Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Возврат судебного сбора: процедура, налоговый и бухгалтерский учет

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июль, 2013/№ 54
Печать
Статья

Возврат судебного сбора: процедура, налоговый и бухгалтерский учет

 

 

До недавнего времени вопрос возврата уплаченного судебного сбора был достаточно проблемным, в первую очередь из-за правовой неопределенности собственно процедуры такого возврата. Заполнению этого законодательного пробела в значительной мере способствовало появление ряда разъяснений государственных органов (несколько из них мы публикуем в этом номере). Следовательно, на сегодня можно утверждать, что вернуть излишне или ошибочно уплаченные суммы судебного сбора стало вполне реально. Расскажем, какие шаги для этого следует предпринять.

Юрий КУЛИК, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»

 

Документы статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

ХПК — Хозяйственный процессуальный кодекс Украины от 06.11.91 г. № 1798-XII.

Закон № 3674 — Закон Украины «О судебном сборе» от 08.07.2011 г. № 3674-VI.

Порядок № 845 — Порядок исполнения решений о взыскании средств государственного и местных бюджетов или бюджетных учреждений, утвержденный постановлением КМУ от 03.08.2011 г. № 845.

Порядок № 226 — Порядок возврата средств, ошибочно или излишне зачисленных в государственный и местные бюджеты, утвержденный приказом Госказначейства Украины от 10.12.2002 г. № 226.

Постановление № 7 — Постановление пленума Высшего хозяйственного суда Украины «О некоторых вопросах практики применения раздела VI Хозяйственного процессуального кодекса Украины» от 21.02.2013 г. № 7.

 

Судебный сбор и основания его возврата

В соответствии со ст. 1 Закона № 3674 за подачу в суд заявлений и жалоб, а также за выдачу судами процессуальных документов, уплачивается судебный сбор, являющийся составной частью судебных расходов. Частью первой ст. 9 данного Закона предусмотрено, что судебный сбор уплачивается по месту рассмотрения дела. В то же время, если он уже уплачен, но дело было передано на рассмотрение в другой суд, то законодательные основания для возврата заявления по причинам неуплаты сбора отсутствуют*.

* Хотя этот вывод, выраженный в письме ВХСУ от 05.07.2012 г. № 01-06/869/2012, касается непосредственно хозяйственного судопроизводства, он является справедливым и в рамках дел общей и административной юрисдикции.

Перечень случаев, в которых уплата такого сбора обязательна, приведен в ч. 1 ст. 3 Закона № 3674, причем, как указано в письме ВССУ по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 27.09.2012 г. № 10-1386/0/4-12, этот перечень является исчерпывающим.

При определенных законодательно установленных обстоятельствах судебный сбор возвращается плательщику. При этом вопрос такого возврата весьма актуален, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона № 3674 суммы уплаченного сбора могут быть достаточно существенными. Так, за подачу субъектом хозяйствования искового заявления имущественного характера в хозяйственный суд сумма сбора составляет 2 % от цены иска, но:

1) не менее 1,5 размера минимальной заработной платы на 1 января соответствующего года, т. е. в 2013 г. — 1720,5 грн.;

2) не более 60 размеров минимальных заработных плат на 1 января соответствующего года, т. е. в 2013 г. — 68820 грн.*

* По поводу жалоб на решения налоговиков/таможенников следует отметить: если иск касается решения об определении денежных обязательств и других решений, влияющих на состав имущества истца, то он является имущественным (см. письмо ВАСУ от 18.01.2012 г. № 165/11/13-12). В таком случае сумма сбора будет составлять 1 % цены иска, но не менее 0,2 размера минимальной заработной платы (в 2013 г. — 229,4 грн.) и не более 3 размеров заработной платы (в 2013 г. — 3441 грн.).

Основания возврата судебного сбора могут быть разными, но условно их можно разделить на две группы. Немного забегая вперед, заметим, что в зависимости от оснований отличается и процедура возврата.

К первой группе отнесем основания, перечень которых приведен в ст. 7 Закона № 3674. Согласно ч. 1 этой статьи уплаченная сумма судебного сбора возвращается в случае:

1) уменьшения размера исковых требований либо внесения судебного сбора в большем размере, чем установлено законом;

2) возврата заявления или жалобы;

3) отказа в открытии производства по делу;

4) оставления заявления или жалобы без рассмотрения (кроме случаев, если такие заявления или жалобы оставлены без рассмотрения в связи с повторным неприбытием истца либо по его ходатайству);

5) закрытия производства по делу (не касается дел, которые рассматриваются в порядке хозяйственного судопроизводства, о чем см. далее).

Вторая группа — это все прочие основания, которых нет в приведенном перечне. Чаще всего необходимость возврата возникает при уплате судебного сбора без дальнейшего обращения в суд, ошибочной уплате и т. п.

 

Процедура возврата

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона № 3674 возврат уплаченной суммы судебного сбора осуществляется в порядке, установленном Минфином. К сожалению, на сегодня соответствующий порядок еще не утвержден, о чем в свое время сообщалось в письмах ВХСУ от 05.07.2012 г. № 01-06/869/2012 и от 23.05.2012 г. № 01-06/704/2012. В то же время это не является препятствием в возврате уплаченного судебного сбора, поскольку законодательно рассматриваемый вопрос может быть решен уже действующими нормативно-правовыми актами. Порядок такого возврата рассматривался в письмах Государственной судебной администрации Украины от 07.07.2012 г. № 11-3740/12 и Минфина от 11.06.2012 г. № 31-08330-10-18/14701 (см. соответственно на с. 24 и с. 21 сегодняшнего номера). При этом обратите внимание: он отличается в зависимости от причин возврата судебного сбора.

Если такой причиной является одно из оснований, установленных ст. 7 Закона № 3674, т. е. из оснований, отнесенных нами условно к первой группе (см. выше), то в этом случае судом выносится соответствующее решение. Собственно возврат осуществляется согласно процедуре, установленной Порядком № 845 (об этом также идет речь в разъяснении ГСА на ее официальном сайте http://court.gov.ua).

Для того чтобы вернуть уплаченный сбор, необходимо после вступления судебного решения о возврате сбора в законную силу (как указывалось в п. 5.2 Постановления № 7, это может быть и определение о возврате сумм судебного сбора, вынесенное как отдельный процессуальный документ) подать в орган Казначейства заявление о возврате с указанием реквизитов банковского счета, на который следует перечислить средства. К заявлению прилагается судебное решение о возврате средств и оригинал или копия платежного поручения (квитанции), подтверждающие перечисление сбора в бюджет.

Перечень оснований возврата судебного сбора, приведенный в ст. 7 Закона № 3674, является исчерпывающим (см. п. 5.1 Постановления № 7). И если лицо, уплатившее указанный сбор, хочет его вернуть по другим причинам (например, сбор уплачен ошибочно, иск в суд не подан и т. п.), то суд не может принять решение о возврате сбора. Для этого у него отсутствуют необходимые правовые основания, поскольку судебный сбор возвращается на основании определения суда только по причинам, которые определены ч. 1 ст. 7 Закона № 3674 (см. письмо ВХСУ от 05.07.2012 г. № 01-06/869/2012). В этом случае процедура возврата существенно сложнее и требует непосредственного и активного участия плательщика сбора.

Такая процедура определена Порядком № 226, в соответствии с которым и с учетом имеющихся разъяснений компетентных госорганов лицо — плательщик сбора, желающее его вернуть, должно:

1) обратиться с заявлением в суд, на доходный счет которого был ошибочно уплачен судебный сбор, о выдаче справки об уплате, приобщив оригинал платежного документа, подтверждающего уплату сбора в указанной сумме. После проверки факта поступления средств суд выдает указанную справку и возвращает оригинал платежного документа с отметкой на его обратной стороне о выдаче такой справки;

2) с полученной справкой и платежным документом с отметкой суда о ее выдаче обратиться в территориальное управление ГСА по месту расположения суда и получить там представление в орган Государственной казначейской службы Украины. При этом на платежном документе также делается отметка о выдаче представления;

3) подать заявление (вместе с представлением и оригиналом платежного документа с отметками) в орган Казначейства.

 

Прекращение производства в рамках хозяйственного судопроизводства: есть ли основания для возврата судебного сбора?

Коснемся еще одного вопроса, связанного с определенными юридическими тонкостями. Касается он возврата судебного сбора на основании закрытия производства по делу, о котором речь идет в п. 5 ч. 1 ст. 7 Закона № 3674. Причем этот вопрос возникает исключительно в отношении дел, которые рассматриваются хозяйственными судами.

Проблема заключается в том, что понятие «закрытие производства по делу» предусмотрено ГПК Украины (ст. 205) и КАС Украины (ст. 157), т. е. является понятием гражданского и административного судопроизводства. Хозяйственное судопроизводство (см. ст. 80 ХПК) содержит иное понятие — «прекращение производства по делу». В указанных статьях этих кодексов приведены основания, по которым производство по делу может быть закрыто или прекращено, и в значительной степени эти основания совпадают. То есть фактически речь идет об одном и том же.

Исходя, очевидно, именно из этого, Пленум ВХСУ в свое время в первоначальной редакции постановления от 26.12.2011 г. № 18 отметил, что по содержанию п. 5 ч. 1 ст. 7 Закона № 3674 прекращение производства по делу на основании ст. 80 ХПК влечет за собой возврат уплаченных сумм судебного сбора.

Но…

Немного позднее ВХСУ изменил свою точку зрения. Так, в постановлении Пленума ВХСУ от 21.02.2013 г. № 7 указывается, что перечень оснований возврата уплаченных сумм судебного сбора, установленный ст. 7 Закона № 3674, является исчерпывающим и такого основания, как прекращение производства по делу, в этом перечне нет. Следовательно, по мнению Пленума ВХСУ, прекращение производства по делу по основаниям, предусмотренным ст. 80 ХПК, не влечет за собой последствий в виде возврата уплаченной суммы судебного сбора.

Таким образом, если в рамках административного или гражданского дела судом принимается решение о закрытии его производства, то суд может и должен одновременно принять решение о возврате судебного сбора. Если же речь идет о хозяйственном деле и суд, руководствуясь ст. 80 ХПК, принимает решение о прекращении производства, то, исходя из разъяснений Пленума ВХСУ, принять решение о возврате судебного сбора суд не может. То есть хотя, как мы уже указывали, по сути между закрытием дела и его прекращением разницы нет и отличие сугубо терминологическое, вернуть из бюджета уплаченный судебный сбор при прекращении хозяйственного дела не удастся. Такой же вывод следует из содержания п. 11 информационного письма ВХСУ от 25.08.2011 г. № 01-06/1175/2011.

 

Бухгалтерский и налоговый учет судебного сбора

Бухгалтерский учет. Прежде всего следует отметить, что согласно Классификации доходов бюджета, утвержденной приказом Минфина Украины от 14.01.2011 г. № 11, судебному сбору соответствует код 22030000, т. е. он относится к неналоговым поступлениям. В соответствии с п. 18 П(С)БУ 16 уплата судебного сбора может быть квалифицирована как расходы на урегулирование споров в судебных органах, а потому такие суммы следует относить к административным расходам.

Поскольку, как мы отметили, сбор является обязательным неналоговым платежом, то его уплата отражается проводками: Дт 642 — Кт 311 и, одновременно, Дт 92 — Кт 642. Что касается учета возврата сбора, то отражение частично может зависеть от того, на основании чего возвращается сбор — по судебному решению либо по собственному решению плательщика.

Если сбор возвращается по судебному решению, вынесенному по одному из оснований, приведенных в ст. 7 Закона № 3674, то в бухгалтерском учете это отражается так:

Дт 642 — Кт 746 — на дату вступления в силу судебного решения;

Дт 311 — Кт 642 — на дату зачисления средств.

В случае же возврата сбора по решению плательщика (при отказе от иска либо при возврате ошибочно уплаченного сбора), чтобы не усложнять учет, по нашему мнению, наиболее рационально будет отражать его по факту возврата записью Дт 311 — Кт 719. Хотя вполне допустимым будет и более «академический» вариант, что совпадает с предыдущим: Дт 642 — Кт 746 на дату подачи заявления о возврате в орган Казначейства, а уже после поступления средств — Дт 311 — Кт 642.

Налоговый учет. В налоговом учете, как и в бухгалтерском, уплата судебного сбора относится к административным расходам (абз. «е» п.п. 138.10.2 НКУ), на что в свое время мы уже указывали (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 11, с. 46). Такого же мнения придерживаются и налоговики (см. консультацию из Единой базы налоговых знаний, разд. 102.07.20), однако они также уточняют, что расходы в виде судебного сбора могут быть учтены в налоговом учете только при наличии документов, подтверждающих их связь с хозяйственной деятельностью. Такие расходы отражаются в периоде их признания в бухгалтерском учете и включаются в стр. 06.1 декларации по налогу на прибыль.

Что касается возврата судебного сбора, то, должны отметить, в НКУ прямая норма о квалификации этой суммы отсутствует. На наш взгляд, в случае возврата судебного сбора по решению суда с этой целью следует руководствоваться п.п. 135.5.8 НКУ, даже несмотря на то что в этой норме речь идет о государственной пошлине, которая возвращается по решению суда (дело в том, что судебный сбор был установлен вместо государственной пошлины).

При возврате судебного сбора без определения суда, на наш взгляд, такие суммы следует включать в прочие доходы на основании п.п. 135.5.15 НКУ. Вместе с тем следует отметить, что у налоговиков на это есть свой взгляд: в упомянутой выше консультации в ЕБНЗ (разд. 102.07.20) они указывают на то, что доходы при возврате судебного сбора следует отражать лишь в том случае, если плательщик перед этим включил их в расходы. К сожалению, из этой консультации непонятно, какими предписаниями НКУ они руководствовались, потому если плательщик решит не отражать доходы на основании этого разъяснения, советуем прежде всего получить индивидуальную налоговую консультацию.

При возврате плательщику судебного сбора и признании им дохода такой доход, по нашему мнению, следует отразить по дате его признания в бухгалтерском учете (п. 137.16 НКУ).

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц