Темы статей
Выбрать темы

Почта редакции. Платежный терминал и РРО: насколько они нужны предпринимателю-единоналожнику при расчетах с покупателями?

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Платежный терминал и РРО: насколько они нужны предпринимателю-единоналожнику при расчетах с покупателями?

 

Физическое лицо – предприниматель, являющееся плательщиком единого налога, продает товары за наличные, не используя при этом РРО. Нужно ли такому предпринимателю устанавливать платежный терминал для проведения расчетов с покупателями за проданные товары при помощи банковских платежных карточек? Станет ли обязательным для него применение РРО в случае использования терминала?

(г. Севастополь)

 

Как указано в п. 14.19 Закона Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» от 05.04.2001 г. № 2346-III (далее – Закон о платежных системах), новая редакция которого действует с 18.10.2012 г., субъекты хозяйствования обязаны обеспечивать возможность осуществления держателями электронных платежных средств (далее – ЭПС) расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием электронных платежных средств не менее трех платежных систем, одной из которых является многоэмитентная платежная система, платежной организацией которой является резидент Украины.

При этом требования к субъектам хозяйствования, касающиеся приема ЭПС в оплату проданных ими товаров (предоставленных услуг), устанавливает КМУ (абзац второй п. 14.19 Закона о платежных системах).

На сегодняшний день нормативным документом, которым предусмотрены условия перехода на обязательное использование платежных терминалов, пока остается постановление КМУ «Об осуществлении расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием специальных платежных средств» от 29.09.2010 г. № 878* (далее – постановление № 878), разработанное под старую редакцию ст. 14 Закона о платежных системах.

* См. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 80, с. 3.

Главный вывод, который следует из указанного постановления, применительно к рассматриваемому вопросу заключается в том, что платежные терминалы не обязаны применять субъекты хозяйствования, освобожденные от использования РРО, в частности физические лица – предприниматели на едином налоге, имеющие такую привилегию согласно п. 6 ст. 9 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР (далее – Закон об РРО) и п. 296.10 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Таким образом, на сегодняшний день, с одной стороны, действует новая норма п. 14.19 Закона о платежных системах, которая фактически обязывает всех субъектов сферы торговли и услуг использовать платежные терминалы, а с другой – не отменено и не подкорректировано постановление № 878, принятое под старую редакцию ст. 14 данного Закона, которое освобождает от этой обязанности среди прочих и предпринимателей-единоналожников.

По-своему прояснить сложившуюся ситуацию попытались налоговики. Отвечая на вопрос, какие субъекты хозяйствования освобождаются от обязательного приема ЭПС, они подтвердили (см. консультацию, размещенную в разделе 109.06 ЕБНЗ), что в настоящее время остается действующим постановление № 878, однако, поскольку оно не приведено в соответствие с требованиями Закона о платежных системах, должно применяться в части, не противоречащей ему. А в связи с тем, что данным Законом не предусмотрено освобождение отдельных субъектов хозяйствования от обязательного приема ЭПС, обзавестись платежными терминалами для осуществления расчетов за проданные товары (предоставленные услуги), по их мнению, обязаны все субъекты хозяйствования, в том числе и предприниматели-единоналожники.

Наш подход к этому вопросу изложен в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 39, с. 39. Он состоит в том, что пока не будет принят соответствующий нормативный акт Кабинета Министров Украины во исполнение действующей редакции абзаца второго п. 14.19 Закона о платежных системах, об обязанности обеспечить прием ЭПС в отношении какого-либо субъекта хозяйствования говорить не приходится.

В такой же степени лояльным по отношению к субъектам хозяйствования оказалось Министерство экономического развития и торговли Украины, указав в письме от 07.05.2013 г. № 3502-06/16081-12 (см. на с. 9 сегодняшнего номера), что, с его точки зрения, законодательством не установлена обязанность использования ЭПС для осуществления расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) субъектами хозяйствования, но только теми, которые не применяют РРО. И хотя Минэкономики здесь ссылается на «состарившееся» постановление № 878, которое сейчас фактически не действует, вывод оно сделало правильный.

Следовательно, есть веские основания утверждать, что до появления нового нормативного документа, предусматривающего условия перехода на обязательное использование платежных терминалов, субъекты хозяйствования, в том числе и предприниматели-единоналожники, могут применять их только в добровольном порядке. Кстати, о добровольности таких действий лицами, которые не обязаны применять РРО, Минэкономики заявляло и в письме от 07.02.2013 г. № 3501-06/4370-12.

Теперь что касается второй части вопроса о необходимости применения РРО, если физлицо-единоналожник все-таки решит установить в своей торговой точке платежный терминал.

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 3 Закона об РРО, субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.), при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли обязаны проводить такие операции на полную сумму покупки (предоставления услуги) через зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы РРО с распечатыванием соответствующих расчетных документов.

При этом под расчетным документом ст. 2 Закона об РРО понимает документ установленной формы и содержания (кассовый чек, товарный чек, расчетная квитанция, проездной документ и т. п.), подтверждающий факт продажи (возврата) товара, предоставления услуги, получения (возврата) средств, купли-продажи инвалюты, напечатанный в случаях, предусмотренных Законом об РРО, и зарегистрированный в установленном порядке кассовым аппаратом либо заполненный вручную.

На то, что расчетные операции с применением пластиковых карточек во время продажи товаров (предоставления услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг должны осуществляться через зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы РРО с распечатыванием соответствующих расчетных документов, подтверждающих выполнение расчетных операций, или в случаях, предусмотренных законодательством Украины, с применением зарегистрированных расчетных книжек и книг учета расчетных операций, указывает и п. 3.4 гл. 3 разд. VII Правил Национальной системы массовых электронных платежей, утвержденных постановлением Правления НБУ от 10.12.2004 г. № 620.

Платежный терминал печатает лишь слип (квитанцию) – бумажный документ, подтверждающий осуществление операции с использованием платежной карточки. Такой документ содержит исключительно набор данных об этой операции и реквизиты платежной карточки (п. 1.4 Положения о порядке эмиссии специальных платежных средств и осуществления операций с их использованием, утвержденного постановлением Правления НБУ от 30.04.2010 г. № 223), в связи с чем не является расчетным документом в понимании Закона об РРО.

Между тем, как устанавливает п. 6 ст. 9 Закона об РРО, физлица-предприниматели, уплачивающие единый налог при продаже товаров (предоставлении услуг), имеют право вообще не использовать РРО и расчетные книжки. Таким образом, независимо от формы расчетов с покупателями за проданный товар (наличной или безналичной, т. е. с применением банковских платежных карточек) торговец, подпадающий под это исключение, может не применять РРО*.

* Хотя в отношении предприятий, освобожденных от применения РРО, которые собираются устанавливать платежные терминалы, налоговики неумолимы: при осуществлении расчетов в безналичной форме с применением платежных карточек такие предприятия обязаны использовать РРО (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2013, № 21, с. 69).

Вместе с тем в таком случае предприниматель должен соблюдать требования п. 11 ст. 8 Закона Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII, которые предусматривают, что при продаже товара продавец обязан выдать потребителю расчетный документ установленной формы, удостоверяющий факт покупки, с отметкой о дате продажи. Похожие требования выдвигает и п. 15 ст. 3 Закона об РРО.

В качестве такого документа в рассматриваемой ситуации может служить товарный чек, который оформляется в произвольной форме и содержит надпись «Товарный чек», а также по содержанию соответствует требованиям п. 3.2 Положения о форме и содержании расчетных документов, утвержденного приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614, за исключением указания в нем фискального номера РРО и надписи «Фискальный чек» (см. консультацию налоговиков, размещенную в разделе 109.10 ЕБНЗ).

 

Наталья Белова, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше