Темы статей
Выбрать темы

Очередная порция НКУ-изменений: анализируем вместе

Редакция НиБУ
Статья

Очередная порция НКУ-изменений: анализируем вместе

 

Прошло всего два года с момента вступления в силу основной части Налогового кодекса Украины, но уже не счесть изменений, внесенных законодателями в его первоначальную редакцию. Первую порцию новогодних изменений-2013 мы рассмотрели в одном из предыдущих номеров*. Сегодня подробно проанализируем положения еще одного документа, а именно: Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по дальнейшему усовершенствованию администрирования налогов и сборов» от 06.12.2012 г. № 5519-VI. Более всего нормы этого документа отразятся на налогообложении физических и юридических лиц, осуществляющих операции с ценными бумагами. В то же время ряд его положений коснутся и других субъектов предпринимательства. Итак, посмотрим, что нового приготовили нам законодатели на этот раз.

Алла СВИРИДЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

* Статья «НКУ-2013: анализируем первые изменения» (см. газету «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 4).

 

Документы статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 5519 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по дальнейшему усовершенствованию администрирования налогов и сборов» от 06.12.2012 г. № 5519-VI.

Закон о ценных бумагах — Закон Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» от 23.02.2006 г. № 3480-IV.

Обобщающая консультация № 1160 — Обобщающая налоговая консультация относительно порядка отражения в налоговом учете субъектами хозяйствования операций с ценными бумагами, утвержденная приказом ГНСУ от 21.12.2012 г. № 1160.

 

Анализ положений Закона № 5519 начнем с того, что определимся с датой вступления в силу его положений, а значит и с датой, с которой действуют предусмотренные им новшества.

Как указано в тексте Закона № 5519, он вступает в силу с 1 января 2013 года. В то же время, по общим правилам, законы Украины вступают в силу не ранее дня их опубликования в официальных изданиях. Поскольку Закон № 5519 был опубликован в газете «Голос Украины» от 03.01.2013 г. № 1, именно с этой даты вступили в законную силу его положения. В то же время следует отметить: вероятнее всего, налоговики захотят распространить действие этого Закона в части «налоговоприбыльных» изменений на целый налоговый период. Другими словами, не исключено, что прибыльные новшества фактически заработают, как и указано в Законе № 5519, с 01.01.2013 г.

 

Налог на прибыль

Даже при беглом знакомстве с Законом № 5519 бросается в глаза, что самым значимым и масштабным изменениям в части налогообложения прибыли предприятий подвергся действовавший до этого порядок налогового учета операций с ценными бумагами. Анализируемым Законом в новой редакции изложены базовые положения НКУ, определяющие особый порядок обложения налогом на прибыль операций с ценными бумагами и отличными от них корпоративными правами, а именно пп. 153.8 — 153.9. При этом, как и ранее, собственно правила налогообложения операций по торговле ценными бумагами описаны в п. 153.8 НКУ, в то время как в п. 153.9 НКУ перечислены операции, на которые общие «ценнобумажные» правила не распространяются. По этой причине «прибыльные» последствия вступления в силу Закона № 5519 начнем рассматривать именно с «ценнобумажных» новшеств.

 

Новый порядок налогового учета операций с ценными бумагами

Как и прежде, налогоплательщики учет общего финансового результата (прибыли/убытка) операций по торговле ценными бумагами ведут отдельно от других доходов и расходов (абзац первый п.п. 153.8.1 НКУ). В то же время Законом № 5519 предусмотрено и принципиальное отличие новых «ценнобумажных» правил. Кроется оно в самом порядке расчета финансового результата от осуществления операций с ценными бумагами.

Как вы помните, ранее в целях налогообложения определялся общий финансовый результат от операций с ценными бумагами в разрезе отдельных их видов (акций, облигаций и т. п.). Для этого по каждому виду ценных бумаг в налоговом учете рассчитывался «свой» финансовый результат (путем уменьшения «ценнобумажных» доходов от операций с ценными бумагами данного вида на величину «ценнобумажных» расходов от операций с ценными бумагами этого же вида).

В соответствии с новой редакцией абзаца второго п.п. 153.8.1 НКУ плательщик налога на прибыль должен определять финансовый результат по операциям с ценными бумагами, которые обращаются на фондовой бирже, отдельно от финансового результата по операциям с ценными бумагами, которые не обращаются на фондовой бирже.

Таким образом, на наш взгляд, в настоящее время для целей налогообложения операций с ценными бумагами принципиальное значение приобретает факт обращения ценных бумаг на фондовой бирже. При этом теперь отдельных учетов в рамках «ценнобумажного» учета будет всего лишь два: один — для определения финрезультата по ценным бумагам, обращающимся на фондовой бирже; другой — для определения финрезультата от всех остальных операций с ценными бумагами.

В то же время нужно обратить внимание: абзац четвертый п.п. 153.8.3 НКУ содержит упоминание о том, что расчет прибылей от операций с ценными бумагами ведется «по каждому виду ценных бумаг». При этом, как известно, видами ценных бумаг согласно Закону о ценных бумагах являются акции, облигации и т. д. По нашему мнению, это не более чем оплошность законодателей (в законопроекте, который лег в основу принятого Закона № 5519, упоминание о видах ценных бумаг содержалось по всему тексту п.п. 153.8.3 НКУ). В то же время не исключено, что налоговики, опираясь на данную норму Кодекса, потребуют вести еще и «внутривидовой» учет финансовых результатов от операций с ценными бумагами, не обращающимися на фондовой бирже. Как ситуация сложится на практике и как специалисты ГНСУ истолкуют положения абзаца четвертого п.п. 153.8.3 НКУ — покажет время. Скорее всего, ясность в этом вопросе появится после внесения изменений в форму декларации по налогу на прибыль.

Критерии для классификации ценных бумаг на обращающиеся/необращающиеся на фондовой бирже перечислены в новом п.п. 153.8.2 НКУ. Так, ценные бумаги считаются такими, которые обращаются на фондовой бирже, при одновременном соблюдении таких условий:

— ценные бумаги допущены к обращению хотя бы на одной фондовой бирже. Перечень иностранных фондовых бирж, на которых допущены к обращению ценные бумаги и деривативы, признаваемые находящимися в обращении на организованном рынке ценных бумаг и деривативов, утвержден решением Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 22.12.2010 г. № 1946;

— цены ценных бумаг (биржевой курс) на украинских фондовых биржах рассчитываются (устанавливаются) в соответствии с требованиями, установленными Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку Украины (далее — НКЦБФР). Напомним, что процедура определения биржевого курса ценных бумаг описана в приложении к Положению о функционировании фондовых бирж, утвержденному решением Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 22.11.2012 г. № 1688;

— информация о ценах (биржевой курс, последняя текущая цена ценной бумаги, или результаты котировок) ценных бумаг обязательно размещается на собственном веб-сайте фондовой биржи и в общедоступной информационной базе данных НКЦБФР, а также может публиковаться в средствах массовой информации (в частности, электронных) или может быть предоставлена фондовой биржей любому заинтересованному лицу в течение 3 лет после даты осуществления операций с такими ценными бумагами.

Как и прежде, в налоговом учете отражается свернутый финансовый результат от осуществления операций с ценными бумагами. Такой финансовый результат определяется в соответствии с положениями (стандартами) бухгалтерского учета путем уменьшения прибыли от операций с ценными бумагами на сумму убытков от операций с другими ценными бумагами в течение отчетного периода (абзац третий п.п. 153.8.1 НКУ).

Порядок определения прибыли от осуществления операций с ценными бумагами, а также убытков от проведения таких операций разъясняют абзацы четвертый и пятый п.п. 153.8.1 НКУ:

прибыль по каждой отдельной операции с ценными бумагами рассчитывается как положительная разница между доходом от такого отчуждения и суммой расходов в связи приобретением таких ценных бумаг (за исключением операций по торговле долговыми ценными бумагами, по которым сумма дохода от отчуждения уменьшается на сумму начисленных, но не полученных процентов и налогообложение которых осуществляется согласно п. 137.18 НКУ и сумма расходов на приобретение таких ценных бумаг уменьшается на сумму уплаченных процентов продавцу, начисленных согласно условиям выпуска таких ценных бумаг);

убыток по каждой отдельной операции с ценными бумагами рассчитывается как отрицательная разница между доходом от такого отчуждения и суммой расходов в связи с приобретением таких ценных бумаг (за исключением операций по торговле долговыми ценными бумагами, по которым сумма дохода от отчуждения уменьшается на сумму начисленных, но не полученных процентов и налогообложение которых осуществляется согласно п. 137.18 НКУ и сумма расходов на приобретение таких ценных бумаг уменьшается на сумму уплаченных процентов продавцу).

Обратите внимание: из приведенного выше порядка расчета прибыли/убытка от операций с ценными бумагами можно сделать важный вывод: необходимость определения финансового результата по каждой операции свидетельствует о том, что в настоящее время «ценнобумажные» расходы должны отражаться не на дату их фактического осуществления, а только лишь одновременно с признанием доходов от продажи ценных бумаг. Подтверждает такой вывод и абзац шестой обновленного п.п. 153.8.1 НКУ, который также указывает на необходимость признания расходов только в том отчетном периоде, в котором признаны доходы от отчуждения ценных бумаг.

Кроме того, при определении прибыли/убытков по ценным бумагам, приобретенным до 01.01.2013 г., следует учитывать положения п. 31 подразд. 4 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ. В соответствии с ним расходы, понесенные (начисленные) налогоплательщиками при приобретении ценных бумаг до 01.01.2013 г., учитываются при их дальнейшем отчуждении в полном объеме на основании первичных документов, подтверждающих осуществление таких расходов. При этом положительная или отрицательная разница между расходами на приобретение ценных бумаг, понесенными до 01.01.2013 г., и доходом от их дальнейшего отчуждения будет относиться к соответствующей категории «ценнобумажных» прибыли/убытков (то ли по ценным бумагам, которые обращаются на фондовой бирже, то ли по тем, которые не обращаются на фондовой бирже) в зависимости от того, признавались ли указанные ценные бумаги в момент их дальнейшего отчуждения обращающимися на фондовой бирже.

Кардинальным образом изменился подход к отражению «ценнобумажных» доходов. Теперь доход налогоплательщика от продажи, обмена и других способов отчуждения ценных бумаг определяется по дате перехода покупателю права собственности на такие ценные бумаги (абзац пятый п.п. 153.8.1 НКУ). Как видим, со вступлением в силу Закона № 5519 кануло в Лету действовавшее до этой даты правило первого события при определении «ценнобумажных» доходов. Теперь в отношении таких доходов применяется общепринятый по отношению ко всем другим операциям «метод начислений».

Здесь же отметим, что как доходы и расходы от любых других операций, результаты от осуществления операций с ценными бумагами должны быть подтверждены документально. О документах, подтверждающих «ценнобумажные» доходы и расходы, говорится в заключительной части обновленного п. 153.9 НКУ. Первичными документами при осуществлении операций с ценными бумагами могут быть оригиналы:

— для торговцев ценными бумагами (участников фондовой биржи) — биржевого отчета за отчетный период;

— для налогоплательщиков — клиентов торговцев ценными бумагами (участников фондовой биржи) — отчета торговца ценными бумагами, который формируется на основании биржевого отчета и договора с таким торговцем.

Как видите, в этой части НКУ значительных изменений не претерпел. Состав подтверждающих документов остался тем же, а законодатели лишь подчеркнули необходимость наличия именно их оригиналов.

Финансовые результаты от операций с ценными бумагами, рассчитанные по указанным выше правилам, отражаются в налоговом учете в следующем порядке:

1. Для ценных бумаг, которые обращаются на фондовой бирже:

отрицательное значение (т. е. превышение общей суммы убытков от операций с ценными бумагами, над общей суммой прибылей от таких операций) переносится в уменьшение общего финансового результата по таким операциям в следующих отчетных периодах до полного погашения (абзац первый п.п. 153.8.3 НКУ);

положительное значение (т. е. превышение общей суммы прибылей от операций с ценными бумагами над общей суммой убытков по таким операциям) включается в объект налогообложения по таким операциям и облагается налогом по ставке, установленной п. 151.4 НКУ (абзац третий п.п. 153.8.3 НКУ).

2. Для ценных бумаг, которые не обращаются на фондовой бирже:

отрицательное значение (т. е. превышение общей суммы убытков от операций с ценными бумагами, над общей суммой прибылей от таких операций) переносится в уменьшение общего финансового результата по таким операциям в следующих отчетных периодах в течение 1095 дней, следующих за отчетным периодом возникновения указанного отрицательного значения финансового результата (абзац второй п.п. 153.8.3 НКУ);

положительное значение (т. е. превышение общей суммы прибылей от операций с ценными бумагами над общей суммой убытков по таким операциям) включается в объект налогообложения по таким операциям и облагается налогом по ставке, установленной п. 151.4 НКУ (абзац четвертый п.п. 153.8.3 НКУ).

Как видите, положительный финансовый результат от операций с ценными бумагами, как и ранее, включается в состав прочих налоговых доходов налогоплательщика, как того и требует п.п. 135.5.11 НКУ. В то же время, учтите, что теперь такой доход облагается налогом на прибыль по особой ставке — 10 %, установленной новым п. 151.4 НКУ.

В свою очередь отрицательный финансовый результат по каждой группе ценных бумаг (обращающимися и не обращающимися на фондовой бирже) в общий «прибыльный» учет не переносится (т. е. на общий учет по налогу на прибыль никак не влияет), а продолжает учитываться «внутри» отдельного «ценнобумажного» учета операций с ценными бумагами той же группы. При этом, если речь идет об убытке от операций с ценными бумагами, обращающимися на фондовом рынке, то такой убыток учитывается в уменьшение общего финансового результата от операций с такими ценными бумагами в следующих отчетных периодах до полного его погашения. А вот для убытка по ценным бумагам, которые не обращаются на фондовой бирже, срок проведения подобного зачета ограничен 1095 днями, следующими за периодом его возникновения.

И еще один важный момент, который следует учитывать при определении финрезультатов от операций с ценными бумагами. Полученные финансовые результаты от операций с разными ценными бумагами (обращающимися и не обращающимися на фондовой бирже) в учете не смешиваются и не влияют друг на друга. При этом прибыли, полученные от операций с ценными бумагами, которые обращаются на фондовой бирже, не могут быть уменьшены на убытки от операций с ценными бумагами, которые не обращаются на фондовой бирже (абзац пятый п.п. 153.8.3 НКУ). И наоборот: прибыли, полученные от операций с ценными бумагами, которые не обращаются на фондовой бирже, не могут быть уменьшены на убытки от операций с ценными бумагами, которые находятся в обращении на фондовой бирже (абзац шестой п.п. 153.8.3 НКУ).

 

Операции, на которые новые «ценнобумажные» правила не распространяются

Операции, на которые не распространяются требования п. 153.8 НКУ, перечислены в обновленном п. 153.9 Кодекса. Итак, новые «ценнобумажные» правила не распространяются на операции:

— которые осуществляются налогоплательщиком — эмитентом ценных бумаг по размещению, погашению, выкупу, конвертации и повторной их продаже (абзац первый п. 153.9 НКУ). Обратите внимание: на этапах размещения, погашения, выкупа, конвертации и повторной продажи ценных бумаг специальные правила налогового учета не применяются именно их эмитентами. Остальные плательщики налога на прибыль отражают такие операции в «ценнобумажном» учете;

— векселедателей, залогодателей и других лиц, которые выдали ордерную или долговую ценную бумагу, при выдаче и погашении данных ценных бумаг (абзац первый п. 153.9 НКУ);

по внесению налогоплательщиком средств или имущества в уставный капитал юридического лица — резидента или нерезидента в обмен на эмитированные им корпоративные права при условии возврата налогоплательщику средств или имущества (имущественных прав), предварительно внесенных им в уставный капитал эмитента корпоративных прав, в случае выхода такого налогоплательщика из состава учредителей (участников) данного эмитента или ликвидации этого эмитента (абзац второй п. 153.9 НКУ);

по продаже и отчуждению иным способом корпоративных прав, в иной, нежели ценные бумаги, форме, акций частных акционерных обществ, ценных бумаг, эмитированных нерезидентами (абзац третий п. 153.9 НКУ). Финансовый результат таких операций рассчитывается как разница между доходом от такого отчуждения и суммой расходов в связи с приобретением таких корпоративных прав. При этом прибыль, полученная от таких операций, включается в состав доходов, учитываемых при определении объекта налогообложения, а убыток — в составе расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения (абзац четвертый п. 153.9 НКУ). Судя по контексту, прибыль от таких операций учитывается при определении объекта налогообложения, который облагается налогом на прибыль по общей ставке 19 %;

по конвертации ценных бумаг. Такие операции в соответствии с абзацем пятым п. 153.9 НКУ не подлежат налогообложению вовсе;

— купли-продажи ценных бумаг и других финансовых инструментов, которые осуществляются при участии лица, осуществляющего клиринговую деятельность и выполняющего функцию центрального контрагента в соответствии с требованиями Закона о ценных бумагах. Как указано в абзаце шестом п. 153.9 НКУ, результат таких операций не включается в состав налоговых доходов и расходов налогоплательщиков;

РЕПО. Исключение составляют случаи, когда налогоплательщиком не выполнено обязательство по обратной продаже (покупке) ценных бумаг в установленный договором РЕПО срок. В такой ситуации операция РЕПО облагается налогом в порядке, установленном п. 153.8 НКУ (абзацы седьмой и восьмой п. 153.9 НКУ);

— с деривативами (абзац девятый п. 153.9 НКУ).

Финансовый результат от операций налогоплательщика по купле (продаже) ценных бумаг с обязательством обратной их продажи (покупки) (операции РЕПО), а также операций с деривативами (производными инструментами) определяется в соответствии с П(С)БУ и облагаются налогом в общем порядке (абзацы восьмой и девятый п. 153.9 НКУ).

 

Новые ограничения по «ценнобумажным» расходам

Рассматривая новые правила налогообложения операций с ценными бумагами, нельзя не упомянуть еще одно новшество, предусмотренное Законом № 5519, которое сформулировано в новом п.п. 153.8.4 НКУ.

Так, если налогоплательщиком понесены расходы, связанные с приобретением ценных бумаг и деривативов эмитента, информация относительно которого содержится на дату осуществления сделки в перечне эмитентов, имеющих признаки фиктивности, такие расходы не учитываются при определении финансового результата от операций с ценными бумагами или деривативами.

Признаки фиктивности эмитента устанавливаются НКЦБФР по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики. Они же должны установить порядок определения эмитентов, имеющих признаки фиктивности, а также порядок опубликования соответствующей информации о таких эмитентах.

Следует отметить, что возможность реализации данной нормы на практике на сегодняшний день вызывает сомнения. Для начала НКЦБФР должна составить сам перечень эмитентов, имеющих признаки фиктивности, а также разработать другие нормативные акты, определяющие порядок его ведения.

 

Учет убытков, сформированных на 01.01.2013 г.

Со вступлением в силу Закона № 5519 на законодательном уровне урегулирован вопрос учета «ценнобумажных» убытков, сформированных на 01.01.2013 г. Для этого законодатели дополнили подразд. 4 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ новым п. 31, который теперь определяет порядок учета полученных ранее убытков от операций с ценными бумагами.

В соответствии этим пунктом отрицательный финансовый результат по операциям с ценными бумагами, деривативами, корпоративными правами, выпущенными в иной, нежели ценные бумаги, форме, сформированный по состоянию на 01.01.2013 г., не учитывается при определении финансового результата по операциям с ценными бумагами, деривативами, корпоративными правами, выпущенными в иной, нежели ценные бумаги, форме, в следующих отчетных налоговых периодах.

Как видим, законодатели еще более жестко подошли к вопросу учета старых убытков, чем в свое время это сделали налоговики. Напомним, что в последних разъяснениях по поводу налогового учета «ценнобумажных» убытков, приведенных в Обобщающей консультации № 1160, специалисты ГНСУ ввели ограничение на сумму таких убытков, которая может быть учтена в счет уменьшения объекта налогообложения будущих периодов. Главный вывод данной консультации заключается в том, что у предприятий с доходом 1 млн грн. и более «ценнобумажные» убытки, сформированные на 01.01.2012 г., отражаются по правилам, установленным для отрицательного значения объекта налогообложения (если в сумме такого убытка не учитываются расходы на приобретение ценных бумаг, не реализованных по состоянию на 01.01.2012 г.). То есть ежегодно в учете отражается лишь 25 % накопленного убытка (без учета расходов на приобретение нереализованных ценных бумаг), с возможностью в каждом из следующих трех лет показать очередные 25 %*. После внесения Законом № 5519 изменений в НКУ речь о подобной «реструктуризации» старых убытков уже не идет. Теперь старые убытки, полученные до 01.01.2013 г., ни в отдельном «ценнобумажном» учете, ни в общеприбыльном учете не отражаются вообще.

* Текст Обобщающей налоговой консультации № 1160 и комментарий к ней будут опубликованы в одном из ближайших номеров газеты «Налоги и бухгалтерский учет».

При этом, на наш взгляд, не могут быть потеряны в составе старых убытков расходы на приобретение ценных бумаг, не реализованных до 01.01.2013 г. Согласно п. 31 подраз. 4 разд. ХХ Переходных положений НКУ такие расходы на приобретение ценных бумаг могут быть учтены при их дальнейшей продаже. Причем, на наш взгляд, это справедливо даже для тех расходов, которые были учтены при формировании «ценнобумажных» убытков, учитываемых по состоянию на 01.01.2013 г. (при условии, что расходы раньше не уменьшали доходы от операций с ценными бумагами). В то же время как данную норму станут расценивать налоговики и какой точки зрения относительно учета старых «ценнобумажных» расходов они будут придерживаться, пока не известно. Ну а мы со своей стороны будем держать вас в курсе всех последних разъяснений на этот счет.

 

Налогообложение имущества, полученного по договору поручения

Законом № 5519 в новой редакции изложен абзац четвертый п.п. 153.4.1 НКУ.

Как и ранее, этим подпунктом предусмотрено, что не включается в доход и не подлежит налогообложению имущество, привлеченное налогоплательщиком на основании договора концессии, комиссии, консигнации, доверительного управления, хранения (ответственного хранения), а также согласно прочим гражданско-правовым договорам, которые не предусматривают передачу права собственности на такое имущество. Кроме того, перечень договоров, передача средств и имущества по которым не является объектом налогообложения, пополнился договором поручения, а также более «экзотическими» договорами, такими как договор об открытии счета в ценных бумагах, договор о предоставлении клиринговых услуг по договорам относительно финансовых инструментов и договор об обеспечении выполнения обязательств.

В связи с этим хотелось бы обратить внимание: хотя раньше п.п. 153.4.1 НКУ не содержал прямого указания на то, что передача имущества по договорам поручения не отражается в налоговом учете его сторон, этот факт и тогда не вызывал никаких сомнений. Ведь в силу п.п. 14.1.202 НКУ операции по предоставлению товаров в рамках договоров поручения не соответствуют определению термина «продажа товаров», поскольку не предусматривают передачи прав собственности на них. Со вступлением в силу Закона № 5519 на не облагаемый налогом на прибыль характер таких операций указывает и абзац четвертый специального п.п. 153.4.1 НКУ.

В то же время, на наш взгляд, не лишним было бы внести соответствующие изменения и дополнения не только в положения абзаца четвертого п.п. 153.4.1 НКУ, но и в положения соответствующего абзаца п.п. 153.4.2 НКУ. Тем самым законодатель расставил бы все точки над «і» не только в вопросе отнесения стоимости товаров, переданных по договору поручения в состав налоговых доходов их получателя, но и в состав налоговых расходов передающей стороны.

 

Акцизный налог

Все изменения, внесенные Законом № 5519 в разд. VI «Акцизный налог» НКУ, можно условно разделить на две группы:

— введение особого акцизного налога на операции по отчуждению ценных бумаг и операции с деривативами;

— прочие изменения.

Прокомментируем основные акцизные новшества, предусмотренные Законом № 5519, и начнем с наиболее масштабных из них: разберемся с основными вопросами налогообложения операций с ценными бумагами и деривативами.

 

Операции с ценными бумагами — объект обложения особым налогом

Одно из основных новшеств, предлагаемых Законом № 5519, заключается в том, что отныне под обложение акцизным налогом подпадают отдельные операции с ценными бумагами. Справедливости ради отметим, что анализируемый Закон в контексте налогообложения ценных бумаг говорит не об акцизном, а об «особом» налоге. Однако учитывая, что взимание этого «особого» налога будет регулироваться положениями разд. VI «Акцизный налог» НКУ, то не будет ошибкой говорить об обложении операций с ценными бумагами и деривативами именно акцизным налогом.

Кстати, подтверждением тому, что рассматриваемый особый налог по сути является частью акцизного налога, служит и определение, приведенное в п.п. 14.1.4 НКУ, в соответствии с которым акцизный налог — это непрямой налог, на потребление отдельных видов товаров (продукции), определенных НКУ как подакцизные, который включается в цену таких товаров (продукции), а также особый налог на операции по отчуждению ценных бумаг и операции с деривативами.

Как уже было сказано, Закон № 5519 официально опубликован и вступил в силу 03.01.2013 г., а следовательно, и особый «ценнобумажный» акцизный налог вводится с указанной даты.

Некоторые аспекты взимания особого акцизного налога на операции по отчуждению ценных бумаг и операции с деривативами представим в виде таблицы.

 

Правила взимания акцизного налога на операции
по отчуждению ценных бумаг и операции с деривативами

Показатель

Характеристика

Норма НКУ

1

2

3

Плательщики налога

Любое физическое или юридическое лицо (резидент или нерезидент), в том числе их обособленные подразделения, которые осуществляют продажу, обмен или иное отчуждение ценных бумаг (кроме операций, которые не подлежат налогообложению в соответствии с п. 213.2 НКУ) и операции с деривативами

П.п. 212.1.9

Обратите внимание: не являются плательщиками особого налога на операции по отчуждению ценных бумаг и операции с деривативами:
 — центральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, государственные учреждения и организации, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности
(абзац второй п.п. 212.1.9 НКУ);
 — физические и юридические лица (резиденты или нерезиденты), в том числе их обособленные подразделения, которые осуществляют операции по отчуждению акций сберегательных (депозитных) сертификатов, акций частных акционерных обществ, корпоративных прав в иной, нежели ценные бумаги, форме, ценных бумаг, корпоративных прав в иной, нежели ценные бумаги, форме, эмитированных нерезидентами (абзац третий п.п. 212.1.9 НКУ).

Регистрация плательщиком налога

Лица, которые являются плательщиками особого налога на операции по отчуждению ценных бумаг и операции с деривативами, перечисленные в п.п. 212.1.9 НКУ, не подлежат регистрации как плательщики налога

П.п. 212.3.3

Объект
налогообложения

Операции по продаже, обмену или отчуждению ценных бумаг иным способом, при которых происходит переход права собственности на ценные бумаги, и операции с деривативами (кроме операций, которые осуществляются на межбанковском рынке деривативов)

П.п. 213.1.7

Под межбанковским рынком деривативов следует понимать совокупность отношений в сфере торговли деривативами между банками, между банками и их клиентами (в том числе банками-нерезидентами), между банками и НБУ, а также НБУ и его клиентами (абзац второй п.п. 213.1.7 НКУ).

Операции, которые не подлежат налого-обложению

Операции с государственными и муниципальными ценными бумагами, ценными бумагами, гарантированными государством, и ценными бумагами, эмитированными НБУ, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную финансовую политику, Государственным ипотечным учреждением, и обычными ипотечными облигациями, эмитированными финансовым учреждением, более 50 % корпоративных прав которого принадлежит государству или государственным банкам, инвестиционными сертификатами, сертификатами фондов операций с недвижимостью, целевыми облигациями предприятий, выполнение обязательств по которым осуществляется путем передачи объекта (части объекта) жилищного строительства

П.п. 213.2.3

Операции между эмитентом и налогоплательщиком по выкупу и повторной продаже за денежные средства, размещению, погашению, конвертации эмитентом ценных бумаг собственного выпуска, операции по внесению вклада в уставный капитал, а также операции с участием векселедателя, залогодателя и другого лица, выдавшего ордерную или долговую ценную бумагу, а также по выдаче и погашению этих ценных бумаг

П.п. 213.2.4

Операции эмитента ценных бумаг институтов совместного инвестирования открытого типа, а именно операции по размещению, погашению, выкупу и повторной продаже

П.п. 213.2.5

Операции с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами, совершаемые лицом, осуществляющим клиринговую деятельность и выполняющим функцию центрального контрагента в соответствии с требованиями Закона о ценных бумагах, и операции с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами, которые осуществляются лицом, осуществляющим клиринговую деятельность, с целью обеспечения выполнения обязательств перед участниками клиринга

П.п. 213.2.6

Операции НБУ на внебиржевом рынке, связанные с выполнением им своих функций

П.п. 213.2.7

База налого-обложения

Договорная стоимость ценных бумаг или деривативов, указанная в первичных бухгалтерских документах по любой операции продажи, обмена и отчуждения другим способом

П. 214.8

Ставки налого-обложения

 

0 % — при продаже на фондовой бирже ценных бумаг, по которым рассчитывается биржевой курс, в соответствии с требованиями, установленными НКЦБФР, по согласованию с центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной финансовой политики

П.п. 2151.1.1

0 % — при осуществлении операций с деривативами на фондовой бирже

П.п. 2151.1.2

0,1 % — при продаже вне фондовой биржи ценных бумаг, находящихся в биржевом реестре

П.п. 2151.1.3

1,5 % — при продаже вне фондовой биржи ценных бумаг, не находящихся в биржевом реестре

П.п. 2151.1.4

5 ннмдг — при заключении дериватива (контракта) вне фондовой биржи

П.п. 2151.1.5

Дата возникновения
налоговых обязательств

Дата получения дохода в соответствии с п. 219.2 НКУ от операций по продаже, обмену или отчуждению иным способом ценных бумаг и деривативов

П. 216.7

Налоговые агенты

По биржевым и внебиржевым операциям — соответствующий торговец ценными бумагами (лицензиат), включая банк, который осуществляет такие операции на основании договора и обязан начислять, удерживать и уплачивать акцизный налог в бюджет от имени и за счет лица с доходов, которые выплачиваются такому лицу, вести налоговый учет, подавать налоговую отчетность налоговым органам и нести ответственность за нарушение норм НКУ в порядке, предусмотренном этим Кодексом

Абзац второй п. 219.2

При осуществлении операций размещения, погашения, выкупа, повторной продажи ценных бумаг институтов совместного инвестирования открытого типа — эмитент ценных бумаг

Абзац третий п. 219.2

При осуществлении операций с деривативами — налог уплачивается каждой из сторон дериватива (контракта)

П. 219.5

Обратите внимание: на данный момент не совсем понятен замысел законодателя, установившего, что налоговым агентом при осуществлении операций размещения, погашения, выкупа, повторной продажи ценных бумаг институтов совместного инвестирования открытого типа являются эмитенты ценных бумаг. Дело в том, что согласно другой норме Кодекса, а именно приведенному выше п.п. 213.2.5 НКУ, все перечисленные операции не являются объектом обложения особым акцизным налогом.
Кроме того, вопросы вызывает и порядок обложения особым «ценнобумажным» акцизным налогом операций с ценными бумагами (например, дарения, наследования, продажи векселей и т. д.) без участия торговцев такими ценными бумагами. Дело в том, что такие операции, согласно новым требованиям НКУ, подпадают под объект налогообложения, однако кто должен удерживать налог и перечислять его в бюджет в указанных случаях, а также кто будет подавать отчетность по этому налогу, Кодексом не установлено.

Расчет суммы налога

Исчисление суммы особого акцизного налога осуществляется путем умножения соответствующей ставки налога на базу налогообложения, определенную в соответствии с п. 214.8 НКУ

П. 219.1

Сроки уплаты налога

В общем случае налоговый агент должен перечислить сумму налога в бюджет в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока, предусмотренного НКУ, для подачи налоговой декларации за квартальный отчетный период

П. 219.2

При заключении дериватива (контракта) налог должен быть уплачен каждой стороной дериватива (контракта) не позднее даты выполнения контракта

П. 219.3

Порядок предоставления отчетности

Базовым налоговым периодом для составления и предоставления отчетности по акцизному налогу является календарный квартал

П. 219.4

Как видим, в отличие от остальных плательщиков акцизного налога, для которых, как известно, установлен месячный отчетный период (п. 223.1 НКУ), налоговые агенты по особому акцизному налогу должны отчитываться ежеквартально, т. е. с учетом положений п. 49.18 НКУ, в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала.

 

Вот и все общие характеристики нового «ценнобумажного» акцизного налога, на которых хотелось бы остановиться в рамках сегодняшнего комментария. Более подробно вопросы начисления и уплаты «ценнобумажного» акциза, конечно же, будут рассматриваться в следующих номерах нашей газеты.

 

Прочие изменения

Изменениями, внесенными Законом № 5519 в п.п. 215.3.4 НКУ, расширен перечень подакцизных товаров за счет включения в него:

— газойлей для специфических процессов переработки;

— газойлей для химических преобразований в процессах, кроме указанных в товарной категории 2710 19 31;

— топлива жидкого (мазута) для специфических процессов переработки;

— топлива жидкого (мазута) для химических преобразований в процессах, кроме указанных в товарной подкатегории 2710 19 51 00.

Кроме того, в п.п. 215.3.4 НКУ установлена ставка акцизного налога на сжиженный газ (пропан или смесь пропана с бутаном), отнесенный к товарным подкатегориям 2711 14 00 00 и 2711 19 00 00.

 

Налог на доходы физических лиц

Не обошли законодатели стороной и разд. IV «Налог на доходы физических лиц» НКУ: Законом № 5519 изменены сразу несколько его положений. Перечислим новшества, которые внесены в разд. IV НКУ, после вступления в силу анализируемого Закона.

 

Доход от принудительной продажи заложенного имущества

Напомним, что до 03.01.2013 г. в налогооблагаемый доход физического лица включалась, в частности, положительная разница между суммой средств, полученной налогоплательщиком от финансового учреждения после реализации заложенного имущества налогоплательщика при обращении взыскания финансовым учреждением на такое имущество в связи с невыполнением налогоплательщиком своих обязательств по договору кредита (ссуды), и суммой фактически оплаченных налогоплательщиком обязательств по такому договору кредита (ссуды), и суммой, удержанной финансовым учреждением в счет компенсации своих расходов/потерь (включая остаток не погашенной налогоплательщиком суммы финансового кредита). Это было прямо предусмотрено действовавшей до указанной даты редакцией п.п. 164.2.7 НКУ.

C 03.01.2013 г. — даты вступления в силу Закона № 5519 — такие доходы исключены из объекта обложения НДФЛ, о чем свидетельствует обновленная редакция этого подпункта.

Более того, в соответствии с изменениями, внесенными в п.п. 165.1.16 НКУ, теперь в состав общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода не включаются доходы, полученные в результате реализации заложенного имущества, имущества налогоплательщика при обращении взыскания финансовым учреждением на такое имущество в связи с невыполнением плательщиком налога своих обязательств по договору кредита (ссуды).

 

Дополнительное благо в виде аннулированного (прощенного) долга

Изменениями, внесенными в п.п. «д» п.п. 164.2.17 НКУ, уточнено, что в состав общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода физического лица включаются не только суммы долга налогоплательщика, аннулированные кредитором по его самостоятельному решению, не связанному с процедурой банкротства, до окончания срока исковой давности, но также и суммы прощенного при аналогичных условиях долга (хотя это было понятно и до появления данных изменений).

Кроме того, внесены коррективы в условия, при которых с кредитора снимается обязанность по выполнению в отношении таких доходов функций налогового агента. Напомним: ранее из положений п.п. «д» п.п. 164.2.17 НКУ следовало, что предприятие-кредитор не обязано удерживать с суммы аннулированного долга НДФЛ при выполнении им двух условий:

— оно уведомило налогоплательщика-должника об аннулировании долга заказным письмом с уведомлением о вручении;

сумма долга отражена в Налоговом расчете по форме № 1ДФ за квартал, в котором принято решение об аннулировании долга, с признаком дохода «126».

При соблюдении этих условий должник должен самостоятельно уплатить НДФЛ с такого дохода и отразить его в годовой налоговой декларации.

Сейчас уведомить должника об аннулировании (прощении) долга можно не только заказным письмом с уведомлением о вручении, но и путем заключения соответствующего договора, а также путем предоставления должнику уведомления лично под роспись.

 

Доходы в виде индексации вкладов

Следующее нововведение направлено на регулирование порядка налогообложения депозитных операций физических лиц, а именно доходов, полученных в результате индексации банковских вкладов.

В соответствии с новым п.п. 165.1.29 НКУ в состав общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода не включаются, в частности, доходы, полученные вследствие индексации депозита (вклада) в гривни (привязка курса национальной валюты к курсу иностранных валют в соответствии с условиями договора).

Напомним, что индексация депозитов позволяет обезопасить сбережения физических лиц от курсовых колебаний. Для этого номинал индексируемого депозита привязывают к курсу иностранной валюты. В случае падения официального курса гривни к иностранной валюте, установленного НБУ на момент окончания срока действия депозитного договора (другую дату, установленную договором), в сравнении с курсом НБУ на день поступления денежных средств на депозитный счет, банк компенсирует вкладчику курсовую разницу. Именно такая курсовая разница, выплачиваемая вкладчику по условиям депозитного договора, отныне не включается в состав налогооблагаемого дохода и не подлежит обложению НДФЛ.

 

Налогообложение операций с ценными бумагами

И, конечно же, не обошлось без изменений в обложении НДФЛ операций физических лиц с ценными бумагами. Так, Законом № 5519 подкорректирован порядок определения финансового результата операций с инвестиционными активами, установленный п.п. 170.2.6 НКУ. Заключаются указанные изменения в следующем:

1. Ранее абзацем третьим п.п. 170.2.6 НКУ предусматривалось, что если общий финансовый результат операций с инвестиционными активами имеет отрицательное значение, то его сумма переносится в уменьшение общего финансового результата операций с инвестиционными активами следующих лет до его полного погашения. Со вступлением в силу Закона № 5519 это правило не распространяется на отрицательный финансовый результат по операциям с ценными бумагами, деривативами, корпоративными правами, выпущенными в другой, нежели ценные бумаги, форме, сформированный на 01.01.2013 г. (обновленный абзац третий п.п. 170.2.6 НКУ и абзац первый п. 31 подразд. 4 разд. XX «Переходные положения» НКУ)*. Убытки от операций с инвестиционными активами, полученные на 01.01.2013 г., не учитываются при определении финансового результата по операциям с ценными бумагами, деривативами, корпоративными правами, выпущенными в другой, нежели ценные бумаги, форме в следующих отчетных налоговых периодах.

* На самом деле в обновленной редакции абзаца третьего п.п. 170.2.6 НКУ содержится ссылка на абзац первый п. 29 подразд. 4 разд. XX «Переходные положения» НКУ. Однако, на наш взгляд, это не более чем оплошность законодателя.

Таким образом, при определении общего финансового результата от операций с инвестиционными активами учитываются только новые убытки от таких операций, полученные после 01.01.2013 г. Что касается старых убытков, сформированных по состоянию на 01.01.2013 г., то их, похоже, вовсе не получится учесть при определении финансового результата операций с инвестиционными активами.

2. Как и прежде, финансовый результат по операциям с ценными бумагами или деривативами определяется налогоплательщиком. В то же время изменился сам принцип определения такого финрезультата. Раньше, до вступления в силу Закона № 5519, налогоплательщики должны были определять инвестиционную прибыль по операциям с ценными бумагами или деривативами, которые находятся в обращении на организованном рынке ценных бумаг, отдельно от инвестиционной прибыли по операциям с ценными бумагами и деривативами, которые не находятся в обращении на таком рынке. Теперь следует определять два отдельных финансовых результата:

— по операциям с ценными бумагами или деривативами, которые обращаются на фондовой бирже;

— по операциям с ценными бумагами или деривативами, которые не находятся в обращении на фондовой бирже.

Критерии признания ценных бумаг или деривативов как обращающихся/не обращающихся на фондовой бирже для целей обложения НДФЛ, такие же, как и для налога на прибыль (см. с. 22).

 

НДС: новинки бюджетного возмещения

Несколько новшеств, предусмотренных Законом № 5519, касаются получателей бюджетного возмещения по НДС.

Во-первых, Законом № 5519 предусмотрен новый финансовый инструмент для бюджетного возмещения (в том числе автоматического) НДС.

В соответствии с новой редакцией п. 200.13 НКУ на основании полученного заключения органа ГНС орган, осуществляющий казначейское обслуживание бюджетных средств, выдает налогоплательщику указанную в нем сумму бюджетного возмещения или путем перечисления средств с бюджетного счета на текущий банковский счет налогоплательщика в обслуживающем банке, или путем оформления (выпуска) казначейского финансового векселя (при согласии налогоплательщика) в течение 5 операционных дней после получения заключения органа ГНС.

То же самое касается и автоматического бюджетного возмещения, которое в соответствии с обновленной редакцией п.п. 200.18.2 НКУ может быть предоставлено органом, осуществляющим казначейское обслуживание бюджетных средств, либо путем перечисления средств с бюджетного счета на текущий банковский счет налогоплательщика в обслуживающем банке, либо путем оформления (выпуска) казначейского финансового векселя (при согласии налогоплательщика) в течение 3 операционных дней после получения заключения органа ГНС.

Обратите внимание: как предусмотрено и п. 200.13 НКУ, и п.п. 200.18.2 НКУ, погашение бюджетного возмещения финансовым векселем осуществляется только при согласии налогоплательщика. Поэтому принуждать субъектов предпринимательства получать возмещение путем оформления финансового векселя вместо денежных средств налоговики не имеют права.

Для целей реализации перечисленных правил выплаты бюджетного возмещения ст. 14 НКУ дополнена новым термином «финансовый вексель». Так, в соответствии с п.п. 14.1.1761 НКУ финансовый вексель — это ценная бумага, которая удостоверяет обязательства банковского учреждения, в том числе центрального органа исполнительной власти, осуществляющего казначейское обслуживание бюджетных средств, которая выпускается в бездокументарной форме с целью оформления имеющейся задолженности, в том числе Государственного бюджета Украины.

К финансовым векселям относятся: казначейский финансовый вексель и банковский финансовый вексель. Порядок выпуска, обращения, погашения и взыскания по финансовым векселям должен быть утвержден:

— НБУ — для векселей, эмитированных банковскими учреждениями (банковский финансовый вексель);

— КМУ — для векселей, выпускаемых центральным органом исполнительной власти, осуществляющим казначейское обслуживание бюджетных средств (казначейский финансовый вексель).

Правила регистрации выпуска и правила учета финансовых векселей утверждаются НКЦБФР при согласовании с НБУ.

Оформление (выпуск) казначейского финансового векселя для целей НКУ приравнивается к выдаче налогоплательщику бюджетного возмещения, в том числе автоматического, путем перечисления средств с бюджетного счета на текущий счет налогоплательщика.

Предъявление финансового векселя органу государственной казначейской службы приравнивается к уплате согласованного денежного обязательства. В то же время помните: казначейский финансовый вексель не может быть предъявлен до окончания срока его погашения.

Но все же есть надежда, что вексельная форма выплаты бюджетного возмещения просуществует недолго. Дело в том, что на сегодняшний день в парламенте зарегистрирован проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно отмены нормы о введении финансовых векселей)» от 09.01.2013 г. № 1222, которым его авторы предлагают исключить п.п. 14.1.1761 из НКУ.

Во-вторых, подкорректирован один из критериев, дающих право на получение автоматического бюджетного возмещения НДС, а именно п.п. «в» п.п. 200.19.6 НКУ.

Как известно, для того, чтобы иметь право на получение автоматического бюджетного возмещения НДС, налогоплательщику необходимо соблюсти одновременно 8 критериев, перечисленных в п. 200.19 НКУ. В соответствии с одним из них (предыдущая редакция п.п. 200.19.6 НКУ) для получения права на автоматическое бюджетное возмещение налогоплательщик должен отвечать одному из трех требований:

а) либо численность работников, состоящих в трудовых отношениях с такими налогоплательщиками, превышает 20 человек в каждом из последних 4 отчетных налоговых периодов (кварталов), установленных разд. IV НКУ;

б) либо налогоплательщик имеет основные средства для ведения задекларированной деятельности, остаточная балансовая стоимость которых на отчетную дату по данным налогового учета превышает сумму налога, заявленную к возмещению за предыдущие 12 календарных месяцев;

в) либо уровень определения налогового обязательства по налогу на прибыль к уплате в бюджет (отношение уплаченного налога к объемам полученных доходов) выше среднего по отрасли в каждом из последних 4 отчетных налоговых периодов (кварталов), установленных разд. III НКУ.

Порядок определения соответствия налогоплательщика критериям, которые дают право на получение автоматического бюджетного возмещения НДС, утвержден приказом Минфина от 21.09.2011 г. № 1178. Согласно п. 3.6 этого документа, при определении соответствия налогоплательщика критерию п.п. «в» п.п. 200.19.6 НКУ следует использовать данные налоговой отчетности по налогу на прибыль предприятий. При этом расчет осуществляется отдельно по каждому из последних 4-х последовательных отчетных налоговых периодов (кварталов), в отношении которых истек предельный срок предоставления налоговой отчетности.

Однако п. 57.1 НКУ прямо предусматривает, что с 2013 года декларация по налогу на прибыль в большинстве случаев предоставляется за отчетный (налоговый) год. В связи с этим Законом № 5519 внесены изменения в п.п. «в» п.п. 200.19.6 НКУ, и теперь одно из требований, соблюдение которого дает право для получения автоматического бюджетного возмещения, сформулировано следующим образом: «уровень определения налогового обязательства по налогу на прибыль к уплате в бюджет (отношение уплаченного налога к объемам полученных доходов) выше среднего по отрасли по итогам последнего отчетного налогового года».

 

Сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства

В соответствии с новым п.п. 5 п. 2 разд. ХIХ «Заключительные положения» НКУ с 01.01.2013 г. утратил силу Закон Украины «О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства» от 09.04.99 г. № 587-XIV. Вместе с тем полностью от взимания сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, а следовательно, и от поступлений в бюджет от его уплаты, законодатели не отказались. В результате нормы этого Закона практически в полном объеме перекочевали в текст самого НКУ. Отныне порядок уплаты хмелесбора устанавливается новым п. 16 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ.

Заметим, что для налогоплательщиков указанные изменения особенного значения не имеют. Дело в том, что, как мы уже сказали, законодатели не стали изобретать новые правила взимания хмелесбора, а использовали уже хорошо известный всем и годами отработанный механизм его уплаты. Итак, как и прежде:

плательщиками хмелесбора являются субъекты предпринимательской деятельности независимо от формы собственности, реализующие в оптово-розничной торговой сети и сети общественного питания алкогольные напитки и пиво (п.п. 1.1 п. 16 подразд. 10 разд. ХХ НКУ);

объектом налогообложения является выручка (товарооборот), полученная на всех этапах реализации в оптово-розничной торговой сети и сети общественного питания алкогольных напитков и пива, в том числе по операциям, не предусматривающим оплату в денежной форме (п. 1.3 п. 16 подразд. 10 разд. ХХ НКУ);

ставка сбора1,5 % от объекта налогообложения;

— Расчет суммы сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства составляется по форме, утвержденной приказом ГНАУ от 01.12.2009 г. № 671. Расчет предоставляется в орган ГНС ежемесячно в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного месяца. Уплачивать налог в бюджет следует в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока представления Расчета.

Как предусмотрено п. 16 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ, хмелесбор предполагается взимать до 01.01.2018 г.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше