Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Новации Закона № 5518: новые штрафы за нарушение наличных расчетов и изменения в Закон об РРО

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Январь, 2013/№ 8
Печать
Статья

Новации Закона № 5518: новые штрафы за нарушение наличных расчетов и изменения в Закон об РРО

 

В предыдущих номерах нашей газеты мы уже подробно рассмотрели самые масштабные изменения, которые с этого года произошли в налоговом законодательстве Украины*. Еще одна группа изменений-2013, на которых хотелось бы остановиться подробнее сейчас, направлены на нормативное регулирование ответственности за нарушение правил осуществления наличных расчетов, а также порядка проведения расчетов с использованием электронных платежных средств. Изменения эти предусмотрены Законом № 5518, который вступил в силу со дня официального опубликования в газете «Голос Украины», а именно с 03.01.2013 г.

Алла СВИРИДЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 5518 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по дальнейшему совершенствованию администрирования налогов и сборов» от 06.12.2012 г. № 5518-VI.

Закон о платежных системах — Закон Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» от 05.04.2001 г. № 2346-III.

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Положение № 637 — Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

Постановление № 878 — постановление Кабинета Министров Украины «Об осуществлении расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием специальных платежных средств» от 29.09.2010 г. № 878.

 

Ответственностьза нарушение порядка проведения расчетов

Благодаря изменениям, внесенным в КУоАП Законом № 5518, в нем появилась ответственность за нарушение порядка проведения расчетов за товары (услуги) с использованием электронных платежных средств (далее — ЭПС).

Теперь КУоАП дополнен новой ст. 16315, которая предусматривает ответственность за такие нарушения (см. таблицу на с. 41):

 

Административная ответственность по ст. 16315 КУоАП
(действует с 03.01.2013 г.)

Нарушение, предусмотренное ст. 16315 КУоАП

Штраф за соответствующее нарушение

Нарушение порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), в том числе превышение предельных сумм расчетов наличными*

На физлицо-предпринимателя или должностных лиц юридического лица в размере от 100 до 200 ннмдг (от 1700 до 3400 грн.)

Несоблюдение установленных законодательством требований относительно обеспечения возможности осуществления расчетов за товары (услуги) с использованием ЭПС

Повторное нарушение лицом, которое в течение года было привлечено к административной ответственности за такое нарушение

На физлицо-предпринимателя или должностных лиц юридического лица в размере от 500 до 1000 ннмдг (8500 — 17000 грн.)

*Согласно постановлению Правления НБУ от 09.02.2005 г. № 32 предельный размер расчетов наличными составляет 10000 грн.

 

Право рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка проведения наличных расчетов и расчетов с использованием ЭПС, а также налагать административные взыскания в соответствии со ст. 16315 КУоАП имеют право руководители органов ГНС и их заместители. Об этом говорится в обновленной ст. 2342 КУоАП.

Кстати сказать, осуществление контроля за соблюдением субъектами хозяйствования установленных законодательством обязательных требований относительно обеспечения возможности расчетов за товары (услуги) с использованием ЭПС относится к числу функций налоговиков в соответствии с п.п. 191.1.3 НКУ. Кроме того, соответствующими правами налоговики наделены в соответствии с п.п. 20.1.29 НКУ.

Анализируя порядок применения новой нормы КУоАП, уже сегодня можно отметить несколько важных моментов.

Во-первых, к ответственности за несоблюдение требований относительно обеспечения возможности осуществления расчетов за товары (услуги) с использованием ЭПС могут быть привлечены должностные лица тех субъектов предпринимательской деятельности (физлица-предприниматели), которые в соответствии с п. 14.19 Закона о платежных системах обязаны обеспечивать возможность осуществления держателями ЭПС расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием ЭПС не менее трех платежных систем, одной из которых является многоэмитентная платежная система, платежной организацией которой является резидент Украины*.

* Подробнее вопросы применения платежных систем рассматривались в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 89, с. 31.

Напомним, что на сегодняшний день, до разработки правительством новых требований к использованию платежных терминалов субъектами хозяйствования, следует руководствоваться постановлением № 878. Предусмотренные этим документом условия:

распространяются только на тех субъектов хозяйствования, которые осуществляют деятельность в сфере продажи товаров, общественного питания и услуг и обязаны использовать РРО (в их число, например, не попадают физлица-предприниматели на упрощенной системе налогообложения);

освобождают от перехода на обязательное использование платежных терминалов, в частности:

1) предприятия торговли с торговой площадью до 20 кв. метров (кроме автозаправочных станций);

2) субъектов хозяйствования, осуществляющих хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения меньше чем 25 тыс. человек.

Во-вторых, новая статья КУоАП не только определяет ответственность за нарушение порядка расчетов с использованием ЭПС, но также устанавливает новый повышенный размер ответственности за нарушение порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), в том числе превышение предельных сумм расчетов наличными (так называемое превышение 10-тысячного ограничения).

Напомним, что ранее штрафные санкции за нарушение правил ведения кассовых операций были установлены ст. 1642 КУоАП. Размер админштрафа в соответствии с этой статьей составлял от 8 до 15 ннмдг (т. е. от 136 до 255 грн.), а в случае повторного правонарушения лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию, — от 10 до 20 ннмдг (т. е. от 170 до 340 грн.). Однако рассматривать дела об административных правонарушениях по ст. 1642 КУоАПи налагать штрафные санкции по этой статье имели право лишь органы Государственной финансовой инспекции Украины (бывшее КРУ). Это значительно снижало вероятность того, что должностные лица обычных предприятий могли понести ответственность на основании этой нормы КУоАП, поскольку указанный орган проверяет обычные предприятия очень редко.

Сегодня опасность понести административную ответственность за нарушение порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), в том числе превышение предельных сумм расчетов наличными становится реальной, поскольку теперь привлекать к ней смогут налоговики.

В то же время следует обратить внимание: в отличие от действовавшей ранее ст. 1642 НКУ, новая ст. 16315 КУоАП устанавливает ответственность не за любое нарушение норм Положения № 637, а только лишь в части наличных расчетов за товары (услуги), в том числе превышение 10-тысячного ограничения. Хотя, конечно же, не исключена вероятность того, что налоговики по старинке будут применять этот штраф за любые кассовые нарушения, в том числе не связанные с оформлением расчетов за товары (услуги).

И еще один важный момент. Ответственность субъектов хозяйствования за нарушения законодательства в сфере обращения наличности, выявленные при проведении проверок, остается прежней, т. е. к ним применяются финансовые санкции в виде штрафов, предусмотренных Указом Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличных» от 12.06.95 г. № 436/95.

В-третьих, на наш взгляд, административные штрафы согласно ст. 16315 КУоАП должны применяться при определении меры ответственности за соответствующие правонарушения, совершенные начиная с 03.01.2013 г.

 

Изменения в Закон об РРО

Законом № 5518 в новой редакции изложены требования абзацев второго и третьего п. 7 ст. 3 Закона об РРО, которыми в обязанность субъектов предпринимательской деятельности вменяется подача отчетности по РРО. Так, в соответствии с ними субъектам предпринимательства, осуществляющим расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. д.), придется подавать в органы ГНС (по проводным или беспроводным каналам связи):

— субъектам хозяйствования, которые используют РРО (кроме электронных таксометров, автоматов по продаже товаров (услуг) и РРО, которые применяются для учета и регистрации операций по купле-продаже иностранной валюты) — электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, которые содержатся на контрольной ленте в памяти РРО или в памяти модемов, которые к ним присоединены;

— субъектам хозяйствования, которые используют такие РРО, как электронные таксометры, автоматы по продаже товаров (услуг) и РРО, которые применяются для учета и регистрации операций по купле-продаже иностранной валюты — информацию об объеме расчетных операций, выполненных в наличной и/или безналичной форме, или об объеме операций по купле-продаже иностранной валюты, которая содержится в фискальной памяти указанных РРО.

Таким образом, после вступления в силу указанных положений Закона № 5518 практически все субъекты предпринимательства (кроме предоставляющих услуги такси, осуществляющих валютно-обменные операции и продажу товаров и услуг с помощью автоматов) обязаны будут использовать РРО, позволяющие передавать в орган ГНС электронные копии всех расчетных документов. И только СПД, предоставляющие услуги такси, осуществляющие валютно-обменные операции и продажу товаров и услуг с помощью автоматов, будут вправе предоставлять информацию об объеме расчетных операций.

Обратите внимание: в соответствии с Заключительными положениями Закона № 5518 новая редакция абзацев второго и третьего п. 7 ст. 3 Закона об РРО вступит в силу лишь с 01.07.2014 г. До этой даты будет действовать нынешняя редакция этого пункта, в соответствии с которой обязанности по предоставлению РРО-отчетности распределены следующим образом:

— при использовании РРО, создающих контрольную ленту в электронной форме, или ЭККР, создающих контрольную ленту в печатном виде, — в орган ГНС предоставляют электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, содержащихся на контрольной ленте в памяти РРО или в памяти присоединенных к ним модемов;

— при использовании РРО, создающих контрольную ленту в печатном виде (за исключением ЭККР), — в орган ГНС подают информацию об объеме расчетных операций, выполненных в наличной и/или безналичной форме, или об объеме операций по купле-продаже иностранной валюты, которая содержится в их фискальной памяти*.

* Подробнее см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 97, с. 29.

Для практической реализации упомянутых выше изменений в п. 7 ст. 3 Закона об РРО Законом № 5518 предусмотрено, что с 01.01.2014 г. разрешается первичная регистрация только тех РРО, которые создают контрольную ленту в электронной форме, а также электронных таксометров, автоматов по продаже товаров (услуг), РРО по купле-продаже иностранной валюты. Другими словами, все новые РРО должны будут соответствовать требованиям относительно передачи соответствующей информации по проводным и беспроводным каналам.

Ну и наконец последнее новшество, предусмотренное Законом № 5518, которое хотелось бы упомянуть в рамках этого комментария. Согласно обновленной ст. 15 Закона об РРО налоговики контролируют соблюдение порядка проведения расчетов за товары (услуги), проводимых через РРО, в ходе фактических и документальных выездных проверок в соответствии с НКУ. Таким образом, данные изменения привели в соответствие устаревшие нормы Закона об РРО и НКУ.

Вот и все нововведения, предусмотренные Законом № 5518, на которые следовало обратить внимание в первую очередь. Изменения, внесенные Законом № 5518 в ряд других законодательных актов, являются не столь существенными и никак не отразятся на работе большинства налогоплательщиков, а потому останавливаться на них не будем.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше