Темы статей
Выбрать темы

Налоговые разницы: «И снова здравствуйте!»

Редакция НиБУ
Статья

Налоговые разницы: «И снова здравствуйте!»

 

Cудя по всему, дебют пресловутых налоговых разниц все-таки состоится. Ведь, как известно, даже переход со вступлением в силу разд. ІІІ НКУ на метод начислений не привел к идентичности бухгалтерских и налоговых показателей о доходах и расходах. Соответственно практически всегда величина финансового результата, приведенная предприятием в финансовой отчетности, будет отличаться от его же налогооблагаемой прибыли (убытка) из налоговой декларации по налогу на прибыль.

Вполне очевидно давнишнее стремление контролирующих органов заполучить от самого предприятия расшифровку таких расхождений. И вот поставленная цель близка к достижению…

Татьяна ВОЙТЕНКО, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»

 

Документы статьи

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон о бухучете — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Приказ № 1021 — приказ Министерства финансов Украины «Об утверждении Изменений в Положение (стандарт) бухгалтерского учета 3 «Отчет о финансовых результатах» от 11.08.2011 г. № 1021.

П(С)БУ 17 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 17 «Налог на прибыль», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 28.12.2000 г. № 353.

П(С)БУ 25 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 25.02.2000 г. № 39.

ПБУ 27 — Положение бухгалтерского учета «Налоговые разницы», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 25.01.2011 г. № 27.

 

Все, разумеется, уже наслышаны о том, что начиная с отчетных периодов 2013 года субъекты хозяйствования — плательщики налога на прибыль будут представлять финансовую отчетность с учетом налоговых разниц. А ввиду того что промежуточная финансовая отчетность составляется и подается ежеквартально (ч. 1 ст. 13 Закона о бухучете), первым таким отчетным периодом станет I квартал 2013 года.

При этом по предписаниям п. 44.2 и п. 1 подразд. 4 разд. ХХ НКУ методика бухгалтерского учета временных и постоянных налоговых разниц утверждается в порядке, предусмотренном Законом о бухучете. Именно такой «методикой», изданной во исполнение требований НКУ и ст. 6 Закона о бухучете, служит ПБУ 27, которое, как записано в его п. 1 разд. I, «определяет методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации о налоговых разницах и ее раскрытия в финансовой отчетности».

Как видим, несмотря на то что на законодательном уровне необходимость учета налоговых разниц закреплена в НКУ, информация о них должна накапливаться исключительно в бухгалтерском учете (никоим образом не затрагивая при этом данные, формирующие объект обложения налогом на прибыль) и отражаться только лишь в финансовой отчетности. Еще одним подтверждением этому служат положения абз. третьего п. 46.2 НКУ, требующие указывать временные и постоянные налоговые разницы в составе финансовой отчетности по форме, установленной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики (т. е. Минфином).

Правда, положениями п.п. 17.1.12 НКУ налогоплательщику предоставлено право (!) по утвержденной Минфином методике (т. е. по ПБУ 27) вести учет временных и постоянных налоговых разниц и использовать данные такого учета для составления декларации по налогу на прибыль. Заметьте: плательщику дано право, а не установлена обязанность. Поэтому если на предприятии и так должным образом организован учет доходов и расходов в целях исчисления объекта обложения налогом на прибыль, то оно не обязано ничего «ломать» в угоду ведения учета одиозных налоговых разниц. Другое дело, что уже по итогам I квартала 2013 года предприятиям предстоит заполнить показатели вновь введенных приказом № 1021 в Отчет о финансовых результатах (форма № 2) разделов IV «Налоговые разницы» и V «Согласование финансового результата и налоговой прибыли (убытка)», как раз и предназначенных для раскрытия информации о налоговых разницах. При этом раздел IV формы № 2 предназначен для отражения влияния постоянных и временных налоговых разниц на доходы и расходы в разрезе каждого из их видов, а в ее разделе V посредством корректировки финансового результата, полученного по данным бухгалтерского учета, на общий свернутый итог налоговых разниц будет выводиться сумма налоговой прибыли (убытка).

По замыслу Минфина, помочь бухгалтеру справиться с поставленной задачей должно как раз ПБУ 27. Насколько это так, давайте посмотрим, но прежде определимся со сферой его действия, подчеркнув сразу главное: вступление в силу ПБУ 27 никоим образом не повлияло ни на методологию (правила ведения) бухгалтерского учета, регламентированную П(С)БУ, ни на установленный НКУ порядок исчисления объекта обложения налогом на прибыль (порядок составления декларации по налогу на прибыль предприятия).

 

На кого распространяется ПБУ 27

Как прямо определено п. 1 подразд. 4 разд. ХХ НКУ, финансовую отчетность с учетом налоговых разниц представляют субъекты хозяйствования, являющиеся плательщиками налога на прибыль. Это утверждение продублировано также в п. 2 разд. I ПБУ 27, где дословно сказано, что его нормы «применяются предприятиями, организациями и другими юридическими лицами (далее — предприятия), которые согласно законодательству являются плательщиками налога на прибыль». В то же время ПБУ 27 сделан ряд исключений. Так, согласно п. 2 разд. I ПБУ 27 оно не касается:

— банков;

— бюджетных учреждений;

— субъектов малого предпринимательства — юридических лиц, которые (1) соответствуют критериям, определенным п. 154.6 НКУ (т. е. критериям, установленным для плательщиков налога на прибыль по ставке 0 %), и (2) применяют порядок упрощенного бухгалтерского учета доходов и расходов.

Касательно последней категории плательщиков налога на прибыль, выведенных из-под действия ПБУ 27, заметим, что таковые в соответствии с нормами П(С)БУ 25 составляют Упрощенный финансовый отчет субъекта малого предпринимательства, включающий Баланс и Отчет о финансовых результатах по формам № 1-мс и № 2-мс, приведенным в приложении 2 к П(С)БУ 25 (детально порядок его составления описан в статье «Финотчетность для «малых» и «нулевиков» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 39, с. 19). Причем напомним: по предписаниям п. 8 разд. I П(С)БУ 25 имеющие право на применение упрощенного бухгалтерского учета доходов и расходов субъекты малого предпринимательства обязаны признавать доходы и расходы с учетом требований НКУ (т. е. в строках 010, 040, 080 и 100 формы № 2-мс показывать исключительно налоговые доходы и расходы), а суммы, не признаваемые НКУ в качестве доходов или расходов, относить непосредственно на финансовый результат после налогообложения. В результате у «нулевиков» бухгалтерские доходы и расходы будут тождественны налоговым, а следовательно, ни о каких налоговых разницах речи не идет.

В то же время получается, что все прочие субъекты малого предпринимательства — плательщики налога на прибыль, а именно представляющие Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства, состоящий из Баланса (форма № 1-м) и Отчета о финансовых результатах (форма № 2-м), подпадают под действие ПБУ 27 и формально должны накапливать информацию о налоговых разницах. Однако на сегодняшний день целесообразность такого группирования весьма сомнительна, ведь форма № 2-м соответствующих разделов, предназначенных для отражения информации о налоговых разницах и согласования финансового результата и налоговой прибыли (убытка), наподобие формы № 2, не содержит.

Совершенно ясно, что на неплательщиков налога на прибыль действие ПБУ 27 не распространяется. Как результат юридические лица — субъекты упрощенной системы налогообложения никакого учета налоговых разниц вести не должны и значит в финансовой отчетности их показывать тоже не обязаны.

 

Классификация налоговых разниц

Как известно, возникновение разниц, которые НКУ определены как налоговые, обусловлено различием в методологии бухгалтерского и налогового учета.

Согласно толкованию понятия, приведенному в п.п. 14.1.188 НКУ, налоговой разницей считается разница, которая возникает между оценкой и критериями признания доходов, расходов, активов, обязательств по национальным П(С)БУ
или международным стандартам финансовой отчетности (далее — МСФО) и доходами и расходами, определенными согласно разд. III НКУ. Практически аналогичное определение названного термина дано в п. 3 разд. I ПБУ 27 за исключением того, что здесь вообще отсутствует упоминание об МСФО. Означает ли это, что составляющие финансовую отчетность по МСФО предприятия не должны применять ПБУ 27? Вероятнее всего, нет, поскольку (по крайней мере, на данный момент времени) при составлении финотчетности по МСФО используются регламентированные соответствующими
П(С)БУ формы. А раз так, то обновленный Отчет о финансовых результатах по форме № 2 за I квартал 2013 года придется заполнять и «МСФОшникам». Косвенным тому подтверждением служат выводы письма Минфина от 05.09.2011 г. № 31-08410-07-29/21847.

Что особо обращает на себя внимание в определении термина «налоговая разница», так это установление необходимости сравнивать для выявления налоговых разниц бухгалтерские «доходы, расходы, активы, обязательства» с налоговыми «доходами и расходами». Сомнений в отношении возможности сопоставления доходов и расходов, зафиксированных в бухгалтерском учете, с доходами и расходами, исчисленными по налоговым правилам, ни у кого, безусловно, не возникает. Но отождествлять «активы, обязательства» с «доходами и расходами» — это нонсенс. По всей видимости, авторам этого «перла» неведомо, что сравнению, вообще-то, подлежат показатели, сопоставимые в принципе. Любой бухгалтер знает, что нельзя сравнивать сальдо по счетам с оборотами по ним. Точно так же не могут быть проведены параллели между активами и обязательствами, отраженными на какую-то определенную отчетную дату в соответствующих статьях Баланса, и доходами расходами, приведенными в декларации по налогу на прибыль за какой-то определенный отчетный период. Другими словами, «активы, обязательства» с «доходами и расходами» абсолютно не поддаются никакому сравнению.

По предписаниям НКУ и п. 3 разд. I ПБУ 27 налоговые разницы подразделяются на два вида: временные и постоянные.

Так, временной налоговой разницей является налоговая разница, которая возникает в отчетном периоде и аннулируется в следующих отчетных налоговых периодах (п.п. 14.1.189 НКУ). В свою очередь, под постоянной налоговой разницей п.п. 14.1.192 НКУ понимает налоговую разницу, которая возникает в отчетном периоде и не аннулируется в следующих отчетных налоговых периодах. Проще говоря, налоговые разницы подразделяются на временные и постоянные в зависимости от возможности их аннулирования в последующих отчетных налоговых периодах.

Одновременно с этим п. 3 разд. I ПБУ 27 разграничивает постоянные налоговые разницы на:

подлежащие вычету, определяя их как постоянные налоговые разницы, которые приводят к уменьшению налоговой прибыли (увеличению налогового убытка) отчетного периода;

подлежащие налогообложению, т. е. постоянные налоговые разницы, которые увеличивают налоговую прибыль (уменьшают налоговый убыток) отчетного периода.

В соответствии все с тем же п. 3 разд. I ПБУ 27 налоговой прибылью (убытком) считается сумма прибыли (убытка), определенная по налоговому законодательству объектом налогообложения за отчетный период.

Вместе с тем согласно п. 1 разд. III ПБУ 27 в финансовой отчетности подлежат отражению постоянные и временные налоговые разницы, которые должны учитываться при определении налоговой прибыли (убытка) отчетного периода по соответствующим группам, с выделением не только постоянных налоговых разниц, подлежащих вычету, и постоянных налоговых разниц, подлежащих налогообложению, но и соответственно:

— временных налоговых разниц, подлежащих вычету;

— временных налоговых разниц, подлежащих налогообложению.

Более того, п. 2 разд. III ПБУ 27 обязывает приводить общую сумму временных налоговых разниц, подлежащих учету при определении налоговой прибыли (убытка) в следующих периодах, с выделением суммы временных налоговых разниц, подлежащих вычету, и суммы временных налоговых разниц, подлежащих налогообложению, в Примечаниях к финансовой отчетности (форма № 5). Хотя, заметим, пока форма № 5 изменениям в связи с этим не подвергалась. Тем не менее, не факт, что этого не произойдет до наступления срока подачи годовой финансовой отчетности за 2013 год, в состав которой форма № 5, собственно, и входит.

При всем том, расшифровку значений названных терминов п. 3 разд. I ПБУ 27 не дает, а посему, скорее всего, в этом вопросе придется обратиться к П(С)БУ 17, где в его п. 3 эти понятия раскрыты следующим образом:

временная налоговая разница, подлежащая вычету, — временная налоговая разница, которая приводит к уменьшению налоговой прибыли (увеличению налогового убытка) в будущих периодах;

временная налоговая разница, подлежащая налогообложению, — временная налоговая разница, которая включается в налоговую прибыль (убыток) в будущих периодах.

Однако, как ни странно, для заполнения раздела IV (и уж тем более раздела V) Отчета о финансовых результатах по форме № 2 такая градация постоянных и временных налоговых разниц на подлежащие вычету/налогообложению совершенно не требуется. Тут важно влияние постоянных налоговых разниц и временных налоговых разниц на доходы/расходы в сторону увеличения (уменьшения), а также установленное п. 8 разд. II ПБУ 27 деление на налоговые разницы по:

— доходу (выручке) от реализации продукции (товаров, работ, услуг);

— прочим операционным доходам;

— прочим доходам;

— себестоимости реализованной продукции (товаров, работ, услуг);

— прочим операционным расходам;

— прочим расходам;

— чрезвычайным доходам;

— чрезвычайным расходам.

Здесь нельзя не подчеркнуть, что исходя из требований п. 8 разд. II ПБУ 27 группирование налоговых разниц «привязывает» таковые к бухгалтерской классификации доходов и расходов. Ведь, напомним, по нормам НКУ налоговые доходы и расходы подразделяются всего лишь на два вида: доходы/расходы от операционной деятельности и прочие доходы/расходы (пп. 135.1, 138.1 НКУ).

Очевидно, что налоговые разницы (как постоянные, так и временные) могут влиять на величину соотношения бухгалтерских и налоговых доходов (расходов) как в сторону увеличения (такие разницы записываются в соответствующую графу раздела IV формы № 2 со знаком «+»), так и в сторону уменьшения (такие разницы показываются в соответствующей графе раздела IV формы № 2 со знаком «-»). Особо заметьте при этом, что знак налоговых разниц зависит именно от влияния на величину бухгалтерских доходов и расходов отчетного периода, т. е. налоговые разницы в предназначенную для них графу раздела IV формы № 2 заносятся:

со знаком «+», если бухгалтерские доходы (расходы) не подлежат отражению в отчетном периоде в отличие от налоговых;

со знаком «-», если бухгалтерские доходы (расходы) признаются в отчетном периоде, а налоговые нет.

 

Выявление и накопление налоговых разниц по ПБУ 27

В соответствии с ПБУ 27 плательщик налога на прибыль должен обеспечить детальное ведение бухгалтерского учета налоговых разниц, опираясь на данные первичных документов. Как утверждается в п. 7 разд. II ПБУ 27, «при систематизации информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, в регистрах синтетического и аналитического учета обязательно проводится анализ хозяйственной операции на наличие налоговых разниц». Далее в п. 9 разд. II ПБУ 27 говорится, что «информация о временных и постоянных налоговых разницах накапливается в регистрах бухгалтерского учета, в частности путем выделения отдельных граф для их отражения (по соответствующей классификации — временная или постоянная) либо другим способом, который будет обеспечивать регистрацию и накопление соответствующей информации для ее раскрытия в финансовой отчетности». Затем приведенные в соответствующих регистрах бухгалтерского учета данные о временных и постоянных налоговых разницах «обобщаются в сводном регистре» и уж потом «используются для составления соответствующих форм финансовой отчетности» (п. 11 разд. II ПБУ 27).

Причем особо заметьте: свертывание сумм налоговых разниц при отражении в регистрах бухгалтерского учета и раскрытии в финансовой отчетности п. 12 разд. II ПБУ 27 запрещает.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что посредством ПБУ 27 Минфин фактически навязывает предприятиям ведение третьего учета к двум уже имеющимся — учета налоговых разниц — по жестко регламентированным им правилам. Задумка Минфина понятна — заставить бухгалтера подготовить для проверяющих подробнейшую информацию о суммах различий между бухгалтерскими и налоговыми доходами (расходами). Однако стоит вспомнить, что форму бухгалтерского учета, как определенную систему регистров учета, порядка и способа регистрации и обобщения информации в них, на основании ч. 5 ст. 8 Закона о бухучете предприятие вправе выбирать самостоятельно.

Но вернемся к ПБУ 27. Анализируя его положения, может сложиться впечатление, что Минфин устанавливает обязанность для предприятий не только формировать в бухгалтерском учете информацию о налоговых разницах, заполняя на ее основе показатели соответствующей финансовой отчетности, но еще к тому же безоговорочно использовать данные такого учета в целях составления декларации по налогу на прибыль. Так, в п. 10 разд. II ПБУ 27 указано: «временные налоговые разницы распределяются между отчетными периодами, а также активами и обязательствами, связанными с ними, для учета при определении налоговой прибыли (убытка) и отражения сумм временных налоговых разниц, приходящихся на отчетный период, в соответствующих регистрах бухгалтерского учета». О том, что ПБУ 27 «создает надлежащее информационное обеспечение определения объекта обложения налогом на прибыль предприятий по данным бухгалтерского учета», Минфин высказался также в письме от 08.06.2011 г. № 31-08410-07-10/14598.

Тем не менее, можно однозначно утверждать, что ничего подобного НКУ не предусматривает. Единственное, повторим, п.п. 17.1.12 НКУ допускает (предоставляет налогоплательщику право) ведение учета временных и постоянных налоговых разниц по утвержденной Минфином методике и использование данных такого учета для составления декларации по налогу на прибыль.

Отсюда главный вывод, следующий из всего сказанного выше: налоговые разницы, рассчитываемые по ПБУ 27, являются исключительно бухгалтерскими показателями, никак не влияющими на объект обложения налогом на прибыль. Выявлять и накапливать их бухгалтеру нужно лишь затем, чтобы заполнить разделы IV и V обновленной формы № 2. Для исчисления размера налогооблагаемой прибыли (убытка) аксиомой было и сейчас остается требование п. 44.1 НКУ: «для целей налогообложения плательщики налогов обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством».

 

Процедурные моменты расчета налоговой прибыли

При определении налоговой прибыли (убытка) отчетного периода по данным бухгалтерского учета (т. е. значения показателя строки 530 формы № 2) п. 1 разд. II ПБУ 27 предлагает финансовый результат до налогообложения, определенный путем сравнения доходов отчетного периода с расходами, осуществленными для получения этих доходов, которые признаны и оценены в соответствии с П(С)БУ (т. е. учетную прибыль (убыток), показанную в строке 170 (175) формы № 2 и перенесенную в ее строку 500) скорректировать на сумму постоянных налоговых разниц и часть суммы временных налоговых разниц, относящейся к отчетному периоду. При этом, бесспорно, в зависимости от влияния на учетную прибыль (убыток) постоянных и временных налоговых разниц их свернутый результат, отражаемый в строке 520 формы № 2, может иметь как положительное, так и отрицательное значение.

Причем, заполняя строку 520 формы № 2, не следует забывать об учете знаков показателей, отраженных в графах 3 — 6 строки 480. Так, если, например, в строке 480 по графе 3 будет показано положительное значение налоговых разниц (+115 тыс. грн.), а по ее графе 6 — отрицательное (-28 тыс. грн.), то в строку 520 должно быть перенесено 143 тыс. грн.: 115 тыс. грн. - (-28 тыс. грн.) = 115 тыс. грн. + 28 тыс. грн.

В виде формулы правило определения налоговой прибыли (убытка) отчетного периода по данным бухгалтерского учета с использованием кодов строк формы № 2 будет иметь такой вид:

стр. 530 ф. № 2 = стр. 500 ф. № 2 ± стр. 510 ф. № 2 ± стр. 520 ф. № 2.

Важно отметить, что ПБУ 27 предполагает расчет налоговой прибыли (убытка) по данным бухгалтерского учета путем корректировки учетной прибыли (убытка) на постоянные и временные налоговые разницы. Другими словами, откорректировав бухгалтерскую прибыль (убыток) до налогообложения на налоговые разницы, нужно выйти на налогооблагаемую прибыль (убыток), показанную в налоговой декларации, а не наоборот. Собственно и раздел V формы № 2 построен именно таким образом.

Нужно также учитывать, что по п. 2 разд. II ПБУ 27 при определении налоговой прибыли (убытка) отчетного периода по данным бухгалтерского учета (строка 530 формы № 2) постоянные налоговые разницы по хозяйственным операциям отчетного периода:

учитываются в полном объеме в таком отчетном периоде;

не учитываются в будущих периодах.

А вот с утверждением, приведенным в п. 3 разд. II ПБУ 27, насчет того, что временная налоговая разница по хозяйственным операциям отчетного периода не учитывается при определении налоговой прибыли (убытка) отчетного периода, а учитывается при определении налоговой прибыли (убытка) в будущих периодах, согласиться нельзя. На самом деле, названная временная налоговая разница, возникшая в отчетном периоде, скажется на величине налоговой прибыли (убытка), определяемой по данным бухучета (строка 530 формы № 2), как текущего, так и будущих отчетных периодов — просто знак, с которым она учитывается в таких периодах, будет разным. Для примера рассмотрим ситуацию с созданием обеспечения на выплату отпусков работникам. Допустим, в I квартале 2013 года предприятием торговли создано упомянутое обеспечение в размере 100 тыс. грн. с отражением в составе расходов по дебету счетов 92 «Административные расходы» и 93 «Расходы на сбыт». При этом во II квартале 2013 года за счет созданного обеспечения начислены и включены в налоговые расходы отпускные в сумме 86 тыс. грн. Тогда по итогам I квартала 2013 года величина временной налоговой разницы, равная 100 тыс. грн., будет показана по строке 520 формы № 2 со знаком «+», а по результатам полугодия 2013 года в той же строке со знаком «-» подлежит отражению 86 тыс. грн. Таким образом, в условиях рассматриваемого примера во II квартале 2013 года произошло частичное аннулирование временной налоговой разницы. Тем не менее, в финансовой отчетности как за I квартал 2013 года, так и за полугодие 2013 года указанная временная налоговая разница (86 тыс. грн.) показывалась, но в отчетном периоде ее возникновения с одним знаком (в составе 100 тыс. грн.), а в периоде аннулирования — с противоположным.

Что касается временных налоговых разниц, возникающих по хозяйственным операциям, связанным с основными средствами и нематериальными активами, то они учитываются при определении налоговой прибыли (убытка) пропорционально начисленной сумме амортизации на объекты, балансовая стоимость которых сформирована без учета требований налогового законодательства и которые связаны с этими временными налоговыми разницами (п. 4 разд. II ПБУ 27). Приведенные временные налоговые разницы могут быть вызваны применением предприятием в бухгалтерском учете подходов и методов переоценки, амортизации, увеличения стоимости основных средств на сумму реконструкции и модернизации и т. п., отличных от требований налогового законодательства.

Кроме того, при определении налоговой прибыли (убытка) учитываются временные налоговые разницы, возникающие:

— по хозяйственным операциям, связанным с приобретением запасов и/или производством готовой продукции, — в периоде, в котором реализованы соответствующие запасы и/или готовая продукция, при производстве которой такие запасы были использованы (п. 5 разд. II ПБУ 27);

по другим хозяйственным операциям — в периоде, когда актив или обязательство, с которым связаны такие налоговые разницы, реализуется, погашается и т. п. (п. 6 разд. II ПБУ 27).

 

П(С)БУ 17 и ПБУ 27 — разница разнице рознь

Сразу уточним, что П(С)БУ 17, устанавливающее методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации о расходах, доходах, активах и обязательствах по налогу на прибыль и ее раскрытия в финансовой отчетности, основано на методе обязательств по балансу, рекомендованном соответствующим МСБУ 12 «Налоги на прибыль». Причем ни этот метод, ни само П(С)БУ 17 не предполагают вообще такого понятия, как «постоянная налоговая разница», поскольку оперируют только временными налоговыми разницами. Поэтому на сегодняшний день понятие «постоянная налоговая разница» установлено исключительно НКУ и ПБУ 27.

Вступившее в силу ПБУ 27 никоим образом не отменяет и не заменяет П(С)БУ 17. Они «работают» совершенно обособленно вне зависимости друг от друга, так как цели и задачи и у них совершенно разные. П(С)БУ 17 направлено на формирование качественной и достоверной финансовой отчетности, содержащей информацию о финансовом положении предприятия и результатах его деятельности путем расчета налогов на прибыль через механизм отсроченных налогов. Как указал в свое время Минфин в письме от 18.01.2011 г. № 31-34020-07-27/23-8730/154, отвечая на запрос относительно необходимости применения П(С)БУ 17: «на основании данных о временных налоговых разницах предприятиями в соответствии с указанным Положением (стандартом) признаются отсроченные налоговые активы и отсроченные налоговые обязательства». То есть необходимости расчета отсроченных налогов никто не отменял*.

* Подробно о расчете отсроченных налогов см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, спецвыпуск № 12.

Что касается ПБУ 27, то оно призвано расшифровать известную несогласованность между величиной финансового результата, приведенной в финансовой отчетности предприятия — учетной прибылью (убытком), с одной стороны, и налоговой прибылью (убытком) из декларации по налогу на прибыль, с другой. Соответственно обобщенная информация о налоговых разницах (как результат сравнения величин, отраженных в бухгалтерском и налоговом учете) приводится справочно в обновленном Отчете о финансовых результатах (в разделе IV формы № 2), никак не сказываясь на учетных данных о доходах и расходах, а тем более на налоговых показателях, задекларированных в налоговой отчетности.

 

Ответственность за неучет налоговых разниц

Пожалуй, самым наболевшим для плательщиков налога на прибыль является вопрос — чем же грозит непредоставление информации о налоговых разницах в составе подаваемой ими финансовой отчетности?

В том, что финансовая отчетность не имеет статуса налоговой отчетности, убеждать, безусловно, никого не нужно. Штрафы же, установленные, в частности, ст. 120 НКУ, применимы за непредставление или несвоевременное представление исключительно налоговой отчетности, к коей финансовая не имеет никакого отношения.

В свою очередь, налоговые разницы по требованиям п. 46.2 НКУ, как выяснили, подаются только лишь в составе финансовой отчетности и то информативно, совершенно не сказываясь ни на ее данных, ни на показателях налоговой декларации по налогу на прибыль. Поэтому если предприятие не будет осуществлять накопления налоговых разниц и в результате не приведет информацию о налоговых разницах в составе своей финансовой отчетности или все-таки заполнит разделы IV и V Отчета о финансовых результатах, но при этом допустит какие-то ошибки, то максимум, чем грозит его должностным лицам, — это административный штраф по п. 1642 КоАП, который может быть наложен только органами государственной финансовой инспекции.

Вот в принципе на сегодня все, что хотелось рассказать о предложенном Минфином учете налоговых разниц. Осталось проинформировать читателей о том, что «в целях создания надлежащего методического обеспечения ведения бухгалтерского учета временных и постоянных налоговых разниц» Минфин собирается утвердить методические рекомендации по применению ПБУ 27, правда, хотел он это сделать еще до вступления в действие последнего (см. письма от 05.09.2011 г. № 31-08410-07-29/21847 и от 12.09.2011 г. № 31-08410-07-29/22449). Потому более обстоятельный разговор о налоговых разницах еще впереди…

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше