Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Об определении даты завершения импортной операции

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Февраль, 2013/№ 16
Печать
Письмо от 29.12.2012 г. № 12875/0/71-12/22-3317

Об определении даты завершения импортной операции

Письмо Государственной налоговой службы Украины от 29.12.2012 г. № 12875/0/71-12/22-3317

 

Государственная налоговая служба Украины, учитывая многочисленные запросы органов государственной налоговой службы об определении даты завершения импортной операции, сообщает следующее.

Срок завершения импортных операций резидентов, осуществляемых на условиях отсрочки поставки, определен статьей 2 Закона Украины от 23.09.94 г. № 185 «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» (далее — Закон).

Национальный банк, исходя из полномочий и во исполнение Декрета Кабинета Министров Украины от 19.02.93 г. № 15-93 «О системе валютного регулирования и валютного контроля», требований Закона, определил порядок осуществления уполномоченными банками контроля за соблюдением резидентами установленных законодательством сроков расчетов по экспортным и импортным операциям, изложив их в Инструкции о порядке осуществления контроля за экспортными, импортными операциями, утвержденной постановлением Правления Национального банка Украины от 24.03.99 г. № 136 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 28.05.99 г. под № 338/3631 (далее — Инструкция).

В соответствии с пунктом 3.3 раздела 3 Инструкции банк снимает с контроля операцию резидента в случае импорта продукции с ввозом ее на территорию Украины, если такая продукция согласно законодательству Украины подлежит таможенному оформлению, на основании информации об этой операции в реестре ТД (типа ІМ-40 «Импорт», ІМ-41 «Реимпорт», ІМ-72 «Магазин беспошлинной торговли», ІМ-75 «Отказ в пользу государства», ІМ-76 «Уничтожение или разрушение»), а в других случаях — после предъявления резидентом документа, который согласно условиям договора удостоверяет осуществление нерезидентом поставки продукции, выполнения работ, предоставления услуг.

Таким образом, в случае непоступления в адрес резидента в законодательно установленные сроки расчетов товара по импортной операции возникает нарушение законодательно установленного срока расчетов. В этом случае банк должен информировать налоговые органы о выявленных в отчетном месяце фактах нарушений непоступления в законодательно установленные сроки товаров согласно разделу 5 (пункт 5.9) Инструкции.

Согласно статье 4 Закона нарушение резидентами сроков, предусмотренных статьями 1 и 2 этого Закона, влечет за собой взыскание пени за каждый день просрочки в размере 0,3 процента от суммы неполученной выручки (стоимости недопоставленого товара) в иностранной валюте, пересчитанной в денежную единицу Украины по валютному курсу Национального банка Украины на день возникновения задолженности. Общий размер начисленной пени не может превышать сумму неполученной выручки (стоимости недопоставленого товара).

Государственные налоговые инспекции имеют право по результатам документальных проверок непосредственно взыскивать с резидентов пеню, предусмотренную этой статьей.

Термин «отсрочка поставки», с точки зрения валютного контроля, фактически означает отсрочку ввоза товара на таможенную территорию Украины, которая является обязательной и не должна превышать 180-дневный срок с момента оплаты.

Для установления даты импорта с целью практического применения статьи 2 Закона следует руководствоваться нормами валютного, таможенного законодательства и законодательными актами, которыми регулируется внешнеэкономическая деятельность, поскольку нормами этого Закона не предусмотрена конкретная дата поступления товаров по импорту, применяемая для отсчета 180-дневного срока расчетов.

Согласно статье 1 Закона Украины от 16.04.91 г. № 959-XII «О внешнеэкономической деятельности» моментом осуществления экспорта (импорта) является момент пересечения товаром таможенной границы Украины или перехода права собственности на указанный экспортируемый или импортируемый товар от продавца к покупателю.

Поставкой импортированного товара как объекта регулировании Закона и валютного контроля со стороны налоговых органов при осуществлении импортных операций является факт ввоза товара на таможенную территорию Украины, поскольку норма статьи 2 Закона является императивной, которой не ставится поступление в Украину товара в зависимость от перехода права собственности на товар.

Термин «момент пересечения товаром таможенной границы Украины» определяется существующими нормами в таможенном законодательстве, в частности в Таможенном кодексе Украины (далее — Кодекс).

Так, в подпункте 4 пункта 1 статьи 4 Кодекса термин «ввоз товаров, транспортных средств на таможенную территорию Украины, вывоз товаров, транспортных средств за пределы таможенной территории Украины» означает совокупность действий, связанных с перемещением товаров, транспортных средств через таможенную границу Украины любым способом в соответствующем направлении.

Момент пересечения товаром таможенной границы Украины также конкретизирует и дополняет понятие «пропуск товаров через таможенную границу Украины», которое означает предоставление таможенным органом соответствующему лицу разрешения на перемещение товаров через таможенную границу Украины с учетом заявленной цели такого перемещения, а выпуск товаров предусматривает предоставление таможенным органом права на пользование и/или распоряжение товарами, в отношении которых осуществляется таможенное оформление, в соответствии с заявленной целью (п.п. 5 п. 1 ст. 4 Кодекса).

В соответствии с п.п. 23 п. 1 ст. 4 Кодекса таможенное оформление — это выполнение таможенных формальностей, необходимых для выпуска товаров, транспортных средств коммерческого назначения.

При этом таможенное оформление считается завершенным после выполнения всех таможенных формальностей, определенных этим Кодексом в соответствии с заявленным таможенным режимом, удостоверяемым таможенным органом путем проставления соответствующих таможенных обеспечений (в том числе с помощью информационных технологий), других отметок на таможенной декларации или документе, который в соответствии с законодательством ее заменяет, а также на товаросопроводительных и товарно-транспортных документах в случае их подачи на бумажном носителе (п. 4 ст. 255 Кодекса).

Импорт товаров с ввозом их на территорию Украины — это таможенный режим, в соответствии с которым иностранные товары после уплаты всех таможенных платежей, установленных законами Украины на импорт этих товаров, и выполнения всех необходимых таможенных формальностей выпускаются для свободного оборота на таможенной территории Украины.

Кроме того, товары, помещенные в таможенный режим импорта, приобретают статус украинских товаров, подтверждением которого является таможенная декларация, по которой эти товары выпущены в свободный оборот.

В соответствии с п. 16 Положения о таможенных декларациях, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 21.05.2012 г. № 450, таможенная декларация на бумажном носителе считается оформленной при наличии на всех ее листах оттиска личной номерной печати должностного лица таможенного органа, завершившего таможенное оформление.

Электронная таможенная декларация считается оформленной при наличии внесенной в нее должностным лицом таможенного органа, завершившим таможенное оформление, с помощью автоматизированной системы таможенного оформления отметки о завершении таможенного оформления и удостоверения такой декларации электронной цифровой подписью должностного лица таможенного органа, завершившего таможенное оформление. Оформленная электронная таможенная декларация с помощью автоматизированной системы таможенного оформления преобразуется в визуальную форму, пригодную для восприятия ее содержания человеком, в формате, который делает невозможным в дальнейшем внесение изменений в нее, удостоверяется электронной цифровой подписью должностного лица таможенного органа, завершившего таможенное оформление, и направляется декларанту либо уполномоченному им лицу.

Учитывая изложенное, свидетельством завершения импортной операции является дата поступления товара на таможенную территорию Украины, фактического пересечения им таможенной границы, которая подтверждается проставлением соответствующих таможенных обеспечений на товаросопроводительных и товарно-транспортных документах, но при обязательном наличии ТД типа ІМ-40.

Таким образом, в случае наличия на момент проведения документальной проверки у импортера только товаросопроводительных или товарно-транспортных документов с указанием даты пересечения (ввоза) такими товарами таможенной границы Украины, но при отсутствии надлежащим образом оформленной ТД типа ІМ-40, к резиденту должна применяться ответственность, предусмотренная статьей 4 Закона.

 

Первый заместитель председателя
 — начальник налоговой милиции
 А. Головач



комментарий редакции

Новое мнение ГНСУ:
 датой завершения импортной операции
 является дата поступления товара
 на таможенную территорию Украины

В комментируемом письме приведено новое мнение ГНСУ относительно даты завершения импортной операции для целей контроля за соблюдением расчетов в ВЭД:

1) датой завершения импортной операции является дата поступления товаров на таможенную территорию Украины — дата фактического пересечения границы;

2) подтверждается такая дата проставлением соответствующих таможенных обеспечений — штампов на товаросопроводительных и товаротранспортных документах «Под таможенным контролем»;

3) обязательно наличие таможенной декларации (если на момент проведения документальной проверки у импортера в наличии только товаросопроводительные документы с указанием даты пересечения границы и нет таможенной декларации, с резидента взимается пеня при наличии просрочки).

Как известно, от даты снятия импортной операции с валютного контроля зависит, будут ли к субъекту хозяйствования применены санкции за нарушение валютного законодательства. Напомним: согласно ст. 2 Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» от 23.09.94 г. № 185/94-ВР (далее — Закон № 185) отсрочка поставки в импортных операциях резидентов не должна превышать 180 календарных дней (на сегодня 90 календарных дней, о чем скажем ниже) с момента осуществления авансового платежа.

Нарушение указанного срока влечет за собой взыскание пени за каждый день просрочки в размере 0,3 % стоимости недопоставленного товара в иностранной валюте, пересчитанной в денежную единицу Украины по валютному курсу Нацбанка на день возникновения задолженности.

Контроль за проведением расчетов в иностранной валюте возложен на Национальный банк Украины. Согласно п.п. 3.3. Инструкции о порядке осуществления контроля за экспортными, импортными операциями, утвержденной постановлением НБУ от 24.03.1999 г. № 136 (далее — Инструкция № 136), банк снимает с контроля операцию резидента в случае импорта продукции с ввозом ее на территорию Украины:

если такая продукция согласно законодательству Украины подлежит таможенному оформлению — на основании информации об этой операции в реестре таможенных деклараций (типа IM40 «Импорт», IM41 «Реимпорт», IM72 «Магазин беспошлинной торговли», IM75 «Отказ в пользу государства», IM76 «Уничтожение или разрушение»);

в остальных случаях — после предъявления резидентом документа, который согласно условиям договора удостоверяет осуществление нерезидентом поставки продукции, выполнение работ, предоставление услуг.

До выхода комментируемого письма налоговики (см. письмо ГНАУ от 03.04.2009 г. № 6951/7/10-1017/1044) связывали завершение импортной операции исключительно с моментом оформления таможенных деклараций, указанных в п.п. 3.3 Инструкции № 136. Это, в свою очередь, приводило к возникновению ситуации, когда соблюдение предусмотренных Законом № 185 сроков практически не зависело от субъекта хозяйствования, поскольку он не мог повлиять на продолжительность прохождения таможенного оформления. То есть, по сути, налоговики «добавляли» к сроку фактического ввоза еще и дни прохождения импортным товаром таможенного оформления.

Новая позиция ГНСУ, изложенная налоговиками в комментируемом письме, в первую очередь направлена на устранение разногласий с судами. Дело в том, что в судах уже давно устоялась позиция при рассмотрении споров, связанных с начислением и взысканием штрафных санкций за несвоевременные поставки ввозимых в Украину товаров: импорт товаров, ввозимых в Украину на условиях отсрочки поставки, считается завершенным для целей применения Закона № 185 с момента пересечения товарами таможенной границы Украины (см. определение ВАСУ от 06.05.2009 г. № К-37349/06 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 68, с. 33, информационное письмо ВАСУ от 20.07.2010 г. № 1112/11/13-10 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 82, с. 45, постановление ВСУ от 04.07.2011 г. по делу № 21-108а11, постановление ВСУ от 16.01.2012 г. по делу № 21-412а11).

Мы полностью поддерживали и продолжаем поддерживать позицию судов. В п.п. 3.3. Инструкции № 136 ранее речь шла о ГТД, а сейчас о реестре таможенных деклараций только как об основании снятия операции с валютного контроля. При этом Инструкция, как и раньше, прямо не указывает, что дату оформления таможенных деклараций следует считать датой поставки импортируемого товара. Упомянутые законодательные положения следует толковать с точки зрения государственного регулирования расчетов в иностранной валюте. Основной целью такого регулирования выступает создание механизмов, не допускающих безосновательный отток из государства иностранной валюты. Цель такого регулирования достигается уже в момент поступления товара (за который были перечислены соответствующие денежные средства) на таможенную территорию Украины.

И еще добавим, что на сегодня расчеты по операциям импорта товаров должны осуществляться в срок, который не превышает 90 календарных дней. Этот срок установлен постановлением НБУ «Об изменении сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров и введении обязательной продажи поступлений в иностранной валюте» от 16.11.2012 г. № 475 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 95) временно на шесть месяцев, и действует со дня вступления его в силу — с 19.11.2012 г. по 20.05.2013 г. включительно.

При этом, по разъяснению НБУ (см. письмо от 05.12.2012 г. № 29-209/12263 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 101), в целях применения временно установленного срока ориентироваться следует не на дату заключения договора, а на момент осуществления соответствующей операции (при импорте на дату перечисления предоплаты нерезиденту). С этим согласны и налоговики (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2012 г., № 45, с. 9). То есть, если предоплата по импортной операции нерезиденту состоялась:

до 19.11.2012 г., то для завершения импортной операции срок расчетов будет составлять 180 дней;

после 19.11.2012 г., то для завершения импортной операции срок расчетов будет составлять 90 дней.

 

Наталия Дзюба

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц