Темы статей
Выбрать темы

О формировании налогового кредита по НДС перерабатывающими предприятиями при приобретении ОФ

Редакция НиБУ
Письмо от 11.02.2013 г. № 3371/7/15-33-17-16

О формировании налогового кредита по НДС перерабатывающими предприятиями при приобретении ОФ

Письмо Государственной налоговой службы Украины от 11.02.2013 г. № 3371/7/15-33-17-16

 

Государственная налоговая служба Украины рассмотрела письмо <…> об особенностях формирования налогового кредита перерабатывающими предприятиями при приобретении основных фондов и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 139 Хозяйственного кодекса имущественные ценности приобретают экономическую форму (основные фонды, оборотные средства, средства, товары) в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

В частности, к основным фондам производственного и непроизводственного назначения законодательством отнесены дома, сооружения, машины и оборудование, оснащение, инструмент, производственный инвентарь и приборы, хозяйственный инвентарь и другое имущество длительного использования.

Для целей налогообложения плательщики налогов в соответствии с пунктом 44.1 статьи 44 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 подраздела 2 раздела ХХ Кодекса перерабатывающее предприятие сумму уплаченного (начисленного) налогового кредита по изготовленным и/или приобретенным товарам/услугам, основным средствам, которые используются частично для изготовления продукции, а частично для изготовления других товаров/услуг, распределяет исходя из части использования таких товаров/услуг, основных средств в операциях по поставке продукции, и, соответственно, в операциях по поставке других товаров/услуг, с учетом требований раздела V Кодекса.

То есть перерабатывающие предприятия, применяющие режим налогообложения, определенный п. 1 подраздела 2 раздела ХХ Кодекса, обязаны провести распределение налогового кредита по изготовленным и/или приобретенным товарам/услугам, основным средствам, которые используются частично для изготовления продукции (молока, молочного сырья, молочных продуктов, мяса, мясопродуктов, другой продукции переработки животных (шкур, субпродуктов, мясо-костной муки), изготовленной из поставленных молока или мяса в живом весе сельскохозяйственными товаропроизводителями), а частично для изготовления других товаров/услуг.

Отрицательную разницу между суммой налоговых обязательств отчетного (налогового) периода и суммой налогового кредита отчетного (налогового) периода, определенную в декларации по налогу на добавленную стоимость в отношении деятельности по поставке продукции , перерабатывающее предприятие зачисляет в уменьшение налоговых обязательств следующих отчетных (налоговых) периодов, которая не предусматривает право на получение бюджетного возмещения на текущий счет.

Как указано в запросе, согласно данным бюджетных деклараций за сентябрь и октябрь 2012 года объемы обложенных налогом операций отсутствуют, другая хозяйственная деятельность не задекларирована.

Таким образом все суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении перечисленных в запросе основных средств, должны быть отражены в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в отношении деятельности по поставке продукции (перерабатывающего предприятия).

В отчетных периодах, в которых плательщик начнет осуществлять деятельность, которая должна отражаться в бюджетной декларации, и использовать ранее приобретенные основные фонды частично в такой деятельности, сумма налога на добавленную стоимость, которая приходится на долю их использования, должна быть исключена из налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в отношении деятельности по поставке продукции (перерабатывающего предприятия) и перенесена в налоговый кредит (если осуществляет налогооблагаемые операции), либо на увеличение стоимости основных фондов (если осуществляет операции, не являющиеся объектом налогообложения или освобождаемые от налогообложения) в декларацию, по которой осуществляются расчеты с бюджетом с последующим проведением перерасчета по итогам одного, двух и трех календарных лет, следующих за годом, в котором они начали использоваться (введены в эксплуатацию).

Что касается права перерабатывающих предприятий на получение бюджетного возмещения по операциям по вывозу продукции собственного производства в таможенном режиме экспорта, то согласно подпункту 5 пункта 1 подраздела 2 раздела ХХ Кодекса такое право распространяется на суммы налога на добавленную стоимость, уплаченного (начисленного) поставщикам товаров/услуг, стоимость которых включена в стоимость экспортированной продукции, с применением правил формирования бюджетного возмещения, определенных ст. 200 Кодекса, в том числе и ограничений, установленных п. 200.5 этой статьи.

 

Заместитель Председателя А. Игнатов



комментарий редакции

Налоговый кредит по НДС переработчиков:
 особенности распределения при отсутствии поставок

Если в бюджетных декларациях за отчетный период объемы налогооблагаемых операций отсутствуют и другая хозяйственная деятельность не задекларирована, ГНСУ делает вывод, что все суммы НДС, уплаченные при приобретении основных средств, должны быть отражены в спецдекларации, т. е. в налоговой декларации по НДС, касающейся деятельности по поставке продукции (перерабатывающего предприятия). Такой подход в комментируемом письме демонстрирует ГНСУ в вопросе отражения налогового кредита по основным средствам в случае, если они используются перерабатывающими предприятиями частично в специальной, а частично — в иной деятельности.

Позицию налоговиков характеризует также и абзац письма, где говорится о переносе суммы НДС со статусом налогового кредита в общую (бюджетную) декларацию в периоде, в котором плательщик начнет осуществлять деятельность, которая должна отражаться в такой (бюджетной) декларации.

Таким образом, из комментируемого письма следует, что в упомянутых в нем сентябре и октябре 2012 года перерабатывающее предприятие вообще не осуществляло деятельность, точнее, не осуществляло налогооблагаемых операций, а еще точнее, не осуществляло поставок ни спецрежимных, ни других товаров с обложением НДС.

При этих условиях мотивация налоговиков в отношении выбора формы декларации сводится к следующему:

без наличия налогооблагаемых операций по поставкам ГНСУ не воспринимает операции по приобретению основных фондов (о которых в настоящий момент идет речь) как одну из составляющих деятельности (думаем, никто не станет отрицать, что приобретение — это тоже деятельность), которая может отражаться в бюджетной декларации;

— порядок отражения в общей (бюджетной) декларации налогового кредита связывается с условием отражения налоговых обязательств по НДС;

— понятие начала деятельности, которая должна отражаться в бюджетной декларации, отождествляется с понятием начала поставок.

Сразу отметим: хотя мнение налоговиков не совсем согласуется с нормами НКУ, оно заслуживает внимания.

Пересказывая нормы п.п. 4 п. 1 подразд. 2 разд. ХХ НКУ, в котором речь идет о распределении налогового кредита по изготовленным и/или приобретенным товарам/услугам, основным средствам, которые используются частично для изготовления продукции, а частично для изготовления других товаров/услуг, ГНСУ указывает, что такое распределение должно происходить с учетом требований разд. V «Налог на добавленную стоимость» НКУ.

А раз так, то уместно по крайней мере вспомнить:

— п. 198.3 НКУ, которым, в частности, установлено, что налоговый кредит отчетного периода состоит из сумм налогов, начисленных (уплаченных) плательщиком налога <…> в течение такого отчетного периода в связи с приобретением (строительством, сооружением) основных фондов (основных средств, в том числе других необоротных материальных активов и незавершенных капитальных инвестиций в необоротные капитальные активы), в том числе при их импорте, с целью дальнейшего использования в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности плательщика налога;

— абзац четвертый п. 198.3 НКУ, которым установлено, что право на начисление налогового кредита возникает независимо от того, начали ли такие товары/услуги и основные фонды использоваться в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности плательщика налога в течение отчетного налогового периода, а также от того, осуществлял ли плательщик налога налогооблагаемые операции в течение такого отчетного налогового периода.

Таким образом, согласно общим правилам порядок отнесения суммы НДС к налоговому кредиту определенного вида декларации зависит от ожидаемого направления (цели) использования приобретенного объекта и не зависит ни от факта его реального использования, ни от наличия налогооблагаемых операций.

Однако, если на момент приобретения (как в случае, описанном в комментируемом письме) доли использования определить невозможно (поскольку самих операций, облагаемых налогом по общим и спецрежимным правилам, как видим, не было), то, несмотря на то, что приобретенное основное средство планируется использовать как в спецрежимных, так и в других операциях, отражать налоговый кредит логичнее в спецдекларации. По крайней мере, безопаснее, учитывая статус предприятия как переработчика поставленных сельхозпредприятиями молока или мяса в живом весе.

Следует обратить внимание, что такой порядок отражения касается ситуации параллельного (одновременного) использования основных средств в двух видах деятельности. Если же основные средства приобретаются с целью дальнейшего использования исключительно в одном виде деятельности (спецрежимной или иной), то налоговый кредит в полном размере следует отражать в соответствующей одной декларации (специальной или общей). Понятно, что такой порядок отражения налогового кредита не считается его распределением.

В то же время отметим, что в случае изменения направления использования приобретенных товаров/услуг, основных средств, переноса части налогового кредита из одной декларации в другую уместно говорить уже не о распределении, а о корректировке налогового кредита.

На определенные мысли наводит упоминание налоговиков об операциях, не являющихся объектом налогообложения или освобождаемых от налогообложения, и о периодическом перерасчете налогового кредита по итогам одного, двух и трех календарных лет.

Возможно, таким образом ГНСУ хотела подчеркнуть, что распределение налогового кредита между спецрежимной и другой деятельностью перерабатывающего предприятия должно производиться в аналогичном порядке, т. е. по правилам, установленным ст. 199 НКУ. Ведь ни для кого не секрет, что порядок определения перерабатывающими предприятиями долей одновременного использования приобретенных товаров/услуг, основных средств, нормами НКУ прямо не установлен.

Правда, в этом случае вместо распределения между облагаемыми и не облагаемыми налогом операциями, которые отражаются в одной общей декларации по НДС, предложенное налоговиками распределение, во-первых, касается только налогооблагаемых операций (спецрежимной и другой деятельности), и во-вторых, операции отражаются в разных декларациях по НДС (спецрежимной и общей, соответственно). Для этого, по нашему мнению, можно воспользоваться формой приложения Д7 к декларации по НДС (конечно, с определенными коррективами на другие цели и характер распределения).

Кстати, упомянутый налоговиками в конце комментируемого письма «ограничительный» п. 200.5 НКУ в контексте основных фондов является исключением из общего правила. Не имеют права на получение бюджетного возмещения лица, которые:

— были зарегистрированы как плательщики этого налога менее чем за 12 календарных месяцев до месяца, по результатам которого подается заявление на бюджетное возмещение (кроме начисления налогового кредита в результате приобретения либо сооружения (строительства) основных фондов);

— имели объемы налогооблагаемых операций за последние 12 календарных месяцев меньше заявленной суммы бюджетного возмещения (кроме начисления налогового кредита в результате приобретения или сооружения (строительства) основных фондов).

 

Анатолий Бобро

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше