Темы статей
Выбрать темы

Учетная политика: о чем важно знать

Редакция НиБУ
Статья

Учетная политика: о чем важно знать

 

 

Традиционно, подводя итоги прошедшего года, предприятие может вносить коррективы относительно своей учетной политики. О чем следует помнить в таком случае, рассмотрим в данной статье.

Людмила СОЛОШЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон о бухучете — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-ХIV.

Положение № 1213 — Положение о порядке бухгалтерского учета отдельных активов и операций предприятий государственного, коммунального секторов экономики и хозяйственных организаций, владеющих и/или пользующихся объектами государственной, коммунальной собственности, утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 19.12.2006 г. № 1213.

П(С)БУ 1 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 1 «Общие требования к финансовой отчетности», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 31.03.99 г. № 87.

П(С)БУ 6 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 28.05.99 г. № 137.

 

Что такое учетная политика и для чего она необходима

Согласно ст. 1 Закона о бухучете и п. 3 П(С)БУ 1 учетная политика представляет собой совокупность принципов, методов и процедур, используемых предприятием для составления и представления финансовой отчетности.

При этом, как предусмотрено п. 23 П(С)БУ 1, предприятие должно освещать выбранную учетную политику путем описания:

принципов оценки статей отчетности;

методов учета относительно отдельных статей отчетности.

Таким образом, учетная политика — это описание выбранных предприятием принципов оценки статей отчетности из предложенных П(С)БУ методов учета, следование которым позволяет составить достоверную финансовую отчетность.

Учетную политику предприятие разрабатывает самостоятельно по согласованию с собственником (собственниками) или уполномоченным им органом (должностным лицом) в соответствии с учредительными документами (ч. 5 ст. 8 Закона о бухучете). При этом, формируя собственную учетную политику, предприятие должно выбирать такие принципы, методы и процедуры учета, чтобы достоверно отразить финансовое состояние, результаты своей финансово-хозяйственной деятельности и движения денежных средств, а также обеспечить сопоставимость финансовых отчетов (пп. 14 — 17 П(С)БУ 1). Таким образом, главное предназначение учетной политики заключается в выборе наиболее выгодных для каждого конкретного предприятия методов учета (исходя из организационной структуры, отрасли и других особенностей деятельности), позволяющих в то же время составить достоверную финансовую отчетность.

Заметим: несмотря на подачу сокращенной финансовой отчетности (в составе баланса и отчета о финансовых результатах, ч. 3 ст. 11 Закона о бухучете), разрабатывать учетную политику также должны и субъекты малого предпринимательства — наравне с другими предприятиями, организациями и юридическими лицами, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Что касается вновь созданных субъектов хозяйствования, то им предстоит разработать учетную политику до начала осуществления хозяйственной деятельности, чтобы первая хозяйственная операция происходила уже после утверждения ее положений соответствующим приказом.

Учетная политика предприятий государственного, коммунального секторов экономики формируется в соответствии с Положением о порядке бухгалтерского учета отдельных активов и операций предприятий государственного, коммунального секторов экономики и хозяйственных организаций, владеющих и/или пользующихся объектами государственной, коммунальной собственности, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 19.12.2006 г. № 1213 (далее — Положение № 1213).

Напомним также, что на сегодняшний день некоторые из субъектов хозяйствования обязаны вести бухучет по международным стандартам. Так, согласно ст. 121 Закона о бухучете и п. 2 Порядка подачи финансовой отчетности, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 101), финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность по международным стандартам финансовой отчетности (т. е. по правилам, понятным иностранным партнерам и инвесторам) обязаны составлять:

— публичные акционерные общества, банки, страховщики — начиная с 1 января 2012 г.;

— предприятия, предоставляющие финансовые услуги, кроме страхования и пенсионного обеспечения (группа 64 КВЭД ДК 009:2010), а также осуществляющие негосударственное пенсионное обеспечение (группа 65.3 КВЭД ДК 009:2010) — начиная с 1 января 2013 года;

— субъекты хозяйствования, осуществляющие вспомогательную деятельность в сферах финансовых услуг и страхования (группа 66 КВЭД ДК 009:2010) — начиная с 1 января 2014 года.

Остальные предприятия целесообразность применения международных стандартов определяют самостоятельно (подробнее о применении международных стандартов см. статью «Демократизация бухгалтерского учета: переход на МСФО обязательный и добровольный» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 63, с. 11). В свою очередь, от сделанного выбора будет зависеть формирование учетной политики.

 

Элементы учетной политики

К сожалению, определения такому понятию, как «элемент учетной политики», в действующем законодательстве не найти. Вместе с тем любую вариантность методов оценки, учета и процедур, допускаемую нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету, можно считать элементом учетной политики. Ведь, как известно, действующее законодательство в ряде случаев допускает многовариантность методов учета и оценки, предоставляя порой на выбор субъектам хозяйствования несколько возможных (альтернативных) вариантов учета. В связи с этим, как отмечалось в письмах Минфина от 21.12.2005 г. № 31-34000-10-5/27793 и от 06.03.2006 г. № 31-34000-20-10/4555 (см. также п. 1 разд. II Положения № 1213), формирование учетной политики как раз и заключается в выборе одного варианта из нескольких существующих. Сделанный предприятием выбор относительно метода оценки, учета и процедур (т. е. в отношении того или иного элемента) и является составляющим компонентом учетной политики.

Как разъяснялось
на этот счет в письме Минфина Украины от 21.12.2005 г. № 31-34000-10-5/27793, учетная политика предприятия формируется на основе положений (стандартов) бухгалтерского учета и других нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности и, в частности, должна определять (т. е. приказ об учетной политике должен оговаривать) применение:

— методов оценки выбытия запасов;

— периодичности определения средневзвешенной себестоимости единицы запасов;

— порядка учета (идентифицированно или в общем) и распределения транспортно-заготовительных расходов;

— методов амортизации необоротных активов (основных средств, прочих необоротных материальных активов, нематериальных активов, инвестиционной недвижимости и долгосрочных биологических активов);

— стоимостных признаков предметов, входящих в состав малоценных необоротных материальных активов;

— периодичности (периода) зачисления сумм дооценки необоротных активов в состав нераспределенной прибыли;

— метода исчисления резерва сомнительных долгов (в случае необходимости — способа расчета коэффициента сомнительности);

— перечня создаваемых обеспечений предстоящих расходов и платежей;

— порядка оценки степени завершенности операций по предоставлению услуг;

— сегментов деятельности, приоритетного вида сегмента, основ ценообразования во внутрихозяйственных расчетах;

— перечня и состава переменных и постоянных общепроизводственных расходов, базы их распределения;

— перечня и состава статей калькулирования производственной себестоимости продукции (работ, услуг);

— порядка определения степени завершенности работ по строительному контракту;

— даты признания приобретенных в результате систематических операций финансовых активов;

— базы распределения расходов по операциям с инструментами собственного капитала;

— порога существенности в отношении отдельных объектов учета (напомним: методические рекомендации по применению существенности в бухгалтерском учете приводились в письме Минфина Украины от 29.07.2003 г. № 04230-04108);

— переоценки необоротных активов;

— периодичности отражения отсроченных налоговых активов и отсроченных налоговых обязательств.

Заметим: для предприятий государственного и коммунального секторов экономики аналогичный перечень приведен в п. 2 разд. II Положения № 1213. Подробнее перечисленные элементы учетной политики описывались в рубрике «Справочник бухгалтера» в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 1-2, с. 32.

 

Приказ об учетной политике

Учетная политика может разрабатываться как непосредственно главным бухгалтером предприятия, так и специально созданной для этого комиссией, в том числе с привлечением услуг сторонних специализированных (аудиторских, консалтинговых) компаний, после чего должна утверждаться руководителем предприятия, являющимся согласно ч. 6 ст. 8 Закона о бухучете ответственным за организацию на предприятии бухгалтерского учета.

Принятая предприятием учетная политика оформляется организационно-распорядительным документом — как правило, распоряжением или приказом (приказом об учетной политике). При этом текст учетной политики может быть изложен как в самом приказе (распоряжении), так и в приложении к нему.

Учетная политика предприятий государственного, коммунального секторов экономики определяется в распорядительном документе, который принимается предприятием в соответствии с Положением № 1213 и согласовывается с органом, к сфере управления которого относится такое предприятие, или уполномоченным органом в соответствии с учредительными документами (п. 17 П(С)БУ 1, п. 1 разд. II Положения № 1213).

Как правило, учетная политика разрабатывается предприятием на длительный период деятельности и должна применяться последовательно из года в год (принцип последовательности согласно ст. 4 Закона о бухучете; при этом, как предусмотрено п. 11 П(С)БУ 6, учетная политика применяется в отношении событий и операций «с момента их возникновения»). В связи с этим указывать в приказе об учетной политике, на какой отчетный год она принимается, не нужно. По этой причине, скажем, в том, чтобы ежегодно переиздавать приказ об учетной политике, необходимости не возникает (хотя, следует заметить, в то же время ежегодное переиздание приказа об учетной политике предприятием по своему усмотрению также законодательно и не запрещается).

Кстати, о том, что приказ об учетной политике может быть принят как базовый — на время деятельности предприятия — в который по мере необходимости в дальнейшем могут вноситься изменения, говорил и Минфин в письме от 21.12.2005 г. № 31-34000-10-5/27793. И только в случае внесения в приказ изменений, по объему охватывающих большую часть текста или существенно влияющих на содержание учетной политики, — как отмечалось в письме — приказ об учетной политике целесообразно полностью изложить в новой редакции (хотя, конечно, повторим, запрета на ежегодное переиздание приказа по собственному желанию законодательство не содержит).

Итак, немного подытожим: полномочия собственника (собственников) предприятия по установлению учетной политики реализуется через закрепление в распорядительном документе перечня методов оценки, учета и процедур (элементов учетной политики), относительно которых нормативно-методическая база содержит более одного их варианта.

А вот если нормы законодательно-нормативных документов однозначны (императивны) и устанавливают одновариантные (безальтернативные) варианты оценки и учета, то перечислять их в приказе об учетной политике неуместно и нет необходимости. Ведь они и так действуют «по умолчанию» (прописаны в нормативно-законодательных актах) и подлежат безусловному выполнению, поскольку отказаться и не применять их предприятие не может (см. также об этом письма Минфина от 21.03.2006 г. № 31-34000-20-16/5770 и от 09.06.2006 г. № 31-34000-20-25/12321).

В текст приказа об учетной политике следует включать только те методы оценки, учета и процедур, которые будут применяться предприятием. Иначе говоря, при формировании учетной политики в приказе нужно раскрыть учетные методы в зависимости от характера и специфики деятельности предприятия в отношении происходящих в ходе ее ведения тех или иных операций и событий. А вот описывать в приказе все теоретически возможные в будущем варианты учетной политики предприятию нет необходимости (так, к примеру, если предприятие не осуществляет строительную деятельность, то ему оговаривать в учетной политике методы определения степени завершенности работ по строительному контракту не нужно). В случае же возникновения новых событий, операций или обстоятельств предприятие всегда сможет в сложившейся ситуации внести изменения и дополнения в приказ об учетной политике.

Следует учитывать, что выбранная предприятием учетная политика также важна и для налогообложения. Так, например, как предусмотрено п.п. 145.1.9 НКУ, начисление амортизации в целях налогообложения осуществляется предприятием по методу, определенному приказом об учетной политике с целью составления финансовой отчетности, и может пересматриваться в случае изменения ожидаемого способа получения экономических выгод от его использования. Или же, к примеру, возьмем другой случай: инвестиционная недвижимость, оцениваемая по справедливой стоимости, в бухгалтерском учете не амортизируется (не подлежит амортизации). Вместе с тем в налоговом учете амортизация по ней начисляется на общих основаниях. Однако (с оглядкой на положения указанного выше п.п. 145.1.9 НКУ) во избежание на этот счет каких-либо недоразумений лучше, чтобы в приказе об учетной политике, в частности, оговаривался метод начисления амортизации для группы «Здания, сооружения и передаточные устройства», в отношении которого попутно при этом бы в приказе уточнялось, что он также используется и при начислении «налоговой» амортизации по инвестиционной недвижимости, оцениваемой в бухгалтерском учете по справедливой стоимости (подробнее об инвестнедвижимости см. также «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 100, с. 38).

В связи с этим по мере необходимости приказ об учетной политике может также содержать имеющие значение для налогового учета «налоговые» оговорки, или даже в приказе об учетной политике может выделяться для этого отдельный, посвященный налоговому учету раздел.

 

Изменение и дополнение учетной политики (внесение изменений и дополнений в приказ)

Согласно п. 17 П(С)БУ 1 вопросы установления и изменения учетной политики относятся к компетенции собственника (собственников) предприятия или уполномоченного органа (должностного лица). Правда, при этом учетная политика предприятия может изменяться только в строго определенных ситуациях. Так, пересмотр учетной политики возможен исключительно в случаях, если (п. 9 П(С)БУ 6):

— изменяются уставные требования конкретного предприятия (т. е. в устав внесены изменения, затрагивающие сферу бухгалтерского учета на предприятии);

— изменяются требования органа, утверждающего П(С)БУ (речь идет об изменениях, вносимых в П(С)БУ Минфином, которые, в свою очередь, требуют от предприятия дополнения или изменения принятой учетной политики);

— изменения учетной политики обеспечат достоверное отражение событий или хозяйственных операций в бухгалтерском учете и финансовой отчетности предприятия.

Таким образом, учетную политику можно изменять лишь при наступлении определенных (перечисленных выше) обстоятельств: либо когда это на законодательном уровне предписывает сделать Минфин (носят обязательный характер), либо по самостоятельному решению предприятия в ожидании того, что в итоге будут повышены информативность и достоверность финансовой отчетности (имеют добровольный характер).

Изменение учетной политики (наличие хотя бы одного из приведенных в п. 9 П(С)БУ 6 оснований) должно быть надлежащим образом зафиксировано в приказе об учетной политике предприятия. При этом предприятие вправе решить, каким образом поступить в таком случае (т.е. выбрать один из следующих путей внесения изменений и дополнений):

— внести изменения и дополнения в уже существующий (базовый) приказ об учетной политике либо

— изложить приказ об учетной политике в новой редакции с учетом тех моментов, которые не нашли отражения в предыдущем его варианте или подверглись изменениям (повторим, что Минфин в письме от 21.12.2005 г. № 31-34000-10-5/27793 высказывался за такой вариант в том случае, когда вносимые в учетную политику изменения по объему охватывают большую часть текста или существенно влияют на ее содержание).

Заметим: при необходимости изменять учетную политику по собственному усмотрению (на добровольной основе — в связи с изменением уставных требований или в ожидании повышения достоверности финансовой отчетности) предприятие может в любой момент в течение отчетного года (т. е. с любой даты, назначенной предприятием), а не непременно только с 1 января будущего года (ведь ни Закон о бухучете, ни другое нормативное «бухучетное» законодательство указаний относительно сроков и периодичности изменений учетной политики — внесения изменений в приказ об учетной политике предприятия) не содержат. Тем не менее, с практической точки зрения, несомненно, наиболее удобным моментом для введения добровольных изменений является именно начало нового отчетного года — 1 января (хотя это, повторим, и не является обязательным).

Что касается случаев обязательного изменения учетной политики (связанной с изменением законодательства), то дата отражения их последствий устанавливается Минфином при издании новых П(С)БУ, а также внесении изменений и дополнений в уже действующие (поэтому о привязке к началу (окончанию) отчетного года в данном случае, как правило, говорить не приходится).

Изменяя учетную политику, следует помнить, что п. 12 П(С)БУ 6 в таком случае требует надлежащим образом отражать влияние изменения учетной политики на события и операции прошлых периодов — путем:

— корректировки сальдо нераспределенной прибыли на начало отчетного года;

— повторной подачи сравнительной информации за предыдущие отчетные периоды.

В международной практике такой метод корректировки финансовой отчетности называют ретроспективным — когда ретроспективное отражение изменений предполагает применение вновь избранной учетной политики к событиям и операциям таким образом, как будто такая новая учетная политика применялась всегда, а не с момента ее установления (т. е. когда корректировка влияет на показатели не только текущего и будущих периодов, но и на показатели прошлых отчетных периодов).

Вместе с тем в том случае, если сумму корректировки нераспределенной прибыли на начало отчетного года достоверно определить невозможно, то отражение изменений учетной политики считают перспективным (п. 13 П(С)БУ 6), заключающимся в распространении влияния учетной политики на события и операции, которые будут происходить после даты изменения учетной политики. В таком случае никаких корректировок показателей прошлых отчетных периодов (ни в отношении сальдо нераспределенной прибыли на начало периода, ни в отношении отраженной в отчетности суммы чистой прибыли или убытка) не производится, и сравнительная информация повторно не подается. В качестве примера приведем ситуацию, сложившуюся в прошлом с финансовыми расходами при создании квалификационных активов. Напомним, что с 01.01.2011 г. (после внесения изменений приказом Минфина Украины от 24.09.2010 г. № 1085 в П(С)БУ 31 «Финансовые расходы», утвержденное приказом Минфина Украины от 28.04.2006 г. № 415) капитализировать финансовые расходы при создании квалификационных активов стали обязанными крупные и средние предприятия. При этом, как разъяснялось в письме Минфина Украины от 13.04.2011 г. № 31-08410-07-16/9654, в случае если предприятие в результате изменившихся требований к отражению финансовых расходов не может достоверно определить сумму корректировки нераспределенной прибыли на начало отчетного года, то с учетом норм п. 13 П(С)БУ 6 введенные новые законодательные требования распространяются только на последующие операции и события и нераспределенная прибыль на начало 2011 года не корректируется.

Внесенные в учетную политику изменения должны раскрываться в примечаниях к финансовой отчетности (п. 22 П(С)БУ 6).

И все же на практике порой трудно разграничить пересмотр учетной политики и изменения учетных оценок. Напомним: cогласно п. 3 П(С)БУ 6 под учетной оценкой понимают предварительную оценку, используемую предприятием в целях распределения расходов и доходов между соответствующими отчетными периодами. При этом учетная оценка также может пересматриваться, если изменяются обстоятельства, на которых такая оценка базировалась или получена дополнительная информация (п. 6 П(С)БУ 6). Причем порядок отражения в финансовой отчетности предприятия изменений в учетных оценках отличается от порядка отражения в отчетности изменений учетной политики — он является перспективным (согласно п. 8 П(С)БУ 6 последствия таких изменений отражаются в финансовой отчетности начиная с периода внесения изменений) и к необходимости корректировки нераспределенной прибыли прошлых периодов и повторного представления сопоставимой информации не приводит.

В том случае если невозможно различить изменение учетной политики от изменения учетной оценки, то принятое изменение рассматривается как изменение учетных оценок (п. 14 П(С)БУ 6). В частности, как разъяснялось, например, в письме Минфина Украины от 02.11.2009 г. № 31-34000-20-23-5535/5708 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 95), изменение предприятием метода амортизации следует рассматривать как изменение учетной оценки. Поэтому, изменив метод начисления амортизации, пересчитывать, скажем, ранее начисленную «прошлую» амортизацию с целью корректировки нераспределенной прибыли и подавать сравнительную информацию за предыдущие отчетные периоды предприятию не нужно.

Попутно также отметим письмо Минфина Украины от 14.05.2012 г. № 31-08410-07-25/12004 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 49), в котором разъяснялось, что изменение стоимостного критерия, разделяющего в бухгалтерском учете малоценные необоротные материальные активы (МНМА) от основных средств (ОС) рассматривается также как изменение учетной оценки. Поэтому в связи с таким его пересмотром никаких корректировок в бухгалтерском учете по ОС или МНМА, уже использующимся предприятием (эксплуатирующимся и зачисленным на баланс в прошлом) предприятию производить не нужно, а пересмотренный стоимостный критерий работает «на будущее» и начинает применяться к операциям с даты его установления.

При этом следует учитывать, что не считается изменением учетной политики ее установление для событий или операций (п. 10 П(С)БУ 6):

— отличных по содержанию от предыдущих событий или операций;

— не происходивших ранее (т. е. возникающих в деятельности предприятия впервые).

Так, предположим, предприятие стало осуществлять новый вид деятельности — розничную торговлю, в связи с чем было принято решение о выборе применительно к розничной торговле метода оценки выбытия запасов по ценам продажи (в приказ об учетной политике внесены соответствующие дополнения на этот счет). Данное событие не может расцениваться как изменение учетной политики, поскольку в действительности в рассматриваемом случае происходит ее установление в отношении событий, не имевших место ранее. То есть ввиду того, что подобные операции осуществляются в деятельности предприятия впервые, это не считается изменением учетной политики, а рассматривается как ее дополнение. Дополнять учетную политику можно в любое время (а не только с начала календарного года). Поэтому если предприятие, предположим, начинает осуществлять новый вид деятельности, которым не занималось раньше, то внести в отношении него дополнения в приказ об учетной политике оно уже вправе с такого момента.

Все вносимые в учетную политику изменения и дополнения оформляются в том же порядке, что и уже принятая предприятием учетная политика, т. е. соответствующим распорядительным документом руководителя предприятия — приказом, которым корректируется (дополняется) действующий базовый документ (при существенности вносимых изменений и дополнений, как отмечалось, возможно изложение приказа в новой редакции).

Учетная политика предприятия (п. 25 П(С)БУ 1) и изменения учетной политики (п. 22 П(С)БУ 6) подлежат раскрытию в примечаниях к финансовой отчетности. При этом, как пояснялось в письме Минфина от 21.12.2005 г. № 31-34000-10-5/27793, раскрывать положения учетной политики и ее изменения в примечаниях к финансовой отчетности предприятия могут двумя способами:

1) в описательной форме;

2) путем приложения к финансовой отчетности копии распорядительного документа об установлении или изменении учетной политики.

Об этих же вариантах для предприятий государственного, коммунального секторов экономики говорится и в п. 4 разд. II Положения № 1213.

В заключение приведем образец приказа об учетной политике, в котором нашли отражение те варианты элементов учетной политики, выбор которых предоставлен нормативно-правовыми актами в сфере бухгалтерского учета самому предприятию:

 


Общество с ограниченной ответственностью «Сатурн»

ПРИКАЗ

05.01.2013 г.

Харьков

№ 1

Об учетной политике предприятия

Во исполнение требований Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16 июля 1999 года № 996-XIV, положений (стандартов) бухгалтерского учета, утвержденных Министерством финансов Украины, и в целях составления достоверной финансовой отчетности

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Установить следующий порог существенности:

— для отдельных объектов учета, относящихся к активам, обязательствам и собственному капиталу предприятия, — 5 % итога всех активов, обязательств и собственного капитала соответственно;

— для отдельных видов доходов и расходов — 2 % чистой прибыли (убытка) предприятия;

— для проведения переоценки или уменьшения полезности объектов основных средств и нематериальных активов — 10 % отклонения остаточной стоимости объектов основных средств и нематериальных активов от их справедливой стоимости на дату баланса;

— для определения подобных активов — не более 10 % разницы между справедливой стоимостью объектов обмена.

2. Установить такой порядок учета необоротных активов:

2.1. Материальные активы со сроком полезного использования (эксплуатации) более одного года, стоимостью менее 2500 грн. (без учета НДС) включать в состав малоценных необоротных материальных активов.

2.2. Применять при начислении амортизации объектов основных средств и прочих необоротных материальных активов (за исключением указанных в п.п. 2.4 настоящего приказа) прямолинейный метод.

2.3. Начисление амортизации нематериальных активов осуществлять с использованием прямолинейного метода.

2.4. Начисление амортизации малоценных необоротных материальных активов и библиотечных фондов осуществлять в первом месяце использования таких объектов в размере 100 % их стоимости.

2.5. Осуществлять переоценку тех объектов основных средств, остаточная стоимость которых отличается от их справедливой стоимости на дату баланса более чем на 10 %.

2.6. Зачисление превышения сумм предыдущих дооценок над суммой предыдущих уценок остаточной стоимости переоцененного объекта основных средств в состав нераспределенной прибыли проводить при выбытии переоцененного объекта.

3. Установить следующий порядок учета запасов:

3.1. Единицей бухгалтерского учета запасов считать каждое их наименование.

3.2. Учет транспортно-заготовительных расходов вести в общем на отдельном субсчете с распределением по среднему проценту.

3.3. При отпуске запасов в производство, продаже или другом выбытии применять следующие методы оценки их выбытия:

— средневзвешенной себестоимости — при отпуске производственных запасов в производство и при реализации готовой продукции;

— идентифицированной себестоимости соответствующей единицы запасов — при продаже крупногабаритных товаров, имеющих номер завода-изготовителя;

— по ценам продажи — при реализации товаров, продающихся в розницу в общественном питании.

3.4. Производить определение средневзвешенной себестоимости единицы запасов один раз в месяц.

4. Исчислять величину резерва сомнительных долгов с применением метода абсолютной суммы сомнительной задолженности.

5. Создавать обеспечение на выполнение гарантийных обязательств.

6. Осуществлять оценку степени завершенности операции по предоставлению услуг (выполнению работ) путем изучения выполненной работы с отражением в бухгалтерском учете доходов в отчетном периоде подписания акта предоставленных услуг (выполненных работ).

7. Установить такой порядок учета расходов:

7.1. Для калькулирования производственной себестоимости готовой продукции применять:

— в основном производстве позаказный с применением элементов нормативного (в литейном производстве — попередельный) метод учета затрат на производство и калькулирования фактической производственной себестоимости продукции;

— в цехах вспомогательного производства: ремонтно-механическом и инструментальном — позаказный метод, в остальных цехах вспомогательного производства — простой метод калькулирования.

7.2. Утвердить прилагаемый Перечень и состав статей калькулирования производственной себестоимости продукции (работ, услуг) (приложение 1* к приказу).

7.3. Утвердить прилагаемый Перечень и состав переменных и постоянных общепроизводственных расходов (приложение 2* к приказу).

7.4. Принять в качестве базы распределения переменных и постоянных распределенных общепроизводственных расходов на каждый объект расходов прямые расходы, включаемые в производственную себестоимость продукции (работ, услуг).

8. Отражать отсроченные налоговые активы и отсроченные налоговые обязательства в сумме, определенной один раз в год на дату составления годовой финансовой отчетности.

9. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на финансового директора и главного бухгалтера.

Директор

Самойленко

И. В. Самойленко

С приказом ознакомлены:

   

Финансовый директор

Ворошилов

А. В. Ворошилов

Главный бухгалтер

Матвиенко

Е. П. Матвиенко


 

*Приложения не приводятся.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше