Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении формы Реестра выданных и полученных налоговых накладных и порядка его ведения

Редакция НиБУ
Приказ от 17.12.2012 г. № 1340

Министерства и ведомства Украины

 

Об утверждении формы Реестра выданных и полученных налоговых накладных и порядка его ведения

Приказ от 17.12.2012 г. № 1340

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 1 февраля 2013 г. под № 201/22733

(извлечение)

 

В соответствии с пунктом 201.15 статьи 201 раздела V Налогового кодекса Украины, пунктом 66 раздела I Закона Украины от 24 мая 2012 года № 4834-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по усовершенствованию некоторых налоговых норм», подпунктом 19 пункта 1 раздела I Закона Украины от 7 июня 2012 года № 4915-VI «О внесении изменений в Налоговый и Таможенный кодексы Украины по согласованию их отдельных норм», абзацем третьим пункта 4 раздела II Закона Украины от 5 июля 2012 года № 5083-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно государственной налоговой службы и в связи с проведением административной реформы в Украине», пунктом 10 раздела I Закона Украины от 2 октября 2012 года № 5412-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по урегулированию отдельных вопросов налогообложения» и согласно подпункту 64 пункта 4 Положения о Министерстве финансов Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 8 апреля 2011 года № 446,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить форму Реестра выданных и полученных налоговых накладных и Порядок ведения реестра выданных и полученных налоговых накладных (прилагаются).

2. Признать утратившим силу приказ Государственной налоговой администрации Украины от 24 декабря 2010 года № 1002 «Об утверждении формы Реестра выданных и полученных налоговых накладных и Порядка его ведения», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 29 декабря 2010 года под № 1402/18697.

<…>

4. Настоящий приказ вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем дня его официального опубликования.

<…>

 

Министр Ю. Колобов

 

 

 

img 1

img 2

img 3

 

 

Утвержден приказом Министерства финансов Украины от 17.12.2012 г. № 1340

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 1 февраля 2013 года под № 201/22733

ПОРЯДОК ведения реестра выданных и полученных налоговых накладных

 

I. Общие положения

1. Введение реестра выданных и полученных налоговых накладных (далее — Реестр) обусловлено требованиями пункта 201.15 статьи 201 раздела V Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс).

Реестр является формой для записи (регистрации) выданных и полученных налоговых накладных.

Исправление ошибки в Реестре осуществляется методом «сторно» по правилам, предусмотренным для бухгалтерского учета, в момент выявления такой ошибки.

Корректировка ошибочных записей в Реестре не приводит к необходимости формирования новых (уточняющих) реестров.

2. Реестр ведется лицами, зарегистрированными плательщиками налога на добавленную стоимость.

Если не зарегистрированные плательщиками налога на добавленную стоимость филиалы и другие структурные подразделения плательщика налога самостоятельно осуществляют приобретение/поставку товаров/услуг и производят расчеты с поставщиками/потребителями, то зарегистрированный плательщик налога, в состав которого входят такие структурные подразделения, может делегировать филиалу или структурному подразделению право ведения части Реестра в рамках деятельности такого филиала (структурного подразделения). Для этого плательщик налога должен каждому филиалу и структурному подразделению присвоить отдельный числовой код (номер, шифр), о чем в письменном виде проинформировать орган государственной налоговой службы по месту его регистрации как плательщика налога на добавленную стоимость. Если плательщиком налога делегировано филиалам или структурным подразделениям право ведения частей Реестров, данные таких частей Реестров являются составными частями Реестра плательщика налога.

При выполнении договоров о совместной деятельности или договоров управления имуществом Реестр ведется лицом, которое ведет учет результатов такой деятельности.

Реестр ведется инвестором (оператором), который ведет отдельный учет, связанный с выполнением соглашения о разделе продукции.

Плательщики налога на добавленную стоимость составляют отдельные Реестры по следующим видам деятельности:

сельскохозяйственные предприятия, применяющие специальный режим налогообложения деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства согласно статье 209 раздела V Кодекса, — с отметкой 022;

сельскохозяйственные предприятия всех форм собственности, которые отвечают критериям, определенным статьей 209 Кодекса, но которые не выбрали специальный режим налогообложения деятельности в сфере сельского, лесного хозяйства и рыболовства и реализуют молоко, скот, птицу, шерсть собственного производства, а также молочные продукты, молочное сырье и мясопродукты, произведенные в собственных перерабатывающих цехах, — с отметкой 023;

перерабатывающие предприятия всех форм собственности, которые согласно пункту 1 подраздела 2 раздела XX Кодекса за реализованные ими молоко, молочное сырье и молочные продукты, мясо и мясопродукты, другую продукцию переработки животных, закупленных в живом весе (шкуры, субпродукты, мясокостная мука), направляют суммы налога на добавленную стоимость в специальный фонд государственного бюджета и на специальный счет, — с отметкой 024.

Лицо, которое ведет учет результатов в ходе выполнения договоров о совместной деятельности или договоров управления имуществом, инвестор (оператор), который ведет отдельный налоговый учет, связанный с выполнением соглашения о разделе продукции, ведет отдельные Реестры по указанной деятельности.

3. Реестр ведется в электронном виде в утвержденном формате и по собственному желанию плательщика в бумажном виде.

Все графы Реестра, имеющие стоимостные показатели, заполняются в гривнях с копейками.

Плательщики налога ежемесячно в сроки, предусмотренные для подачи налоговой отчетности (календарный месяц), в том числе для которых установлен отчетный налоговый период — квартал, подают в орган государственной налоговой службы копии записей в Реестрах за такой период в электронном виде. Копии записей в Реестрах подаются с помощью телекоммуникационных сетей общего пользования с использованием надежных средств электронной цифровой подписи (при условии получения их в определенном законодательством Украины порядке) в утвержденном формате.

Лицо, которое регистрируется как плательщик налога со дня иного, нежели первый день календарного месяца, и первым отчетным (налоговым) периодом которого является период, который начинается со дня такой регистрации и заканчивается последним днем первого полного календарного месяца, должно предоставить в орган государственной налоговой службы отдельно копии
записей в Реестрах за месяц, в котором произошла регистрация плательщиком налога, и отдельно за месяц, следующий за месяцем регистрации.

4. При проведении плановой или внеплановой выездной документальной проверки плательщик налога обязан обеспечить доступ должностных лиц органов государственной налоговой службы к Реестру.

5. В Реестре отдельно учитываются операции:

по поставке товаров/услуг, облагаемых налогом на добавленную стоимость по основной или нулевой ставке, освобожденных от налогообложения, не являющихся объектом налогообложения, услуг за пределами таможенной территории Украины и услуг, место поставки которых определено за пределами таможенной территории Украины;

по приобретению товаров/услуг с целью использования в хозяйственной деятельности плательщика для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость по основной или нулевой ставке, освобожденных от налогообложения, и не являющихся объектом налогообложения, а также не предназначаемых для использования в хозяйственной деятельности этого плательщика налога.

6. Реестр является основой для отражения сводных результатов такого учета в налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость.

 

II. Особенности заполнения служебных полей Реестра

1. В служебном поле для отметки о типе декларации (строки 011 — 012) и служебном поле для отметки о подаче налоговой декларации с отметкой (строки 021 — 024) проставляется отметка «Х» в строке служебного поля, соответствующей типу декларации, к которой составлен Реестр.

При подаче плательщиком налога на добавленную стоимость новой отчетной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость к такой декларации прилагаются копии записей в Реестрах, где в строке 012 «Отчетной новой» проставляется отметка «Х».

При подаче плательщиком отдельных Реестров в служебном поле для отметки о форме налоговой декларации (строки 021 — 024) проставляется отметка «Х» в строке служебного поля, соответствующей декларации с отметкой, а именно: 021 — декларации с отметкой 0110 (общей); 022 — декларации с отметкой 0121/0122/0123 (статья 209 раздела V Кодекса); 023 — декларации с отметкой 0130 (пункт 209.18 статьи 209 раздела V Кодекса); 024 — декларации с отметкой 0140 (пункт 1 подраздела 2 раздела XX Кодекса).

2. В служебном поле «номер порции реестра» (строка 013) указывается номер порции Реестра от 01 до 99. При этом стандарт порции составляет не более 20 тысяч записей.

3. В служебном поле 03 «Отчетный (налоговый) период» указывается отчетный (налоговый) период (месяц), за который подается Реестр.

В случае подачи Реестра плательщиком, у которого отчетным (налоговым) периодом является квартал, заполняется служебное поле «признак квартальной отчетности».

4. В случае ведения части Реестра филиалами и структурными подразделениями плательщика (согласно пункту 2 раздела I настоящего Порядка) в служебном поле 04 «Плательщик» указывается наименование плательщика и через дробь наименование и номер, установленный для этих филиалов и других структурных подразделений.

 

III. Порядок заполнения раздела I Реестра

1. В разделе I Реестра отражаются выданные налоговые накладные, в том числе составленные в случаях, определенных пунктом 8 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 1 ноября 2011 года № 1379, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 22 ноября 2011 года под № 1333/20071, расчеты корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной, утвержденной указанным приказом (далее — приложение 2 к налоговой накладной)), таможенные декларации (далее — ТД), документы бухгалтерского учета.

1.1. Учет выданных налоговых накладных производится в день возникновения налоговых обязательств, дата возникновения которых определяется согласно требованиям статьи 187 раздела V Кодекса.

1.2. Учет операций по поставке товаров/услуг ведется на основании налоговой накладной и расчета корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной).

1.3. Записи на основании расчета корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной) осуществляются в случае осуществления корректировки сумм налоговых обязательств согласно статье 192 раздела V Кодекса.

1.4. Учет операций по поставке товаров/услуг, которые не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость согласно требованиям статьи 196 раздела V Кодекса, ведется на основании документов бухгалтерского учета.

2. Особенности заполнения некоторых граф раздела I Реестра.

2.1. В графе 1 записывается порядковый номер налоговой накладной (порядковый номер налоговой накладной соответствует порядковому номеру записи в Реестре), расчета корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной).

При этом нумерация записей осуществляется удобным для плательщика налога способом или с первого номера каждого отчетного налогового периода (ежемесячно, ежеквартально) или нарастающим итогом с начала года.

2.2. В графе 2 указывается дата составления налоговой накладной (дата составления налоговой накладной соответствует дате записи в Реестре), расчета корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной).

2.3. В графе 3 указываются порядковый номер налоговой накладной, соответствующий номеру из графы 1, номер расчета корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной).

Если плательщиком осуществляются операции по вывозу товаров за пределы таможенной территории Украины, в графе 3 проставляется номер ТД.

2.4. В графе 4 указывается вид документа согласно следующим обозначениям:

ПНП — налоговая накладная, составленная на бумажных носителях;

ПНЕ — электронная налоговая накладная.

В случае составления налоговой накладной по отдельным операциям, определенным в пункте 8 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 1 ноября 2011 года № 1379, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 22 ноября 2011 года под № 1333/20071, к виду документа добавляется тип причины (например, ПНП01 — бумажная налоговая накладная, выписанная на сумму превышения обычной цены над фактической);

РКП — расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной), составленный на бумажных носителях;

РКЕ — электронный расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной);

МДП — таможенная декларация, составленная на бумажных носителях;

МДЕ — электронная таможенная декларация;

БО — документ бухгалтерского учета.

Если данные документа включаются в уточняющие расчеты за отчетный период, к виду документа добавляется буква «У» (например, ПНЕ — электронная налоговая накладная, ПНЕУ — электронная налоговая накладная, включенная в уточняющий расчет).

2.5. В графе 5 указывается наименование (фамилия, имя, отчество — для физического лица — предпринимателя) покупателя.

2.6. В графе 6 указывается индивидуальный налоговый номер покупателя — плательщика налога на добавленную стоимость.

Если плательщик налога выписывает налоговую накладную, где в строках «Индивидуальный налоговый номер покупателя» и «Номер свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость (покупателя)» проставляется ноль, то при заполнении графы 6 также проставляется ноль.

2.7. В графах 7 — 12 отражается информация о поставке товаров/услуг.

2.8. В случае осуществления записей на основании расчета корректировки количественных и стоимостных показателей (приложение 2 к налоговой накладной) такие записи осуществляются с соответствующим знаком («+» или «-»).

 

IV. Порядок заполнения раздела II Реестра

1. В разделе II Реестра отражаются полученные налоговые накладные, расчеты корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной), ТД на ввоз товаров, а также другие документы, на основании которых осуществляется учет операций по приобретению товаров/услуг.

1.1. Приобретение или изготовление товаров/услуг и приобретение (строительство, сооружение, создание) необоротных активов, в том числе при их ввозе на таможенную территорию Украины (в том числе в связи с приобретением и/или ввозом таких активов в качестве взноса в уставный фонд и/или при передаче таких активов на баланс плательщика налога, уполномоченного вести учет результатов совместной деятельности), на таможенной территории Украины отражается на основании налоговых накладных, расчетов корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной), ТД, а также:

товарных чеков или других расчетных документов, которые удостоверяют факт уплаты налога в связи с приобретением таких товаров/услуг, или первичных документов, составленных в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», подтверждающих факт получения таких товаров/услуг, копии которых прилагаются к заявлению с жалобой на поставщика этих товаров/услуг, прилагаемому покупателем товаров/услуг к налоговой декларации за отчетный период, — в случае отказа со стороны продавца этих товаров/услуг предоставить налоговую накладную или в случае нарушения им порядка ее заполнения и порядка регистрации в Едином реестре налоговых накладных;

транспортных билетов, гостиничных счетов или счетов, которые выставляются плательщику налога за услуги связи, другие услуги, стоимость которых определяется по показаниям приборов учета, содержащих общую сумму платежа, сумму налога и налоговый номер продавца, кроме тех, форма которых установлена международными стандартами;

кассовых чеков, которые содержат сумму полученных товаров/услуг, общую сумму начисленного налога (с определением фискального номера и налогового номера поставщика), на общую сумму полученных товаров/услуг не более 200 гривень в день (без учета налога).

1.2. Операции по ввозу товаров на таможенную территорию Украины отражаются на основании таможенной декларации, оформленной согласно требованиям законодательства.

1.3. Операции по получению услуг от нерезидента на таможенной территории Украины отражаются на основании налоговой накладной, налоговые обязательства по которой включены в налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость, утвержденную приказом Министерства финансов Украины от 25 ноября 2011 года № 1492 «Об утверждении форм и Порядка заполнения и подачи налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость», зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 20 декабря 2011 года под № 1490/20228 (далее — налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость), предыдущего периода.

1.4. Учет приобретенных товаров/услуг на таможенной территории Украины у лиц, не зарегистрированных плательщиками налога на добавленную стоимость, ведется на основании документов, удостоверяющих поставку таких товаров/услуг.

2. Особенности заполнения некоторых граф раздела II Реестра.

2.1. В графе 1 проставляется номер записи налоговой накладной, расчета корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной), других подобных документов, указанных в пунктах 201.10 и 201.11 статьи 201 раздела V Кодекса, и документа, удостоверяющего факт приобретения товаров, ТД на ввоз товаров на таможенную территорию Украины. Указанный номер записи переносится на указанный документ.

2.2. В графе 2 указывается дата получения налоговой накладной или другого документа, указанного в подпункте 2.1 настоящего пункта.

При занесении в Реестр налоговой накладной и/или расчет корректировки к налоговой накладной, которые зарегистрированы в Едином реестре налоговых накладных и выданы покупателю в месяце, следующем за месяцем их составления, указывается фактическая дата их получения независимо от того, в каком отчетном периоде они будут отражены в составе налогового кредита (в отчетном периоде их составления или в отчетном периоде их получения).

2.3. В графы 3, 4 переносятся соответствующие реквизиты налоговой накладной или другого документа, указанного в подпункте 2.1 настоящего пункта.

2.4. В графе 5 указывается вид документа согласно следующим обозначениям:

ПНП — налоговая накладная, составленная на бумажных носителях;

ПНЕ — электронная налоговая накладная;

РКП — расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной), составленный на бумажных носителях;

РКЕ — электронный расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной);

МДП — таможенная декларация, составленная на бумажных носителях;

МДЕ — электронная таможенная декларация;

ЧК — кассовый чек.

Если общая сумма полученных товаров/услуг по кассовому чеку превышает 200 гривень, плательщик налога не имеет права отнести в состав налогового кредита ни всю сумму налога на добавленную стоимость, уплаченную при приобретении таких товаров/услуг, ни ее часть, плательщик налога в графе 5 проставляет обозначение «ЧК» — кассовый чек и заполняет графы 13 и 14 Реестра;

ТК — транспортный билет;

ГР — гостиничный счет;

ПЗ — счет за услуги связи;

ПО — услуги, стоимость которых определяется по показаниям приборов учета;

ЗП — заявление плательщика и копии товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога в связи с приобретением таких товаров/услуг, или копии первичных документов, составленных в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», подтверждающих факт получения таких товаров/услуг согласно пункту 201.10 статьи 201 раздела V Кодекса;

НП — документ, который удостоверяет приобретение товаров/услуг на таможенной территории Украины у лиц, не зарегистрированных как плательщики налога на добавленную стоимость;

БО — документ бухгалтерского учета, в том числе бухгалтерская справка, которая составляется в случае:

корректировки в результате частичного использования товаров/услуг, необоротных активов в операциях сельскохозяйственного и перерабатывающего производства (строка 16.2 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость);

корректировки по поставке сельскохозяйственной продукции или продукции собственного производства перерабатывающего предприятия в таможенном режиме экспорта (переносится из декларации с отметкой 0121/0122/0123 или декларации с отметкой 0140);

корректировки, которая проводится в связи с перерасчетом доли использования товаров/услуг в облагаемых и не облагаемых налогом операциях за последний налоговый период календарного года (строка 16.4 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость);

если в налоговый кредит включаются суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные (начисленные) в стоимости товаров/услуг, необоротных активов, которые не были включены в состав налогового кредита при приобретении или изготовлении таких товаров/услуг, необоротных активов, и/или по которым были определены налоговые обязательства в соответствии с пунктом 198.5 статьи 198 раздела V Кодекса, если такие товары/услуги, необоротные активы начинают использоваться в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности, в том числе перевода непроизводственных необоротных активов в состав производственных необоротных активов.

Бухгалтерская справка должна быть составлена согласно налоговым накладным, таможенным декларациям, другим документам, предусмотренным пунктом 201.11 статьи 201 Кодекса, которые являются основанием для начисления сумм налога, относящихся к налоговому кредиту, с учетом норм пункта 198.6 статьи 198 Кодекса, и содержать исчерпывающий их перечень.

В Реестре бухгалтерская справка записывается следующим образом: в графе 2 — дата составления бухгалтерской справки, в графах 3, 4, 6, 7 — соответственно дата составления, порядковый номер налоговой накладной (расчета корректировки к налоговой накладной), наименование и индивидуальный налоговый номер поставщика, который ее составил, в графе 5 — указывается вид документа БО, к которому добавляются обозначения вида документа, которым подтверждается операция по поставке (БОПНП — в случае отнесения к налоговому кредиту сумм налога на основании бумажной налоговой накладной, БОПНЕ — на основании электронной налоговой накладной и т. п.). При этом суммы в графах 9, 10 указываются со знаком «+», а в графах 11, 12, 13, 14, 15, 16 — со знаком «-».

Если данные документа включаются в уточняющие расчеты за отчетный период, к виду документа добавляется буква «У» (например, ПНП — бумажная налоговая накладная, ПНПУ — бумажная налоговая накладная, включенная в уточняющие расчеты; ПНЕ — электронная налоговая накладная, ПНЕУ — электронная налоговая накладная, включенная в уточняющие расчеты).

2.5. В графе 6 указывается наименование (фамилия, имя, отчество — для физического лица — предпринимателя) поставщика.

В случае приобретения товаров за пределами таможенной территории Украины и получения услуг от нерезидента на таможенной территории Украины в графе 6 проставляются страна нерезидента и наименование (фамилия, имя, отчество /при наличии/ — для физического лица) нерезидента.

2.6. В графе 7 указывается индивидуальный налоговый номер поставщика — плательщика налога на добавленную стоимость.

Если товары/услуги, приобретенные у нерезидента, не предназначаются для использования в хозяйственной деятельности или приобретены с целью их использования для поставки услуг за пределами таможенной территории Украины или услуг, место поставки которых определяется в соответствии с пунктом 186.3 статьи 186 раздела V Кодекса, в графе 7 отражается условный ИНН «200000000000».

Если товары/услуги приобретены у нерезидента, в графе 7 отражается условный ИНН «300000000000».

Если товары/услуги приобретены у лица, не зарегистрированного как плательщик налога, в графе 7 отражается условный ИНН «400000000000».

2.7. В графе 8 указывается общая сумма, включая налог на добавленную стоимость.

2.8. В графах 9, 11, 13 и 15 указывается стоимость товаров/услуг и необоротных активов без налога на добавленную стоимость.

В случае осуществления записей на основании расчета корректировки к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной) такие записи осуществляются с соответствующим знаком («+» или «-»).

2.9. В графах 10, 12, 14 и 16 указывается уплаченная (начисленная) сумма налога на добавленную стоимость по товарам/услугам и необоротным активам, определенная исходя из их стоимости, указанной в графах 9, 11, 13 и 15 (соответственно).

Сумма налога на добавленную стоимость, указанная в графах 12, 14 и 16, в налоговый кредит не включается.

В случае приобретения у плательщика налога на добавленную стоимость товаров/услуг и необоротных активов, освобожденных от налогообложения и не являющихся объектом налогообложения, а также приобретения у лица, не зарегистрированного плательщиком налога на добавленную стоимость, в графах 10, 12, 14 и 16 проставляется нуль.

В случае осуществления записей на основании расчета корректировки количественных и стоимостных показателей (приложение 2 к налоговой накладной) такие записи осуществляются с соответствующим знаком («+» или «-»).

2.10. Если плательщиком проводится распределение сумм налогового кредита в соответствии с пунктом 199.1 статьи 199 раздела V Кодекса, в день получения налоговой накладной сумма, соответствующая доле использования товаров/услуг, необоротных активов в налогооблагаемых операциях, записывается в графах 9, 10 Реестра, а сумма, соответствующая доле использования в операциях, освобожденных от налогообложения и не являющихся объектом налогообложения, — в графах 11, 12.

Корректировка налогового кредита, которая проводится в связи с перерасчетом доли использования товаров/услуг, необоротных активов в облагаемых и не облагаемых налогом операциях по итогам календарного года, проводится на основании бухгалтерской справки. При регистрации такой бухгалтерской справки в разделе II Реестра за последний налоговый период календарного года делается следующая запись: в графе 2 — дата последнего дня отчетного периода календарного года, в графе 3 — дата составления бухгалтерской справки, в графе 5 — вид документа (БО), в графе 10 — сумма корректировки налога на добавленную стоимость, определенная в приложении 7 к декларации (строка 16.4 декларации по налогу на добавленную стоимость) с соответствующим знаком («+» или «-»).

Плательщики налога, у которых в течение предыдущего календарного года отсутствовали не облагаемые налогом операции, а такие не облагаемые налогом операции начали осуществляться в отчетном периоде, а также вновь созданные плательщики налога производят такое распределение сумм налогового кредита в последний день отчетного (налогового) периода и осуществляют запись по корректировке записей налоговых накладных, в соответствии с которыми приобретались такие товары/услуги.

При этом в графе 5 к виду документа добавляется буква «Р» (например, ПНПР — бумажная налоговая накладная, по которой произведено распределение суммы налогового кредита, ПНЕР — электронная налоговая накладная, по которой произведено распределение суммы налогового кредита).

На сумму корректировки, которая соответствует доле использования таких товаров/услуг, необоротных активов в операциях, освобожденных от налогообложения и не являющихся объектом налогообложения, производятся следующие записи: со знаком «-» в графах 9, 10 и одновременно со знаком «+» в графах 11, 12.

 

V. Порядок осуществления уточнения показателей

1. Плательщики налога за отчетный (налоговый) период определяют итоги ежедневно зарегистрированных операций и отдельно определяют итоги для уточняющих расчетов по каждому разделу.

2. При исправлении ошибки методом «сторно» в Реестр одновременно вносится две записи: ошибочная запись со знаком «-» и правильная запись со знаком «+».

Метод «сторно» осуществляется путем обратной записи на величину ошибки в том отчетном периоде, в котором она выявлена. При осуществлении такой обратной записи плательщиком налога: в колонке 1 раздела I и/или II Реестра указывается порядковый номер записи; в колонках 2 — 6 раздела I и/или колонках 2 — 7 раздела II Реестра дублируются реквизиты документа, количественные показатели которого сторнируются; в соответствующих колонках 7 — 12 раздела I и/или колонках 8 — 16 раздела II Реестра количественные показатели указываются с соответствующим знаком «+» или «-». При этом, если исправление ошибки требует подачи плательщиком налога уточняющего расчета, то к виду документа добавляется буква «У» (например: ПНПУ). Кроме того, запись о включении показателей такого документа в уточняющий расчет указывается отдельной строкой в строке «Из них включено в уточняющие расчеты за отчетный период» Реестра.

 

Директор Департамента налоговой, таможенной политики
 и методологии бухгалтерского учета
Н. Чмерук



комментарий редакции

Новый Реестр выданных и полученных налоговых накладных:
основные новшества

В одном из недавних номеров мы извещали читателей об утверждении и регистрации в Минюсте новой формы и Порядка ведения Реестра выданных и полученных налоговых накладных (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 13, с. 2).

Сегодня мы рассмотрим основные новшества, вносимые данным документом (в разрезе формы Реестра и Порядка его ведения), но перед этим разберемся с моментом его вступления в силу. В п. 4 рассматриваемого приказа установлено, что он вступает в силу с 1 числа месяца, следующего за днем его официального опубликования. При этом, поскольку опубликование данного документа произошло уже в феврале*, датой его вступления в силу в таком случае будет 1 марта. В этой связи заметьте: с указанной даты его следует заполнять, в то время как первый раз по новой форме Реестр придется подать лишь в апреле**.

* См. «Официальный вестник Украины», № 11 (19.02.2013 г.).

** Это логично, учитывая, что новая форма Реестра пересекается с обновленной формой декларации по НДС, которую, как известно, тоже придется подавать начиная с отчетности за март.

 

Новшества в форме Реестра

Рассмотрим основные изменения в форме Реестра в порядке убывания их значимости.

1. Раздел I Реестра дополнен новой графой 13 «Постачання послуг за межами митної території України та послуг, місце постачання яких визначено за межами митної території України». Таким образом, с марта в Реестр придется включать в том числе поставки услуг, место поставки которых согласно пп. 186.2 — 186.3 НКУ расположено за пределами таможенной территории Украины. Напомним, что до этого момента их приходилось включать в общую графу 11, предназначенную для необъектных поставок (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 91, с. 13). Тем самым новая форма Реестра упрощает заполнение строки 4 декларации по НДС, которая специально предназначена для отражения подобных услуг.

Вместе с тем должны с сожалением отметить, что в Порядок ведения реестра выданных и полученных налоговых накладных (далее — Порядок ведения реестра) данную графу добавить забыли: так, в п. 2.7 разд. ІІІ Порядка указано, что информация о поставках товаров/услуг отражается лишь в графах 7 — 12 (хотя каких-либо последствий данное упущение не повлечет).

2. В разделе I и разделе II Реестра ссылки на экспорт/импорт товаров были заменены соответственно на вывоз и ввоз, что, вероятнее всего, обусловлено изменениями, внесенными в НКУ Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый и Таможенный кодексы Украины относительно согласования их отдельных норм» от 07.06.2012 г. № 4915-VI (см. комментарий к нему в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 61, с. 27).

3. В заглавной части Реестра подкорректировано поле для указания типа декларации по НДС, что соответствует последним изменениям в форме декларации по НДС (см. о них в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 12, с. 34).

4. Внесены изменения в наименования некоторых полей и граф (в части наименования плательщика, поля для указания квартального отчетного периода, порядкового номера, даты выписки налоговой накладной или другого документа, ставки налога и т. п.).

 

Новшества в Порядке ведения реестра

Основные изменения в Порядке ведения реестра можно сгруппировать следующим образом:

1. Новый Порядок ведения реестра предусматривает несколько измененные правила для отражения налоговых накладных, по которым производится распределение налогового кредита. В общем случае подобные налоговые накладные должны заноситься в раздел II Реестра уже с учетом распределения: при этом в графах 9 и 10 (покупки с целью осуществления облагаемых НДС поставок в пределах хозяйственной деятельности) указывается доля операции, включающаяся в налоговый кредит, а в графах 11 и 12 (покупки с целью осуществления льготируемых и/или необлагаемых поставок) — доля, которая в него не попадает.

В свою очередь, как установлено п. 2.10 разд. ІV Порядка ведения реестра, плательщики, у которых необлагаемых поставок в предыдущем году не было, а также новосозданные плательщики должны производить такое распределение в последний день отчетного (налогового) периода — при помощи итоговой записи с заполнением граф 9, 10 со знаком «-» и одновременным заполнением граф 11, 12 со знаком «+» (при этом к виду документов, по которым производится распределение, следует добавлять букву «Р» — например «ПНПР» или «ПНЕР»). Таким образом, в подобном случае распределение НДС производится по правилам, действовавшим до последнего времени.

Что касается перерасчета налогового кредита по итогам года, то в п. 2.10 разд. ІV Порядка ведения реестра установлено, что оно должно производиться на основании бухгалтерской справки. Причем при ее включении в раздел II Реестра в его графах следует указывать:

1) в графе 2 — дату последнего отчетного периода календарного года (очевидно, что таковой является декабрь или IV квартал года);

2) в графе 3 — дату составления бухгалтерской справки;

3) в графе 5 — «БО»;

4) в графе 10 — сумму корректировки НДС согласно приложению 7 к декларации по НДС со знаком «+» или «-».

В целом, похожий порядок годового перерасчета следовало применять и ранее (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 102, с. 21), даже несмотря на то, что законодательством он не предусматривался, а основывался на разъяснениях в Единой базе налоговых знаний.

2. Новый Порядок ведения реестра предусматривает единственную возможность его предоставления в органы ГНС — при помощи телекоммуникационных сетей общего пользования. В свою очередь, о предоставлении Реестра на дискетах и флешках, видимо, придется забыть. Конечно, можно возразить, что обновленное правило противоречит п. 201.10 НКУ, в котором в этой части ничего не изменилось, однако сомневаемся, что данный аргумент повлияет на подход налоговиков.

3. Вид некоторых документов в графе 4 раздела I и графе 5 раздела II Реестра придется указывать с учетом их формы: бумажной или электронной. При этом данное требование касается лишь:

1) налоговых накладных: «ПНП» (бумажная форма), «ПНЕ» (электронная форма);

2) расчетов корректировки: «РКП» (бумажная форма), «РКЕ» (электронная форма);

3) таможенных деклараций: «МДП» (бумажная форма), «МДЕ» (электронная форма).

4. Установлено, что основанием для заполнения раздела II Реестра может быть и бухгалтерская справка , но лишь в случаях:

1) корректировки в связи с перерасчетом доли использования товаров/услуг (а также, очевидно, необоротных активов, хотя в этой части Порядка о них почему-то не упомянули) в облагаемых и необлагаемых операциях за последний налоговый период календарного года (см. выше);

2) если в налоговый кредит включены суммы НДС, уплаченные (начисленные) в стоимости товаров/услуг, необоротных активов, которые не были включены в состав налогового кредита при их покупке или изготовлении и/или по которым производилась условная поставка согласно п. 198.5 НКУ (если такие товары/услуги, необоротные активы начинают использоваться в облагаемых НДС операциях в пределах хозяйственной деятельности, в том числе при переводе непроизводственных необоротных активов в состав производственных);

3) корректировки в результате частичного использования товаров/услуг, необоротных активов в операциях сельскохозяйственного и перерабатывающего производства;

4) корректировки по поставке сельскохозяйственной продукции или продукции собственного производства перерабатывающего предприятия в таможенном режиме экспорта.

5. Новый Порядок ведения реестра стал более конкретизированным. В том числе в нем раскрыты ситуации, о которых до этого говорилось лишь в разъяснениях ГНСУ. К примеру, новым Порядком установлено, что:

1) в случае НДС-регистрации с середины месяца плательщик должен подать Реестр в том числе и за неполный первый месяц (подробно об НДС-регистрации см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 15);

2) нумерация записей в Реестре может начинаться заново с каждого месяца или производиться нарастающим итогом с начала года;

3) при включении в раздел II Реестра налоговой накладной, зарегистрированной в Едином реестре налоговых накладных и выданной покупателю в месяце, следующем за месяцем ее составления, указывать следует дату ее фактического получения;

4) при получении чека на общую сумму свыше 200 грн. (без учета НДС) «входной» НДС не включается в налоговый кредит в полном объеме (причем в таком случае заполняются графы 13 и 14 раздела II Реестра). В этой связи напоминаем: чтобы не лишиться налогового кредита, в подобной ситуации необходимо требовать от продавца составления налоговой накладной (см. по этому вопросу «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 80, с. 29; № 53, с. 26).

6. При покупках у плательщиков НДС товаров/услуг и необоротных активов, освобожденных от обложения НДС или необъектных, а также при покупках у неплательщиков НДС в графах 10, 12, 14 и 16 раздела II Реестра следует проставлять нули.

Подведем итог. Каких-либо кардинальных изменений новая форма Реестра и Порядок его ведения не несут: перед нами знакомый документ, но с новой графой в разделе I, переименованными реквизитами, а также несколькими изменениями в порядке его ведения, разобраться с которыми не составит труда.

 

Виталий Смердов

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше