным годом. То есть если следовать данным нормам, то последним днем подачи Отчета является 28 (в високосном году — 29) февраля года, следующего за отчетным. Однако в самой форме Отчета указан иной срок предоставления — не позднее 1 марта после отчетного периода. В своих разъяснениях по данному вопросу, представленных в письмах от 09.02.2010 г. № 1/6-20/06 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 17) и от 27.04.2010 г. № 1/6-69/03-01, Фонд инвалидов называет последним днем подачи Отчета 1 марта (срок, указанный в форме отчета).

Однако, учитывая, что Порядок предоставления Отчета, утвержденный постановлением КМУ, имеет большую юридическую силу в сравнении с приказом Минтруда, которым была утверждена форма Отчета, мы считаем приоритетным срок, указанный в Порядке предоставления Отчета. В связи с чем рекомендуем работодателям не затягивать со сроками его подачи и предоставить Отчет за 2012 год не позднее 28 февраля 2013 года.

Отчет в отделение Фонда инвалидов может быть:

— предоставлен лично работодателем;

— направлен по почте.

Предоставление Отчета в электронном виде действующим законодательством не предусмотрено (см. письмо Фонда инвалидов от 15.09.2010 г. № 1/6-299/03-01).

Датой поступления Отчета считается дата подачи работодателем Отчета, а в случае отсылки его почтой — дата на почтовом штемпеле (п. 2 Порядка предоставления Отчета).

 

Количество работников, трудоустроенных работодателем по основному месту работы в октябре — декабре 2012 года, превысило 8 человек. Нужно ли ему регистрироваться в Фонде инвалидов и подавать Отчет за 2012 год?

Частью 9 ст. 19 Закона № 875 и абзацем третьим п. 3 Порядка регистрации определено, что в случае увеличения количества работников, для которых данное место работы является основным, до 8 и более лиц, субъекты хозяйствования, в том числе вновь созданные, обязаны зарегистрироваться в отделении Фонда по месту их государственной регистрации в качестве юридических лиц или физических лиц — предпринимателей до 1 февраля года, следующего за годом создания или увеличения количества таких работников, и подать данным отделениям Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов. Эта норма требует пояснений. Приведем их.

Итак, регистрация в Фонде инвалидов напрямую связана с необходимостью подачи отчетности в этот Фонд. Как уже указывалось выше, Отчет в Фонд работодатели подают в случае, если показатель СКШР за год составил 8 и более человек. Поэтому вновь созданным работодателям и тем, кто ранее не был зарегистрирован в Фонде и в каком-либо месяце отчетного года приблизился к этому показателю, не следует сразу устремляться в Фонд инвалидов на регистрацию. Необходимо дождаться окончания отчетного года и посчитать СКШР учетного состава за год. Если этот показатель не превысит 7 человек, то регистрироваться в Фонде не нужно.

Возвращаясь к вопросу нашего читателя, отметим, что ему же также следует рассчитать СКШР учетного состава за 2012 год, в зависимости от полученного значения данного показателя сделать вывод о необходимости регистрации в отделении Фонда.

В общем случае для регистрации в Фонде инвалидов работодателю необходимо будет подать (отправить заказным письмом) заявление по форме, утвержденной приказом Минтруда от 14.03.2007 г. № 98, и копию выписки или извлечения из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (Госреестр). Оригинал выписки или извлечения предъявляется работодателем во время подачи заявления. Если же документы на регистрацию направляются по почте, то они нотариально удостоверяются.

Датой регистрации работодателя в Фонде инвалидов будет дата подачи работодателем указанных документов, а в случае направления их по почте — дата на почтовом штемпеле (п. 4 Порядка регистрации).

 

Чем чревато для работодателя невыполнение норматива рабочих мест для трудо­устройства инвалидов?

Работодатели, не выполнившие по итогам отчетного года норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов, обязаны уплатить соответствующим отделениям Фонда инвалидов административно-хозяйственные санкции (далее — АХС).

Сумма таких санкций зависит от количества работников, трудоустроенных на предприятии по основному месту работы. Если на предприятии работает:

— от 8 до 15 человек, размер АХС равен половине среднегодовой заработной платы штатного работника, работающего на данном предприятии, за каждое рабочее место, не занятое инвалидом;

15 человек и более, размер АХС равен среднегодовой заработной плате штатного работника, работающего на данном предприятии, за каждое рабочее место, не занятое инвалидом.

Расчет суммы АХС производится в Отчете, подаваемом в Фонд инвалидов по результатам отчетного года (см. ниже).

Работодатели уплачивают АХС отделению Фонда инвалидов по месту своей регистрации самостоятельно до 15 апреля года, следующего за годом, в котором произошло нарушение норматива.

Освобождены от платы АХС:

1) работодатели, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов (ст. 20 Закона № 875, письмо Фонда инвалидов от 05.03.07 г. № 1/5-208);

2) неприбыльные организации (см. письмо Фонда инвалидов от 26.04.2007 г. № 1/5-375 и от 06.07.2007 г. № 1/6-313).

Если АХС не уплачены в указанный выше срок, то кроме АХС работодатель обязан будет уплатить еще и пеню. Расчет пени производится исходя из 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на момент уплаты задолженности, начисленной на полную сумму недоимки за весь срок ее существования.

Кроме того, если норматив не был выполнен, должностные лица предприятий, которые пользуются правом принимать на работу и увольнять с работы, и физические лица — предприниматели, использующие наемный труд, могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа от 10 до 20 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 170 грн. до 340 грн.) (ч. 2 ст. 1881 КоАП).

В заключение рассмотрения данного вопроса хотелось бы отметить, что, по мнению Фонда инвалидов, работодатель, не выполнивший «инвалидный» норматив, является безоговорочно виновным в его невыполнении и обязан уплатить АХС в названный выше срок. Доказательства того, что предприятием принимались меры, направленные на создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов и недопущение правонарушений в сфере хозяйствования, Фондом во внимание не принимаются.

Однако мнение судебных органов по данному поводу не так категорично. В своем постановлении от 26 июня 2012 года (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 7, с. 39) ВСУ указывает, что АХС за рабочие места, предназначенные для трудоустройства инвалидов и не занятые ими, уплата которых предусмотрена ст. 20 Закона № 875, являются мерой воздействия на правонарушителя в сфере хозяйствования в связи с совершением правонарушения, а не налогом, сбором (обязательным платежом), подлежащим обязательной уплате. Данная хозяйственно-правовая ответственность у работодателя наступает в случае, если им не будет доказано, что он принял все зависящие от него меры для недопущения такого хозяйственного правонарушения (ч. 1, 2 ст. 218 ХКУ).

При этом доказательством того, что предприятием были выполнены обязательства по трудоустройству инвалидов, может быть факт предоставления сведений о наличии свободных мест в центры занятости*.

*Форма такого отчета (№ 3-ПН) и Инструкция по его заполнению утверждены приказом Минтруда от 19.12.2005 г. № 420. В данном отчете наличие свободного рабочего места (вакантной должности) отмечается по каждой категории граждан отдельно. В случае подачи отчета с информацией о возможности трудоустройства инвалида предприятие должно в графе 15 отчета о наличии вакансий проставить шифр «11».

То есть, если предприятием направлялась в центр занятости информация о наличии вакантных мест, на которые могут быть приняты инвалиды, но центр занятости не направил необходимого количества инвалидов для их трудоустройства, в том числе в связи с тем, что в населенном пункте по месту нахождения предприятия отсутствуют инвалиды, желающие трудоустроиться, то штрафы за невыполнение «инвалидного» норматива к предприятию применяться не должны.

 

Как правильно заполнить Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов?

При заполнении Отчета работодателям следует руководствоваться Инструкцией № 42.

Заполнение адресной части Отчета и сетки кодов работодатели производят по данным справки из Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины.

Правила заполнения строк Отчета с кодами 01 — 06 для наглядности приведем в таблице.

 

Код строки

Что указывается

1

2

01

Указывается СКШР учетного состава за отчетный год*. Расчет данного показателя приведен на с. 27

02

Указывается СКШР учетного состава за отчетный год, которым согласно действующему законодательству установлена инвалидность*. Расчет данного показателя рассмотрен на с. 28

03

Указывается количество инвалидов — штатных работников*, которые должны работать на рабочих местах, созданных работодателем, в соответствии с «инвалидным» нормативом, установленным ст. 19 Закона № 875.
Данный показатель равен у работодателей, у которых СКШР учетного состава:
 — от 8 до 25 человек1 человеку**;
 — от 25 и более человек4 % от показателя, проставленного в строке 01 данного Отчета

04

Отражается сумма фактически начисленной за отчетный год заработной платы штатным работникам, указанным в строке 01. При определении данного показателя следует руководствоваться нормами Инструкции № 5. Перечень выплат, которые включаются в фонд оплаты труда, наши читатели могут найти в статье «Выплаты работникам» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 76).
Обращаем внимание: порядок округления данных этой строки в Инструкции № 42 не прописан. На практике отделения Фонда инвалидов требуют указывать фонд оплаты труда штатных работников в тысячах гривень с одним знаком после запятой. Например, если фонд оплаты труда всех штатных работников за год составил 402535,75 грн., в строке 04 работодателю следует проставить «402,5»

05

Показатель определяется по формуле:

строка 05 = (строка 04 х 1000) : стр. 01.
Инструкция № 42 не содержит указаний относительно порядка проведения округления данных этой строки. На практике отделения Фонда инвалидов требуют отражать данный показатель в гривнях с двумя знаками после запятой.
Например, показатель строки 01 — 15 человек, показатель строки 04 — 402,5 тыс. грн., следовательно, в строке 05 работодатель укажет «26833,33» ((402,5 х 1000) : 15)

06

Строка заполняется в случае невыполнения «инвалидного» норматива**.
Показатель определяется расчетно:
 — для работодателей, у которых работает 15 человек (включительно) и более, как:
cтрока 06 = (строка 03 - строка 02) х строка 05.
 
— для работодателей, у которых работает от 8 до 15 человек, как:
строка 06 = 1 х строка 05 : 2.
Подробно об уплате санкций за невыполнение норматива см. на с. 30

* Данные в строке указываются в целых единицах. Если при исчислении возникает дробное число, его необходимо округлить до целого (если после запятой число 5 и больше, то оно округляется в сторону увеличения).
** В действительности трудоустроить 1 инвалида достаточно работодателям, у которых СКШР за год (строка 01 Отчета) составляет до 37 человек включительно (37 человек
х 4 % = 1,48 = 1 человек).

 

Порядок заполнения работодателями Отчета рассмотрим на конкретном числовом примере.

Пример 5. В течение 2012 года количество наемных работников предприятия изменилось с 27 до 45 человек. Приведем в таблице рассчитанные СКШР учетного состава за каждый месяц 2012 года.

 

Показатель

Месяцы

Итого за 2012 год

январь

фев-раль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сен-тябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

СКШР за месяц

27

27

35

35

34

40

40

41

45

45

45

45

38*

СКШР инвалидов за месяц

1

2

2

2

2

2

2

2

2

1**

* СКШР за год = (27 + 27 + 35 + 35 + 34 + 40 + 40 + 41 + 45 + 45 + 45 + 45) : 12 месяцев = 38,25 » 38 человек.
**СКШР инвалидов за год = (1 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2) : 12 месяцев = 1,4 » 1 человек.

 

Итак, СКШР учетного состава за 2012 год (строка 01 Отчета) составило по предприятию 38 человек. СКШР работников-инвалидов за 2012 год (строка 02 Отчета) — 1 человек.

Определим выполнение норматива по трудоустройству инвалидов (строка 03 Отчета):

38 х 4 : 100 = 1,52 ≈ 2 (чел.).

Получается, что предприятие должно было трудоустроить в 2012 году 2 инвалидов, однако фактически был трудоустроен только 1 инвалид.

Произведем расчет суммы административно-хозяйственных санкций, которые должен уплатить работодатель, не выполнивший норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Допустим, что фонд оплаты труды штатных работников составил 1056,0 тыс. грн.

Определим среднегодовую заработную плату штатного работника (строка 05 Отчета):

1056,0 х 1000 : 38 = 27789,47 (грн.).

Рассчитаем сумму административно-хозяйственных санкций за невыполнение норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов (строка 06 Отчета):

(2 - 1) х 27789,47 = 27789,47 (грн.).

Приведем фрагмент заполненного Отчета за 2012 год, используя полученные в результате расчета данные.

 

 

ЗАТВЕРДЖЕНО

наказом Міністерства праці та соціальної політики України

від 10 лютого 2007 р. № 42

Звіт про зайнятість і працевлаштування інвалідів

за 2012 рік

<…>

Кількість працівників та фонд оплати праці

Назва показників

Код рядка

Фактично за рік

Середньооблікова кількість штатних працівників облікового складу (осіб)

01

38

з них: середньооблікова кількість штатних працівників, яким відповідно до чинного законодавства встановлена інвалідність (осіб)

02

1

Кількість інвалідів — штатних працівників, які повинні працювати на робочих місцях, створених відповідно до вимог статті 19 Закону України «Про основи соціальної захищеності інвалідів в Україні» (осіб)

03

2

Фонд оплати праці штатних працівників (тис. грн.)

04

1056,0

Середньорічна заробітна плата штатного працівника (грн.)

05

27789,47

Сума адміністративно-господарських санкцій за невиконання нормативу робочих місць для працевлаштування інвалідів (грн.)

06

27789,47

<…>

 

Какие документы следует предоставлять Фонду инвалидов вместе с Отчетом?

Традиционно на местах отделения Фонда инвалидов требуют предоставлять вместе с Отчетом копию статистического отчета по форме № 1-ПВ срочная-месячная «Звіт з праці» за январь-декабрь отчетного года.

Работодатели, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов, а также другие неприбыльные организациям подают с Отчетом копию решения о внесении в Реестр неприбыльных учреждений и организаций (п. 2 Порядка предоставления Отчета). Оригинал решения предъявляется вместе с копией при подаче Отчета. В случае направления Отчета по почте копия решения удостоверяется нотариально.

Работодатели, имеющие обособленные подразделения, в случае изменения их количества в сравнении с ранее поданными данными подают вместе с Отчетом Перечень предприятий, вошедших в состав хозяйственного объединения, и/или обособленных подразделений работодателя (далее — Перечень) по форме приложения к Инструкции № 42 (п. 3 Порядка предоставления Отчета).

Хозяйственные объединения, созданные согласно ст. 19 Закона № 875, подают в Фонд инвалидов отдельные Отчеты объединения и предприятий, Перечень и копии договоров, подтверждающих размещение на предприятии общественной организации инвалидов, входящей в состав хозяйственного объединения, заказа на приобретение товаров (работ, услуг), платежных поручений по таким договорам, расчетов расходов на изготовление товаров (выполнение работ, предоставление услуг), которые подтверждают непосредственное изготовление товаров (выполнение работ, предоставление услуг) предприятием общественной организации инвалидов и включение в эти расходы заработной платы инвалидов, работающих на указанном предприятии.

 

Какая ответственность предусмотрена за неподачу Отчета?

За непредоставление Отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов на должностное лицо предприятия, которое обязано подавать такой Отчет, может быть наложен админштраф в размере от 10 до 20 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 170 грн. до 340 грн.) (см. ч. 2 ст. 1881 КоАП, письмо Фонда инвалидов от 12.05.2009 г. № 1/5-447/06).

Данное нарушение может быть выявлено в ходе проверки должностными лицами Фонда инвалидов и его территориальными отделениями.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно