Темы статей
Выбрать темы

Источники информации и документальное подтверждение обычных цен

Редакция НиБУ
Статья

Источники информации и документальное подтверждение обычных цен

 

Новые правила определения обычных цен позволяют использовать любые официальные источники информации по ценам на товары, работы, услуги. То, как воспользоваться этой информацией, взятой из таких официальных источников, и документально подтвердить «обычность» цены, рассмотрим в этой статье.

Наталия Дзюба, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Договорная цена по умолчанию считается обычной, и обосновывать ее налогоплательщик не обязан. Доказать, что цена по договору отличается от обычной, причем отличается не менее чем на 20 % (при меньших отличиях перерасчет налоговых обязательств или других показателей не производится), должны налоговики (абз. первый п. 39.14 НКУ).

Тем не менее, налогоплательщикам следует всегда быть готовыми к тому, чтобы опровергнуть заявления налоговиков о факте несоответствия между ценой договора и обычной ценой более чем на 20 %. А для этого надо знать, на какие источники работники ГНС будут ориентироваться при определении «своей» обычной цены, а также какими источниками следует пользоваться в свое оправдание.

 

Источники информации для определения обычных цен

В отличие от действующего ранее законодательства в отношении обычных цен, в ст. 39 НКУ, посвященной методам определения обычной цены и порядку ее применения, приведен подробный перечень источников информации для их определения. Согласно п. 39.11 НКУ для определения обычных цен на товары (работы, услуги) используются официальные источники информации, в том числе:

1) статистические данные государственных органов и учреждений (например, www.pricereview.com.ua/UkrMarket.html — где приведен обзор цен украинского и мирового товарных рынков ГП «Госвнешинформ»);

2) цены специализированных аукционов по торговле отдельными видами продукции, биржевые котировки (например, www.expert-agro.com);

3) справочные цены специализированных коммерческих изданий и публикаций, в том числе электронных и других банков данных (например, www.pricescan.com.ua — справочник по товарам и ценам фирм Украины);

4) отчеты и справки отделов по экономическим вопросам в составе дипломатических представительств   Украины за рубежом;

5) другие информационные источники, которые признаются официальными в установленном порядке (например, http://msmeta.com.ua/reestr_cen_na_stroitelni_materiali.php- Реестр цен на строительные материалы по данным Министерства регионального развития и строительства Украины).

Статистические данные госорганов и учреждений, цены специализированных аукционов, биржевые котировки, отчеты и справки отделов по экономическим вопросам в составе дипломатических представительств Украины за границей вполне могут претендовать на статус официального источника информации.

А вот справочные цены специализированных коммерческих изданий и публикаций, в том числе электронных и других банков данных, вряд ли можно назвать официальным источником информации. Однако раз НКУ дает добро на такой источник, значит смело пользуемся.

Проблема состоит в том, что на сегодняшний день законодательством не установлен и не обнародован перечень источников информации, которые следует считать официальными. А также не установлен нормативным актом порядок признания информационных источников официальными.

Поэтому не совсем понятно, можно ли считать официальными источниками информации и сайты, перечень которых приведен в Методрекомендациях № 20001. Для определения обычной цены продажи продукции (товаров) на мировых товарных рынках могут использоваться следующие интернет-сайты, но не исключительно:

— metaltorg.ru — цены на металлы;

— metalcourier-online.com — мировые цены на металлы, ферросплавы и уголь (доступ ограничен);

— icis.com — аналитика цен химической продукции и продукции нефтепереработки на мировых рынках Азии, Африки и Европы (доступ ограничен);

— commoclityoniine.com — цены на металлы на мировых товарных биржах;

— ugmk.ua — цены на металлы и продукты из металла на украинском рынке;

— me.kmu.dov.ua — сайт Министерства экономического развития и торговли Украины (в наличии мониторинг цен на металлы на мировых биржах);

— visnik.kiev.ua — цены на зерновые культуры, по контрактам, заключенным на товарных биржах;

— agriagency.com.ua — цены на пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сою, рапс;

— cropcongress.org — цены на сельскохозяйственную продукцию (зерно, ячмень, пшеница и т. п.);

— zernoua.org — цены и аналитика закупочных цен на зерно и т. п.

Кроме того, в Методрекомендациях № 20001 упоминаются издания Госвнешинформа: бюллетень «Обзор цен украинского и мирового товарных рынков», Товарный монитор «Биржевые товары», Металлургические мониторы «Стальной прокат», «Сырьевые материалы» и каталог «Импортеры и экспортеры Украины».

 

Документальное обоснование обычной цены

Согласно абз. второму п. 39.14 НКУ при проведении проверки плательщика налога орган ГНС имеет право подать запрос, а плательщик налога обязан обосновать уровень договорных цен или сослаться на абз. первый этого пункта, где указано, что обязанность доказывания того, что цена договора (сделки) не соответствует уровню обычной цены, возлагается на орган ГНС в порядке, установленном законом.

Как следует из Методрекомендаций № 20001, для определения обычной цены продажи продукции (товаров) могут использоваться и объяснения, полученные от налогоплательщика на запрос органа ГНС по обоснованию уровня обычных цен.

Информацию о том, какие документы являются основанием для подтверждения уровня обычной цены при разных условиях продажи, приведем в таблице.

 

Документы, подтверждающие уровень обычных цен

Условия продажи товаров (работ, услуг)

Норма НКУ

Документальное подтверждение

1

2

3

Общий случай определения обычных цен

Продажа (отчуждение) товаров в общем порядке (обычная цена на товары (работы, услуги) совпадает с договорной ценой, если иное не установлено настоящим Кодексом и не доказано обратное, в том числе в результате невозможности определения обычной цены с применением положений пп. 39.3 — 39.4)

п. 39.1

Для подтверждения уровня обычных цен используются:
 — заключенные договоры;
 — прайс-листы других предприятий на товары (работы, услуги), идентичные (однородные) реализуемым;
 — справки, полученные от государственных органов статистики и других информационных источников, которые признаются официальными;
 — приказы по установлению скидок;
 — приказы о проведении различных маркетинговых мероприятий по продвижению товаров (работ, услуг);
 — данные, полученные бухгалтерской службой, например о качестве товара, его сроках годности и т. п.;
 — калькуляция и т.д.

Особые случаи определения обычных цен

Продажа (отчуждение) товаров осуществляется в принудительном порядке (обычной является цена, полученная при такой продаже)

п. 39.12

Подтверждающими документами в этом случае будут документы по этой сделке, в которых цена продажи и будет являться обычной ценой

Проведение тендера или аукциона (обычной считается цена, сложившаяся по результатам такого аукциона (тендера))

п. 39.17

В обоснование уровня обычной цены в данном случае предприятие может предоставить справки, выданные биржами, аукционными центрами или другими специализированными организациями по проведению аукционов, Торгово-промышленной палатой Украины или региональными торгово-промышленными палатами

Если цены подлежат госрегулированию (обычной считается цена, установленная в соответствии принципами такого регулирования.

В случае установления минимальной цены продажи или индикативной цены (обычной является рыночная цена, но не ниже установленной минимальной или индикативной)

п. 39.10

Документы, устанавливающие цены на товар (постановления КМУ). То есть в обоснование уровня обычной цены в данном случае предприятие может предоставить:
 — копию законодательного акта, в соответствии с которым орган государственной власти или орган местного самоуправления был уполномочен осуществлять государственное регулирование цен на соответствующий товар (работу, услугу);
 — копию решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении размера (уровня) цены на продаваемый товар (работу, услугу) в соответствующем периоде;
 — согласование на повышение оптово-отпускных цен на некоторые продовольственные товары, выданное Советом министров АРК, областными, Киевской, Севастопольской городскими госадминистрациями в соответствии с Порядком № 1222.
Для товаров, по которым законодательно предусмотрены минимальные продажные цены:
 — заключенные договоры;
 — прайс-листы других предприятий на товары (работы, услуги), идентичные (однородные) реализуемым;
 — справки, полученные от государственных органов статистики

Импорт (реимпорт) товаров (обычной ценой продажи (поставки) на таможенной территории Украины считается рыночная цена, но не ниже таможенной стоимости товаров, с которой были уплачены налоги и сборы во время их таможенного оформления)

п. 39.13

Здесь следует ориентироваться на таможенную стоимость товара из таможенной декларации.
Сравнение цены продажи с ценой по таможенной декларации налоговики практиковали и раньше. Теперь это становится законным

Продажа товаров (работ, услуг), по которым отсутствуют данные для применения методов для определения обычной цены (обычная цена может определяться по результатам оценки имущества и имущественных прав, проведенной в соответствии с Законом об оценке имущества)

п. 39.3

Документом, содержащим выводы о стоимости имущества и проведении процедуры оценки, будет отчет (акт) оценки имущества

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше